>> << >>
Главная

Трагедии Шекспира на листе Мёбиуса

Юрий Магаршак
Февраль 2019
Опубликовано 2019-02-15 16:00

 

       Image result for фото делакруа гамлетImage result for лист мебиуса фото    Image result for фото юрий магаршакImage result for лист мебиуса фотоImage result for фото отелло

 

Будучи совсем молодым: учеником школы, а затем студентом Ленинградского (ныне Санкт-Петербургского) Университета, я задался вопросом: нельзя ли, добавив к самым знаменитым пьесам в истории человечества (какими являются Отелло и Гамлет), одну или более сцену (а в случае Отелло – даже всего лишь одну фразу!) кардинально изменить смысл прочитанного (если пьесу читают), или увиденного (если за происходящим в пьесе наблюдают из зала). И к собственному удивлению обнаружил, что это возможно. Причем после указанных добавлений (в просторечии посошков, или же послесцениев), всю трагедию можно смотреть (читать) во второй раз от начала и до конца, но её смысл, действия персонажей и мотивы их действий кардинально меняются.  Так же, как после прочтения Гамлета и Отелло – после ознакомления с послесцениями к каждой из них. Но если это так (а это, как будет показано ниже, и подробно описано в изданных автором книгах, возможно сделать), то трагедия Шекспира, известная всему человечеству вот уже более четырехсот лет и прочитанная миллиардами человек, начинает напоминать лист Мёбиуса. По которому надо пройти дважды, по одному разу по обеим сторонам листа, чтобы снова вернуться на то же место.

 В рассматриваемом нами случае листом Мёбиуса является сюжет трагедии. Который при первом и втором прохождении по нему кардинально меняется!

Таково краткое разъяснение заголовка. Которое описывает результат, но не объясняет, как именно он достигается. Приступим к объяснению того, как сюжет трагедий Вильяма Шекспира превращаются в лист Мёбиуса.

Начнем с Отелло. К которому (если оставаться в пределах minimum minimorum)  можно добавить одну фразу – всего одну фразу! – после завершения текста Шекспира, после чего смысл происходившего в ней радикально меняется.

И более того: главный мерзавец Яго, один из подлейших и отвратительнейших персонажей в драматургии всех времен и народов, превращается в самоотверженного и благороднейшего человека. А благородный Горацио становится не очень то благородным.

- Неужели такое возможно? – спросит изумленный читатель.

- И каким же образом это может произойти?

-  А вот каким.


После того, как во второй сцене пятого акта Отелло закалывает себя, а остальные персонажи произносят заключительные слова пьесы (в переводе Лозинского):

Лодовико: Кровавая развязка!

 

Грациано:  Нужно смолкнуть.

 

Отелло: Я убивал с лобзаньем, и мой путь - Убив себя, к устам твоим прильнуть. (Падает на ложе и умирает.)

 

Кассио: Когда б я знал, что он вооружен! Ведь он был сердцем горд.

 

Лодовико (к Яго):  Спартанский пес,

                      Свирепей муки, голода и моря!

                      Взгляни на груз трагического ложа!

                      То сделал ты. Он отравляет взор.

                      Укройте это зрелище. - Грациано,

                      Примите дом, вступите в обладанье

                      Наследьем Мавра. - Вы, синьор правитель,

                      Назначьте кару этому злодею,

                      Час, место, пытку. Будьте беспощадны.

                      Так с тяжким сердцем я плыву назад,

                      О тяжком деле известить сенат.

 

Яго выходит на авансцену и говорит три слова – всего лишь три слова, в Шекспировском оригинале отсутствующие:   АЛЛАХ АКБАР! Что в переводе с арабского означает АЛЛАХ ВЕЛИК!

 

После чего, прежде, чем закроется занавес, наступает всеобщее оцепенение от изумления. Потому что вдруг выясняется, что всё, происходящее в шекспировской пьесе, Яго (с точки зрения европейской морали являющийся негодяем из негодяев) делал по поручению турецкого султана, для того, чтобы уничтожив единственного выдающегося венецианского флотоводца, обеспечить доминирование Османской Порты на море, исключить помощь сильнейшего в 15ом веке в мире Венецианского Флота православной Византии (братьям во Христе – но религиозным соперникам Рима, и, стало быть, с точки зрения Папы Римского, несмотря на униатскую хартию, еретикам), а в результате – завоевание Константинополя!!!!  И стало быть, являясь Патриотом Турции, с точки зрения не христианства, а ислама, благородный герой!

 

 

К этим словам можно добавить несколько красочных сцен (что мною и сделано), но даже сказанного достаточно, чтобы, если после последней сцены (в которой Дездемона Задушена а Мавр закалывается) смотреть всю трагедию Отелло с начала и до конца, ее смысл, мотивы  действия персонажей и оценка их личностей изменились бы полностью!

 

Смотри книгу автора этой статьи ПРАВЕДНИК ЯГО.

 

========================

Не менее кардинально добавлением после того, как во второй сцене пятого акта ГАМЛЕТА король Клавдий, королева Гертруда, принц Гамлет и молодой лорд Лаэрт превращены в валяющиеся на сцене трупы и появляется новоявленный повелитель Дании Фортинбрас, внезапно становящийся королем, произносит слова, из которых следует, что все происходившее в драме, являлось результатом заговора, организованного принцем Норвегии Фортинбрасом (возможно в сговоре с дядей Норвежского принца, ставшим после убийства короля Фортинбарса-отца, убитого отцом принца Гамлета, в пьесе фигурирующего в качестве духа, королем Норвегии и правящим двадцать лет). Участниками которого были Гораций, начальник стражи Марцелл и Главный Актер пришедшей в Эльсинор труппы. См. книгу автора этой статьи ШЕРЛОК ХОЛМС РАССЛЕДУЕТ ТРАГЕДИЮ ГАМЛЕТ. После чего трагедию можно смотреть с начала и до конца во второй раз, но смысл происходящего кардинально меняется в сравнении с традиционным прочтением.

======================================

Таково литературное изменение восприятия самых популярных трагедий в мире – если к ним добавлены послесцении (посошки). Если же посмотреть на сделанное с точки зрения математики, то получается, что сюжет трагедии следует пройти дважды, прежде чем вернуться к тому же финалу, который был после первого ее чтения (или просмотра).  Геометрически это лист Мёбиуса. Алгебраически (упоминаю, для тех кто знаком с этими математическими понятиями) – пространство кватернионов. В которых для того, чтобы вернуться на то же место, надо повернуться вокруг оси не один, а два раза. А также алгебра, генерируемая матрицами Паули, веденными в квантовой механике для генерации инфинитезимальных вращений для нерелятивистских частиц со спином ½. Такая вот нежданная связь трагедий Шекспира с теорией односторонних поверхностей (лист Мёбиуса в математике появился спустя полтора века после написании Шекспиром трагедий), и квантовой механикой (созданной через триста лет после смерти Шекспира).

Однако математические объекты, возникающие при добавлении к трагедиям Отелло и Гамлет посошков, еще более интересны, чем традиционно рассматриваемые математиками. Лист Мёбиуса не имеет начала или конца, по нему можно двигаться бесконечно. В отличие от него, и в Гамлете, и в Отелло с меняющими смысл трагедии послесловиями, двигаться по каждой стороне стороне листа, геометрически идентичного листу Мёбиуса, можно лишь один раз. После чего смысл трагедии меняется навсегда. Геометрически это можно интерпретировать добавлением к листу Мёбиуса точки старта и финиша (как при беге по стадиону – но только топологическому стадиону). При этом после прохождения первого круга (а если без аллегорий – от чтения или просмотра трагедии с послесцениями в театре или же на экране) представление о том, где бежал (а если без аллегорий – от чтения текста или просмотра) кардинально меняется. После чего можно читать или же смотреть в качестве зрителя трагедию во второй раз. При этом в её тексте не меняется ни одного слова, однако при этом восприятие меняется абсолютно.

На рисунке – изображение листа Мёбиуса художником Эшером. Изображения трагедий Отелло и Гамлет с послесцениями в виде листов Мебиуса с меняющимися при двойном прохождении маршрута (прочтении пьесы дважды, разделенные посошками) предоставляю художникам.

Таковы результаты литературно-логических игр с сюжетом трагедий Отелло и Гамлет. Которые достойны как постановки на сцене и на экране, так и продолжения математического анализа Шекспировских Пьес. А также других произведений искусства. Который наверняка породит и другие математические и физические объекты, достойные исследования и анализа.

А также художественные произведения, в основе которых заложена нетривиальная математика.

 

Юрий Магаршак
гл. ред журнала Новых Концепций

 

 Image result for лист мебиуса фото  Image result for эшер лист мебиуса фото


Книги по обсуждаемой в заметке тематике:

Юрий Магаршак ФОРТИБРАСЫ И ГАМЛЕТЫ http://www.lulu.com/shop/yuri-magarshak/fortinbrases-and-hamlets/paperback/product-23875739.html

FORTINBRASES AND HAMLETS

 

Юрий Магаршак Праведник Яго  http://www.lulu.com/shop/yuri-magarshak/the-righteous-iago/paperback/product-23869413.html

 The righteous Iago

Добавить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте:
Email: Пароль:

напомнить пароль

Регистрация