Все формы, все цвета вобрать в себя глазами.
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить."
Максимилиан Волошин
Недавно в Москве прошла выставка "Современники будущего. Еврейские художники в русском авангарде. ", на которой были представлены работы художников с 1910 по 1980 годы. Она дала повод поговорить на тему о вкладе в искусство советского времени и особенно так называемого "нового, неакадемического" искусства художников еврейского происхождения, их роли в становлении русского авангарда первой, второй и, условно говоря, третьей волны.
В творчестве этих художников, за малым исключением, трудно проследить еврейскую идентичность, темы жизни местечек и еврейских традиций отходят у большинства из них на второй план, на смену им приходят темы интернационализма, строительства нового социалистического мира, новой культуры большинства. Советский авангард даже с введением метода социалистического реализма стремился, отказавшись от следования чистым национальным традициям, взять из них "самое лучшее" и участвовать в становлении новой пролетарской, единой для всех народов страны культуры.
Показательна в этом отношении судьба Натана Альтмана (1889—1970), родившегося в Виннице в семье торговца, мечтавшего стать художником, но для того, чтобы иметь возможность быть в центре художественной жизни в столице, еврею надо было иметь образование. Он проводит 2 года в Париже, знакомится там с Шагалом и кружком молодых авангардистов,
возвращается в Россию, сдает экзамен на художника по вывескам и в 1912 году приезжает в Петербург. Там он знакомится с богемой, участвует со своими кубистическими работами в выставках "Мира искусства", знакомится с Анной Ахматовой.
Критик Л.Бруни писал о его портрете Ахматовой, что "это не вещь, а веха в искусстве". Она навсегда осталась для нас такой, какой её увидел Альтман., хотя сама она свой портрет не любила, считая, что "эта стилизация" не имела ничего общего с ее личностью. Революцию 1917 года художник, встретил с восторгом. Он активно подключился к работе на благо советской страны. В 1918 году Альтман художественно оформляет первый советский парад, посвящённый годовщине Октябрьской революции. Альтман много работал в театре,
в 1928 году с Еврейским театром едет на гастроли по Европе. Театр имел огромный успех, Альтман на 7 лет остаётся в Париже. В 1936 году он вернулся в СССР, но не вписался в художественную соцреалистическую схему, жил в основном книжными иллюстрациями и оформлением спектаклей.
В его творчестве еще были сильны еврейские мотивы и обращение к Ветхому завету.
"Отвержение мечтательной романтизации еврейского местечка, которой занимался Шагал, было неизбежным для молодых еврейских художников, вступивших в новую эру индустриальной революции, рабочего коллективизма и массового спорта." (Борис Гройс).
Начало этому явлению положил переход большой группы студентов (в основном евреев) витебского Художественного училища в 1919 году на сторону Малевича в его конфликте с Шагалом. Малевич со своим супрематизмом* "победил" не только потому, что тема еврейского местечка и ее идеализация перестали быть актуальными, но и потому, что он предложил им метод отказа ото всех и всяческих изображений, что давало возможность вернуться к более древней и высокой еврейской традиции - иконоборчеству: «не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им» (Исх.20:4-5). Как пишет Б.Гройс, Малевич с его "Черным квадратом" подобно Моисею привел еврейских художников в обетованную землю абстракции и модернизма, которые не мешали им, оставаясь художниками, следовать еврейской традиции, возможно даже не осознавая этого.
Эль Лисицкий (Лазарь Мордухович) (1890-1941), родился в семье ремесленника, учился в Смоленске, затем получил образование инженера-архитектора, увлекся еврейской тематикой.
В 1918 году в Киеве Лисицкий даже стал одним из основателей «Култур-лиге» — авангардного художественного и литературного объединения, ставившего своей целью создание нового еврейского национального искусства. По приглашению Шагала в 1919 году переехал в Витебск, но с 1920 года Лисицкий под влиянием Малевича обратился к супрематизму и подписывает свои работы «Эль Лисицкий». Являясь одним из выдающихся представителей русского еврейского авангарда, он способствовал выходу супрематизма в архитектуру.
Интересны его "проуны" (проекты утверждения нового) - объемно-пространственные композиции, попытка преодолеть границы разных видов искусства, сблизить живопись и архитектуру. Лисицкий активно работал в книжной иллюстрации, увлекался фотографией и фотомонтажом,
плакатным искусством и особенно архитектурой. Умер в Москве в 1941 году от туберкулеза.
Авангардисты увидели мир детскими удивленными глазами, радость цвета и красоты предметного мира затмила для них все. Не случайно в их работах практически не встретишь драматизма и тем более обличений, все это появится гораздо позже.
Илья Чашник (1902-1929), родился в Витебской губернии, в большой семье, где было 8 детей, и уже с 11 лет, после переезда семьи в Витебск, начал по 10-11 часов работать в оптической мастерской. Сначала он посещал воскресную художественную школу Пэна, а после приезда в Витебск Шагала начал заниматься у него. но вскоре переходит к Малевичу и становится самым верным его учеником.
Он переезжает с ним в Петроград в 1922 году, работает в области промышленного и архитектурного дизайна, художником по фарфору на Ленинградском фарфоровом заводе. Чашник был апологетом супрематизма, жил идеей революции в живописи, но очень мало успел - умер от перитонита в возрасте 26 лет.
Последними его словами были: «Передайте Малевичу, что я умер, как художник нового искусства».
Еще одним , ярким представителем супрематизма как базового направления в искусстве и архитектуре 20 века, творцом русского авангарда был Лазарь Хидекель (1904-1986). Он родился в Витебске в семье архитектора. уже в 14 лет стал учеником Марка Шагала, в 15лет - ученик и подмастерье в архитектурной мастерской Эля Лисицкого, а в 16 - ученик Малевича и один из создателей УНОВИСА («Утвердители нового искусства») и теоретиков супрематизма,
а в 1920 году возглавляет Архитектурную студию УНОВИСА. В 1925–1932 годах уже в Ленинграде Хидекель создает беспрецедентно опережающие время проекты городов будущего – Аэро город, Город на опорах, Плавучий город, Летучий город.
В 30-е годы он активно проектирует и строит, но позднее, не будучи согласным с поворотом архитектурной идеологии в сторону сталинского ампира, уходит на преподавание в ЛИСИ вплоть до конца жизни.
Евреи, жившие в Европе, испытывали трудности со "встраиванием" в национальные культуры европейских государств того времени, в которых установка на национальные традиции исключала участие «деструктивной и нигилистической» еврейской интеллигенции. В этом и одна из побочных - помимо основной, антисемитизма - причин возникновения идеи сионизма в европейском еврейском сознании. В Советском Союзе идеи сионизма не пользовались популярностью до конца 30-х годов, советские евреи активно влились в жизнь, политику и культуру страны, участвовали во всех ее начинаниях.
Таким был и художник Соломон Никритин (1898 - 1965). Он родился в Чернигове в семье предпринимателя, учился в Киевском художественном училище, затем, по рекомендации М.Горького, в частной школе Л.О.Пастернака в Москве. Во время Гражданской войны Никритин участвовал в боях за освобождение Одессы от белых, затем вернулся в Москву и год учился во ВХУТЕМАСе у Кандинского.
В 1922 году он возглавил группу «Метод» («Проекционисты»), рассматривавшую искусство как «науку об объективной системе организации материалов», был проводником идеи "постфутуристического" авангарда.
В 30-х годах Никритин - главный художник Политехнического музея и художник Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, а во время войны делал "Окна ТАСС".
Постепенно он отошел от увлечения авангардом в станковой живописи и даже начал писать вполне в стиле соцреализма.
Давид Штеренберг (1881-1948), родился в Житомире, был учеником фотографа в Одессе, принимал активное участие в политической жизни, был членом "Бунда". в 1906 году из-за преследований его членов уехал в Вену, затем в Париж, где учился в Школе изящных искусств и в Академии А. Витти.
Штеренберг вошел в круг парижского авангарда, познакомился с А. Модильяни, постоянно встречался с П. Пикассо, начал участвовать в выставках "Салонов". В 1917 году Штеренберг вернулся в Россию, принимал активное участие в организации художественной жизни, занимался вопросами перестройки художественного образования, охраны памятников истории и культуры, входил в еврейские художественные организации и экспонировал свои работы на их выставках.
В годы войны эвакуировался в Иркутск, работал в «Окнах ТАСС». За годы своей художественной жизни стили Штеренберга несколько раз менялись от фовизма, кубизма и кубофутуризма в парижский период, через примитивизм в натюрмортах и жанровых сценках
к экспрессивной живописи во второй половине жизни. В 40-х годах он подвергался критике за формализм, перестал выставляться и вскоре был практически забыт.
Лабас Александр Аркадьевич (1900-1983) родился в Смоленске в семье журналиста и издателя и уже с 6 лет начал заниматься живописью в частной студии. После переезда семьи в Ригу мальчик начинает учебу в Строгановском училище, а с 1917 года обучается в Государственных художественных мастерских (в дальнейшем ВХУТЕМАС).
Лабас работает художником в 3-й Армии, а затем по приглашению В. Фаворского преподает во ВХУТЕМАСе живопись и цветоведение, оформляет театральные спектакли, вместе с соратниками принимает участи в работе основанного ими "Общества станковистов".
Александра Лабаса потрясали чудеса 20-го века: паровозы, самолёты, дирижабли, корабли. Технические детали ему были не интересны, его увлекал восторг пассажиров, и свой собственный. Дыхание времени он видел не в рабоче-крестьянских победах, а во всём, что движется, плывёт и летит.
Поэтому, судьба художника была предсказуемой. Когда единственно правильным искусством стал соцреализм, Лабаса, в числе многих, отлучили от выставок. И только через тридцать лет Александр Лабас смог показать свои картины зрителям.
Тышлер Александр Григорьевич (1898-1980) родился в Мелитополе в семье ремесленника, учился в Киевском художественном училище, оформлял улицы и площади Киева, а в 1919 году пошел добровольцем в Красную армию. Вскоре после демобилизации поступил во ВХУТЕМАС, в мастерскую В. А. Фаворского. стал членом художественной группы проекционистов,
в 1925 г. присоединился к объединению ОСТ (Общество станковистов). Его работы экспонировались на выставках в Харбине и Дрездене, Лейпциге, Венеции и Риге. Творчество Тышлера с его фантасмагориями было совершенно чуждо духу социалистического реализма, живописец и график, театральный художник и скульптор, фантазер и мечтатель, говорил со зрителем языком метафор.
После 1932 года и до 1964 его живопись не выставлялась, он работал в основном как театральный художник, любимым его драматургом был Шекспир. В последние годы жизни у него иногда появляются еврейские мотивы, отражающие впечатления детства в еврейском местечке.
Пришло время, когда перед большинством художников встает вопрос: не отдаляться от еврейской жизни и еврейских традиций, или утверждаться на позициях радикального авангарда. Одним из тех традиционалистов, для которых превыше всего ценились профессионализм и культура живописи, помноженные на духовные и эстетические ценности еврейского местечка, был Меир Аксельрод (1902-1970), родившийся в местечке Молодечно (Белоруссия). Во время Первой Мировой войны евреев выселяют из прифронтовой полосы – семья находит прибежище в Тамбове. Там он начинает учиться рисованию, переезжает в Минск и зарабатывает на жизнь рисованием плакатов, затем по направлению Штеренберга учится на графическом факультете ВХУТЕМАСа у В.Фаворского.
Аксельрод выставляет работы из серии «Местечко», исполненные во время ежегодных поездок в Белоруссию, получает очень хорошие отзывы, преподает рисунок во ВХУТЕИНе и в Текстильном Институте, много занимается книжной графикой. Его работы экспонируются на крупных международных выставках в Швейцарии, Голландии, Франции, США. В 1941 году пишет эскизы для фильма "Иван Грозный", а в годы войны работает над темой Катастрофы.
С конца 40-х и до 1966 года нигде не выставляется, у него за всю жизнь не было ни одной персональной выставки,
и только в конце жизни художник смог показать большое количество своих работ в ретроспективной групповой выставке в Москве,
а после его смерти, начиная с 1972 года произведения Аксельрода экспонируются по всему миру, которому он оставил огромное творческое наследие.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.
Как всегда, у вас есть возможность посмотреть клип на тему в сопровождении музыки, в котором в четыре раза больше репродукций картин упомянутых в тексте художников.
Ссылки: http://www.eleven.co.il/categ/2300
http://www.evrey.com/index.php3
http://artandyou.ru/category/histor
http://cultobzor.ru/ -
http://www.lechaim.ru/4470
http://www.kommersant.ru/doc/268443