>> << >>
Главная Выпуск 10 NewConcepts Chapters
Geopolitical concepts*

Безотходная цивилизация: взгляд культуролога.

Игорь Григорьевич ЯКОВЕНКО Профессор РГГУ. Историк и культуролог



 

Статья профессора Магаршака  потрясает и даже несколько подавляет 
масштабом проблемы, которая разворачивается перед читателем и  
панорамой задач, вытекающих из данного концепта.
 

 

Возникает объяснимый   вопрос – возможен ли такой поворот? История 
свидетельствует о печальной закономерности:  Человек использует 
традиционно освоенные технологии и переходит на новые,  чаще всего, под 
давлением императивных обстоятельств. Бронза отступала перед железом на 
фоне военно-политического краха  ранних империй, базировавшихся на 
бронзе.  Кочевники доказывали эффективность железа стальными клинками.   
 

 

Типичный сценарий включения в  догоняющую модернизацию – 
проигранная война и окончательное исчерпание возможностей жить по-
старому.
 

 

В данном случае речь идет о глобальном качественном скачке, 
предполагающем преодоление огромной исторической инерции. Эта 
революция перечеркнет устойчивую иерархию  стран внутри  мировой 
экономики и затронет интересы миллионов людей. В их числе найдутся  
индивидуальные и коллективные субъекты, располагающие огромными 
ресурсами:  финансовыми, организационными,  пропагандистскими.  
 

 

Наконец военными, которые могут быть обращены против «империалистов», 
разоряющих традиционные отрасли нашего производства и  навязывающих 
нам новые технологии.  Сотни миллионов людей ненавидят меняющийся мир 
и предпочтут гибель этого, погрязшего во грехе мира, апокалиптическим в их 
глазах переменам.
 

 

Есть и еще одно соображение. Дело в том, что разные общества переживают 
разные стадии исторического развития. Причем,  стадиальная гетерогенность  
человечества константна. Понимание кризиса и необходимости перемен 
требует стадиальной зрелости общества, которую, скорее всего, можно 
ожидать в лидирующих странах. Для остальных  актуальными окажутся 
непреодолимые культурные и стадиальные барьеры.
 

 

Есть и соображения позитивного характера.  В известном смысле Homo 
sapiens  всегда переживает кризис и перед ним маячит  опасность 
исчезновения. Но до сих пор кризисы  разрешались. Если исходить из того, 
что человечество –  закономерный феномен, а наше понимание именно 
таково, то однажды описываемый переход произойдет.
 

В тоже время история человечества не располагает к  оптимизму. Есть основания полагать, что  переход к безотходной цивилизации случится, когда часы будут показывать без пяти двенадцать  (если не пять минут первого).

 

Та проблема, на которую указывают авторы, возникла как бы незаметно. 
Человечество шло по инерционному сценарию.  По оценкам археологов, 
освоение огня  произошло 400 тыс. лет назад.  С тех пор человек извлекает 
накопленную в органических соединениях энергию, трансформируя ее  в  
тепловую. Добыча полезных ископаемых  насчитывает 6-8 тысяч  лет.   
Металлургия  насчитывает те же 6-8 тысяч лет. Со второй половины XVIII 
века  качественно  изменился масштаб.  Изменение  принесла  паровая 
машина,  обеспечившая   трансформацию тепла в механическую энергию 
вращения. С этого момента скачком растет потребление  железа и 
раскручивается технологическая спираль. Двигатель внутреннего сгорания, 
электропривод и остальные радости возникали в рамках сложившегося 
тренда. Масштаб деструктивного воздействия на среду скачкообразно возрос. 
Разбалансированный рост населения земного шара, последовавший  за 
подавлением  биологических регуляторов численности популяции, 
довершает картину дисбаланса.
 

 

Отметим, что человечество тысячелетиями обходилось мускульной силой 
человека,  затем доместицированных животных, использовало энергию ветра 
и  падающей воды.  Когда же человек вышел на другие источники энергии, 
уровень энерговооруженности вырос на порядки  и эта ситуация стала 
существенным, если не решающим, фактором  разрушения природного 
баланса.
 

 

Вообще говоря,  сначала возникают  некоторые реалии, и только потом  
происходит  называние и осознание этих реалий, формируется отношение к 
ним. Это нормально. Часть данного процесса мы уже прошли. Проблема  
экологического кризиса звучит  с 60-х годов  прошлого века. Драматические 
проблемы демографии  также давно обозначены. Глобальное моделирование, 
развенчание технократического мифа  об экономическом росте как  
эффективном средстве решения всех проблем пришлось на 70- 90-е годы.  
Наконец, понимание того, что  в рамках устойчивой парадигмы развития 
человечество идет в тупик постепенно захватывает общественное внимание. Однако, люди включены в «злобу дня»,  принадлежат обреченной культуре экстенсивного бытия и воспринимают предостережения как привычный апокалиптический фон своего существования. Мир рухнет через тридцать-сорок лет, а машину  поменять и слетать на Багамы   надо в текущем году. Это – тоже нормально.

 

 

Вначале проблема осознается экспертным сообществом, потом  попадает в 
сферу общественного внимания. Постепенно формируется критическая масса 
осознанных аргументов в пользу перемен. И критическая масса субъектного 
слоя общества, готового обсуждать реальную стратегию выхода из тупика и 
способного  принять  те изменения в образе жизни, культуре, экономике, 
которые последуют за сменой исторической парадигмы нашего бытия.
Все эти вещи надо обсуждать  и моделировать, подвигая общество от слов к  
делу: финансированию,  разработкам, внедрению, обкатки и доводки. А 
далее, исследовать  складывающуюся реальность  и примерять ее к 
современному человеку.

 

========================================================================================

ОБ АВТОРЕ: Игорь Григорьевич Яковенко

Окончил Московский лесотехнический институт (1969) и аспирантуру Института философии АН СССР (1982). Кандидат культурологии (диссертация «Должное и сущее как категории культурно-исторического процесса», 1999), доктор философских наук.

Преподаёт в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова (курс лекций по теории локальных цивилизаций на факультете мировой политики), профессор кафедры истории и теории культуры Российского государственного гуманитарного университета.

Автор 240 публикаций, в том числе 7 монографий, среди которых книга «Риски сорпциальной трансформации российского общества: культурологический аспект» (2006) Соавтор книги «История России: конец или новое начало?». Составитель сборника «Россия как цивилизация. Устойчивое и изменчивое» (М.: Наука, 2007).

 

 

=========================================================

 

Перевод статьи И.Г.Яковенко "Безотходная цивилизация: взгляд культуролога" на английский язык.

Осуществлен совместно с редакцией журнала Знание-Сила для организации симпозиума, посвященного данной проблеме. 

 

Igor Grigorievich YAKOVENKO

professor of RSUH, historian, culture expert


Non-waste civilization: view of a culture expert.

(about the article by Magarshak on nature-like civilization)


The article by professor Magarshak stuns and even slightly overwhelms the reader by the 
extent of the problem that unfolds in front of him/her and by panorama of tasks that are implied 
by this concept.

There arises an explainable question - is this turn possible? History witnesses an 
unpleasant regularity: Man uses traditional mature technologies and moves to new technologies 
mostly under the pressure of imperative circumstances. Bronze was overpowered by iron against 
the background of military and political collapse of early empires, based on bronze. Nomads 
proved efficiency of iron with the aid of steel blades.

A typical scenario of inclusion into catch-up modernization is lost war and final 
exhaustion of possibilities to live as before.
In this case the matter concerns worldwide qualitative leap that implies overcoming huge 
historical inertia. This revolution will make null and void the stable hierarchy of countries inside 
world economy and will affect interests of millions of people. Among them there will turn up 
individual and collective parties that have considerable resources: financial, organizational and 
propagandistic.

Finally there will turn up parties who have military resources that can be turned against 
"imperialists" who ruin traditional branches of our production and impose new technologies on 
us. Hundreds of millions of people hate changing world and will prefer destruction of this world, 
stuck in sin, to apocalyptic changes, as they see them.
There is one more consideration. The point is that different societies go through different 
stages of historical development. Stadial heterogeneity of mankind is constant at that.  
Understanding of crisis and necessity of changes requires stadial maturity of society that most 
likely can be expected from leading countries. For others impassable cultural and stadial barriers 
will turn out to be of vital importance.

There are also positive considerations. To a certain extent, Homo sapiens is constantly 
going through the crisis and in his eyes there is the danger of disappearance. But up to the 
present day the crises have been resolved. If we proceed from the fact that mankind is a natural 
phenomenon, and this is how we understand it, the described transition will take place one day.
At the same time history of mankind doesn't make an optimistic impression. There are 
reasons to suppose that transition to non-waste civilization will take place when the clock will 
read five to twelve (if not five past twelve).

The problem described by authors arose somewhat without being noticed. Mankind 
moved on in line with "no-change" scenario. According to archaeologists' estimates man started 
to use fire 400 thousand years ago. Since then man gets energy accumulated in organic 
compounds and transforms it into heat energy. Mineral production extends back 6-8 thousand 
years. Metallurgy extends back the same 6-8 thousand years. Since the second half of XVIII 
century the scale has changed fundamentally. The change was brought by steam engine. It 
ensured transformation of heat into mechanical rotation energy. Since then consumption of iron 
has increased abruptly and technological spiral has been widened. Internal combustion engine, 
electric motor drive and other joys appeared within the framework of fully formed trend. The 
scale of destructive influence on the environment increased abruptly. Unbalanced growth of 
world population, that followed suppression of biological regulators of population level, makes 
the picture of imbalance complete.

Note that mankind managed with his muscle power for thousands of years and then with 
domesticated animals' power, used power from the wind and falling water. When man found 
other sources of energy the level of available power grew by times and this situation became an 
essential, if not crucial, natural balance destruction factor.

In general terms, at first some realia appear and only then naming and understanding of 
these realia takes place, attitude to them is formed. This is to be expected. We have already gone 
through a part of this process. We hear about the problem of ecological crisis since 1960s. 
Dramatic demography problems were also designated long ago. Global modeling, debunking of 
the technocratic myth of economic growth being an effective means of solving all the problems 
fell on 1970s - 1990s. Finally, understanding that within the framework of sustainable 
development paradigm mankind is on the way to reach a deadlock is gradually grabbing public 
attention. However, people are aware of the main topic of the day, belong to doomed culture of 
extensive existence and take warnings as habitual apocalyptic background of their own 
existence. The world will fall in thirty-forty years, but the car is to be changed and the Bahamas 
are to be visited this year. It is to be expected too.


At first the problem is understood by expert community and then it comes in sight of public. 
Gradually critical mass of conscious arguments for changes is formed, as well as critical mass of 
subjective population group that is ready to discuss real strategy for breaking the deadlock and is 
capable of adopting those changes of life style, culture, economy, that will follow the change in 
historical paradigm of our existence. All these objects are to be discussed and modeled, 
forwarding society to pass from words to deeds: financing, planning, implementation, running-in 
and refinement. And then it is necessary to explore the forming reality and to fit it for modern 
humans.

 


 

Добавить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте:
Email: Пароль:

напомнить пароль

Регистрация