>> << >>
Главная Выпуск 26 NewConcepts Chapters
Geopolitical concepts*

Если бы евреи не поставили целью разрушить Рим и не поднимали восстания, сегодня бы их было столько же сколько китайцев

Джорж-Юрий Магаршак

 

 

 

 Image result for фото юрий магаршак

Сказанное в заголовке кажется странным лишь потому, что отношение к иудейской религии в Древнем Риме, хотя и известно специалистам, находится под секретом – потому что противоречит догамту о том, что римляне преследовали и иудаизм, и христианство. Тогда как в действительности было абсолютно не так. В отличие от Христианства, которое, как римским властям было ясно с самого начала, способно разрушить Империю (и разрушило, как Римляне ни старались предотвратить это!) а потому находилось под запретом и жесточайше преследовалось (не только Иисус, но и 11 апостолов из 12-и были уничтожены римлянами: факт, известный церковникам но также не афиширующийся), иудаизм в Римской Империи был законной религией. Более того: в течение долгих периодов времени единственной законной религией наряду с верой в Олимпийских Богов!

Дружественное отношения римлян к иудаизму началось с Юлия Цезаря, который запретил в Риме все собрания и коллегии (то есть объединения людей с любой целью в количестве превышающем три). В Риме при Цезаре были запрещены служения всем Богам за исключением Иудейского Бога (как свидетельствует, например, проконсул Сервилий Vatia) "одним иудеям не воспрепятствовал ни собирать денежные дары, ни устраивать совместные трапезы" – и многие другие источники. Кроме того Иудея при Цезаре была освобождена от содержания расквартированных в ней войск, а также от обязанности поставлять солдат в Имперскую Армию. При Цезаре иудеям начало широко предоставляться римское гражданство в результате чего в большинстве крупных городов Рима возникли быстро растущие еврейские общины (впоследствии ставшие почвой для распространения христианства) – и делал Цезарь это сознательно, понимая важность поклонения единому Богу- Создателю Мира! Только иудеям было разрешено собираться для совместных трапез и совместных молитв в Риме, а всем остальным культам категорически запрещено. Более того: весь иудейский народ был объявлен “другом и союзником римского народа” и оставался в таковом качестве на протяжении долгого времени – вплоть до восстаний против владычесва Рима. При этом Иудейская Вера в Империи оставалась не просто законной, но официально законной (religiolicita) наряду с официальной языческой верой почти всегда!

Примерно такое же положение сохранялось вплоть до превращения христианской религии в государственную в четвертом и пятом веках при Феодосии и его сыне Гонории. Негативное отношение в Языческом Риме к иудейской религии имело место лишь на короткие промежутки времени, в частности, на три года при императоре Адриане. Что совершенно не удивительно если вспомнить что именно в это время произошло Восстание Бар-Кохбы (в 131—135 гг. н.) за обретение Иудеей независимости и отделение от Империи, в результате которого иудеям было запрещено селиться на Святой Земле а Ерусалим был превращен в римский город, в котором евреям было запрещено жить. Однако уже очень скоро иудейская религия как таковая вновь была признана легитимной и в этом официальном качестве religiolicita оставалась на протяжении всей истории дохристианского Рима.

В римский период обстановка в синагогах, иудейских храмах и иудейских молельных домах, а также вокруг них была совершенно отличной от возникшей впоследствии при исламе и христианстве, запретивших еврейский прозелитизм – и той, которая по инерции имеет место сегодня. Иудеи активно занимались продвижением своей веры. В синагоги по всей Империи (включая и ерусалимский храм, в котором был специальный двор для язычников) стекалось множество людей всех наций и рас, от которых (помимо веры в единого Бога-Творца) предъявлялось лишь три минимальных требования: соблюдение субботы, принятие очищающей миквы (ванны) перед приходом в храм (всякий раз, а не, как в христианстве, единыжды при рождении) и соблюдении Десяти Заповедей – то есть стремление праведно жить. Иудейские общины пополнялись не только теми, кто стремился праведно жить и воспринимать происходящее “в небе и на земле” целостно, но также за счет рабов, которых, согласно иудаизму, следовало сделать вольноотпущенниками на седьмой год, и за счет смешанных браков евреев на нееврейках (реже – евреек женщин на неевреях мужчинах). В иудейских субботних трапезах принимали участие неиудеи (находясь за тем же или же за соседними столами: возможность и того и другого зафиксирована в Священном Писании расхождением в том, за каким столом следует вкушать субботнюю трапезу, между апостолом Петром и апостолом Павлом). В Римской Империи возник иудео-римский мир, состоящий из евреев, прозелитов и квазипрозелитов всех народов и рас, которые верили во всевышего, подчас не только в Него, но добавляя Еврейского Бога в языческий пантеон. Вокруг веры в Единого Бога, культ которого осуществлялся в синагогах и храмах: не только христианских, как нас учат, а иудейских в первую очередь потому что иудейская религия являлась легальной а христианская нелегальной, возник спектр убеждений людей, которым позволялось свободно общаться и обсуждать все на свете. Не только в синагогах и храмах – повсюду: ограничений на веру в Иудейского Бога для всех граждан империи в Риме не было. При нормальном течении событий была возможность мягкого слияния Веры в Единого Бога с Римом без его разрушения на основе Священного Писания Библии (чего, судя по всему, хотел Цезарь). Без уничтожения античной жизни от Театров и свободных философских дискуссий до запрета Олимпийский Игр а также под страхом смерти любых “ересей” - то есть свободы мысли, как это произошло незадолго до разрушения всей Империи и сразу после того, как христианство стало официальной религией в Риме.

Иудаизм, которому Римская Империя благоволила, был соперником Христианства, с которым Империя боролась ни на жизнь а на смерть понимая, что для PaxRomana христианство смертельно – боролась но все равно проиграла. Иудаизм проиграл тоже. Не подвергнувшись с победой христианства в Империи запрету, как все остальные религии и даже веры в Христа хоть чуточку по иному (как произошло с арианством, являвшихся религией римских армий, составленных из ост-готов, вест-готов, вандалов и других готских народов – восставших и разрушивших Рим) но подвергнувшись жесточайшим преследованиям.

Иудаизм имел шанс стать мировой религией. Почему этого не произошло? Не отвечая на этот вопрос, требующий профессиональных исследований, всеобъемлюще, укажем главные. Восстания за отделение от Империи – сначала Иудейская война при Веспазиане (в результате которой римлянами был разрушен Ерусалимский Храм), потом Бар Кохбы (в результате которой иудеям было запрещено селиться в Ерусалиме вообще) уничтожили естественный религиозный центр Иудаизма и сделали его народом без родины (как оказалось, почти на две тысячи лет). Вторая причина того, что мировой религией стал не иудаизм, а произошедшее из него но существенно отличающееся Христианство: в иудейских Храмах, Синагогах и Молельных домах прозелиты всех национальностей и всех классов римского общества вынужденно чувствовали себя вторичными по сравнению с иудеями. Пройдя соответствующую сложную процедурую язычники могли стать евреями и даже великими талмудистами и почитаемыми иудеями мудрецами, но “рядового верующего” в иудейского бога то, что не он для служения коллективно был избран, а кто-то другой, не раздражать не могло. Совершенно иная ситуация возникала христианстве. В котором благодаря тому, что от верующих не требовалось изучение Священного Писания, ежедневных долгих молитв и даже грамотности, каждый христианин в общине чувствовал себя равным всем остальным. Говоря по простому, иудаизм не мог стать мировой религией потому, что от верующих много требовал, а христианство стало мировой религией потому что христианином для обыкновенного человека было было просто и даже минимальная грамотность была не нужна.

Христианство с каждым поколением в Риме все более отдалялось от иудаизма, ставя перед собой цель: стать мировой религией. Которую и достигло. Несмотря на преследования. Которые с самого начала именно из за наличия ясной цели: уничтожить языческий Рим – с прихода Христа до превращения никейской ортодоксии в единственную religiolicita– происходили ожесточенно. Не дураки были римляне. Опасность видели ясно. Но все равно проиграли! Начисто. Христианство победило языческий мир. Цель, поставленная Апостолами, была реализована в результате трех с половиной веков упорной борьбы!

Еврейские общины и еврейский прозелитизм был почвой, на которой христианство смогло распространиться по всей империи. Именно к многонациональным еврейским общинам и к ним примыкающим прозелитам и им сочувствующим язычникам (которых было превеликое множество) обращался Павел в первую очередь во время своих проповеднических странствий по всей Империи. В любом случае надо отчетливо понимать. 

Можно ли было упростить иудаизм уравняв неграмотных с грамотными, как это сделало христианство, сохранив веру в единого Бога, не в Троицу? Если бы это было проделано в какой либо форме в Риме, иудаизм мог стать мировой религией. А может быть и сейчас - когда христианство находится в кризисе повсеместно - имеет шанс стать перед лицом всепобеждающего в Америке и Европе Ислама? В какой то новой так и несозданной садуккеями, фарисеями и ессеями форме! Вопрос, ответ на который даст только время. 

В любом случае (применяя к Истории сослагательное наклонение, что в делается постоянно): если бы евреи не восставали против владычества Рима, если бы провинция Иудея осталась бы иудейской и стоял Храм, Ерусалим наверняка стал бы вторым центром Империи – или, наряду с Афинами, третьим - а вовсе не Константинополь. Ну а еврейский народ, став многонациональным Народом Бога с постоянно примыкающими к нему прозелитами в количестве миллионов – за две тысячи лет стал бы не менее многочисленным, чем индусы или китайцы.

 

Добавить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте:
Email: Пароль:

напомнить пароль

Регистрация