>> << >>
Главная Выпуск 28 NewConcepts Chapters
History*

Любовница Арамиса герцогиня де Шеврез до конца своих дней пользовалась почетом и привилегиями, беспрецедентыми даже для Принцев Крови

Ури Мазлтов
Март 2020

 

Супруги Людовик XIII и Анна Австрийская. За спиной короля кардинал Ришелье. За спиной королевы герцогиня де Шеврез, приравненная таким образом по значимости к Главе Правительства - Главе Церкви. А почему, собственно? Загадка истории. Ответ на которую не менее важен, чем тайна Железной Маски

 

Интриганка подруга королевы Анны Австрийской герцогиня де Шеврез, в Трех Мушкетерах любовница Арамиса, в реальности дожила до смерти не только Луи XIII, кардинала Ришелье и Кардинала Мазарини, но и до постройки Версаля. В Версале она как герцогиня пользовалась такой привилегией, что ей единственной было позволено перемещаться по дворцу в паланкине. Который стоял в покоях Герцогини, а несли слуги.

 

 Паланкин он же портшез он же седан, несомый лакеями

 
Вы только представьте картину: бал в Версале в присутствии принцев крови и иностранных послов. Величественно входит король, к которому привлечено всё внимание, перед которым склоняются дамы. И вдруг в портшезе вносят престарелую женщину, имя которой как всем известно Герцогиня Шеврез, интриганка мирового масштаба с полувековым стажем. Все стоят - а ее вносят. И как Вам это?

А теперь другая картина в духе гривуазного Фрагонара. Сады Версаля, в которых проходили нескончаемые эротичные праздненства. Аристократия, включая бунтарей принцев-фрондеров, собранная королем дарителем Удовольствий для собственной безопасности в самом роскошном месте Европы поблизости от себя, ухаживает за дамами, целуется, ведет остроумные разговоры, под аккомпанемент которых якобы невзначай забирается под корсажи и кринолины. И вдруг появляется королева интриг, которую несут слуги в седане. Присутствие которой в каждый роман, разыгрывавшийся под оркестры и фейерверки, вносит дополнительный шарм. Историзм. Эротизм. Изысканность... 

Король-солнце, обожавший эротическое веселье (ванна которого из цельного многотонного мрамора диаметром метра три, вопреки распространенному утверждению что Людовик мылся два раза в жизни, была рассчитана на одновременное пребывание в ней двенадцати человек - какие игрища в ней разыгрывались история гривуазно умалчивает) вполне мог устроить такую комедию в духе Мольера, но не на сцене Comédie-Française, а в Версальском Дворце и в Версальских Садах! Которые превратил в театр подобно Нерону, превратившему в театр Рим. За что (в противоположность Людовику) поплатился. 

Красиво? Достойно блокбастера, романа и сериала? Возможно. Но это только предположение. Одновременно красочное и основанное на исторических фактах. Уж очень похожее на то, что происходило в действительности. Историческая основа которого намного более прочна, чем скажем, в Трех Мушкетерах. 

 

Апартаменты герцогини Шеврез в Версале были намного раскошее, чем у герцога Де Шеврез (благодаря которому провинциальная дворянка Мария де Роган получила свой титул). Это значит, что гостей на званных приемах принимали не в апартаментах мужа, а в апартаментах жены. Но за какие заслуги? Реальная госпожа де Шеврез способствовала измене Анны Австрийской мужу с красавцем герцогом Бекингемом, любовником английского короля. То есть совершила государственную измену. Другое дело, совершилась ли измена Анны Австрийской (которая родом была не из Австрии, а из Испании) с любовником Английского Короля Герцогом Бекингемом (урожденным Джоржем Вильярсом, провинциальным дворянином всего лишь) Королю Франции  в действительности - вопрос, на который у истории нет ответа. Взирая на факты, а не на историческую ортодоксию, и в 1623-ем, и в 1625-ом годах не только романтически-платоническая, но также и реальная связь Бекингема и Анны, не ограничивавшаяся соприкосновением эпидерм1, но и с проникновеньем друг в друга их центров тяжести, вполне могла состояться. 

Почему же до конца своих дней герцогиня де Шеврез (ставшая герцогиней благодаря браку) пользовалась столь беспрецедентным почетом, превышавший уважение к герцогам? Очевидно, близость к королеве-матери Анне Австрийской. Которую король назвавший себя Солнцем, в первый же день после смерти кардинала Мазарини (взрастившего дофина как сына, а может быть в самом деле – в чем многие были уверены - являясь его отцом) удалил от власти. Но по каким-то причинам сохранил привилегии интриганке-подруге Матери-Королевы. По каким именно? Чем главная интриганка эпохи правления двух ярчайших королей франции Луи XIII и Луи XIV так угодила Солнцеподобному Королю? А может быть (выскажем смелое, но логичное предположение) время было такое, что интриганство (в эпоху, когда для привлеченья внимания Людовика, Лучезарного как Аполлон, и завоевания  Благосклонности Его Величества Солнца допускались и интриги, и подкуп, и клевета, и даже убийство) - в том случае, если интриганка была лучшей в своей профессии (ценимой, как куртизанки Тиберием и космонавты Хрущевым), поднимало на Пьедестал?

 

Почему Луи XIV даровал интриганке

которой после каждой опалы удавалось вернуться в Лувр, а в конце жизни с беспрецедентным почетом в построенный сыном Луи Тринадцатого Версальский Дворец? Вопрос не менее интригующий и точно более важный, чем тайна "Железной маски".

 

Психологически и кинеметографически самая истинно-историческая гипотеза о причине того, почему Людовик XIV не преследовал, а превозносил герцогиню Шеврез, такова. Король был воспитан кардиналом Мазарини, который открыто назвал его своим сыном - как хочешь, так понимай. Луи сын Луи, как отца, почитал красавца и выдающегося Главу Государства Мазарини (который стал кардиналом при поддержке королевы Анны отчасти по той причине, что внешне напоминал Бекингема). Зная бесшабашный и не совсем королевский характер своей матери, которую подозревали в романах с Бекингемом, Ришелье и Мазарини - мужчинами не только выдающимися, но и очень красивыми - и не будучи уверенным, кто на самом деле его отец, Прародитель гривуазности как Системы Государственного Устройства, в котором интрига являлась путеводной нитью карьеры и жизни, Король Солнце с симпатией относился к Главной Интриганке Франции. Являвшейся частью истории но (как и принцы Крови, устроившие во времена младенчества Короля Солнца фронду, также удаленные из своих замков в Версаль) находящейся под контролем. А потому безобидной, как кукла, доставшаяся по наследству. Отсюда и почести.

Мария Роган-Шеврез была живым воплощением интриги, в свою очередь являвшуюся частью французской традиции. Будь Богиня Интриг помоложе, она бы прекрасно вписалась в созданный Королем-Солнцем мир (при условии, что не пыталась бы свергнуть его с престола, как попробовала поступить с отцом четырнадцатого Луи). Под благосклонностью короля придворным было дозволено восхищатся Королевой Интриги независимо от того, хороша она или плоха приблизительно так же, как Макиавелли восхищался злодеем Цезарем Борджиа не потому, что он нравственно замечателен, а потому что лучший в коварстве. Которое характеризовало Ренессанс в Италии так же, как интриганство и гривуазность характеризовали эпоху французских Людовиков.

 

 Главная интриганка-куртизанка XVII века, оставлявшая главную интриганку-куртизанку XX века Мату Хари далеко позади герцогиня де Шеврез урожденная Мария де Роган

 =====================

1 Эпидермис - кожный покров - медицинский термин, заимствованный из латыни

 

 

 

 

Читайте также:

Выведение из бытия и замещение исторического субъекта.

Профессиональные культурологи отдают себе отчет в том, что между перцепциями человека и той картиной мира, которую  выстраивается в  сознании носителя некоторой культуры,  существует исключительно важный контур – культура.  Культура предлагает язык для описания реальности, членит универсум на значимое, первостепенное,  сущностное и малозначимое, второстепенное и профанное, не заслуживающее упоминания и серьезного обсуждения. Закладывает  зоны табуированного к осознанию, имяназыванию и обсуждению. Формирует мифы и предубеждения и т.д.

Король изгнавший из Франции гугенотов наслаждался издевательством над католиками

Первый общеевропейский бал после смерти отца Людовик XIV устроил не в Лувре, а в маленьком охотничьем доме Луи XIII–го Версаль. На продолжавшемся три дня и три ночи веселье в честь королевы-матери Анны Австрийской и Королевы Священной Римской Империи Марии Терезии присутствовало 600 самых блистательных гостей со всей Европы. Но не это для меня поразительно. А поразительно то, какая пьеса была выбрана для этого торжества.

Почему Венеция была уничтожена Наполеоном?

Во время первого итальянского похода Наполеон заявил: я буду Атиллой Венеции! И действительно, по историческим меркам мгновенно положил конец длившемуся более тысячи лет процветанию этого великого города. Непохожего ни на какой другой в человечестве где-либо и когда-либо.

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ЦИВИЛИЗАЦИЯХ

Важный вопрос, представляет ли человечество единый культурный (цивилизационный) поток или состоит из набора нескольких цивилизаций (локальных, "ядерных"), окружённых полями своих культурных влияний.

Добавить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте:
Email: Пароль:

напомнить пароль

Регистрация