>> << >>
Главная Выпуск 12 NewConcepts Chapters
Geopolitical concepts*

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЕВРЕЙСКИХ ПРАЗДНИКОВ

Раббай Меир Брук (USA, New York, Brooklyn)
Апрель 2016
Опубликовано 2016-04-14 13:00

 

Рав Меир Брук

брук_меир

 

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЕВРЕЙСКИХ ПРАЗДНИКОВ

Сегодня мы сформулируем весьма революционную идею у которой мы увидим интересные прецеденты в истории и перспективы в развитии.
Суть идеи в следующем.
В еврейской традиции есть ряд праздников. В классическом варианте они считаются сугубо еврейскими.
Но – мы хотим рассмотреть вариант вынесения идей, стоящих за этими праздниками – в универсальный контекст, сделать их общемировым достоянием.
=-=-=-=-=
Чтобы это предложение не казалось экзотическим, мы хотим обратить внимание на важный исторический прецедент.
Одним из первых общемировых достояний, пришедшим из еврейского мира – был концепт Шаббата, ставшего субботой.
Уделим этому феномену внимание.
В древнем мире не было идеи еженедельных выходных, только отдельные языческие праздники.
Идея Шаббата, которая является краеугольным камнем иудаизма – в результате развития цивилизации укоренилась в мире.
Более того, во многих языках она сохранила еврейское название.
Слово суббота – это и есть шаббат, просто в греческом языке не было буквы Ш и ее заменили на близкую к ней букву С.
=-=-=-=
Смысловое наполнение Шаббата и Субботы – уже различается.
Но здесь есть пространство для творчества, о котором мы поговорим чуть позже.
=-=-=-=
Наше предложение – проанализировать ключевые еврейские праздники и привнести идеи из этих праздников – в универсальный контекст.
=-=-=-=-
У евреев можно выделить восемь ключевых праздников – Песах, Шавуот, Суккот; Рош а-Шана, Йом Кипур; Ханука, Пурим; Ту би-Шват.
Песах, шавуот и Суккот - это в том числе идеи: СВОБОДЫ, МУДРОСТИ, РАДОСТИ.
Все три идеи – имеют универсальное значение и при этом много уровней глубины, от простых до мистических.
С остальными праздниками необходимо провести более «тонкий» анализ.
Рош а-Шана и Йом Кипур – называют Днями Трепета.
При этом – Рош а-Шана это День Суда – или в переводе на современный язык – САМООЦЕНКИ.
Йом Кипур – это День ОЧИЩЕНИЯ (или Искупления). Тема очищения также имеет универсальный смысл.
=-=-=-=
Ханука и Пурим – менее однозначные.
Но мы можем рассмотреть их в «первом чтении».
Ханука это в том числе борьба за отстаивание СВОИХ ценностей.
Для этого ценно определиться что это – СВОИ ценности, что мы отстаиваем, то есть САМООПРЕДЕЛЕНИЕ.

Пурим – это в том числе переворачивание плохого в хорошее или ТРАНСФОРМАЦИЯ.
=-=-=-=
И наконец Ту би-Шват – это праздник ПРОДУКТИВНОСТИ или ПЛОДОВИТОСТИ, чей символ – плодовое дерево.
=-=-=-=
Соберем вместе 8 идей, стоящих за праздниками.
СВОБОДА
МУДРОСТЬ
РАДОСТЬ
САМООЦЕНКА
ОЧИЩЕНИЕ
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
ТРАНСФОРМАЦИЯ
ПРОДУКТИВНОСТЬ
=-=-=-=-
Каждый из праздников может иметь разные послания.
Рассмотрим в качестве опыта несколько идей из Шабата.
Самое простое – это выходной день, ВЫХОД из «гнета» рабочих будней.
Недавно стало модным делать субботу днем «gadget free», то есть дать себе отдохнуть от электронно-виртуальных приборов, чтобы вернуться в реальный мир.
Это может быть повод для торжественного застолья, для семейного сбора.
Красиво в Шабат зажигать свечи, создающие атмосферу.
Ну и, наконец для «продвинутых пользователей», можно подключить мистические аспекты.
=-=-=-=
Еще один ценный момент – все эти идеи было бы полезно осмыслять ежедневно, уделяя им хотя бы немного времени.
=-=-=-=
Еврейский календарь отличается от обычного светского, но зато он привязан к фазам Луны.
И мы можем приобщить человечество к Лунному циклу – через привязку праздников.
=-=-=-=
Эта информация полезна и самим евреям, которые могут увидеть доступную версию интерпретации своих праздников.
 
===========================================================
 
читайте также другие статьи того же впервые публикуемого в журнале Новых Концепций автора. Например эту:
 
Русский монитор: КАГАНАТ НА СМЕНУ ХАЛИФАТУ
 
http://rusmonitor.com/kaganat-na-smenu-khalifatu.html
 
 
========================================================
 
 
Послесловие редактора Newconcepts Journal. Размышления раббая Брука в эпоху, когда рушатся ценности и все смешивается со всем, представляются не только глубокими, но и концептуальными, и универсальными, и своевременными. Причем не только сегодня.
 
Вспомним к примеру лозунг Великой Французской Революции: свобода-равенство-братство. Который - само собой разумеется - запоминался легко и привлекал массы, но в сравнении с восемью принципами, лежащими в основании системы еврейских праздников плюс выходной день, еженедельно справляемый (шаббат у евреев, перешедший с субботы на воскресенье у христиан) является примитивным. Недоговоренным. А в одной из частей триады (братство) вызывающим - при практическом применении - недоумение: брататься то как? Как часто? И каким способом?
 
Лозунг-триада свобода-равенство-братство был замечателен в момент низвержения ценностей, однако же он никоим образом не может являться - и не является - основой индивидуальной и коллективной души ввиду 1) неопределенности терминов и 2) неполноты. И это понятно: не для того сформулирован! Казалось бы, в последующие годы, десятилетия и века, особенно после Наполеона, предоставившего евреям равные права с остальными французами, изучение принципов, лежащих в основе праздников, которые отмечаются тут же, во Франции , а также во всей Европе (хотя и не всеми) могло быть обсуждено и использовано. Но этого не случилось. Не происходит и в наши дни. Антисемитизм неизменно оказывался сильнее даже, чем чувство самосохранения и принцип рациональности, лежащий в основе европейской цивилизации с времен Греков и Рима. И совершенно напрасно. В эпоху обрушения фундаментальных ценностей (включая ценности христианства, которые, кстати сказать, Французская Революция ниспровергала так же, как спустя сто двадцать восем лет революция большевистская, до них Людовик XIV и Возрождение, а ноне либерализм и виртуальность общения) обращение к универсальным основам души цивилизованного человека, незыблемым на протяжении тысячелетий для всех культур так же, как на протяжении миллиардов лет остается незыблемым генетический код, представляется необходимым и своевременным.
 
 
 
 
 
 
 

Добавить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте:
Email: Пароль:

напомнить пароль

Регистрация