>> << >>
Главная

Поколение социальной революции

Леонид Ейльман
Ноябрь 0
Опубликовано 2015-11-03 23:31

Поколение социальной революции.

Что мы знаем о поколении наших родителей, на долю юности которых пришлось время кровавых погромов, первой мировой войны, гражданской войны,  сталинских репрессий, второй мировой войны, ужасов Холокоста? Война забросила мою семью из солнечной Одессы в городок Кольчугино Владимирской области. Он расположен на 171 километре от Москвы и поэтому там жили освобожденные из Гулагов люди, которым появляться в Москве было запрещено Среди таких людей была Мария Моисеевна Гольдберг. Мою мать тоже звали Марией Моисеевной и они подружились. А когда из Москвы к  Гольдбеpг приехал для учeбы в местном техникуме ее сын Павлик- мой соученик по местному техникуме, то я очень часто бывал в их квартире. Однажды мать Павлика показала мне статью в газете “Правда” об экономической ситуации на местном заводе Электрокабель. Статья была подписана М. М. Маринина.

- Это моя статья,- пояснила мне мать Павлика.

-  А почему она подписана какой то Марининой?- спросил я. Тогда мать Павки вынула старую фоторгафию и показала ее мне.  Передо мной лежала фотография двадцатого года. На фотографии я узнал Марию Моисеевну Гольдберг и спросил ее:

- А кто эти Ваши друзья на фото?

- Это екатеринославские поэты Михаил Светлов, Михаил Голодный и Саша Ясный. Они тоже писали свои стихи под пневдонимами. Я повернул фотографию и прочитал надпись, сделанную, видимо, Михаилом Светловым: “Два Мишки, одна Машка и один Сашка!” 1920. Псевдонимы есть атрибутика революции, как и красное знамя или пятиконечная звезда: Ленин, Троцкий, Каменев, Зиновьев, Сталин, Молотов это псевдонимы.

- Пойми, еврейский мальчик, пусть даже очень талантливый, но имеющий фамилию Шейнкман, вряд ли когда-нибудь прорвался бы в ряды комсомольских поэтов даже тогда. Другое дело Михаил Светлов – и в духе времени, и звучит с намеком на светлое будущее, строительством которого занята вся страна. А стихи этот вихрастый мальчик с большими грустными глазами писал славные. Они были задорными и звали «в неведомые самому поэту дали», и при этом вовсе не были похожи на плакатные вирши Бедного и Безыменского. В них звучала настоящая романтика революции, и заподозрить автора «Гренады» и «Каховки» в конъюнктуре очень сложно. Он искренне ВЕРИЛ в то, о чем писал.
Гражданская война. Нет ничего страшнее! Смерти, кровь, разруха… А еврейский хлопец как будто и не видит всего этого, он мечтает о том времени, когда все люди на Земле будут счастливы. И даже в неведомой ему Гренадской волости. Пусть всем будет хорошо! За это он готов умереть, за это сражаются и его товарищи.  Оптимистично, не правда ли?  И очень лирично. Мы все очень дружили. Миша Светлов объединил екатеринославских поэтов с одесскими в союз “Молодая гвардия”, но из за Багрицкого екатеринославцы ушли и создали в 1923 году свое литобъединения “Перевал”.

 Надо сказать, что позднее творчество Светлова, например, его стихи о любви, о женщине, о матери, о Великой Отечественной войне, - это зрелые размышления настоящего поэта, умного, искреннего, простого в выражении своих мыслей и слегка ироничного в изображении действительности. Нo я заметила перелом в его настроении после войны. Ушли из жизни Сашa Ясный (Яновский), погибший 1945 году на фронте, Миша Голодный ( Эпштейн) в 1949 году, я сидела с 1938 года по 1946 в Гулаге.

« Назад в г

 

После войны Мишка Светлов женился на грузинке. Я не знаю почему Миша женился на этой женщине. Мне казалось, что ничего общего с  этой обычной мещанкой у него нет. Она не останавливала его запои. До Холокоста он был глух и слеп к событиям в мире, а после этой трагедии потерял интерес к творчеству и запил.

Прошло несколько лет Мария Моисеевна добилась полной реабилитации, восстановила свое членство в партии и получила в Москве квартиру на Первой Ярославской улице. Я поступил на учебу в московский институт. Студентам первого курса общежития не предоставляли и она прописала меня у себя. Вдруг после  двадцатого съезда партии нам зачитали письмо Хрущева съезду о преступлениях Сталина. Я зaшел к Марии Моисеевне и  спросил ее мнение о Сталине.

- Да, партия наделала много ошибок. Сталин погубил моего мужа Льва Ильича Генкина, который был видным коммунистическим руководителем, да и я провела много лет на “курорте”. Со мной сидела на “курорте” Мария Ефимовна Лондон - жена видного советского коммуниста Лондона. Он  приехал в СССР из США по зову сердца строить самое справедливое общество на Земле. Это были честнейшие люди, преданные комидее. Почему чекисты решили, что он американский шпион, а мой муж троцкист? Тем не менее Сталин сохранил само зерно идеи Ленина. Он не вернулся к НЭПу! Мы должны быть ему благодарны за это. Мы должны понять: когда лес рубят, то щепки летят! Ведь не Сталин написал 400 тысяч анонимок в комитет госбезопасности! Ленин нас учил: цель оправдывает средства! Запомни еще одно правило жизни; если кто то от идеи горит, то рядом люди греют руки!

Я не стал с ней спорить. Осознать то, что жизнь потрачена на несостоятельную идею, приведшую к гибели почти целого поколения, в ее возрасте выше человеческих сил. Дома я долго не мог заснуть. Смена своего имени на удобный псевдоним это был первый ощутимый шаг к предательству своих родителей, своего народа. Далее все шло по наклонной дороге приспособленчества. Не вызвал протеста  бутафорский суд над ленинским партийным руководством, репрессии 1937 года, союз с Гитлером, послевоенный антисемитизм. Да могли ли работники  департамента пропаганды Великой идеи высказывать свое мнение вслух отличное от приказанного? Не было у них ни малейшей свободы творчества. Мало того что они были на прямом содержании у этого департамента да еще за каждым тщательно следили мрачные пессимисты из органов контроля их настроения.  Вот эти работники все оправдывали своей верой в осуществении Великой идеи! Великая идея стала языческим идолом, а ее исполнитель на Земле обожествленным, непогрешимым Пророком. Не превратились ли носители этой идеи в первых христиан, не повторяется ли история?

А если сама идея неверна, например, экономически несостоятельна и морально оправдана только для государственной поддержки инвалидов или престарелых стоило ли ради нее наколоть столько дров, испортить, сгубить столько жизней? Можно ли социальную систему проэксперементировать заранее до ее осуществления в какой либо стране? Троцкий считал, что социалистическая система пригоднa только в высококультурном обществе, в котором люди ответственно относятся к порученной им работе. Так почему злобный фашизм  расцвел именно в культурной Европе- надежде Троцкого?  Я не находил себе ответа!

Зависть! Разного рода зависть бездельников к труженникам, к успешным в конкурентной борьбе, предложенной обстоятельствами. Каждый занимает свою нишу в жизни в соответствии с своими природными способностями. Нижние малооплачиваемые ниши, конечно, не устраивают. Возникает зависть. Она причина недовольства, она причина воин на Земле. Еще Каин убил Авеля из   зависти.Этот ген зависти присутствует в человеке и неизвестен животному миру. Христианство объявило зависть грехом.  Мусульманство поощряет активную зависть: пусть неверный будет унижен или убит! При советской власти это чувство зависти  привело к массовому доносительству, к маштабной человеческой трагедии.

Михаил Голодный писал в 1935 году, когда фашизм пришел в Европу и угрожал расправой евреям:

В степи под Херсоном - 
Высокие травы,
В степи под Херсоном - курган.
Лежит под курганом, 
Заросшим бурьяном, 
Матрос Железняк - партизан. 

 

Михаил Светлов написал свою знаметитую песню о Гренаде:

Но песню иную

О дальней земле

Возил мой приятель

С собою в седле.

Он пел, озирая

Родные края:

«Гренада, Гренада,

Гренада моя!“

Но то, что умные талантливые люди, ослепленное внешним благородством идеи социального равенства, подарили ей всю свою жизнь, растратили на нее все свои душевные силы, забыли о страданиях своего народа это трагедия. А народная трагедия вызревала именно тогда, когда эти поэты беспокоились о судьбе  далекой Гренады. Они боялись потерять жизненные ориентиры. Так первые апостолы христианства мечтали о счастии всех людей в мире, когда римляне убивали еврейский народ. Не увидев каких либо признаков божественного происхождения в гибели Иисуса, они тоже не смогли отказаться от веры, от жизненной опоры. Все повторяется!

 

Добавить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте:
Email: Пароль:

напомнить пароль

Регистрация