>> << >>
Главная Выпуск 16 2 New Concepts in Arts*
Painting and Photography

король нищих художников: Камиль Писсаро, французский художник - еврей

Алексей Викторов
Апрель 2017
Опубликовано 2017-04-28 17:00
 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Он провел жизнь в страшной нищете – все потому, что лишился наследства, женившись на служанке, и рисовал свои картины так, что их никто не понимал и не покупал. Ему всего-то следовало отказаться от любви и вернуться к канонам академической живописи. Но он пошел до конца – сегодня Камиль Писсарро считается отцом импрессионизма, породившим и Гогена, и Ван Гога.

Он был сыном успешного торговца Абрама Писсарро, французского еврея из Бордо, обосновавшегося на острове Сен-Томас в Карибском бассейне. Мать Рахиль принадлежала к роду португальских евреев, живших на острове уже много десятилетий. Бизнес отца, торговавшего скобяными изделиями, процветал – Абрам ждал скорейшего взросления родившегося в 1830 году сына, который смог бы продолжать его дело. Когда Камилю было 11 лет, его отправили учиться во Францию. В колледже в Пасси он провел шесть лет, вернувшись к родителям в 1847 году. Одним из предметов, преподаваемых в колледже, был и рисунок, который выявил художественные таланты Писсарро. Но возможность дальнейшего профильного обучения живописи Камиль даже не рассматривал, ведь дома его ждал отец. Вернувшись, он присоединился к бизнесу отца, но наравне с книгами учета товара на его рабочем столе всегда находился набор для рисования. И Писсарро не упускал ни малейшей возможности запечатлеть то, что видел вокруг: торговцы, матросы, корабли, океан и горизонт. О том, что за этим горизонтом намного больше объектов для творчества, поведал юнцу случайно увидевший его за работой молодой датский художник Фриц Мельби. Мельби оценил талант Камиля, предложил бросить рутинную работу и уехать вместе с ним в Венесуэлу. На следующее утро, впервые за шесть лет совместной работы, отец не обнаружил сына в рабочем кабинете, а в комнате их с матерью ждало прощальное письмо, поведавшее о страсти сына к живописи, его ближайших планах и с просьбой простить за неоправданные надежды.

 

 

 

 

 

 

 

 

Много позже, бедствуя, Писсарро вспоминал этот момент, связавший его с искусством навсегда: «В 1852 году я был хорошо оплачиваемым клерком в Сент Тома, но я не смог там выдержать. Не раздумывая долго, я все бросил и удрал в Каракас, чтобы сразу порвать связь с буржуазной жизнью. То, что я претерпел тогда, невообразимо. То, что мне приходится терпеть сейчас, – ужасно, и переносить это труднее, чем когда я был молод, полон сил и энтузиазма, возможно, что у меня нет будущего. Однако, если можно было бы начать сначала, я думаю, я не стал бы колебаться и пошел бы по тому же пути».

Это сегодня его картины оцениваются в десятки миллионов долларов, а к моменту написания этих строк Писсарро был художником с 30-летним стажем, картины которого никто не покупал. В том путешествии после бегства из дома он пробыл три года, вернувшись в Сент Том в 1855 году. За эти три года сложился характер его живописи – точный и реалистичный рисунок фигур, продуманное композиционное построение. Не гоняясь за экзотикой пейзажей, он оттачивал свое мастерство, рисуя окружавшие его обычные объекты – хижины, матросов, погонщиков, животных. В общем, все то, на что маститые художники и не обращали внимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По возвращении Камиля отец уже не настаивал на занятии коммерцией, а, напротив, оказал помощь в продолжении обучения в Париже в Академии Сюиса. Там он познакомился с Моне, оказавшим сильное влияние на этот этап творчества Писсарро. Помимо Моне на его творчество повлияют еще много художников – Камиль Коро, Гюстав Курбе, Шарль-Франсуа Добиньи. Но каждый раз это влияние будет преодолеваться – Писсарро вбирал их опыт, но развивал свой собственный неповторимый стиль.

В ту пору в Париже художник встретил свою любовь – Жюли Вэллей, бывшую прислугу матери. Отец молодого художника отказался признать их брак и лишил сына ежемесячного пенсиона. В 1863 году у Писсарро родился сын, и семейство перебралось жить в окрестности Парижа, не в состоянии позволить себе жизнь в дорогой столице. Зато Писсарро внезапно окружили пейзажи, буквально наполненные поэзией. И он, конечно же, не преминул их запечатлеть. Несколько раз его работы были приняты в Салон, но чаще всего все они отвергались как не соответствующие академическим канонам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Писсарро был бескомпромиссным приверженцем реалистической школы живописи, а основное внимание старался уделять изображению освещенных предметов в воздушной среде. Свет и воздух – это ведущая тема в творчестве Писсарро. Чтобы досконально соответствовать реальности, он стремился писать и заканчивать свои пейзажи не в мастерской, а прямо на пленэре. Считается, что именно Камиль Писсарро самостоятельно выработал основные принципы, повлиявшие на формирование импрессионизма, и оказал влияние на многих художников-новаторов: Поля Гогена, Эдгара Дега, Поля Сезанна, раннего Винсента Ван Гога.

Франко-прусская война заставила его уехать с семьей в Лондон, где он продолжил увлеченно писать уже городские пейзажи, передающие очарование Туманного Альбиона. В это время его дом в предместьях Парижа был захвачен и разграблен прусскими солдатами, а большинство хранившихся там картин уничтожено. Солдаты просто использовали их в качестве настила, бросая на землю в саду, чтобы не испачкать ноги. В Лондоне состоялось знакомство художника с молодым торговцем картинами Полем Дюран-Рюэлем, оказавшим впоследствии огромную поддержку всем импрессионистам. Тем временем импрессионистов не жаловали – первая их выставка состоялась в 1874 году и вызвала ужасающий скандал. Но Писсарро все равно продолжал писать в выбранной им манере, которая была тогда никому не интересна. Нищета его семьи достигла таких масштабов, что вместе с младшими детьми жена художника изготавливала незатейливые поделки и продавала их. Причем раскупались они куда быстрее, чем творения великого Писсарро.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Триумф пришел в 1892 году. Тогда в Париже состоялась большая выставка его картин. После нее материальное положение семьи начало улучшаться. Казалось, испытания, выпавшие на их долю, наконец-то закончены, но именно в этот момент признания художника настигла беда – тяжёлая болезнь глаз, не позволявшая ему работать под открытым небом, а уж тем более в холодное время года. А ведь природа, открытый воздух, солнечный свет были для него всем.

Но даже оказавшись пленником в собственной комнате, он не сдался. Он начал писать городские пейзажи, сидя у окна. Он выбирал гостиничные номера на верхних этажах отелей с широким углом обзора. Именно сидя у окна, он написал свои знаменитые парижские пейзажи, которые настолько глубоко вошли в историю искусства, что ныне традиционный образ Парижа воспринимается не иначе как глазами Писсарро. Конечно, его творческий путь временами выходил за рамки импрессионизма. В нем были и кратковременные эксперименты с неоэкспрессионизмом и пуантилизмом, и занятия гравюрой, офортом и литографией.

Всего же Писсарро оставил после себя порядка тысячи картин помимо уничтоженных во время франко-прусской войны (а там было почти 20 лет его работы). Это был не только великий художник, но и человек необычайной моральной силы, противостоявший ударам судьбы и нищете в течение большей части своей жизни, спокойно их переносивший и продолжавший работать. «Работая, я забываю все горести и печали. Я даже просто их не знаю. Страдание подчиняет себе только бездельников».


 

Читайте также:

ИОСИФ АБРАМОВИЧ РАПОПОРТ - ТРИЖДЫ НЕ ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА, ЗАТО ГЕРОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Академик Иосиф Абрамович Рапопорт был   трижды представлен к званию Героя. Единственный на сессии ВАСХНИЛ 1948 года открыто выступил против Лысенко. Полученные за им Ленинскую премию деньги роздал сотрудникам. И, будучи академиком, не имел ни кабинета, ни секретаря.

Великое выступление Великого физика

Клод Моне -певец Красоты Болота. Покоя Болота и Рая Болота

Одним из первых в длинном ряду следовавших в фарватере направлений, отделявших живопись от фотографии, был французский художник Клод Моне. Который изображал мимолетные видения мира, возникавшие при восходе и закате солнца, менявшиеся с каждой секундой. А также соборы в тумане и блики сияний&отражений в волнах озера, моря или реки. Однако наряду с этим Моне обнаружил для себя мир, которой оказался постоянно прекрасен и ярок. Который можно изображать не спеша (как во время восходов с закатами), а спокойно вглядываясь в него. Этим миром был мир болота.

Портреты 113 женщин Донжуанского Списка Пушкина

Добавить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте:
Email: Пароль:

напомнить пароль

Регистрация