>> << >>
Главная Выпуск 25 Considerations and thoughts*
Considerations and thoughts*

Народ без тени, так же как человек без тени, превращается в монстра

Борис Гулько международный гроссмейстер единственный чемпион двух свердержав: и США. и СССР

 

Image result for фото гулько борис

Борис Гулько

                    Мы и наши тени                     

Тора рассказывает о судьбоносном споре, возникшем среди глав колен Израилевых при нашем возвращении из Египта в Землю Израиля. Десятеро из лидеров колен, исследовавших Землю Израиля, сообщили народу плохую весть: «Течет она молоком и медом… Но силен народ, живущий на земле той… не можем мы пойти на народ тот, ибо он сильнее нас... Там же видели мы исполинов…; и мы были в глазах своих саранчой, такими же были мы в их глазах» (Числа, 13:27-14:1). Двое же других вождей – Йеhошуа бин Нуни Калевбен Йефунезвучали оптимистично:«Не бойтесь народа земли той; ибо он достанется нам на съедение, ушла от них тень их…» (14:9)

Тора – это не роман с художественными образами. К её определениям следует относиться серьёзно. Что означает загадочное: «ушла от них тень их»? Кто это – люди без тени?

Реальные люди должны, вроде, отбрасывать тень. Кроме случаев, когда они прозрачны... В романе Набокова «Приглашение на казнь» герой его Цинцинат Ц. – личность. Он обладает душой инепрозрачен: «Чужих лучей не пропуская, а потому, в состоянии покоя, производя диковинное впечатление одинокоготемного препятствия в этом мире прозрачных друг для дружки душ, он научился все-таки притворяться сквозистым…» Однако Цинцинатразоблачён: «Обвиненный в страшнейшем из преступлений, в гносеологической гнусности,столь редкой и неудобосказуемой, что приходится пользоватьсяобиняками вроде: непроницаемость, непрозрачность, препона;приговоренный за оное преступление к смертной казни».Цинцинатподвергнут публичной экзекуции.Заступиться за него некому: «Зрители были совсем, совсем прозрачны». Но после казни он находит души непрозрачные: «Цинциннат пошел среди пыли и падших вещей, и трепетавших полотен, направляясь в ту сторону, где, судя по голосам, стояли существа, подобные ему».

Роман Набокова был создан в середине 30-х годов в Германии, среди публики «совсем, совсем прозрачной», сквозь которую беспрепятственно проникали идеи Гитлера. В те же годы на востоке, на родине Набокова, прозрачные народные массы, бездушные и не отбрасывающие тени, пропускали сквозь себя безсопротивления иное злодейское ученье.

В булгаковском романе о москвичах 30-х годов потерял тень администратор варьете Варенуха: «Сзади кресла, на полу, лежали две перекрещенные тени, одна погуще и почернее, другая слабая и серая. Отчетливо была видна на полу теневая спинка кресла и его заостренные ножки, но над спинкою на полу не было теневой головы Варенухи, равно как под ножками не было ног администратора. «Он не отбрасывает тени!» – отчаянно мысленно вскричал Римский».  Варенуха, попавший в лапы нечистой силе, утратил личность, тень, и превратился в прозрачного злого духа – «вампира-наводчика».

В романе описан подобный вампир-наводчик из московской жизни: Алоизий Могарыч. Доставленного к Сатане, его допрашивают:

– Это вы, прочитав статью Латунского о романе этого человека, написали на него жалобу с сообщением о том, что он хранит у себя нелегальную литературу? – спросил Азазелло… Вы хотели переехать в его комнаты?

Сколько десятков миллионов прозрачных жителей СССР в те годыслужили «вампирами-наводчиками»?

Посыл обоих писателей соответствует сказанному Торой: прозрачны для злаи не имеют тени не только отдельные «Варенухи», но целые народы. Избавление непрозрачным Цинцинату Ц. или Мастеру с его Маргаритой сулит только смерть, с неведомыми «существами, подобными ему» у Набокова и «покоем» у Булгакова. Сами общества «людей без тени», среди которых творили писатели, тоже оказались нежизнеспособными.

Народ Германии с его замечательными философией, музыкой, наукой исторически отнюдь не был прозрачным. О нём у Блока: «Сумрачный германский гений». Немцы отбрасывали впечатляющую тень на цивилизацию. Потеря тени, прозрачностьи гибель государства случились с ними вслед затеянным ими геноцидом евреев.

После Катастрофы еврействаи катастрофысамой Германии, немцы раскаялись, выплатилибольшиерепарации. Но есть вещи необратимые. Меньше чем 15 тысяч нынешних немецких евреев являются потомками тех полумиллиона, которые жили в Германии в 1933 году.Душа – тонкая материя. Она в Германию не вернулась. Немцы, как те библейские народы, которым предстояло быть сокрушёнными евреями, прекращают отбрасывать тень. Они заводят мало детей. Молодые в значительных количествах эмигрируют. В Германию переселяются миллионы иммигрантов-мусульман, в основном молодых мужчин. В стране повсеместно закрываются церкви и открываются мечети. Если христианство считать душой европейцев, придававшей ей свойство «непроницаемость, непрозрачность» для зла(как уЦинцината Ц.), то его отступление по всему континенту сделало эту душу прозрачной, не имеющей тени.Это грозит европейцам судьбой, аналогичной выпавшей народамХанаана,которую в Торе предсказывалиЙеhошуа бин Нун и Калев бен Йефуне.

 

Похоже, такой ход событий был предсказан европейцамвеликим сказочником Гансом Христианом Андерсеном в сказке-притче «Тень». Андерсен учился в еврейской школе, сочувствовал евреям, что видно, например по его жалостливой сказке «Еврейская девушка». В «Тени» «учёный… писал книги, в которых говорилось об истине, добре и красоте».«Учёный» выглядит символом евреев, тень которых – христианство – одухотворило Европу, сменив той язычество на монотеизм с ясным гуманистическим посылом. Но затем «тень» евреев–христианство –отделилась от них и стала жить своей жизнью.

Уступив свою «тень» Европе, «учёный» отрастил себе иную «тень»: «К счастью, в жарких странах всё растёт и созревает необыкновенно быстро, и вот через неделю учёный, выйдя на солнце, заметил к своему величайшему удовольствию, что от ног его начала расти новая тень, — должно быть, корни-то старой остались. Через три недели у него была уже довольно сносная тень, которая во время обратного путешествия учёного на родину подросла ещё и под конец стала уже такою большою и длинною, что хоть убавляй».Духовная жизнь евреев после отделения от них христианства осталась богатой и содержательной, «хоть убавляй».Особенно после «обратного путешествия на родину».

 Но что сталось с евреями, оставшимися в Европе? Их «тень», пользуясь шантажоми разбоем, разбогатела, стала успешной и решила выдавать себя за реального человека. «Учёный»же от безысходности согласился представляться её тенью. Как обычно в сказках, арбитром практического успеха выступила «принцесса». Она, очевидно – символ народов Европы. «Тень» очаровала «принцессу», поскольку, когда у «принцессы» возникали вопросы, «тень» отсылала её к «учёному»: «Даже моя тень знает ответ на твой вопрос» –отговаривалась она. Конечно, мудрость «учёного»– ТАНАХ –восхитила«принцессу», и она вышлаза его «тень»замуж. Тем более, что успешность и богатство «тени» говорили за неё.«Учёный»же стал «тени»не нужен, и она убила его. Чем не предсказанный «Холокост»?

Однакоболее точный символ трагедии «учёного» и его «тени» предложил Евгений Шварц в его театральной версии сказки Андерсена, созданной в 1940 году, когда христианский мир уже объединился, чтобы уничтожить евреев, когда уже состоялась Эвианскаявсемирная конференция, отказавшаяевреям в пути к спасению.

У Шварца «учёного», преданного всеми – аристократией, интеллигенцией, артистическим миром королевства, обезглавливают. Но выясняется, что «тень» не может жить без своего источника. «Учёного» воскрешают живой водой. «Ведь чтобы победить, надо идти и на смерть» – провозглашает«учёный» и покидает страну.Это похоже на послевоенный прорыв выживших жертв Холокоста в Палестину.

У евреев, возродивших Израиль, сегодня иная, не европейская тень. А христианская Европа, предавшая своих евреев, перестаёт отбрасывать тень иумирает.Ведь ещё создатель христианства Павел в послании к Римлянам (11: 16-26) предупреждал, что не может плодоносить ветвь привитой маслины (церковь), если иссушен её корень и уничтожен материнский ствол (евреи). 

Добавить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте:
Email: Пароль:

напомнить пароль

Регистрация