Диалектика освоенных технологий и социально-политических процессов.
Опубликовано 2016-05-21 11:00
Яковенко Игорь Григорьевич Культуролог, историк культуры, политолог, доктор философских наук, профессор РГГУ. Член Бюро научного совета «История мировой культуры» РАН.
Мы не часто задумываемся о том, что большие социальные сдвиги и
потрясения как минимум корреспондируют с процессами массового
освоения новых технологий.
Аналитики и журналисты отмечали, что «цветные» революции, как в Европе,
так и на арабском востоке, связаны с массовым распространением гаджетов
и формированием сетевых сообществ. Можно вспомнить о том, что во время
исламской революции в Иране 1978 г. идеи аятоллы Хамейни
(проживавшего в эмиграции во Франции) распространялись с помощью
компакт-кассет к популярным тогда магнитофонам, которые копировали и
распространяли противники правящего режима.
Одно наблюдение из отечественного опыта: люди старших поколений,
заставшие советскую реальность, помнят, что в любом солидном учреждении
находилась специальная комната, в которой стояла множительная техника.
Комната эта имела обшитую железом дверь и хороший замок. В ней работал
специальный сотрудник, который, на основании подписанных начальниками
нарядов, печатал требуемое количество копий необходимых документов.
Периодически названное подразделение навещал сотрудник «органов».
Любопытна синхронность двух процессов: взрывообразного
распространения персональных компьютеров – а, значит, принтеров и
факсов – появление этих предметов в свободной продаже и краха
коммунистического проекта. Пока «Эрика брала четыре копии» (Белла
Ахмадулина) и ксерокс стоял за железной дверью – советская власть стояла
непоколебимо. А когда технологическая эволюция покончила с монополией
тоталитарного государства на распространение информации – власть эта
Мы далеки от мысли о причинно-следственной связи зафиксированных нами
процессов. Диалектика истории сложнее и многообразнее. Но
корреспонденция любопытна и наводит на мысли о комплексном характере
социально-культурной эволюции.
В 1851 году с пуском Николаевской железной дороги (Санкт-Петербург -
Москва), положившей начало создания общегосударственной
железнодорожной сети, Россия вступает в эпоху паровоза. В США
пассажирские перевозки начинаются в тридцатые годы XIX века и
развиваются довольно бурно. К 1860 году протяженность железнодорожного
полотна составила 30000 миль. Эти выкладки интересны тем, что в первой
половине 60-х годов Российская империя и США покончили с крепостным
правом и рабовладением. В США процесс носил более драматический
характер, в России – сравнительно мирный, но общий итог совпадал.
Наш тезис состоит в следующем: патриархальный крестьянин и патриархальный раб не сочетаются с паровозом и паровым приводом на фабрике. Одна из этих реалий должна уйти.
Заметим, что проблему сочетаемости исторического субъекта и технологий –
промышленных, информационных, бытовых, социальных – осознавали
проницательные практики «движения назад». Вспомним Пол Пота, который
последовательно уничтожал самую ткань современного общества и
носителей соответствующего типа сознания. Перевоспитание «городских
умников» в деревне, обращение к живительной чистоте неолитического
существования в высшей степени красноречиво.
Приведенные наблюдения носят частный характер и не притязают на
полноту. Нам представляется, что они указывают на некоторое проблемное
пространство, заслуживающее внимания. Социально-культурное измерение
истории естествознания и техники либо трактуется крайне поверхностно,
либо выпадает из поля зрения историков, культурологов, философов.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте: |
||