>> << >>
Главная Выпуск 21 Воспоминания об Эпохах
Воспоминания об Эпохах

Ужасы сталинского ГУЛАГа, замалчивать которые - преступление

Воспоминания об ужасах оставленных умирать на острове за то, что при облаве у них на руках не было паспортов. И воспоминания отца Ефима Шефрина о ужасах сталинских концлагерей, о которых не знают
Июль 2018
Опубликовано 2018-07-21 14:00



Жизнь на острове смерти

Назинская трагедия – одна из самых страшных страниц российской истории ХХ века, символ бессмысленной жестокости системы ГУЛАГа. Всего за несколько недель мая – июня 1933 года на острове посреди Оби умерли от голода пять тысяч спецпереселенцев. Многие из них стали жертвами людоедства. Сейчас на пожертвования в Назино строят церковь, посвященную невинным жертвам ГУЛАГа.​

В начале 1930-х в Советском Союзе была восстановлена паспортная система, отмененная после революции. Почти сразу в городах начались массовые аресты "нарушителей паспортного режима". Кампания была инициирована ОГПУ, руководство которого планировало таким способом увеличить численность населения Сибири на три миллиона человек.

План Генриха Ягоды, одобренный Сталиным, был оформлен как постановлениеПолитбюро об организации новых трудовых поселений в Сибири, Казахстане и на Дальнем Востоке. Исполнение возложили на милицию, которая хватала на улице каждого, кто не мог предъявить воспетую Маяковским краснокожую паспортину. Арестованных грузили в товарные вагоны и везли в Новосибирск, откуда на баржах они отправлялись по Оби на север. Однажды в середине мая 1933 года жители деревни Назино увидели множество горожан в потрепанной одежде, сгрудившихся на острове напротив деревни.

"За что вы попали сюда?" – спросили мы парня. Он ответил: "А ни за что. Был студентом в Москве. На выходных пошел в гости к тете – москвичке. Дошел до ее двери, стучался, но тетка не успела открыть дверь, потому что меня тут же схватили. Я был арестован как не имеющий при себе паспорта".

(Из воспоминаний крестьянки Феофилы Былиной)

Однажды он поехал в Новосибирск, пошел на центральный рынок. В это время рынок окружили, устроили облаву и арестовали тех, кто не имел при себе документов

"Сальников Кузьма Антонович, 1911 года рождения, из Новокузнецка, работал на шахте, был женат, имел двоих детей. Однажды он поехал в Новосибирск, пошел на центральный рынок. В это время рынок окружили, устроили облаву и арестовали тех, кто не имел при себе документов. Всех, в том числе женщин и детей, погрузили на баржу и увезли на остров Назинский. Еды не было. Людей мучил голод. Охрана бросала хлеб, когда ехала мимо острова. Кто схватит, тот и съест, остальным ничего не доставалось. В тех, кто пытался бежать, стреляли. Неизвестно, сколько Сальников пробыл на острове, но ему удалось бежать. Переплыв реку, он болотами вышел к людям. После побега работал в колхозах".

(Из воспоминаний Веры Пановой, жительницы Усть-Тыма)

"Люди там всякие были. Во время паспортизации их облавой взяла милиция в Томске и на баржу. И закрывали их там. Даже сам, этот, томский прокурор приезжал. У него два сына забрали. Люди выходили на улицу без документов, а их раз – и забирала милиция облавой. Прокурор тот своих сыновей вывез с острова".

(Из воспоминаний Алексея Вогулькина, жителя деревни Назино)

Речной катер экспедиции общества
                "Мемориал". Назино. 1989
Речной катер экспедиции общества "Мемориал". Назино. 1989

​Воспоминания жителей Назино и окрестных деревень в конце 1980-х годов записали участники экспедиции томского общества "Мемориал" – Николай Кандыба, Георгий Шахтарин и Вильгельм Фаст.

– Это было летом 1989 года. Мы арендовали в Томске речной катер и поплыли на север, – рассказывает Георгий Шахтарин. – Когда причалили к острову напротив деревни Назино, там ничего не было видно из-за высокой травы. Мы высадились на берег и почувствовали, что нас всех пробрала какая-то оторопь. Наверное, потому что мы знали о событиях 1933 года. А так, если не знать, то – красивое место, северная природа.

– Вы были первыми, кто расспрашивал жителей Назино о тех событиях. И тогда еще были живы очевидцы. Вам легко удалось их разговорить?

– Да, они охотно рассказывали. Это ведь самая известная история, случившаяся в Александровском районе при советской власти. Можно сказать, легендарная. Они все называют этот остров – Людоед или Смерть-Остров.

Участники экспедиции 1989 года: Анна Фаст,
                Вильгельм Фаст, Георгий Шахтарин, Николай Кащеев
Участники экспедиции 1989 года: Анна Фаст, Вильгельм Фаст, Георгий Шахтарин, Николай Кащеев

"В нашей избе был в то время заезжий двор. Колхоз обязывал нас принимать проезжих. Цыгане едут – цыган принимали. Потом я выписывала квитанцию, сколько людей было, сколько лошадей, и колхоз нам платил. На квартиру к нам попадали и высланные. Однажды побывала у нас и старушка со Смерть-Острова. Ее везли этапом. У нас в избе была прихожая, комната и две спальни. Женщину провели в дальнюю комнату на ночлег, и я увидела, что у старушки на ногах срезаны икры. На мой вопрос она ответила: "Это мне на Смерть-Острове отрезали и зажарили". Вся мякоть на икрах была срезана. Ноги от этого мерзли, и женщина обертывала их тряпками. Она самостоятельно двигалась. Выглядела старухой, но в действительности ей было 40 с небольшим лет".

(Из воспоминаний Феофилы Былиной, жительницы с. Назино)

– Как жители деревни относились к соседству с таким мрачным местом?

– Абсолютно спокойно. Они косили на острове сено, а деревенские коровы плавали туда через речную протоку на пастбище. Все знали, что там происходило. Повсюду нам рассказывали о случаях людоедства, но для местных жителей – это просто давняя история.

В интервью, записанном участниками экспедиции, крестьянка Мария Панова рассказывала:

– Говорят, на острове было людоедство?

– Было, было. Привязывали женщин к лесинам, груди отрезали, икрянки эти вот отрезали.

– На ногах?

– Ну вот это вот мягкое место.

– И ели это мясо?

– Они жарили на костре и ели. Ну, голод был, голод.

"Я не знаю, кто их охранял, никуда не выпускали и работы им не давали и ничем не обеспечивали. А у нас заплот такой был с воротами высокими. А закрывать их зачем мы будем? Три семьи нас поселилось, еще ни скотины, ничего нету… Они и не закрывались у нас – ворота. Вот утром выйдешь – елки зеленые, полная ограда покойников, ступить негде. Прямо лежали, как бревна. Вот сидим мы, ребятишки, а они, значит, лезут в окно: помираю, погибаю, опустился и – готов".

(Из воспоминаний Александра Наумова, жителя села Усть-Тым)

Закладной крест, установленный в Назино в память о
                жертвах 1933 года
Закладной крест, установленный в Назино в память о жертвах 1933 года

​Кроме ни в чем не повинных людей без документов, случайно задержанных милицией, среди спецпереселенцев было немало уголовников-рецидивистов. Более выносливые и менее щепетильные, они были первыми, кто решился попробовать человеческое мясо.

В фондах томского мемориального музея "Следственная тюрьма НКВД" сохранились машинописные воспоминания сотрудника Александровско-Ваховской комендатуры Андрея Карагодина, который работал на острове охранником и полвека спустя записал по памяти сцену допроса одного из уголовников:

"В соседней комнате разместилась комиссия из Сиблага. Солидный голос сказал: "Садитесь!" и начался допрос. Я сразу же понял, что допрашивают кого-то из тех, кто жил на острове.

– Скажите, Гвоздев, это правда, что вы выбивали зубы больным и умирающим?

– Правда.

– Зачем?

– Чтобы добыть золотые коронки.

– Зачем?

– Поменять на махру. Курить же хочется. А у вахтеров за каждую коронку можно было бы получить спичечную коробку или целых две газеты, шоб цигарки крутить.

– Так... И много вы выбивали зубов?

– Сколько надо, столько и выбивал. В заначку не складывал. Все менял на махру, сам курил и друзей угощал.

– Ясно. А теперь вы, Углов. Это правда, что вы ели человечье мясо?

– Не, неправда. Я ел только печенку и сердце.

– Расскажите, как вы это делали, подробно.

– Очень просто. Как шашлык делают. Из ивовых прутиков делал шампурчики, нарезал кусочками, нанизывал на шампурчики, поджаривал на костерке.

– А у каких людей вы добывали себе мясо? У живых или у мертвых?

– Зачем же у мертвых. Это ж падаль. Я выбирал таких, которые уже не живые, но еще и не мертвые. Видно же, что доходит, через день-два все равно дуба даст. Так ему ж легче умереть будет... Сейчас, сразу, не мучиться еще два-три дня".

Назинское преступление ГПУ могло бы остаться нераскрытым – кто поверит рассказам крестьян? – если бы не расследование, которое по собственной инициативе провел Василий Величко, инструктор Нарымского окружного комитета партии. В июле 1933 года, по горячим следам, он опросил десятки человек, имевших отношение к организации лагеря смерти на острове у деревни Назино, а также записал показания местных жителей. Затем Величко в трех экземплярах отпечатал доклад, который отправил: в Москву – Сталину, в Новосибирск – Роберту Эйхе, в Нарым – секретарю Окружкома. После чего на полгода скрылся в тайге.

Одиннадцать страниц этого документа эпохи, рассекреченного в годы перестройки, впервые были опубликованы в сборнике "Спецпереселенцы в Западной Сибири" (Новосибирск. 1994 г.)

Так трудно переносился холод, что один из трудпоселенцев залез в горящее дупло и погиб там на глазах людей

"Люди начали умирать. Они заживо сгорали у костров во время сна, умирали от истощения и холода, от ожогов и сырости, которая окружала людей. Так трудно переносился холод, что один из трудпоселенцев залез в горящее дупло и погиб там на глазах людей, которые не могли помочь ему, не было ни лестниц, ни топоров. В первые сутки после солнечного дня бригада могильщиков смогла закопать только 295 трупов, неубранных оставив на второй день. Новый день дал новую смертность и т.д.

Письмо Василия Величко. 1933 г.
Письмо Василия Величко. 1933 г.

Сразу же после снега и мороза начались дожди и холодные ветра, но люди все еще оставались без питания. И только на четвертый или пятый день прибыла на остров ржаная мука, которую и начали раздавать трудпоселенцам по несколько сот грамм.

Получив муку, люди бежали к воде и в шапках, портянках, пиджаках и штанах разводили болтушку и ели ее. При этом огромная часть их просто съедала муку (так как она была в порошке), падали и задыхались, умирая от удушья".

Письмо Василия Величко. 1933 г.
Письмо Василия Величко. 1933 г.

Комендант Сулейманов кроме того, что избивал людей, при выдаче трудпоселенцам сахара поедал его (на глазах у всех) в невероятно больших количествах и теперь, по его собственному заявлению, "потерял всякий вкус". В результате всего – из 6100 чел. выбывших из Томска и плюс к ним 500-600-700 чел. (точно установить не удалось), переброшенных на назинские участки из других комендатур – на 20 августа осталось – 2200 человек. Все это, особенно остров, осталось неизгладимой метой у всех трудпоселенцев. Даже у отъявленного рецидива, видевшего виды на своем веку. Остров прозван "островом смерти" или "смерть-остров" (реже – остров людоедов). И местное население усвоило это название, а слух об том, что было на острове, пошел далеко вниз и вверх по рекам".

В доказательство того, насколько назинские события потрясли всех, кто с ними соприкоснулся, автор доклада приводит слова народных песен, сложенных тем же летом на берегах Оби:

Трудно нам братцы в Нарыме,

Трудно нам всем умирать,

Как пришлося на Острове Смерти

Людоедов нам всем увидать...

Боженька, боженька миленький,

Дай мне ножки до весны.

Комментарий Величко: "Дело в том, что у людей страшно опухали и еще опухают ноги".

Не придет мать с горячей молитвой

Над могилою сына рыдать.

Только лес свою песню Нарымскую

Будет вечно над ней напевать.

(Из песни "Между топких болот")

Доклад Величко заканчивается описанием картины, которую представлял собой Назинский остров после эвакуации выживших в другие, более благоустроенные участки Александро-Ваховской комендатуры:

"На острове сейчас травы в рост человека. Но местные жители ходили туда за ягодами и вернулись, обнаружив в траве трупы и шалаши, в которых лежат скелеты".

Томская экспедиция "Мемориала" в 1989 году также записала рассказы старожилов, которые посещали остров после ликвидации лагеря:

"Когда вода ушла уже, тут покос стал – сено косить. Ездила я с Тверитинскими на покос. И вот че они руки моют? Я нос зажму, свой остяцкий нос и думаю: че они это? А они возьмут руки помоют и опять побегут. Ну вонища, люди разложились, какой-то месяц они наверху еще лежат. И вот набрали зубы золотые. И договорились их в Торгсин сдать. Раньше Торгсин в Александровском был. Там золото принимали. И у кого есть золото – сдавали. Ну там всякие хорошие тряпки, всякие макароны, съедобица всякая"

(Из воспоминаний Таисии Чокаревой, жительницы Назино, 1913 г. р.)

Василий Величко. Инструктор Нарымского окружкома
                ВКПБ. 1930-е годы.
Василий Величко. Инструктор Нарымского окружкома ВКПБ. 1930-е годы.

Письмо Величко вызвало большой скандал в аппарате ЦК и руководстве ГПУ. Осенью 1933 года для расследования обстоятельств массовой гибели спецпереселенцев в Назино прибыла комиссия Сиблага. Следствие подтвердило факты, изложенные в докладе, после чего все материалы были засекречены. Самого автора доклада, когда он решился выйти из тайги, уволили с должности инструктора. Величко ушел в журналистику, был военным корреспондентом "Правды" и дошел до Берлина. После войны опубликовал несколько романов о социалистических преобразованиях в Сибири: "О великом и вечном", "Посевы солнца", "Искаженный бог" и другие. Написать книгу о том, что он видел в Назино, Василий Величко так и не решился.

Во время экспедиции 1989 года члены томского общества "Мемориал" провели так называемую "паспортизацию" Назинского острова – данные об этом месте занесены в реестры Министерства культуры, и с тех пор остров является объектом исторического наследия России.

Назино. Деревенская церковь. 2018 г.
Назино. Деревенская церковь. 2018 г.

 Мы стараемся сохранять память о событиях 1933 года, – рассказывает сейчас глава Назинского сельского поселения Валерия Штатолкин. – В прошлом году собрали пожертвования и начали строить церковь, посвященную невинным жертвам ГУЛАГа. Сейчас храм почти готов. Каждый год в июне мы возлагаем венок у креста, стоящего на острове с 1993 года. Но в этот раз не получилось высокая вода, остров затоплен почти целиком.

Назино. Остров во время разлива Оби
Назино. Остров во время разлива Оби

– Ежегодные разливы реки, которые смывают следы человеческого пребывания на острове, – кажутся метафорой того, что происходит с человеческой памятью. Для жителей Назино эти события, наверное, уже стали делами давно минувших дней?

 Можно и так сказать. Если никто об этом не напоминает, то все забывается. Пойду сегодня в школу, на летнюю площадку, расскажу детям про остров.

 

 

 

 

 

А вот воспоминания Ефима Шифрина об отце - и воспоминания самого отца, который прошел ГУЛАг.


- Родился я 25 марта 1956 г. (59 лет), когда еврейства и всего с ним связанного как бы не существовало. Недавно у Бродского в его замечательном эссе "Меньше
 единицы" нашел близкую мне мысль: слово "еврей" было вообще
 неупотребительно в русской речи того времени. Оно было почти ругательством,
 чем-то стыдным. Конечно, в анкетах, метриках это слово присутствовало,
 однако порождало не самые приятные ассоциации.
    
Мое настоящее имя "Нахим". От него нет уменьшительного, поэтому в школе,
институте меня звали "Фима". Имя это как-то само закрепилось за мной, что
 очень огорчало папу. В письмах ко мне он всегда называл меня Нахимом.
Казалось, вкладывал в это свою особую интонацию. Он всегда подчеркнуто
следовал имени, данному при рождении. Например, его брат, из Гесселя стал
 Григорием, другой из Моисея - Михаилом, но папа упрямо называл их Гесселем
 и Моше. И ничто, никакой "новояз" не могли его в этом поколебать.
    
В последние десятилетия опубликовано немало страшных подробностей о
сталинских репрессиях. Однако мы вновь испытали потрясение, когда, готовясь
к встрече с Ефимом, прочли изданные в Белоруссии записки его отца Залмана
Шифрина "Печальная рапсодия". Книгу, повествующую - без сентенций и
 обобщений - о жизни политзека, прошедшего все круги сталинского ада - и
 застенки, и золотые прииски, и вольфрамовые рудники Крайнего Севера. И нам
 стала еще понятнее безграничная сыновья любовь Ефима к отцу, гордость за родного человека, чье мужество не сломили ни пытки, ни издевательства палачей, ни голод и  лютый мороз.


    Вот несколько цитат из записок Залмана Шифрина, отца артиста и "юмориста".
 
"Началась моя тюремная жизнь, жизнь человека, которого пытаются
превратить в скот, постоянно подвергая унижению: Кормят: утром - селедка,
 отчего постоянно мучает жажда, но пить не дают, на обед - баланда. В темных
 подвальных камерах   нет воды: по телу ползают полчища вшей: Заставляют надевать шубу ( в августе!) и с грузом в руках делать больше сотни поклонов. Это похуже  зуботычин".
    
     "В Унженском лагере: где я работал вальцовщиком и раскряжовщиком леса:
  находилось 1800 зеков: Вставали в пять утра: на завтрак кусок селедки,
  баланда и чай из березового веника. Обеда не было: Одежда лагерная: На
  ногах, обмотанных тряпьем, "ЧТЗ" - уникальная лагерная обувь, выкроенная из
  бракованных автопокрышек Челябинского тракторного  завода, или лыковые   лапти.

Многие отмораживали ноги: К не выполнявшим   норму применялись "методы воздействия".

Например, раздетого догола зека,   ставили на целые сутки на съедение комарам на высокий пень".
  "На прииске "Штурмовой" я в декабре отморозил ноги и руки.

 Мне угрожала   гангрена: пришлось ампутировать два пальца на левой ноге. Оперировали без  наркоза".
    
 "На прииске "Чкалов" забавлялись иначе. На заключенного, заболевшего или ослабевшего настолько, что он не мог выйти на работу, составлялся акт:
  накормлен по норме, одет по сезону: Затем его привязывали за руки к саням,  запряженным лошадью, и с гиканьем пускали ее вскачь....

Так волоком по снегу   и льду, - а измерялся тот страшный путь километрами - несчастных доставляли   к забою."
    
     Несмотря на все старания палачей, политзек Залман Шифрин выжил, оставшись   достойным человеком.

Выстоял, чтобы сделать счастливой молодую женщину, свою будущую жену; чтобы родить и  воспитать двух сыновей: Самуэля (вместе с семьей он живет ныне в Израиле)  и Нахима.

    
     Судьба Залмана-Иосифа Шифрина, 1910-го года рождения, мещанина захолустного, в черте оседлости, белорусского местечка Дрибина,

типична для  государства, где коммунистическая власть, едва утвердившись, занялась  истреблением собственного народа.
    
     "Да, в той жизни все зависело от случая, хотя в общем система работала  четко:

выживал тот, кто сумел к ней приспособиться, - напишет Залман Шифрин в своей книжке.

 - Проще всего это получалось у тех, кто не высовывался, а стоило кому-то в чем-то выделиться, его либо обтесывали до среднего уровня, либо стирали в порошок".
    
     А Залман "высовывался": учился, стремился чего-то достичь, жить достойно.

 И: "заработал" 10 лет ИТЛ за шпионаж с пожизненной ссылкой под гласным надзором комендатуры НКВД в районе Дальстроя, без права выезда с Крайнего Севера после освобождения.

    
     - Ваш отец был рядовым бухгалтером, далеким от политики, ни в каких партиях не состоял. Почему же его посадили, к тому же на столь длительный срок?

    
     - У швейцарского поэта Блеза Сандрара есть замечательное стихотворение  "Почему я пишу?"

 Оно состоит из одной строчки: "Потому:". Потому что объяснить это невозможно.

Так и весь ужас той эпохи, беспощадной, немыслимой мясорубки. Потому: только произносить это надо с еврейской интонацией.
    
     О том, как познакомились и поженились родители Нахима, мы прочли в "Печальной рапсодии".

 Поистине романтическая история! 35-летняя Раша Ципина (Раиса Ильинична) узнала о трагической судьбе Залмана в доме его брата Гесселя, учителя Оршской школы, и написала Залману теплое дружеское письмо.  Завязалась переписка, в которой сказалось родство душ.

Зная друг друга лишь  по письмам, два одиноких человека решили соединить свои судьбы.
    
     "Со стороны Раисы это был подвиг, - пишет Залман Шифрин. - Но ею руководила не жалость.

Ее привлекло мужество, с каким я перенес столько страшного, и она поверила мне. Так, оказывается, бывает не только в романах".
    
     - Это, действительно, подвиг, - подтверждает Ефим, - Молодая, привлекательная женщина, ничего не страшась, поехала к человеку, которого никогда не видела - через всю страну, в далекий колымский поселок Адыглах,что в восьмистах километрах от бухты Нагаево.

Жить  поначалу пришлось в пятиметровой комнатушке, где умещались кровать и два стула,  питаться сушеными овощами, а о солнечных днях только мечтать.
    
     Через год родился первенец, мой старший брат Самуэль. Три года спустя, маму, жену ссыльного, повезли в роддом в кузове грузовика, права на место в  кабине у нее не было.

 На колымской трассе ее растрясло, ребенок родился мертвым. А еще через год на свет появился я.

Такова история моих родителей  - выходцев из белорусских местечек, выжженных и сравненных  с землей во время войны.

Папу и его сестру Сарру уберегла от трагической участи быть расстрелянными или убитыми не менее страшная участь политзеков; маму - эвакуация.

Добавить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте:
Email: Пароль:

напомнить пароль

Регистрация