>> << >>
Главная Выпуск 11 NewConcepts Chapters
Geopolitical concepts*

ПОЧЕМУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НЕ ЗНАЕТ ЧТО ПРАЗДНУЕТ В НОВЫЙ ГОД И О СВЯЗИ ЭТОГО НЕЗНАНИЯ С НАЦИЗМОМ, НАЦИОНАЛИЗОМ, РАСИЗМОМ И ТЕРРОРИЗМОМ.

Юрий Магаршак. Предновогоднее Время 2010-2016
Январь 2016
Опубликовано 2015-12-27 18:00

Казалось бы каждый знает, что празднуется с приходом Нового Года. Приход Деда Мороза с Снегурочкой. Или – как в странах Западной Европы и США – Санта Клауса. Ну и, разумеется, сам Новый Год. Новая цифра на календаре, которая человечество не может не радовать. Даже если отмечается какая то заведомая чепуха – вроде чуда зажжения елки рубильником, Змея Горыныча и Бабы Яги. Веру в которых дети теряют лет в восемь.

 

3453311_gagarin (512x700, 614Kb)

Так да не так. Зададимся казалось бы самым очевидным вопросом. 1 января 2011 года наступит Новый 2011 год от… от чего? От какого события? От какой даты берет начало Новая Эра? От Рождества Христова – дружно ответит цивилизованный мир. А коль это так – а по убеждению миллиардов людей на Земном шаре это бесспорно так, не зря же Новая эра обозначается буквами: от Р.Х. – ответьте на следующий вопрос: Если Новая Эра отсчитывается от Рождества Христова, то почему же Рождество приходит на неделю раньше, чем Новый Год – причем на один и тот же временной интервал, восемь дней – и в Католическом, и в Православном мире (то есть и по Григорианскому, и по Юлианскому календарям)??! Почему Рождество наступает не в Новый Год, коль скоро от него отсчитывается Новая Эра, а, как сказали бы коммунисты, досрочно? Ответ, который дает подавляющее большинство во всех странах: “сдвиг приблизительно на неделю связан с високосными годами” – абсурден: за 20 веков сдвиг между календарями произошел на 13 дней, а не на восемь – как известно со школы каждому, даже не очень образованному, человеку. Ну и в чем же дело? – меланхолично спрашивает практически каждый, кому я задавал это вопрос. С подчеркнутым равнодушием, которое само по себе знаменательно и требует самоанализа. Елико далеко не случайно, а уходит в глубину подсознания. Индивидуального и коллективного.

Что ж, напомню и расскажу. Дело было, само собой разумеется, в древнем Риме. Где главным праздником года были Сатурналии – в честь Бога Времени. Начинавшиеся 17 декабря и длившиеся неделю. В это непохожее на никакое другое время Сатурна-Времени господа садились за один стол с рабами, школьники прерывали учебу, устраивались карнавалы, люди обменивались подарками, преступников запрещалось казнить… Это был самый любимый праздник. За которым следовал Новый Год, отождествлявшийся с Янусом. Который был богом двуликим не потому что двуличный, а потому что у него, согласно верованиям римлян, было два лица: старым, бородатым лицом Янус смотрит в прошлое, а молодым – в будущее. Замечательный символизм! Куда мудрее, чем вера в деда Мороза и бабу Ягу в наше время. Не так ли?

 

3453311_443804_original (600x450, 45Kb)

С приходом христианства традиционные праздники менялись на праздники новой религии. При этом, для того чтобы не отвратить римлян от новых верований и тем более не разгневать, старались совместить новые праздники с традиционными, а не просто отменить те, которые имели тысячелетнюю привычку отмечать их. Именно поэтому самый светлый праздник Новой Веры – Рождество – был перенесен на Зиму (хотя из Евангелий очевидно, что Христос родился весной). Праздники начинавшиеся Рождеством, в Христианстве тоже длились неделю – а заканчивались непосредственно в Новый Год! Казалось бы, все возвышенно и логично. Все да не все. Почему же в таком случае Рождество было решено отмечать 25 декабря, а не начинать с него Новый Год? Получается, что Христос родился на восемь дней раньше Эры, начавшейся – как сегодня известно каждому – с Его рождения. Абсурдно, не правда ли? Или как минимум, странновато.

Да в том то и дело, что Новая Эра – как ее предписали отсчитывать Отцы Церкви – началась вовсе не с Рождества Христова. А с другого праздника Христианства. Который почитали величайшим, начав отсчет Новой Эры с него. С ДНЯ ОБРЕЗАНИЯ ГОСПОДА.

Иисус, как и положено еврейскому мальчику, был обрезан на восьмой день. Согласно иудейской традиции (почитаемой и первохристианами, и Отцами Церкви, и христианами первого тысячелетия Христианства) в этот момент мальчик, принадлежащий к Народу Книги, объединяется с Господом. Что, в случае Иисуса означало единение Отца с Сыном. Вертикаль (небо-земля) вместо горизонтали (прошлое-будущее) отмечавшейся в Януарий: возвышенная символика! Именно День Обрезания Господня был главным праздником христианства на протяжении более чем тысячелетия: мудрый, сакральный символ! Во время Крестовых походов летоисчисление еще велось от Обрезания Господня (как и должно было быть!). В книгах и летописях так и писали: то то и то то произошло через две недели после (или, к примеру, за десять дней до) Праздника Обрезания Господня. И это правильно. Потому что именно со дня Обрезания Иисуса ведет начало Новая Эра!

Восемь дней от Рождества до дня Обрезания Господа считались священным временем. По возвышенности и духовности не только не уступая, но и (говоря объективно, без религиозных пристрастий) превосходя Сатурналии. Почему же это переменилось? Как человечество могло позабыть – и активно, сознательно позабыть – что именно празднует под Новый Год и с чего берет начало Новая Эра? Почему время от Рождества до Нового Года перестало быть священным, сакральным? Почему церковь разрешила в этом, единственном (!) случае заведомо языческие обычаи? Елочки, веточки, Дед Мороз, Санта Клаус с Подарками, Баба Яга с Змеем Горынычем, пляски снегурочек и снежинок, шар падающий на Таймс Сквер – все что угодно, лишь бы забыть то, что именно празднуется в – не побоюсь этого утверждения – самый любимый праздник всего человечества: и религиозного, и не очень! Как могло позабыться – и позабыться активно, по формуле не знаю и не хочу знать – с чего отсчитывается не что-то второстепенное, а Новая Эра! Вопрос требующий тщательного изучения историками ввиду колоссальной важности для современности.

Но и без профессионального анализа ясно: сокрытие столь важного факта – и не от кого то, а от миллиардов людей! – могло быть обусловлено только одним: антисемитизмом. Проявившимся в отдалении (из века в век далее) первой части Священного Писания (в переводе на русский именуемой Ветхий Завет) от Завета Нового в сознании верующих и клира.

Затронутый в данной статье вопрос: почему человечество не знает и не хочет знать, с чего начинается ни много ни мало а Эра, в которой оно живет?! – имеет колоссальную важность и отмахнуться от него, затронув хотя бы немного и уяснив, до какой степени миллиардам людей запудрили (как говорят в просторечии) мозги, невозможно. Праздник Обрезания Господня ведь является возвращением к истокам христианства – тому, каким его видели отцы церкви. Обрезание Господне празднуется и католической, и православной церквями, праздник этот наличествует и в Католическом, и Православном календаре. Однако в отличие от Рождества и Нового Года (последний с приходом всякой языческой и варварской всячины – или падением шара, как на Таймс Сквере, все что угодно кроме того, что праздновалось Христианством на протяжении как минимум тысячи лет как величайший праздник, с которого начато не что то второстепенное, а Новая Эра, и не только светскими властями, а Церковью! – праздновалось как всенародный и еще того более: всемирный праздник) отмечается, но как нечто второстепенное, как праздник церковный и только церковный – да и то не самый главный даже в этот день. В православной церкви, к примеру, в День Нового Года празднуется память святителя Василия Великого. Ну и Обрезание Господа иже с ним. Важность событий поменяли местами – даже в масштабе праздников, приходящихся на один день! Событие, с которого ведется современное летоисчисление – ни много ни мало!! – отодвинулось на второй план. И на так сказать тридевятый – по сравнению с масштабом языческих светских торжеств. Кем и почему? – предмет исторического исследования ввиду колоссальной важности этого сдвига. В этот день – в День Нового Года! – в службу включаются песнопения, посвященные празднованию Обрезания. В личных, так сказать неофициальных, “без протокола” беседах, с тем, что именно праздник Обрезания Господа являлся великим в раннем христианстве, и именно с него начинается Новая Эра, эрудированные служители церкви – и православной, и католической – согласны: да тут вообще не с чем спорить, все ясно и очевидно.

Если бы Отцы Церкви считали, что величайшим праздником Христианства является Рождество, они бы – несомненно его назначили (ибо, напомним еще раз: день Рождества был выбран и перенесен с весны, когда оно, повидимому, фактически происходило, на зиму) на Первое Января. Начав с него Новый Год и Новую Эру, как это декларируется ныне (но не в то время, когда принимались решения). То, что это не было сделано, а на первое января (начало Новой Эры и Нового Года) был назначен совершенно иной праздник: Обрезания Господа – говорит о том, что он, только он и именно он считался главнейшим. Какие казуистические трактовки тут ни изобретай, при прямом вопросе ничего не получится, деваться некуда. Ну а ежели человечество в столь ключевом вопросе как то, с чего оно отсчитывает Новую Эру, будет юлить, то разрешить такие “мелочи” как всемирный экономический кризис и религиозные распри, имеющие сходные первопричины и общие корни с проблемой, которую обсуждаем, нет никакой надежды. Это же очевидно.

До какой степени верующее человечество ушло (уплыло, отмаршировало, отползло, отскакало – как знаете) от своих истоков видно из такого образного представления. Перед Собором Святого Петра (как и в миллионах других мест) под Рождество изображается священная сцена в Пещере Рождества: Мария, родившая Младенца, младенец Иисус, волхвы, пришедшие из Аравии, а также коровки, козочки – то что называют яслями. Если бы традиция и приоритеты Церкви за последнюю тысячу лет не изменились, в праздник Нового Года следовало бы изображать вторую сцену, соответствующую Великому Празднику, с которого ведет начало не что-то второстепенное, а Новая Эра: Мария, Иосиф, моэль (как у евреев называется человек, обрезание делающий) – и младенец Иисус, которому делается обрезание. Присутствие волхвов и приглашенных на этот Акт, с которого (повторим еще раз) ведет начало не что-то второстепенное а Новая Эра, также, по-видимому, имело место, но в этом вопросе необходимо свериться с ортодоксией (православной и католической). Две сцены величайших праздников должны были бы находиться на торжественном месте во время праздненств от Рождества до Нового года. Две а не одна! Но может ли современное человечество с этим смириться? Можно ли представить себе, что на площади перед собором Святого Петра в Новый год у второго фонтана возникнет указанная конструкция, не менее святая, чем та, которая устанавливается ежегодно? Не знаю и не уверен. Хотя казалось бы именно так и должно быть, в этом – если следовать тысячелетней традиции – нет и не может быть ни малейших сомнений.

Задумаемся над приведенным, как сказали бы физики, мысленным экспериментом. Без ерничанья и иронии, а очень всерьез, ибо проблема это нешуточная, а затрагивающая самую сердцевину катаклизмов современного мира. Для христиан современности представить себе сцену Обрезания Иисуса как святую немыслимо, и даже еще того более: почти физиологически отвратительно и противно. Напротив: для отцов церкви и христиан первого тысячелетия Эры, отсчитываемой от этого события, обрезание Господне было священным праздником, настолько священным, что новая эта отсчитывается начиная с него. Как могла произойти такая революционная эволюция? В результате которой чувства верующих по отношению к тому, что являлось важнейшим для тех, кто был к Основателю и основателям религии неизмеримо ближе – сменили знак? Не стало ли христианство другой религией сравнительно с той, какой оно изначально замышлялось и создавалось? Не надо ли вернуться к основам – включая отношение к первой части священного писания и народу, истории которого большая часть Библии посвящена – переменив сложившиеся в последнее тысячелетие представление и ощущения на исконные, каковыми они были и каковыми предполагались быть навсегда?

Чтобы не делать этого, единственно возможным оправданием/объяснением могла б быть уверенность, что с веками понимание того, что на самом деле происходило и во что надо верить, углублялось, а те, кто создавали религию, заблуждались – не в чем то второстепенном, а в самых что ни на есть краеугольных вопросах. Такая точка зрения, теоретически допустимая, является однако совершенно абсурдной и противоречит букве и духу Учения и Писаний. Но в таком случае – упрямо вернемся к вопросу поставленному в заголовке: не следует ли глубочайшим образом задуматься, как могла произойти такая метаморфоза? И вернуться к почитанию того, что почитали и во что верили основатели Веры!

То, что называют Старым Новым Годом и что бесшабашно отмечается верующими и неверующими с елками и языческими персонажами, на самом деле в течение более чем тысячи лет отмечалось как День Обрезания Господа. Равно как и 1 января (то есть по Григорианскому Календарю) в Католической церкви. Почему бы не вспомнить об этом – хотя бы вспомнить – тем, кто сегодня так бесшабашно, с варварской и языческой лихостью, отмечает Новый Новый и Старый Новый года?! Ноне любимые и отмечаемые всенародно не только в странах христианских, но и во всем мире.

Вдумайся, читатель. Если Отцы Церкви, христиане первого тысячелетия христианства и даже Крестоносцы (либерализмом вообще и любовью к народу Книги в частности не отличавшиеся) знали, что Новая Эра отсчитывается от Обрезания Господа, почитали и уважали этот Великий День, то почему же современное человечество не знает, что празднует? И даже еще того удивительнее: активно не хочет знать! Независимо от политических убеждений и вероисповедания читателя, размышляя об этом, он шаг за шагом неизбежно придет к выводу о связи между нацизмом и национализмом любого рода с антисемитизмом как его первоосновой. Ведь древний мир религиозных войн не знал. Не знал и расовой ненависти. Потому и существовали так называемые языческие и варварские цивилизации (Египта, Китая, Индии, Двуречья) по три тысячи лет, что в них не было ни нацизма, ни религиозной непримиримости. Не было погромов на почве религии в Древнем и Языческом мире, подобных еврейским и Варфоломеевской Ночи, явившимся предвестниками современного исламского, ирландского и прочего религиозного терроризма. В любом случае, человечество должно наконец вспомнить, что празднует с приходом Нового Года в ночь с 31 декабря на 1 января. И от того, насколько трезво и здраво будет к этому относиться, зависит его будущее. Наше общее будущее.

Юрий Магаршак. Предновогоднее время. Конец 2010 года от О.Г. (Обрезания Господа)

 

3453311_Guido_Reni_027 (493x600, 87Kb)

 ==========================================

Комментарий эксперта.

Статья Юрия Магаршака нуждается в комментариях. Прежде всего, она предполагает читателя, обладающего некоторой общей культурой. Постсоветский «интеллигент», как правило, ничего или почти не знает. А потому, поведанная автором история производит на него ошеломляющее впечатление. Между тем, в плане изложения фактического материала здесь все правильно.

 

Впрочем, можно дополнить. Празднование Рождества устанавливается в IV веке и смыслово связано с зимним солнцестоянием. Символика простая. Увеличение продолжительности дня символизирует победу жизни над смертью. В это время одним из самых сильных конкурентов христианства был митраизм. Историки культуры и религиоведы фиксируют переклички и сходные моменты в ритуалах и представлениях конкурирующих культов. Есть предположение – день Рождества выбран таким образом, чтобы вытеснить день рождения Митры, который праздновался 25 декабря.

 

В любом случае, обряд обрезания падает на первое января. Отметим, что праздник Обрезания Господня по сей день празднуется как католической, так и православной церковью первого января. В России Обрезание Господне широко известно как «Старый Новый год», так как до введения нового стиля совпадало с началом нового года.

 

Обрезание Господе празднуется, но, как бы это сказать, празднуется тихо. Если из Рождества и Нового года сделаны шумные празднества, захватывающие и объединяющие все общество от атеистов до кришнаитов, то Обрезание Господне стало сугубо церковным праздником. В православной церкви в этот день празднуется память святителя Василия Великого. В эту службу включаются песнопения, посвященные празднованию Обрезания.

 

Мотивы, по которым сюжет Обрезания Господня очевидно отошел на второй план, заслуживают специального обсуждения. В таком обсуждении имеет право на существование позиция Юрия Магаршака.

 

Сделаем лишь одно замечание. Заданная идеологической идентификацией нетерпимость появляется вместе с монотеизмом. Это – печальное и неизбежное следствие монотеистического взгляда на мир. Политеисты толерантны. Вера в иных богов не затрагивала картину мира язычника. Идея единого Бога такова, что иноверец отрицает «нашего» Бога. Толерантность приходит в мир вместе с разворачиванием секуляризации и снижением накала религиозного горения. Что же касается национализма, то нации очевидным образом пришли на смену религиозным идентичностям. Трудно сказать, хорошо это или плохо. Кто знает, что лучше: ненавидеть другого, видя в нем инаковерующего, или иноплеменника? Как говорил в подобной ситуации Отец народов «оба хуже».

 

Все это так, тем не менее, Магаршак уловил нерв проблемы: христианский мир не склонен вспоминать о том, что Спаситель был рожден в еврейской семье. Эта проблема не имеет отношения к Спасителю. Эта – наша проблема.

 

И.Г.Яковенко

Доктор философских наук, профессор РГГУ, член бюро  Совета  по истории мировой культуры РАН

 ==========================================

Приложение: ОБРЕЗАНИЕ ХРИСТА В МИРОВОЙ ЖИВОПИСИ

 

Синьорелли Лука.

Итальянский живописец эпохи раннего Возрождения. Родился и умер в Кортоне, в связи с чем некоторые источники называют его Лука из Кортоны.

В 1481—1482 гг. принимал участие в декорировании Сикстинской капеллы в Риме, написав фреску «Смерть Моисея».

На его картине обрезание производит женщина, так же как и на следующей картине. Поэтому я и объединяю их некоторой общностью показа «женского» обрезания, характеризующегося, как изображено, особенно трепетными и нежными женскими движениями рук и выражением их лиц...

 

 

К этой картине мне не удалось найти ни названия, ни автора. Но, глядя на неё, нетрудно понять, что на ней тоже изображено обрезание малыша. Не младенца, как у евреев и ранних христиан, а подростка, как у мусульман. Скорее всё же это европейский, христианский сюжет средних веков по одежде присутствующих мужчин и производящих обрезание женщин, весьма деликатно и осторожно, нежно, судя по жестам, производящим операцию. Я оставил эту безымянную картину в связи с её необычным подходом и участниками изображенного действа. Как и на предыдущей картине Луки Синьорелли. Возможно, она принадлежит кому-нибудь из его учеников или последователей, или к той же школе...

***

Сам процесс обрезания и в прошлом и сегодня оставляет много разногласий и вопросов у разных народов, приверженцев разных религий....

Во всех случаях затруднения в определении места обрезания, изображённого на картинах, можно воспользоваться цитируемым остроумным ироничным диалогом в ответ на вопрос, где проходит обрезание?

-В христианском храме?

- В синагоге?
Если в синагоге, то должны были присутствовать как минимум 10 иудеев. Иначе обрезание не считается выполненным.
Если в христианском храме, то тогда свидетелей христиан еще не было. Ведь христианство было принято только после распятия Иисуса.
Если в мечети, то мечети появились только спустя семь веков.

Таким образом, обрезание Иисуса Христа было совершено по иудейскому обряду, в синагоге, в соответствии с Писанием:

"Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужской пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. И будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой" (Быт. 17:11-14)

Существуют различные объяснения того, почему обрезание совершают на восьмой день:

Из медицинских соображений, поскольку к восьмому дню ребёнок, как правило, уже успевает достаточно окрепнуть для этой процедуры.

Недели также достаточно для того, чтобы определить, насколько здоров новорождённый, чтобы подвергнуться обрезанию без опасности для здоровья.

Талмуд объясняет это тем, что за неделю мать сможет прийти в себя, чтобы принять полноценное участие в этом радостном событии.

В мидрашах (молитвенниках) дается другое, более возвышенное объяснение. Восемь дней даны для того, чтобы ребёнок прожил субботу, приобщился к её святости и был готов приобщиться к святости обрезания. Хотя вШаббат (субботу) запрещено проливать кровь, но обрезание является исключением…

***

Изменения иконографии Обрезания в сторону «хирургической точности» связано с формированием устойчивой еврейской практики, где моэлем в синагоге стала выполняться операция над сидящим ребёнком. Такой механизм впервые появляется на миниатюрах немецкого Пятикнижия на иврите около 1300 г. И, как мы уже могли видеть, и на живописных полотнах, продолжение которых следует.

 

ОБРЕЗАНИЕ. Миниатюра из собрания Ротшильда. Венеция (?),

1475, Иерусалим, Bazelel музей.

 

Запелёнутый либо, как бы перевязанный бинтами по рукам, младенец сидит вертикально на руке и туловище священника (помощника) сандака. В этот момент над усекаемым органом занесен нож моэля. Это, естественно, постановочный сюжет, как сказали бы в театре, мизансцена…

Либо как на нижеследующей картине Альбрехта Дюрера, где младенец не то, чтобы сидит, а кажется находится в подвешенном подмышки или охваченным на уровне груди рукой помощника положении. Что, однако, не мешает производимому обрезанию.

 

ОБРЕЗАНИЕ МЛАДЕНЦА ХРИСТА

(Между 1494 и 1497 гг). Альбрехт Дюрер

(1471–1528). Из цикла гравюр «Жизнь Марии».

На картине Мария и Иосиф стоят рядом. У Марии скорбный вид, ибо на её глазах происходит первое пролитие Священной Крови Христа. Некоторые ученые считают эту ситуацию причиной одной из скорбей Девы Марии.

 

ОБРЕЗАНИЕ. 1519. Гарофало (Бенвенуто Тизи) Benvenuto Tisi Garofalo (1481-1559).

Итальянский художник. Лувр, Париж.

 

Своё прозвище (по-итальянски «гвоздика» garofalо) художник получил по гвоздике на своём гербе.

В 1531 году он потерял зрение на одном глазу, но продолжал писать картины, пока не ослеп окончательно в 1550 г. Много странствовал. В Риме, где Бенвенуто Тизи работал с Рафаэлем, пытался приблизить ломбардскийстиль к стилю Рафаэля, за что его прозвали «феррарским Рафаэлем».

В России Гарофало высоко ценили с 1720 года когда Петр Беклемишев (он был дипломатическим представителем, Петра I в Италии) преподнес его «Положение во гроб» Петру I как работу «славного и древняго аутро именованного Рафаэль Д`Урбино». Восемь картин «Феррарского Рафаэля» (рафаэлевских по композиции) обедневший монастырь в 1792 году продал Папе римскому Пию VI. Спустя полвека половину из них купил НиколайI.

На картине художника показано вполне естественное желание ребёнка отвернуться от какого-либо прикосновения к нему чужих людей, что, однако, не мешает готовиться к манипуляции всем участникам действа. Более взрослый ребёнок слева тоже хочет найти защиту от людей, нацелившихся с ножом в руках на младенца и уже готовых захватить рукой объект…

Лица и позы окружающих людей, присутствующих на процедуре, заинтересованно наблюдают с пониманием священнодействия или сочувствуют младенцу и его родителям…

 

ОБРЕЗАНИЕ. Рембрандт Ван Рейн.

 

Рисунок выполнен на листе бумаги карандашом и обнаружен по названию случайно при поиске первой несохранившейся, вернее незаконченной, картины 1661 года, на холсте в красках, хранящейся в Национальной галерее Вашингтона. На упомянутой картине младенец вообще не нарисован…

Однако, именно на этом рисунке или картине воссоздана весьма реалистическая сцена процесса обрезания: Кричащий от боли младенец с сиянием вокруг головы, свидетельствующим о его божественном происхождении, и склонившийся над ним моэль, манипулирующий в области гениталий. Он на руках у помощника – сандак, который является также весьма важным лицом в процедуре Обстановка священнодействия с регалиями и атрибутами торжественного действия воскурением ароматов. Вокруг молящийся и наблюдающий народ.

 

ОБРЕЗАНИЕ МЛАДЕНЦА ХРИСТА. Виллем де Портер. Москва. ГМИИ им. А. С. Пушкина 1640.

(Закупка семьи Голицыных.) Коллекция живописи Голландии.

 

Сюжет и сцена картины обычная для подобных полотен, но можно обратить внимание на чёрную кипу на голове священника и почти полного числа мужчин (миньян) для совершения обряда по еврейской традиции…

 

ОБРЕЗАНИЕ ИСУСА Гвидо Рени. Барокко, болонский академизм.

Около 1635-1640г. Италия. Сиена. Церковь Сан Мартино.

 

Создаётся впечатление праздничного настроения с играми собравшихся детей, в то время как присутствующие взрослые сосредоточены на ритуале или обряде обрезания младенца.

 

На иллюстрации – увеличенный фрагмент выше представленной картины Рени Гвидо.

 

Как сказано при описании картины, происходит обрезание младенца Христа по еврейскому закону...

Хотя вызывает удивление отсутствие соответствующего одеяния у моэля, начиная с кипы, вообще одежда присутствующих, а также картина демонстрирует торжественное событие, которое весело отмечают, в частности, в Израиле…

 

ОБРЕЗАНИЕ МЛАДЕНЦА ИСУСА Франсиско Гойя. 1774 г.

 

На родине Гойи церковь была главным заказчиком художественных произведений. Художнику поручили расписать капеллу, представив сцены из жизни Девы Марии. Здесь она, облаченная в голубой плащ, приносит священнику младенца Иисуса для ритуального обрезания, что он, сосредоточившись, и делает над спокойно лежащим распластанным младенцем. Мария внимательно смотрит на этот ритуал, сочувствуя младенцу и понимая его обоснованность и неотвратимость…

 

ОБРЕЗАНИЕ 1909 год. Марк Шагал. Написана в Saint Petersburg, Russian Federation.

Частная коллекция. Наивное искусство (примитивизм), жанровая живопись.

 

Картина написана в полном соответствии с манерой кисти Шагала, условно и символично, где совершенно белое тельце младенца волей-неволей занимает внимание зрителя, который только потом замечает действие моэля в чёрном и родителей в цветных одеяниях с горестным выражением лица матери и сосредоточенно-вдумчивым ликом отца…

 

ОБРЕЗАНИЕ - Джексон Поллок ((Jackson Pollock) (1912-1956).

 

Американский художник, идеолог и лидер абстрактного экспрессионизма, оказавший значительное влияние на искусство второй половины ХХ века, Джексон Полок, родился в городке Коуди (штат Вайоминг, США). В 1930 году переехал в Нью Йорк, где познакомился с работами Диего Риверы и европейских абстракционистов.

Разобрать на представленной картине автора детали или намёки, свойственные обрезанию, я не смог. Возможно, читатель, знакомый с абстракционизмом других художников этого направления, обнаружит их...

***

К варварски методам обрезания девочек, сохранившихся в наше время в юго-восточных странах (Египте, Судане, Эфиопии, Эритрее, Джибути, Сомали и Мали, где более 80 % женщин подвергаются этой процедуре, а также в Саудовской Аравии и Индонезии), вызывает у меня как у человека и врача неподдельный ужас и протест. Ибо обрезание самых чувствительных частей клитора и малых срамных губ, да ещё под местным обезболиванием, граничит с варварством. И делается это во имя профилактики женской неверности, роль которых – не получение наслаждения, а только деторождение...

"Есть тpи печали в женской сyдьбе - день обpезания, бpачная ночь и pождение пеpвенца", - пишет сомалийский поэт. Ибо после этой «хирургии» нередко нарушается и анатомии и нормальное функционирование...

Хорошо, что нет в живописи следов этого варварства, а только жуткие фотографии, которые даже помещать нельзя...

***

И закончить я хочу парадоксальными наблюдениями израильских учёных, проводящих исследование влияния обрезания на сохранение редкого вида обезьян - маготов Гибралтара, число которых на острове резко падает...

 

 

Существует в Британии поверье, что остров Гибралтар (постоянный повод вражды с Испанией) останется британским, доколе там будут обитать обезьяны – моготы. По указанию Черчилля были завезены обезьяны из Марокко из Алжира, что несколько улучшило популяцию за счёт притока «свежей крови». Улучшили питание, применяли гормонотерапию.

Было замечено, что мамаши невнимательны к малышам и смертность последних велика. Грант на исследование получили израильтяне, которые решили попробовать обрезание и получили особенно впечатляющий эффект. Некоторые засмеялись, а руководитель проекта профессор Эйтан Розенберг вдруг сказал: «Между прочим, маготы одни из немногих приматов, у которых есть крайняя плоть. А не обрезать ли их нам, разумеется, в строго медицинском значении этого термина? Может малость очеловечатся? и...решили попробовать». Отношение самцов к детёнышам резко улучшилось, как сообщил в своем интервью газете the Guardian профессор Розенбер в сентябре 2011 года об этом, замалчивая удовлетворение самок и увеличение рождаемости...

На фото – счастливая семья с обрезанным, как заверяет автор, папашей...

В Новом Завете о необходимости обрезания говорится следующее: "Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся. Обрезание ничто и не обрезание ничто, но всё в соблюдении заповедей Божьих" (1-ое Коринфянам,7:18-19).
Бывало, что обрезание, как операцию на гениталиях, предписывалось проводить с целью обуздания похоти. А есть и иное мнение, что обрезание удлиняет эрекцию и способствует оргазму у женщин. Всё это сомнительно и сугубо индивидуально.

Считают, что обрезание противодействует заражению СПИД-ом. Является профилактикой рака. В жарких странах – более гигиенично.

Мне, всё же, импонирует мнение христианских теологов раннего Средневековья во главе с Блаженным Августином, которые решили так: Человек есть венец творенья Божьего, отсюда вывод – у Человека всё на своем месте, и нет ничего лишнего.

К тому же, наверняка, не последнюю роль сыграло извечное стремление людей поделить всех на "своих" и "чужих". А тут всё просто – стянул с подозрительного типа штаны, посмотрел: ага, обрезан – значит, не наш, бей его. Этим методом пользовались во Франции полицейские, помогавшие немецким фашистам идентифицировать скрывавшихся евреев.

 

ОБРЕЗАНИЕ МЛАДЕНЦА И НАРЕЧЕНИЕ ЕГО  ИИСУСОМ

(Матфей, 1:25; Лука, 2:21)

(21) По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.

 

 

 

 

 

имость…

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте:
Email: Пароль:

напомнить пароль

Регистрация