>> << >>
Главная Выпуск 9 NewConcepts Chapters
Geopolitical concepts*

Учись плавать или тони

Субъективные заметки Михаила Бузукашвили
Июль 2015
Опубликовано 2015-07-14 01:00

представлено автором в понедельник, 13 июля 2015

 





Если говорить высоким штилем, то наш хорошо оснащенный всеми техническими новациями корабль  цивилизации  стремительно несется по бурным волнам противоречивой действительности к рифам и подводным камням, которые грозят пропороть его обшивку. Только вопрос времени, сколько он продержится на плаву. Если говорить попроще, то времена халявы истекают и если мы сегодня не научимся плавать, то завтра утонем. Наша цивилизация с крейсерской скоростью приближается к своему краху и если подобные явления в Древнем Риме
 растягивались на столетия, сейчас речь идт о десятилетиях, потому что в наши высокотехнологичные дни процессы идут со скоростью почти космической. На наших глазах с поразительной быстротой меняются реалии, объем талий у многих увеличивается, объем мозгов сокращается, как шагреневая кожа в книге Бальзака. Не буду говорить о всех рифах и подводных камнях, упомяну на этот раз только один, не самый главный, но весьма опасный. Это изменения в менталитете. Мир, в котором задавали тон первопроходцы, искатели, изобретатели,
 смельчаки, бросавшие вызов времени и обстоятельствам, постепенно все неумолимее вытесянется миром, где все больше территории отвоевывают себе бездельники и иждивенцы, решительно отвергающие старомодные призывы о том, что никто никому ничего не должен и считающие, что им все вокруг должны. Время дает все больше примеров потери  ответственности за себя и стремления переложить эту ответственность исключительно на плечи общества.
Наша действительность  ломает стереотипы, отказывается от традиций,  а если и повторяет некоторые зигзаги  мировой истории, то берет в качестве примера самые худшие и провальные  образцы, которые чреваты опасностью утонуть в той яме, в которой не раз уже пускали пузыри наши далекие предки.
Поговорим о главном, на чем держался и пока держится этот мир. О труде, о руках человеческих, создающих все прекрасное, что есть на Земле. Сейчас невозможно сказать, кто первым произнес похвальные слова о труде, стал создавать миф о том, что труд естественная потребность человека, что трудолюбие - это высшая нравственная ценность. Такие банальные и бесспорные слова. Наверное, существуют очень древние высказывания на этот счет, еще с тех времен, когда люди не употребляли в речи такие высокие обороты речи,как "нравственная
 ценность". Но всем известны тысячи высказываний, начиная с  библейских  о том, что в поте лица своего человек  будет добывать хлеб, кончая современными утверждениями о необходимсти труда, направленного на удовлетворение потребностей индивида и общества  и о разных благородных мотивах деятельности. Хрестоматийными стали многие афоризмы, среди них Вольтера , что труд избавляет от трех великих зол: скуки, порока и нужды. Из такого рода цитат можно составить многотомную энциклопедию. И еще добавить туда неисчислимое
 количество примеров из жизни великих трудоголиков, таких, как Сенека и Эвклид, Ньютон и Эйнштейн, Толстой и Эдисон. Их тысячи, этих славных имен. В любую эпоху было множество людей, которые считали труд благом и не мыслили своей жизни без творчества. Изобретали колесо и самолет, создавали Гамлета или Девятую симфонию. Сейчас их тоже очень много. Не обязательно для того, чтобы любить труд и свою работу надо быть человеком очень талантливым и исключительным. Повседневная, подчас скромная деятельность приносит радость и
 удовлетворение. Вплоть до того, что человек  жить без нее не может. Правда, иногда кажется, что эта зависимость приобретает гротескные формы. Как-то в эфире мы обсуждали горячую приверженность к работе весьма пожилого человека, который на старости лет выиграл немыслимо большую сумму в лотерею. Он всю жизнь занимался очень скучным с точки зрения посторонней делом. И он сказал после выигрыша, что огромные деньги, свалившиеся на него, ничуть не изменят его жизнь. Одни слушатели в эфире его хвалили, вот образец приверженности
 своему делу. Другие иронизировали и высказывали сожаление. Мол, человек никогда практически за пределы  своего городка не выезжал, неужели не хочется ему увидеть мир, Париж и Рим, музеи и водопады, горы и  океаны. Неужели у него такая унылая психология, что он кроме своей скучной работы ничего и знать не желает. Жаль, что человек так себя ограничивает в своем возможном полете, не хочет оторвать голову от привычной рутины. И тут вспоминаешь заголовок одной из статей Джека Лондона "Хижина дяди Тома рабов заработной платы". Или
 название книги Сомерсета Моэма "Of  Human Bondage", которое на русский переведено как "Бремя страстей человеческих". Я понимаю, конечно,что нельзя переводить буквально, но все же авторское название гораздо точнее передает смысл книги. Вы знаете, что  bondage  переводится на русский как рабство, неволя, кабала, зависимость.
Но мне кажется, что этот энтузиаст, которому так повезло в лотерее, скорее всего исключение, а не правило. Увы, я полагаю, что очень многие люди, вытянув такой выйгрышный билет, наплевали бы на работу, ушли, хлопнув дверью, перед этим облегчив душу и высказав боссу  все, что они о нем думают. Ибо всегда считалось, что люди (не все, а многие) вкалывали не из благородных побуждений, а ради куска хлеба и крыши над головой. Причем кусок хлеба и крыша понятия условные, от значения буквального до гипертрофированного - груды еды и дворцы.
 Жадность ведь человеческая безгранична. Опять же по Библии "Все труды человека для рта его, а душа его не насыщается". Но горы еды и дворцы были у отдельных личностей, а люди простые работали от зари до темна, не потому, что их обуревали идеи созидания, а исключительно для хлеба насущного, шаг влево или вправо считался преступлением(помните Жана Вальжана из "Отверженных", которого сослали на каторгу за краюху хлеба). Нравы были суровые. Хорошо, что они ушли в прошлое и стало историей.
То ли дело с нашим благословенным временем. Никогда в истории не было времени такого сытого и благополучного. Это замечательно. И никогда не было в истории времени такого опасного и непредсказуемого. Мы надуваем щеки от гордости за наши достижения, но мы ведь так уязвимы при всех этих достижениях. Это показал ураган Сэнди.  Но это стихия, О ней особый разговор, о нашей беспомощности перед ней, растерянности, несмотря на наши продвинутые технологии.
Главная беда нам грозит от нас самих. Мы сами создаем себе такие
проблемы, которые нарастают как снежный ком.Наше замечательное
 время изменило отношение к труду. Все больше становится людей,
 которые могут  позволить себе жить по Екклесиасту Помните, лучше
 горсть с покоем, нежели пригорошни с трудом и томлением духа. А
 можно и вообще ничего не делать. Так в некоторых семьях чуть ли не
от поколения в поколение.
 Раньше такое позволить себе могли только немногие,
 иначе умерли бы от голода или были бы повешены на ближайшем
 суку. К счастью, в наше благословенное время таких эксцессов
нет. Никогда в истории человечества не было столько относительно
благополучно живущих нахлебников и людей совершенно
безответственных, как сейчас. Даже в Древнем Риме в период упадка.
Никогда еще общество так не подрывало свои основы, как в наше
воистину гуманное и всепрощающее время.
Европа и Америка соревнуются в том, как бы  получше обустроить
людей льготами, пособиями, талонами на
 бесплатную еду, привилегиями и множеством других сказочных
чудес, которые никогда не сыпались на людей в таком количестве.
Раньше царили  законы, которые исчерпывались
унивесальной формулировкой для всех - трудись и дано тебе будет.
 Потом общество стало гуманным и осознало, что старикам и
инвалидам надо помогать. И это великолепно и достойно всяческой
поддержки. А затем у общества стали появляться признаки тихого
помешательство и оно стало распространять льготы, необходимые
старикам и инвалидам, на множество молодых людей, на матерей
одиночек, которые свое одиночество сделали профессией, на
тех, кто видите ли, годами не могут найти работу, хотя ее вокруг
полно, не столь престижной и оплачиваемой, но как говорилось в
старину, лопай, что дают.  Режим наибольше го
благоприятствования  распространяется на студентов, а если средства
не позволяют  государству, как в Англии, то студенты устраивают
бунты и бьют  стекла в офисах. А вы повкалывайте, утром учитесь, а
вечером работайте, как было со студентами всегда.
Словом, люди надеются на сплошные льготы,подсели  на них как на
наркотическую иглу. Кстати о наркоманах.
Общество носится с ними. Жалко их, конечно.Но раньше был другой подход. Каждый сам выбирает свою судьбу. За все надо платить. Ты не можешь жить без наркотиков? Плати за это болезнью и тем, что жизнь твоя будет искалечена. Не вини никого. Это твоя жизнь, ты сам ее сделал такой. В свое время Фридрих Ницше говорил "падающего подтолкни". Он не имел в виду людей слабых и больных, стариков, детей. Он имел в виду людей, которые демонстративно бросают вызов обществу и наносят этому обществу вред. Он не верил, что таких людей можно исправить,
 поэтому им не надо помогать, пусть сами себя уничтожают, если они хотят, прежде чем нанесут обществу еще больший урон.  То, что говорил Ницше , конечно, очень жестоко и совершенно неприемлемо сегодня. Но у каждой медали есть две стороны. Не бросаемся ли мы в другую крайность.  Мы  же гуманисты . И наркоманы чаще всего пользуются нашим гуманизмом и добротой и плюют на нас. Если они совершают преступления, то их сажают в тюрьму, а если нет, то их лелеют и опекают, их бесконечно лечат в разных  центрах  реабилитации,  им сочувствуют,
 надо же, в какую беду попал человек. Сочувствовать надо. И лечить тоже. Но ведь не бесконечно. Если на лечение взрослого человека потрачены немалые денежки, а он опять берется за свое, то не пора ли задуматься - а как быть дальше.
Мы стремительно идем к обществу, в котором все большее количество людей все меньше работает, в котором все больший удельный вес занимают люди, которые все больше едят и все больше лечатся. А вам какое дело, скажут некоторые. Свбодный человек, хочет ест, хочет лечится. Это его проблемы, а не ваши. И не регламентируйте его жизнь. Конечно, это  не мое это дело. Но я часто вспоминаю слова великого  американского  философа  Ральфа Эмерсон а- человек, если тебе что-нибудь нужно возьми это, но заплати соответствующую цену. Я полагаю, что
 свобода предполагает, чтобы человек делал то, что ему нравится(я не имею в виду одиозные и криминальные случаи), но при этом осознавал, что за все надо платить и он сам за это в ответе. У меня вызывают недоумение люди, которые  судятся с табачными кампаниями и Макдональдсом, за то, что заболели раком или приобрели три подбородка и огромное брюхо. Они что, инопланетяне, не знают, что это вредно - курить и жрать вне всякой меры.
Конечно, нельзя вмешиваться в личную жизнь. Я за полную свободу. Делай что хочешь, только при этом не мешай другим. Вы когда -нибудь ездили в переполненном автобусе из Нью-Йорка в Вашингтон. Представьте себе молодую прелестницу с необъятными формами килограммов за  100.  Она  занимает столько места, что на тебя пространства почти не осталось. Сидишь скрюченный всю дорогу и потрясаешься, сколько же, оказывается, человек может съесть.Она явно не читала  Гиппократа, говорившего, что есть надо умеренно. Из четырех с половиной часов
 пути она  два  ест и пьет в немыслимых  количествах. Опять-таки не мое дело, что она ест и пьет, но то, что я сижу стиснутый ее даже не двойными, а тройными мускулами наводит на разные грустные мысли. Говорят, некоторые авиакомпании уже продают по два билета для черезчур толстых. И правильно делают. Авиакомпании - коммерческие организации, им некогда философствовать на тему о том, что все люди равны.  И еще я думал, что эта не перестающая питаться дама скоро заработает диабет второго типа, если его еще не имеет, будет постоянно
 ходить по врачам и как помпой выкачивать на себя по несколько десятков тысяч долларов на лечение каждый год, которые она сама не зарабатывает.  Какая экономика это выдержит.
 Вы меня можете обвинить в излишнем материализме, но я полагаю, что с некоторыми пороками можно бороться только методами экономическими, а не болтовней. Только долларом, евро, рублем и так далее, а не бесконечными рассуждениями и акциями, которые практически не дают ощутимых результатов.
Я цитировал как-то одного депутата немецкого парламента,  заявившего, что ситуация, при которой налогоплательщики вынуждены оплачивать лечение людей, чьи  болезни проистекают от ожирения, несправедлива. Он сказад, что было бы разумно, если бы те, кто осознанно ведет нездоровый образ жизни, несли финансовую  ответственность за это. Это обходится, по его подсчетам, в десятки миллиардов евро в год.
Не знаю, сколько тратится на ожирение в Америке, наверное речь идет о сотнях миллиардов, ибо и население значительно больше и людей толстых несравненно больше. Конечно, было бы несправедливо всех толстяков стричь под одну гребенку, есть и гены и прочие факторы, которые создают лишний вес. Я не врач, но общался  по работе с сотнями врачей и вполне согласен с самым выдающимся врачом, с которым мне приходилось встречаться - Николаем Амосовым. Он утверждал, что большинство болезней от жадности и  лени.  Его рекомендации никогда не
 привьются ни в каком обществе, потому что он говорил, что в большинство случаев твое здоровье в твоих руках. Люди, где бы они ни жили, в Америке или Европе, в подавляющем большинстве своем усилия прилагать не желают, а хотят есть и пить обильно, сидеть перед телевизором и глотать таблетки от ожирения. Посмотрите на эту ужасающую рекламу, которая  зомбирует нас с экранов телевизоров - проглотите  новое чудодейственное средство и станете стройным, как голливудская звезда. Ха, ха, ха. Да и голливудские звезды некоторые с возрастом
 так себя запускают, что оторопь берет.
Ладно, скажете вы и зададите мне извечный русский вопрос  - что делать? Это вопрос не ко мне, а к мудрым правителям. Черчилль говорил, что бывают политики и государственные дятели. Политики думают о следующих выборах, а государственные деятели думают о следующих поколениях. Только из-за своей близорукости я лично не очень- то различаю сегодняшних государственных деятелей. И не завидую я будущим властным мужам(или дамам),  которые будут недобрым словом отзываться о сегодняшнем обществе, которое болтало, но не смотрело в
 будущее дальше своего  носа. Потому что проблемы будут расти как снежная лавина. Я не буду сейчас  говорит о том, что наступает крах  экономическим теориям об эре благоденствия. Это тема для отдельного разговора. Мы переживаем начало конца эры благоденствия,  которая кажется всем нам такой естественной и само собой разумеющейся. В богатых странах верили, что благосостояние наше будет постоянно расти, зарплаты будут повышаться, безработица будет сокращаться, а на пенсию люди будут  уходить раньше, чтобы остаток жизни был у
 них счастливым и почти безоблачным в материальном отношении. Мы верили в эти мифы, которые рушатся  на наших глазах. Но всерьез это мало кто замечает. Все твердят, что пройдут временные трудности и опять наступят времена экономической стабильности (синоним -обжорства).
Но это все болтовня при том образе жизни, который ведет общество. В наши дни прозвучали первые залпы предстоящей драмы, которая будет разворачиваться на наших глазах, а больше на глазах наших детей и внуков.
 Европа стала все чаще бастовать.По каждым поводам - от осознания необходимости затягивания поясов до дел пенсионных. Во  Франции, Испании, Греции, Германии и в некоторых других странах уже приняты решения о повышении пенсионного возраста. И все эти протесты и забастовки абсолютно бессмысленны, потому что даже те политики, которые вовсю хотят угодить народным массам, чтобы получить завтра голоса на выборах, понимают, что дальше так жить нельзя и вынуждены идти на непопулярные меры, рисковать своей политической судьбой. Все
 это только начинается. Разные партии в разных странах будут еше долго поливать своих оппонентов и говорить, что именно они своими орлиными глазами видят пути выхода из кризиса. Время от времени ситуация  будет кратковременно улучшаться или ухудшаться, но начало конца уже наступило. Наше поколение, как я полагаю, это последнее поколение, которое роскошествовало и позволяло себе жить не по средствам. Эра благоденствия приказала долго жить. Все когда-то кончается. Цивилизации, нации, государства стареют и умирают и, так же,
 как и отдельные люди. Процесс можно замедлить, но не остановить. И для того, чтобы его продлить, надо осознать, как государствам, так и отдельно взятому индивидуму,  что надо учиться плавать или придется тонуть.
Я уверен, что все сегодняшние прекраснодушные мечты  о том,
чтоможно одновременно поднимать благосостояние, повышать пенсии
 и уменьшать налоги и безработицу  - это из области сказок. Тем более
 в связи с ситуацией с демографией, в ожидании надвигающихся
 кризисов с энергетическими и прочими ресурсами(вспомните, где
 больше всего этих ресурсов и какое они оружие), с эскалацией
 религиозного экстремизма  и прочего противостояния. Это вовсе не
 значит, что ситуация безнадежна. Просто политики чаще всего не
 хотят заглядывать дальше, чем за следующие выборы. Ведь чем
 больше замедлится процесс, тем вероятнее шанс найти от болезни
 противоядие. А пока скажу, что эту ситуацию надо осознать.
 Осознать, а не витать в облаках, что завтра будет непременно лучше.
 Лучше не будет, только хуже. Но насколько хуже, вот в чем вопрос.
 Общество ни материально ни морально не готово к выживанию, к
 жестким мерам. Оно надеется на таблетки, как хронические толстяки,
 не желающие умерять аппетит и надеющиеся на таблетки. Впрочем,
 полагаю, халяве приходит конец, жизнь заставит людей больше
думать о своей ответственности за себя.
Возможно, я сгущаю краски, перебарщиваю со своим здравым смыслом, который многим(или всем) может показаться весьма нездравым. Но это мое видение ситуации. Благосостояние кончается,  надо смотреть реальности в глаза и овладевать искусством жить по средствам и если надо, то затягивать пояса. Говорят, предупрежден, значит вооружен. Хотя не все так думают.  Я наивно верю в то, что рано или поздно приходится платить за все, в том числе за жадность, легкомыслие и мотовство. Что ни говори, а много в наше время  людей, которые считают,
 что все вокруг им что-то должны. А может я и ошибаюсь, ссылаясь на Гиппократа и Эмерсона ,живших в старые времена, когда  понятия не имели о мобильниках, синхрофазатроне и холестерине.   Другое время, другие песни. Что мне, больше всех надо.  Пусть каждый живет, как хочет. А между тем, мне кажется,  корабль набирает обороты, приближаясь к рифам. И если каждый в отдельности и общество в целом не будут учиться плавать, то некому нас будет спасать.

Добавить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте:
Email: Пароль:

напомнить пароль

Регистрация