ТРИЕДИНСТВО РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ: дворянская, еврейско-ашкеназийская и мещанско-крестьянская культуры, слившись, образовали культуру Советскую
Опубликовано 2016-01-14 19:00
ТРИЕДИНСТВО РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Три источника и три составных части современной русской культуры:
1). Европеизированная культура русского дворянства.
2). Еврейская культура ашкенази (восточно-европейских евреев).
3). Культура русских мещан и крестьян.
Постсоветская русская культура начала XXI века формируется из советской культуры, в которую возвращаются элементы культуры Российской империи.
Что такое культура?
Научное определение слова культура не имеет никакого отношения к Министерству культуры:
КУЛЬТУРА, ы, ж. [нем. Kultur, фр. culture < лат. culture]. 1. Совокупность достижений человечества в производственном, социальном и интеллектуальном отношениях. Материальная к. История культуры. К. древних народов. || Ср. цивилизация (во 2-м знач.). 2. Степень социального и интеллектуального развития, присущая кому-н.; уровень развития чего-н. Человек высокой культуры. К. труда. К. речи. 3. Разведение, выращивание какого-н. вида растений или животных путем длительного приспособления их к определенным условиям с целью использования для нужд человека (спец.), а также само выращенное таким образом растение. К. льна. К. шелкопряда. Технические культуры. Культурный — 1) относящийся к культуре (в 1-м знач.); 2) характеризующийся высокой культурой (во 2-м знач.); 3) обработанный человеком, не дикий. 4. биол. Микроорганизмы, выращенные со специальными целями в лабораторных или промышленных условиях. К. стрептококков. Грибковая к. || Ср. штамм. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М.: Эксмо, 2008. — 944 с. — (Библиотека словарей).
|
Слово культура вошло в русский лексикон лишь с середины 30-х годов XIX века. Современное понятие «культуры» как цивилизации в основном сформировалось в XVIII — начале XIX веков в Западной Европе. В дальнейшем это понятие, с одной стороны, стало включать различия между разными группами людей в самой Европе, а с другой стороны — различия между метрополиями и их колониями по всему миру.
Письменная культура, охватывающая все стороны жизнедеятельности человека, является главным вектором и показателем развития. Неграмотный человек может существовать в развитом обществе только в качестве раба. Вплоть до достижения всеобщей грамотности, владение письменным языком определяет уровень развития человека и общества, что позволяет использовать уровень грамотности для оценки уровня культуры народа и государства. После достижения всеобщей грамотности, наглядными инструментами оценки уровня культуры становятся другие индикаторы: качество и продолжительность жизни населения, доля умственного и квалифицированного труда, доля расходов на медицину и образование в ВВП страны и т.п.
Во многом, духовная культура имеет большее значение, чем материальная. Письменная культура по уровню духовности принципиально отличается от дописьменной. Исторически это легко проследить на примере религий. С появлением письменности религии в корне видоизменяются и обогащаются. Более того, самые развитые религии в наименьшей степени обрядовы и в наибольшей степени письменны. И иудаизм, и христианство, и ислам - прежде всего письменное вероучение, Закон.
Духовность отличается от религиозности тем, что источником религиозности является внешний мир в виде предписаний и традиций, тогда как источником духовности является внутренний опыт человека. Письменная культура дополняет и обогащает внутренний опыт человека, влияет на его духовность. В социологии, культурологии и публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства, т.е. главным образом в письменной культуре. До неграмотных людей эти объединяющие начала доходят из исходных письменных источников опосредованно — путем внешнего воздействия членов семьи, окружающих, церкви, высших сословий, чиновников и служивых, всех носителей культуры.
В начале XXI века культура стала рассматриваться как система неформальных социальных институтов и как культурный капитал — богатство в форме знаний, традиций и идей. Успех реформации государств и устойчивость развития обществ в большей степени зависят от уровня и особенностей культуры, чем от экономических и политических институтов.
Современная русская культура в России является советской культурой с восстановлением элементов культуры Российской империи и её интеграцией в культурное наследие СССР. Поэтому для понимания сути современной русской культуры мы обратимся к трем источникам и трем составляющим частям как советской культуры, так и культуры Российской империи в конце ее существования.
Советская культура
Культура СССР являлась кумулятивной культурой сохранившихся после 1917-1922 годов сословий Российской империи. Сословий как русского народа, так и других вошедших в СССР народов.
Перепись 1897 года зарегистрировала в Российской империи 125 640 021 жителя, из них в городах проживало 16 828 395 человек (13,4%). Уровень грамотности составил только 21,1%, причем среди мужчин он был существенно выше чем среди женщин (29,3% и 13,1%, соответственно). Однако, грамотными были не русские крестьяне, а лишь другие немногочисленные народы и сословия: дворяне, городские жители (мещане), лютеранские народы, евреи и большинство жителей не вошедших потом в СССР западных губерний России (Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, Финляндии).
Основные сословия
в Российской Империи
по данным переписи 1897 года
Сословие |
Доля в населении |
Грамотность |
крестьянство |
77,5% |
10 - 15% |
мещане |
10,7% |
50 - 80% |
инородцы |
6,6% |
5 - 10% (не евреи) |
казаки |
2,3% |
15% - 60% |
дворяне 1,2 |
1,5% |
80-90% 1,2 |
духовенство |
0,5% |
80-90% |
почетные граждане |
0,3% |
80-90% |
купцы |
0,2% |
100% |
прочие |
0,4% |
|
1 преобладает грамотность в нескольких поколениях
2 преобладает многоязычная грамотность одновременно на двух, трех и более языках
В начале XX века в Европе в понятие грамотности входило умение писать и читать, в то время как в России в переписном листе переписи 1897 года вопрос сформулирован — «Умеет ли читать?», и как считают отдельные исследователи (Б. Н. Миронов), чтобы доказать грамотность при переписи, было достаточно лишь прочесть текст по складам. С другой стороны, из энциклопедических словарей того времени известно, что таких людей относили к малограмотным, а к грамотным относили тех, кто читал без затруднений. Русские статистики, исследовавшие во второй половине 1880-х гг. Иркутскую губернию, нашли, что на полуграмотных приходилось от 27,3 % до 50,9 % общего числа грамотных; в местностях глухих это отношение было ещё менее благоприятно.
Грамотность жителей Москвы и Петербурга
по данным переписи 1897 года
Очевидно, что культура грамотных городских жителей решительным образом отличалась от рабской культуры поголовно неграмотных жителей деревни. В свою очередь культура городского населения тоже не была однородной. Культура дворян, высшего чиновничества и интеллигенции имела мало что общего с культурой мещан и заводских рабочих.
Доля земледельцев у народов
в Российской Империи
по данным переписи 1897 года
В отличие от крестьянской массы, составлявшей абсолютное большинство населения России, евреи были социально активны, стремились к образованию, получению свободных профессий и к развитию прогрессивного по сравнению с феодализмом капиталистического, буржуазного общества с высокой долей умственного труда. Однако, царским правительством проводилась политика консервации феодальных отношений и господствовала реакционная и мракобесная точка зрения, что люди, не занимающиеся земледелием, являются "паразитами, эксплуататорами и не вносят в страну культуру и труда, составляя наименее полезный элемент среди народностей, населяющих Российскую Империю". Именно так было написано не в "Майн кампф" Гитлера, а в официальном издании результатов Первой Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г.
Законодательство Российской империи содержало более 60 ограничений для евреев. В 1908 г. Совет министров принял постановление о введении во всех государственных высших учебных заведениях, «за исключением консерватории», процентной нормы для евреев и был запрещен полностью прием евреев в ряд высших учебных заведений (Электротехнический институт и Институт инженеров путей сообщения в Петербурге, Сельскохозяйственный институт в Москве, Домбровское горное училище (в Царстве Польском), театральные училища в Москве и Петербурге). 22 августа Совет министров установил повышенную процентную норму для евреев в гимназиях и реальных училищах: число евреев в них не должно было превышать в черте оседлости 15 %, во внутренних губерниях — 10 %, в Москве и Петербурге — 5 %. Но эта норма была распространена и на частные гимназии. В 1911 г. процентная норма была впервые введена для тех, кто сдавал экзамены за гимназический курс экстерном (как делали многие евреи). В 1912 г. Сенат запретил назначать евреев помощниками присяжных поверенных.
В начале XX века в российском законодательстве произошло важное изменение: если до этого дискриминационные нормы касались лишь лиц иудейского вероисповедания, то с этого времени и крещёные евреи подвергались ограничениям. В частности закон, принятый в 1912 году, установил запрет на производство в офицерское звание крещеных евреев, их детей и внуков. Таким образом еврейство стало определяться по этническому признаку. Крещеных евреев и их детей перестали принимать в Военно-медицинскую академию. В изданных в 1912 г. дополнениях к «Правилам о приеме в кадетские корпуса», запрещалось зачислять в них детей еврейского происхождения, даже если крестились их отцы или деды.
Как видим, не Гитлер первым всё это придумал...
Основные конфессии
в Российской Империи
по данным переписи 1897 года
Вероисповедание |
Доля в населении |
Грамотность |
православные |
69,3% |
19% |
магометане |
11,1% |
7% |
римо-католики 1,2 (Привислинские губернии) |
9,1% |
32% 1,2 |
Протестанты 1 (Финляндия) |
4,9% |
70% 1 |
иудеи 1,2 (Европейская Россия, |
4,2% |
39% 1,2 |
1 преобладает грамотность в нескольких поколениях
2 преобладает многоязычная грамотность одновременно на двух, трех и более языках
Многоязычная грамотность евреев в Российской империи исторически сложилась в силу религиозных, социальных и демографических факторов. Как правило, евреи умели читать и писать сразу на нескольких языках: двух еврейских языках (идиш, иврит), на русском языке и на местном языке одной из западных губерний России, входивших в черту оседлости — польском, украинском, белорусском, румынском, молдавском и т.д.
По родному языку, крупнейшие языковые группы:
великороссы (русские) — 44,3%
малороссы (украинцы) — 17,8%
поляки — 6,3%
белороссы (белорусы) — 4,7%
евреи — 4,0%
киргизы — 3,2%
татары — 3,0%
немцы — 1,4%
латыши — 1,1%
литовцы — 1,0%
башкиры — 1,0%
армяне — 0,9%
молдаване и румыны — 0,9%
эстонцы — 0,8%
мордва — 0,8%
Распределение грамотных
в Российской Империи
по данным переписи 1897 года
Родной язык |
Доля в населении, % |
Грамотные по русски |
Грамотные на других языках |
великороссы (русский) |
44,3 |
29,01/8,23 |
0,1/0,15 |
малороссы (украинский) |
17,8% |
34,98/11,66 |
4,96/6,04 |
поляки |
6,3% |
18,88/9,26 |
13,02/18,96 |
евреи |
4,0% |
31,2/16,52 |
16,88/10,72 |
немцы |
1,4% |
27,49/21,61 |
27,08/33,13 |
литовцы |
1,0% |
22,11/12,82 |
29,76/39,62 |
В среднем по Российской Империи |
100% |
23,64/7,86 |
4,33/4,35 |
По данным переписи 1897 года свыше половины еврейского населения Европейской России (без Царства Польского) в возрасте 10 лет и старше была грамотной (52%), что почти вдвое превышало средний уровень по стране (28%) и примерно соответствовало грамотности среди всех горожан. Грамотные евреи составляли 7,68% от всех грамотных граждан России и 14,88% от всех грамотных горожан в Российской Империи. Грамотность у евреев мужчин в возрасте от 20 до 49 лет составляла 72%. Только среди протестантских народов (немцы, латыши и эстонцы) уровень грамотности был выше, чем у евреев. Данные переписи 1897 года являются последними предреволюционными, следующая перепись проводилась только в 1926 году. Однако известно, что основная часть населения России была крестьянской и неграмотной вплоть до ликвидации неграмотности в 20-30-е годы. Только к 1916 году в России фактически было введено всеобщее начальное образование для детей. Среди русских призывников 1914 года грамотность составляла уже 70-80%. Поэтому соотношения, зафиксированные переписью 1897 года, к моменту революции 1917 года качественно сильно измениться не могли. Более того, были оккупированы и не вернулись в состав страны западные губернии, где в предвоенные годы вкладывались большие средства в образовательную инфраструктуру, и где уже достигнутый уровень грамотности заметно повышал средние данные по империи.
Ряд учёных оценивает грамотность населения России к 1915 году в 35-38 % до 43 % в 1917, но применительно только к европейской части собственно России, исключая детей, не достигших 10 лет. Бывший министр просвещения П. Н. Игнатьев в своей статье приводил оценку в 56 % грамотных от всего населения России (на 1916 год). При этом грамотность была сильно дифференцирована по регионам Российской империи. Так, по переписи 1897 года, в Эстляндской и Петербургской губерниях грамотное население составляло 77,9 % и 55,1 %, а в Сибири и Средней Азии 12,4 % и 3,3 % соответственно.
Грамотность является основой и необходимым условием для получения начального, среднего, высшего образования и для осуществления любой деятельности, связанной с интеллектуальным трудом и руководством. Такова специфика XIX и ХХ века. Поэтому грамотность молодого и взрослого человека сразу после революции и в 20-е годы оказывалась решающим фактором как для дальнейшего получения образования, так и для формирования кадров. Особенно влияла полная грамотность, тем более грамотность многоязычная и не в первом поколении. Руководящие кадры, техническая и творческая интеллигенция, работавшие в 30-е, 40-е и 50-е годы в СССР, в основном получали образование и приобретали опыт практической работы, накапливали квалификацию в послереволюционные 20-е и 30-е годы.
Большевистский переворот октября 1917 года и развязанная большевиками гражданская война уменьшила население России как минимум на 12,5 миллиона человек. При этом большевики быстро уничтожили самые образованные, грамотные и культурные сословия: дворян, чиновничество, купцов, буржуазию, духовенство и зажиточных крестьян.
Потери гражданской войны
в России
Категория потерь |
Численность (млн. чел.) |
Всего убито и умерло от ран |
2,5 |
Красная армия |
0,95 |
белая и национальные армии |
0,65 |
зеленые повстанцы |
0,90 |
Погибло в результате террора |
2,0 |
от красного террора |
1,2 |
от белого террора |
0,3 |
от зелёного террора |
0,5 |
Умерло от голода и эпидемий |
6,0 |
Всего погибло |
10,5 |
Эмигрировало |
2,0 |
Общие потери |
12,5 |
К 1921 году Россия буквально лежала в руинах. От бывшей Российской империи отошли территории Польши, Финляндии, Латвии, Эстонии, Литвы, Западной Украины, Белоруссии, Карской области (в Армении) и Бессарабии. Это были территории с наивысшей культурой, высокой степенью грамотности и образованности населения и с наивысшим развитием. По подсчётам специалистов, численность населения на оставшихся территориях едва дотягивала до 135 миллионов человек. Потери на этих территориях в результате войн, эпидемий, эмиграции, сокращения рождаемости составили с 1914 г. не менее 25 миллионов человек.
Последовательно уничтожая все самые образованные и культурные сословия Российской империи большевики строили новую советскую культуру и создавали новую советскую интеллигенцию. Главной проблемой была ликвидация неграмотности большинства крестьянского населения России.
После октябрьской революции 1917 года значительная часть российской интеллигенции была уничтожена в ходе красного террора, гражданской войны или эмигрировала. Между 1917 и 1925 годами Россия потеряла в разных секторах «высокотехнологичной» промышленности от 70 до 90 процентов наиболее квалифицированных кадров. Многие оставшиеся были ограничены в правах по классовой или социальной принадлежности. Формирование новых образованных слоев советского общества после революции и в 20-30-е годы происходило в основном не из неграмотных и малограмотных крестьян, а из представителей других бывших сословий. Процесс этот шел в примерном соотношении 5 миллионов грамотных евреев к около 8,5 миллионов грамотных в основном православных горожан. Грамотная часть крестьянства подключилась к этому процессу позже, когда в 30-е годы началась индустриализация, а крестьянство составляло 70% населения России. В целом по стране этот вполне естественный процесс привел к "евреизации" советской интеллигенции и руководящих кадров на 40%, однако, чем западнее территориально и чем сложнее интеллектуально, тем выше была доля евреев. Подробно об этих процессах написано в статье Евреи, евреи, кругом одни евреи...
Распределение общего числа грамотных
на последователей разных исповеданий
в Российской Империи
по данным переписи 1897 года
|
Формирование советской культуры шло на основе имперского русского языка и русской культуры образованных слоев Российской империи. Основные носители высокой культуры Российской империи были уничтожены большевиками или эмигрировали. Им на смену пришли выдвиженцы из сохранившихся грамотных сословий Российской империи: мещан и евреев.
Политика большевиков во главе со Сталиным привела к построению в СССР классового государства и общества, состоявшего из двух классов:
— номенклатуры (правящий класс)
— трудящихся (рабочие, крестьяне, интеллигенция, служащие «в погонах» и без погон).
Классовая структура советского общества привела к формированию двух больших субкультур: номенклатуры и трудящихся.
В номенклатуре преобладали три ветви: партийно-хозяйственная, идеологическая и силовиков-спецслужбистов с военными. Поскольку трудящиеся тоже состояли из различных профессиональных, социальных групп (сословий) и народов, то сформировались соответствующие советские субкультуры трудящихся.
В итоге вся советская культура включала в себя несколько субкультур:
— Партийно-хозяйственную;
— Идеологическую;
— Силовиков-спецслужбистов;
— Военную;
— Рабочего класса (городскую);
— Крестьянскую (почвенную);
— Интеллигенции;
— Национальные (этнические);
— Тюремно-лагерную, блатную.
Читатель без труда проиллюстрирует каждую из этих советских субкультур именами их ярких представителей.
Рекрутирование основных носителей этих советских субкультур происходило из потомков разных сословий Российской империи, которые наследовали культуру этих сословий. Интеллектуальные субкультуры: партийно хозяйственная и интеллигенции формировались из евреев и мещан, а относительно мало-интеллектуальные формировались в основном из крестьян — носителей рабской и темной культуры.
Грандиозное воздействие на современную российскую культуру (в границах бывшего Советского Союза) оказал долго сливавшийся в нее сток тюремной субкультуры. Изучение этого явления могло бы стать хорошей работой в рамках естественных методов познания.
Принципиальное отличие советской культуры от культуры Российской империи состояло в значительной деклассированности и полной люмпенизации всех слоев населения. Возвращение в постсоветскую русскую культуру многих элементов культуры Российской империи связано с восстановлением и нарождением уже не в такой степени люмпенизированных сословий: нео-дворянства из силовиков и спецслужбистов, олигархов, крупных торговцев и промышленников, рантье, высокооплачиваемых квалифицированных служащих и специалистов, а также частных предпринимателей.
Теоретически этот процесс предсказал и проанализировал Лев Давидович Троцкий. Летом 1936 года Троцкий закончил книгу «Что такое СССР и куда он идёт?», изданную во многих странах под названием «Преданная революция».
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте: |
||