Гипотеза, что художники, изображающие мир по особому, действительно видят его иначе в силу физиологических особенностей их зрения, была экспериментально доказана Менделеевым
Опубликовано 2016-06-23 13:00
Посещая Эрмитаж чуть ли не раз в неделю лет примерно с шести, я чуть ли не с детства подозревал, что великие художники - если не все, то многие, а скорее всего большинство - изображающие краски, очертания, пейзажи и лица не так, как другие, не придумывают это вИдение интеллектом, а видят иначе в силу физиологических особенностей ИХ зрения. Это относится к Ван Гогу, Модильяни, Мане, Пуссену, Эль Греко, из русских художников к Врубелю и Куинджи. Но вряд ли относится к Пикассо. Который проходя через синий, розовый, кубистический и другие периоды своего творчества новые вИдения мира изобретал интеллектом, физиологическое же восприятие мира у Пикассо, разумеется, каждые несколько лет не могло изменяться.
Этой моей гипотезе неожиданно обнаружилось экспериментальное подтвержение. Причем эксперимент этот провел не кто иной, как Дмитрий Иванович Менделеев, известный главным образом как первооткрыватель периодического закона. Но также установивший современный стандарт русской водки (40 градусов). И, как оказалось (о чем, как и многие из читателей, раньше не знал) создавший прибор для исследования чувствительности глаза к световым оттенкам. Проверив с его помощью зрение. наверняка, многих. Но как минимум, у великого петербургского художника Архипа Куинджи. И этот эксперимент, и его результаты зафиксированы на бумаге. Оказалось, Куинджи видел не так, как подавляющее число людей и художников, а по особому. Именно этим объясняется поразительный калорит его картин. Причина которого очень проста: КУИНДЖИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ТАК ВИДЕЛ. КАК ВИДЕЛ, ТАК РИСОВАЛ.
"У гениальности Куинджи было научное объяснение. Многие художники теряли покой, пытаясь повторить его палитру, достичь той достоверности, с которой Куинджи рисовал тени и свет. Говоря о картине «Украинская ночь», Крамской писал в письме Репину: «Я — совершенный дурак перед этой картиной. Я вижу, что самый свет на белой избе так верен, так верен, что моему глазу так же утомительно смотреть на него, как на живую действительность: через пять минут у меня глазу больно, я отворачиваюсь, закрываю глаза и не хочу больше смотреть»
Между тем, секрет «куинджевских красок» был проще, чем казался. Однажды Куинджи (преподававший в то время в Академии художеств) пригласил в класс своего приятеля — Дмитрия Менделеева. И тот принес прибор,позволяющий оценить чувствительность глаза к цветовым оттенкам. Куинджи сильно опередил по этому показателю своих молодых студентов. Он видел иначе. Не в плане творческой позиции, а в самом буквальном физиологическом смысле." Андрей Зимоглядов
Результат эксперимента, проведенного Менделеевым над Куинджди, как представляется, имеет не меньшее значение для теории и истории живописи, чем периодическая система в естествознании. Эксперименты с восприятием цвета, формы, пространства, четкости и размытия очертаний предметов, которые могут принести немалую пользу не только для лучшего понимания искусства, но также для медицины, несомненно должны быть продолжены.
Юрий Магаршак, по образованию теоретический физик, специалист в области моделирования в биологии
-
Архип Куинджи на фото 1870 года.
-
Архип Куинджи на фото 1907 года.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте: |
||