>> << >>
Главная Выпуск 11

Россия 2016: ИМПЕРИЯ СТРАХА

Блог Владимира Пастухова
Январь 2016
Опубликовано 2016-01-10 14:00

Блог Пастухова. Толпа готова стать героем

  • 4 января 2016
Женщина под зонтом
Image copyrightRIA Novosti
Image captionЛюди предпочитают не обращать внимания на шокирующую российскую действительность

 

На закате XIX века известный русский либеральный мыслитель Николай Михайловский опубликовал ставшую для России канонической статью "Герои и толпа", где сформулировал русское социальное кредо – историю делают герои, остальные – просто толпа. Тем не менее, хотя в России всегда делали ставку на героев, в трагические, роковые минуты ее истории именно толпа играла решающую роль, становясь неожиданно главным действующим лицом. В смутное для русской истории время именно толпа становится героем.

Империя страха

Главным итогом прошедшего года является не столько деградация русской политики, сколько деградация русского общества. Собственно политические "достижения" года (как в позитивном, так и в негативном смысле) не выглядят ни значительными, ни впечатляющими. В русской политике за год, на мой взгляд, не произошло ничего принципиально нового, что выбивалось бы из установившейся тенденции: военная операция в Сирии есть логичное продолжение спецоперации на Украине, усиление репрессии против диссидентов укладывается в парадигму борьбы с "оранжевой угрозой" в условиях "гибридной войны", которую Россия объявила Америке. А вот в русском обществе, похоже, происходят по-настоящему серьезные и качественные перемены.

В русском общественном сознании стали доминировать три чувства: страх, апатия и мыслебоязнь.

Латентный, но всепроникающий страх стал главной приметой нашего времени. В этом страхе люди предпочитают не сознаваться даже перед самими собой. Они не то чтобы боятся, а подсознательно избегают всего того, что, как им кажется, может им навредить. Оказалось, что в обществе, в анамнезе которого был "большой террор", не надо возобновлять массовые репрессии для того, чтобы включить механизм тотального конформизма. Никто не заставляет судью из Приморья отказывать в усыновлении ребенку-инвалиду, он делает это по собственной инициативе "на всякий случай". Депутатов не расстреливают за голосование, как делегатов XVII съезда, но они выступают в едином порыве и за закон Димы Яковлева, и за аннексию Крыма, и за войну в Сирии. Этот перечень можно продолжать бесконечно.

Люди прекрасно понимают, какой сигнал посылает им власть, и стараются двигаться в желательном для власти русле совершенно добровольно и молча. Общество очевидно страдает "синдромом эмоционального выгорания", и поэтому старается игнорировать все то, что способно вывести его из состояния душевного комфорта. Конечно, отдельные события иногда могут пробить брешь в этой защитной броне усталости и безразличия (так случилось после убийства Немцова и, отчасти, после фильма Навального о семье Чайки), но в большинстве случаев люди предпочитают не обращать внимания на шокирующую российскую действительность.

Эмоциональная глухота сопровождается откровенным нежеланием вдумываться и вчитываться, отталкиванием от себя всего сложного и непонятного. Падает интерес к публицистике, любые "длинные" тексты остаются невостребованными, людей трудно увлечь пусть и правильными, но абстрактными идеями. Воспринимаются только наглядные и простые примеры. Самым популярным становится твиттер-формат: чем короче, тем эффективнее. При отключенном "критическом мышлении" пропадает сама потребность в понимании чего бы то ни было.

Зато возникают другие "компенсаторные" потребности – сон общественного разума рождает агрессию, невротизм и фанатизм.

В людях исподволь накапливается раздражение, которое пока выплескивается наружу тысячами повседневных бытовых конфликтов (ссорами на дорогах, сетевым хулиганством, обыденным хамством и так далее). Из неопределенности рождается невротическая неспособность выслушивать собеседника, не говоря уже о неготовности принять любую другую точку зрения, кроме своей собственной. Привычка думать вытесняется жаждой веры. Чем примитивнее идея, тем более широкое распространение она получает. Мысль о том, что во всех бедах русского общества виноват кто-то другой (американцы, украинцы, турки, кавказцы, евреи, олигархи, мировая закулиса и так далее) становится навязчивой для подавляющего большинства. Люди с готовностью ведутся на любые слухи и становятся поэтому легким объектом для манипуляций. Это еще не совсем толпа, но уже точно - не общество.

Добавить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте:
Email: Пароль:

напомнить пароль

Регистрация