>> << >>
Главная Выпуск 28 NewConcepts Chapters
History*

Чем отличались партиции от плебеев в империи Рим

Булат Мамлиев
Май 2020

 

 

В Древнем Риме было два главных класса: патриции и плебеи. Патрициями назывались те граждане Рима, которые могли проследить свою родословную до первых сенаторов. Само название «патриций» происходит от латинского слова «патрес», то есть «отцы». По легенде, изложенной Плутархом, сам основатель Рима, Ромул, выделил сто лучших граждан и назначил их советниками. Собрание этих советников назвали сенатом, а их самих — отцами народа, патрициями. Этим названием Ромул подчёркивал, что они должны по-отечески заботиться о благе всех римлян.

 
Сенаторы.
 
Сенаторы.
 

Плебеи изначально не обладали политическими правами в Риме. Это положение изменилось после длительной борьбы — плебеи демонстративно покидали Рим, удаляясь на Священную гору за городской чертой. Или же, чтобы далеко не ходить, на Авентинский холм, который, впрочем, тоже был вне тогдашних границ города Рима. Таким образом, плебеи показывали своё недовольство единоличным правлением патрициев. Их борьба увенчалась успехом, были введены должности народных трибунов и эдилов — помощников трибунов в магистратах.

 
Братья Гракхи, самые известные из народных трибунов.
 
Братья Гракхи, самые известные из народных трибунов.

Сперва народные трибуны формально могли издавать законы только для плебеев, патриции же подчинялись только сенату. Но со временем они обрели равные права и могли налагать вето на решения магистратов, в том числе и патрицианских. Уже в первых писаных законах Рима, так называемых «Законах двенадцати таблиц», были установлены равные права для всех римских граждан, независимо от происхождения. Изначально среди этих законов был и запрещающий браки между плебеями и патрициями, но уже через год его отменили. Это сделал народный трибун Гай Канулей. Он также хотел добиться того, чтобы плебеи, как и патриции, могли становиться консулами. Но сенат решил иначе. Как компромисс, ввели новую должность военного трибуна с консульской властью, на которую могли избираться и плебеи тоже.

 
«Аудиенция у Агриппы». Лоуренс Альма-Тадема, 1875 г.
 
«Аудиенция у Агриппы». Лоуренс Альма-Тадема, 1875 г.

А в третьем веке до н.э. самые богатые плебейские семьи слились с патрицианскими в сословие, которое назвали «нобилитет». «Нобиль» означает «знать» в латинском языке. Слово «плебисцит» тоже происходит из Древнего Рима, так называли решения плебейских собраний, которые с 287 г. до н.э. стали обязательными для всех граждан — как плебеев, так и патрициев. Богатые римляне вошли в новый класс «всадников». Впрочем, патриции появились снова, в первом веке. Во времена Принципата, начиная с правления Октавиана Августа, так стали называть императорских выдвиженцев. Старые патрицианские роды к тому времени в основном пресеклись, так что теперь патрициев назначал император.

 
Римский плебс в представлении современного художника.
 
Римский плебс в представлении современного художника.

С плебеями всё было проще — знатные плебейские роды, ведущие свою родословную с древних времён, вошли в нобилитет, а потом и всадническое сословие. Как и нувориши, поскольку имущественный ценз при разделении римских граждан на классы при реформе Сервия Туллия, сделал главным не происхождение, а достаток. Бедняки же образовали римский плебс. Римляне, не имевшие вовсе никакого имущества, именовались пролетариями. Следует помнить, что кроме граждан Рима, в городе жили иностранцы без римского гражданства, а также рабы. Любой плебей мог рассчитывать на помощь от римского государства, получал во время раздач продовольствия бесплатный хлеб, имел все гражданские права, включая избирательное. А не-граждане, женщины и рабы таких прав не имели. Статус женщины при этом определялся до замужества статусом её отца, а после — социальным положением мужа.

 
Барельеф на саркофаге - братья из богатой семьи. Неаполь, III в. н.э.
 
Барельеф на саркофаге - братья из богатой семьи. Неаполь, III в. н.э.

Изначально патриции в Древнем Риме — те, кто управляет, а плебеи — те, кем управляют. И как бы впоследствии ни назывались эти два класса, суть сохранялась. Назначенный императором на высокую должность патриций II века н.э., при всём несходстве его положения, происхождения и образа жизни с наследным патрицием IV в. до н.э., исполнял ту же функцию в римском государстве. Плебс мог через народных трибунов влиять на законодательство, но законы всегда писались именно патрициями.

 

================

ВЕЧНЫЙ ГОРОД. 

http://eternal-city.ru/rannyaya-respublika-vzaimootnosheniya-plebeev-i-patritsiev-chast-1-509-450gg-do-n-e/

Свержение монархии стало торжеством патрициев и ничего не дало плебеям. Только из патрициев избирались на годичный срок консулы, имевшие высшую власть (империй) и в мирное время, и как главнокомандующие во время войны. Из патрициев же избирались и помощники консулов — преторы и квесторы, а так же диктаторы, которым в особых случаях на шесть месяцев передавалась абсолютная власть. Только патриции могли быть жрецами, знавшими, какие дни календаря считаются пригодными для созыва народного собрания, только они знали казуистику судопроизводства, что ставило в зависимость от них в суде и народное собрание, и плебеев.

патриции и плебеи
Патриции и плебеи

Следует, видимо, напомнить, кто такие патриции и плебеи, как образовались эти сословия. Патрициями (отцами) называли потомков основателей Рима, т.е. все коренное население, а плебеями (народом) — тех, кто стал гражданином позже, после присоединения к Риму соседних земель. Первое разделение на эти сословия произошло еще при легендарном Ромуле — первом царе и основателе Рима.

В первые годы после свержения монархии республика переживала экономические трудности. По данным археологии, в это время было построено гораздо меньше общественных зданий. При этом политическое господство патрициев усиливало их экономическое положение. Ими были заняты большие части общественной земли. Плебеи же из-за постоянных войн, неурожаев, сокращения торговли и ремесла разорялись и превращались в должников. В результате, патриции становились крупными землевладельцами, а плебеи — зависимыми земледельцами и рабами.

Многие дошли до такого состояния, когда единственная вещь, которой они владели и с помощью которой могли выплатить свои долги, были они сами — их труд и их тело. В этом случае они могли вступить в систему долговой кабалы, называемой «нексум» (nexum), что буквально означает «связывание». В присутствии пяти свидетелей кредитор отвешивал деньги или медь, которую передавал должнику. Теперь должник мог заплатить свой долг. Взамен он передавал себя — свою личность и все свое имущество (хотя и сохранял свои гражданские права). Кредитор произносил следующее изречение: «За такую-то сумму денег ты теперь нексус (nexus), мой раб». Затем он сковывал должника цепью, чтобы усугубить его состояние после сделки.

Такие жестокие соглашения сами по себе не вызывали протеста, поскольку они хоть как-то решали проблему накопившейся задолженности. Возмущение скорее вызывало жестокое и несправедливое, по мнению многих, обращение с должником, как с рабом. Кредитор-владелец даже имел право казнить его, по крайней мере чисто теоретически.

Формировалось государство, где вся политическая и экономическая власть была сосредоточена в руках одного господствующего класса. Однако, этот процесс сопровождался непрерывной борьбой плебеев за свои права против единовластия патрициев. Плебеи требовали, чтобы завоеванные земли делились между ними, патриции же присоединяли их к общественным землям. Плебеи настаивали на уничтожении долговой кабалы и долгового рабства и добивались доступа к магистратурам и жречеству, патриции же упорно держались за свои привилегии. Заметим, что эта борьба шла на фоне постоянных войн Рима с соседями и потому патриции не могли совсем не считаться с требованиями плебеев. Ведь именно из них составлялась легионная пехота. Регулярной армии в Риме в те времена просто не было. Набор производился непосредственно перед войной. По окончании же боевых действий войско распускалось. При жестком отказе от выполнения своих требований плебеи просто переставали записываться в войско. Это обстоятельство вынуждало патрициев идти на некоторые уступки народным массам.

сецессия
Первая сецессия плебеев

Когда в 494 году началась очередная война с соседями, плебеи, после обычного отказа сената удовлетворить их требования отказались, в свою очередь, воевать, удалились на Священную гору (так называемая первая сецессия плебеев) и согласились вернуться лишь тогда, когда получили новые обещания решить проблему долгов и право выбирать из своей среды народных трибунов — защитников плебса. Вот что пишет об этом Тит Ливий (II):

32. Затем патрициями овладел страх, как бы в случае роспуска войска не начались опять тайные сходки и совещания. И вот, полагая, что так как воины давали присягу консулам, то она для них обязательна и теперь, хотя набор произведен был диктатором, они приказали вести войска из города под предлогом возобновления эквами военных действий. Это распоряжение ускорило мятеж. И сперва, говорят, шла речь об убийстве консулов, чтобы освободиться от присяги; но узнав, что никакая святость обязательств не уничтожается преступлением, они, по совету некоего Сициния, без позволения консулов ушли на Священную гору в трех тысячах шагах от города за Аниеном (это предание более распространено, чем сообщаемое Пизоном, что удаление последовало на Авентинский холм). Здесь без всякого вождя, укрепив лагерь валом и рвом, забирая с полей лишь необходимое для пропитания, они держались несколько дней спокойно, никем не задеваемые и никого не задевая.
В городе распространилась сильная паника, и обоюдный страх держал всех в напряженном состоянии: покинутые своими, плебеи опасались ярости патрициев, патриции боялись оставшихся в городе плебеев, не зная, чего лучше желать: чтобы они оставались или уходили? Долго ли ушедшая толпа будет спокойна? Что будет, если тем временем разразится какая-нибудь внешняя война? Тут, конечно, остается надежда лишь на согласие граждан; правдой или неправдой, но его надо восстановить в государстве! Ввиду этого решено было отправить к плебеям посредником Менения Агриппу, человека, обладавшего даром слова и приятного плебеям, из среды которых он сам происходил. Допущенный в лагерь, говоря по-старинному безыскусно, он рассказал, по преданию, лишь следующее: «В то время, когда в организме человека не было такой гармонии, как теперь, а каждый член имел свою волю, свои речи, все части тела вознегодовали, что их хлопоты, их труды и услуги достают все для желудка, а он, сидя спокойно в середине, только наслаждается доставляемыми ему благами; поэтому состоялось соглашение, чтобы руки не подносили пищу ко рту, рот не принимал предлагаемого, зубы не жевали. Желая в раздражении своем усмирить желудок голодом, сами отдельные члены и все тело исхудали до крайности. Из этого выяснилось, что и служба желудка не лишена значения, что он столько же питается, сколько питает, так как возвращает во все части тела, распределяя равномерно по жилам, изготовленную из съеденной пищи кровь, благодаря которой мы живы и сильны». Проводя отсюда сравнение, как похоже возмущение членов человеческого тела на раздражение плебеев против патрициев, он изменил настроение умов.

трибун
Народный трибун

Первыми народными трибунами стали Гай Лициний и Луций Альбин (493 год). Народные трибуны получили право налагать вето на распоряжения магистратов (за исключением диктатора), созывать плебеев на собрания и защищать от несправедливости любого плебея, укрывшегося в их доме. Личность трибуна считалась неприкосновенной — покусившийся на народного трибуна предавался проклятию, и каждый мог его убить. Временное примирение патрициев и плебеев имело важные результаты — римляне одержали победу и восстановили свое господство в регионе.

Можно заметить, что каждый, сколько-нибудь продолжительный период отсутствия внешней угрозы, приводил к нарастанию внутренних волнений со стороны плебеев. И народные трибуны играли в этом не последнюю роль, разжигая такие волнения. При возникновении же очередной угрозы от соседей они фактически шантажировали сенат призывами к плебеям не записываться в войско.

«Так трудно, охраняя свободу, соблюсти меру, так как всякий, притворяясь стремящимся к равноправности, возвышается до унижения другого, и не желая бояться, люди делают самих себя предметом страха, отстраняя же обиду от себя, наносят ее другим, как будто необходимо или делать, или терпеть неправду.» [Тит Ливий,III, 65]

Однако и патриции, в свою очередь, пользовались мирным временем для ущемления прав плебеев. Далее по тексту Тита Ливия находим:

[II, 34]В правление следовавших затем консулов Марка Минуция и Авла Семпрония [491 г.] привезено было из Сицилии большое количество хлеба и возбужден был в сенате вопрос, почем отпускать его народу. Многие высказались, что пришло время прижать плебеев и вернуть права, исторгнутые у патрициев насильственно – путем удаления. В числе первых Марций Кориолан, враг трибунской власти, говорил: «Если они хотят прежних низких цен на продовольствие, то пусть вернут прежние права патрициям. Почему я вижу силу плебейских чиновников, силу Сициния, сам находясь под ярмом, точно выкупив свободу у разбойников? Ужели я стану переносить этот позор долее, чем к тому вынуждает необходимость? Я, не потерпевший царя Тарквиния, стану терпеть Сициния? Пусть он теперь уходит, пусть зовет с собой плебеев: открыта им дорога на Священную гору и другие холмы. Пусть они грабят хлеб с наших полей, как они грабили три года тому назад; пусть они пожинают плоды дороговизны, которую создало их возмущение. Смело утверждаю, что, укрощенные этой бедой, они предпочтут сами стать земледельцами, чем с оружием в руках мешать возделыванию земли своим удалением».

трибуны

Волнения и смуты продолжались. Внешние угрозы следовали одна за другой и, зачастую, только красноречие консулов позволяло провести набор в войско. Но и при этом пехота сражалась неохотно, часто отказываясь преследовать уже разбитого противника и возвращаясь в лагерь. Случались по этой же причине и поражения. Не редко лишь личный пример мужества консулов спасал ситуацию. В 477 году этруски даже взяли под свой контроль холм Яникул. Войны и беспорядки уже даже не чередовались, а существовали, фактически, совместно. Вот лишь несколько дат.

476 год — освобождение Яникула. Удешевление продовольствия. Беспорядки.
475 год — война с вейянами и сабинянами.
474 год — волнения плебеев по аграрному закону.
473 год — убийство трибуна. Беспорядки.
471 год — обсуждение аграрного закона. Увеличение числа трибунов до 5. Война с вольсками и эквами. Поражение от вольсков из-за отсутствия дисциплины в армии.
470 год — беспорядки. Война с эквами.
469 год — беспорядки. Продолжение войны.
468 год — война с сабинянами и вольсками.
467 год — создание колонии в соседнем городе Антии и раздача там земли плебеям. Однако плебеи продолжают требовать землю в Риме.
466 год — война с эквами. Болезни в войске.
465 год — война с эквами. Перепись населения (ценз) в Риме. Насчитано 104 714 граждан исключая вдов и сирот.
464 год — продолжение войны с эквами.
463 год — моровая язва.
462 год — война с вольсками. Победа и очередные волнения в городе.
461 год — беспорядки.
460 год — захват изгнанниками и рабами Капитолия и крепости. Подавление мятежа.
459 год — война с вольсками и эквами. Перепись населения — 117 319 граждан. Беспорядки.
458 год — нападение сабинян. Избрание диктатора. Разгром сабинян.
457 год — нападение эквов и сабинян. Набор войска при уступке трибунам — с этого времени их число увеличено до 10.
456 год — раздача плебеям земли на малозаселенном Авентинском холме.
455 год — битва с эквами.

Вот уж точно — покой им только снился… А может, даже и не снился. Когда тут спать…

Назревала необходимость каких-то перемен в отношениях между сословиями. Одной из причин для недовольства плебеев в первые времена республики была неясность для простых граждан действующего обычного права. Дело в том, что применение права находилось исключительно в руках патрицианских магистратов, и эта неясность открывала возможности для злоупотреблений со стороны последних. Поэтому первой потребностью плебеев было именно установление действующего права в форме ясных и записанных законов. И вот в 454 году сенаторы отправляют послов в Афины для ознакомления с законами Солона.

По возвращении этих послов, в 451 году, на время принятия письменных законов меняется форма правления. Упраздняется власть консулов и народных трибунов. Вместо них избираются десять децемвиров, управляющих по очереди «раз в десять дней». На обозрение народа на главной площади города — Форуме — выставляются 10 деревянных таблиц законов, чтобы никто не мог «отговариваться незнанием закона». В 450 году вторая десятка децемвиров добавляет к ним еще 2 таблицы. Эти законы получают название «Законов XII таблиц». Именно они легли в основу дальнейшего развития римского права. В значительной мере они основывались на обычном праве, хотя вносили и много нового.

12 таблиц
12 таблиц с законами

Подтверждалось долговое право, но в пользу клиентов была введена статья, предававшая проклятию патрона, обманувшего клиента. Запрещалось предоставлять кому-либо личные привилегии, что утверждало равенство граждан перед законом. По специальному закону территория римской общины должна была оставаться только под ее управлением. Запрещалось передавать землю храмам, что препятствовало образованию в Риме экономически, а значит, и политически сильного жречества. Подтверждалось право граждан занимать заброшенный участок, владельцем которого они становились после двухлетнего пользования. Это, однако, не распространялось на иноземцев — владеть землей на территории Рима мог только римский гражданин. Регулировалось отчуждение имущества семьи. Наследство обычно переходило к сыновьям, ближайшим родственникам по мужской линии или сородичам. Если же человек хотел по завещанию лишить сына наследства, такое завещание должно было утверждаться народным собранием. Это говорит о контроле общины не только над общественным, но и над частным имуществом. Во все времена в Риме считалось, что гражданин должен добросовестно обрабатывать свою землю для общей пользы, обеспечить детей, дать дочерям приданое, чтобы они вступали в брак и рождали новых граждан для блага общества.

Тем временем, по окончании года, децемвиры не захотели сложить с себя полномочий. Ненависть к ним начинают испытывать не только плебеи, но и патриции. Воины, не желающие находиться под властью децемвиров, терпят поражение от сабинян и эквов. Это обстоятельство, а также грубое нарушение права и справедливости со стороны виднейшего из них, Аппия Клавдия (процесс Виргинии), вызвали народное возмущение. Плебеи во второй раз уходят на Священную гору. Город пустеет. Сенат отправляет к плебеям послов и соглашается на восстановление власти народных трибунов. Децемвиры лишаются полномочий и прежний строй восстанавливается в полном объеме. Происходят выборы консулов и народных трибунов, а составленные вторыми децемвирами две таблицы принимаются народным собранием.

Далее: Ранняя республика. Плебеи и патриции. Часть 2. 449 — 287 гг до н.э.
Назад: Ранняя республика. Начало.

 

Добавить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте:
Email: Пароль:

напомнить пароль

Регистрация