Убийство Грибоедова в Персии и жизнь писателя в Санкт-Петербурге сильно отличаются от того, как учат в российской школе
Опубликовано 2016-10-29 07:00
Программа канала Культура История одной мистификации. Пушкин и Грибоедов (через определенное, а если быть точным неопределенное, время с интернета удаленная и исчезнувшая), в которой принимали участие известнейшие российские историки и писатели, потрясает новым взглядом на жизнь автора ГОРЯ ОТ УМА - но также недоговоренностями. Среди прочего не менее интересного, в передаче было подробно рассказано о дуэлях Грибоедова, открывающих неведомые россиянам стороны жизни писателя, драматурга и дипломата. В частности, "о дуэлях Грибоедова в связи с Истоминой" (и вот прыжок, и вот летит, той самой Истоминой, которая обессмертвлена Пушкиным в Великой Поэме). А если быть еще более точным, в связи с связью Грибоедова с Истоминой. Блиставшей в то время в Санкт-Петербурге балериной. О которой в передаче канала Культура ПУШКИН И ГРИБОЕДОВ, посвященной неизвестным страницам жизни Александров Сергеевичей: Александра Сергеевича Пушкина и Александра Сергеевича Грибоедова, было сказано следующее, цитируем:
"Грибоедов, завоеватель дамских сердец, привез Истомину в дом Завадовского, где балерина оставалась трое суток! Из-за чего произошло две дуэли, в одной Грибоедов был секундантом, в другой дуэлянтом."
конец цитаты. Информация, которая, согласитесь, мягко говоря ошарашивает. И кардинально меняет представление о Грибоедове как человеке высокой нравственности в отношениях с женщинами. Которое несколько поколений советских и их право&нравонаследников послесоветских людей хранят в сердце как часть национального самосознания&достояния. И историческую святыню.
В связи с увиденным, сказанным, а также и недосказанным, вспомнил вопрос, постановка а тем более обсуждение которого в России находится под запретом. Почему на Российское Посольство в Персии было совершено нападение, в результате которого Грибоедова растерзали?
Нападения на посольство дружественной страны, тем более без дозволения Шаха в Персии – вещь невозможная. Так в чем же дело? Из бесед с выходцами из Ирана, гражданами Грузии и Армении, которые все как один знают эту историю, следует, что Грибоедов укрыл в Российском Посольстве православных жен из гарема Персидского Шаха. Вещь в исламском мире немыслимая. Кощунство и святоатство. А если, как свидетельствуют источники в Персии, наутро молодые сотрудники российского посольства повели Подробнее – смотри опубликованную в журнале Новых Концепций статью Был ли Грибоедов убит из-за того, что оставил в российском посольстве на ночь жен персидского Шаха? http://newconcepts.club/website/articles/1236.html Что это? Злобная сплетня недругов русских (да почему ж недругов? Иран был и остается другом России!). Или так было на самом деле? Между прочим не с точки зрения куртуазной морали, а православной, спасение христианских душ и возвращение в христианские страны не грех, а заслуга. И поступок Грибоедова (если бы не резолюция Николая «Предать тегеранскую историю вечному забвению» могла бы трактоваться в учебниках как подвиг писателя и патриота Грибоедова! А русская баня, в которой испокон русского века мужчины и женщины до запрета Екатерины Второй, распространявшегося только на Петербург, мылись вместе - дело почти святое. Можно сказать почти второе крещение.
Так что же было на самом деле? Почему Грибоедова растерзали?
В одном предшествовавшем замечании я сказал, что катастрофа эта не должна быть приписываема причинам политическим. Лица различных партий и различных вероисповеданий, коих я расспрашивал, все единогласно сходились на одном весьма важном обстоятельстве, именно, что мой несчастный друг, покойный Грибоедов, в отношении к шаху принял надменный тон, доходивший до безрассудства. Фетх-Али-шах, после каждой аудиенции, которую он ему давал, уходил столь раздраженным, что весьма легко было предвидеть какое-либо несчастье. Часто при своих придворных случалось ему вскрикивать: «Кто меня избавит от этой собаки христианина?» Мирза-Абул-Гассан-хан, министр иностранных дел, главный деятель при всяком случае, когда что-либо касалось европейцев, ибо при дворе шаха не было никого, знавшего наши обычаи, — один говорил о нас с некоторой опытностью, как человек, бывавший несколько раз посланником в С.-Петербурге, Вене, Париже и Лондоне. Итак, Абул-Гассан-хан однажды вечером у Эмин-ед-Довлета, в присутствии большого общества, где разговаривали о дневных происшествиях и толковали об удобнейших средствах для избавления шаха от столь докучливого гостя, предложил образовать род возмущения: «Мы заставим народ сильно кричать, — говорил он, — и после этого напишем в Петербург: вы прислали нам человека, который не умеет себя вести у нас, — смотрите, чего он придерживается, как бы не случилось великого несчастия! Отзовите его, если желаете сохранить доброе согласие между двумя странами. Поверьте мне, — прибавил он, — я знаю Европу и особенно Россию: он будет отозван». Совет, предложенный Абул-Гассан-ханом, не имел немедленных последствий, но идея была дана, и многочисленная прислуга, всегда присутствующая на всех собраниях персидской знати — все слышала.
Наступает дело двух женщин, выдачи коих требовал русский посланник как наших подданных и военнопленниц, хотя они приняли исламизм и находились в гареме Асиф-ед-Довлета. Это был слишком сильный удар, нанесенный магометанскому фанатизму и уважению к могущественной личности. Несмотря на это, он добился, чего требовал. Но и тут еще Грибоедов сделал большую неосторожность, заставив этих женщин перевести к себе на дом, где кроме мужчин никого не было. Следовало бы их поместить, до отправления в Грузию, в какой-нибудь армянский и еще лучше в мусульманский дом, и во всяком случае в ином месте, но не у себя. Это произвело огромный скандал, и надо сознаться, что везде в другой стране было бы то же самое, ибо благонравие не допускает, чтобы молодые женщины жили под одною и тою же кровлею с кучею молодежи. В Тегеране же вмешалась еще религия и совершенно справедливая дурная репутация христиан, составлявших прислугу посланника.
Волнение было сильное между населением, и во всем городе только и толковали о позоре видеть женщин мусульманок, перешедшими в руки гнусных русских. Грибоедов, повидимому, не знал, что происходило, ослепленный судьбою или избытком гордости. При этом положении дел, он дал еще приют одному шахскому евнуху, который, пользуясь своим происхождением из Эривани, бежал из шахского гарема и просил возвращения на родину. Когда кто знает святость гарема, род благоговения, с которым окружают его персияне, стыдливость, с которою они выражаются, говоря об этом месте, тому легко понять, как Фетх-Али-шах сильно был оскорблен в сане неограниченного монарха и ревнивого мужа. Но спросят, может-быть, мог ли министр русский нарушить свой долг, отказывая в убежище подданному своего государя? Разумеется нет, ежели б человек этот пришел внезапно, желая самопроизвольно стать под его покровительство; но тут ведь были предварительные интриги, переговоры между евнухом и армянами, окружавшими посланника. Грибоедов имел время сообразить, какое унижение он готовил шаху, ободряя предприятия этого человека. Русский посланник должен был также знать, что так как в продолжение двух лет Персия и ее монарх перенесли много испытаний, вследствие побед наших и мирных трактатов, нами на них наложенных, то государству — победителю более славы уступать побежденному в его мелочных самолюбивых интересах. Он должен был бы предложить евнуху мирзе Якубу отложить на некоторое время свое предположение побега, тем более, что неизвестно, имел ли он право считаться в числе русских подданных, ибо был взят на службу к шаху и принял мусульманскую религию в отдаленную эпоху, когда Эривань принадлежала Персии. Как бы то ни было, Фетх-Али-шах еще не дал разгуляться своему гневу, он старался договориться и искал под различными предлогами выдачи беглого. Грибоедов стоял на своем, за что его можно похвалить, ибо, раз решившись принять его к себе, он не мог без стыда возвратить его обратно персиянам.
Почти открытое неприязненное положение между русским министром и двором; партия духовенства, которую раздражал до крайности увоз двух женщин; партия Асифа, которая по той же причине искала только случая мщения; наконец, челядь придворная, которая старалась угодить ненависти шаха; эта прислуга вельмож, которая вспомнила совет мирзы-Абул-Гассан-хана, все это вместе поднялось вдруг, побуждением ли двора, или Асиф-ед-Довлета, или муштанда, все равно, толчек был дан, и толпа понеслась и окружила дом, занимаемый русскою императорской миссией. Сначала были только крики и повторение требования о выдаче евнуха и двух женщин. Я глубоко убежден, что если бы покойный Грибоедов имел достаточно терпения и хладнокровия, чтобы оставить шуму увеличиваться и разноситься в воздухе; если бы он удержал всех своих дома, не позволяя им показываться ни вне, ни у окон, я, как сказал, глубоко убежден, что эта толпа разошлась бы к вечеру сама по себе, не осмелившись нарушить неприкосновенность посольского дома, если бы даже эта толпа не была разогнана войсками, которых бы, наконец, прислал шах. — Я в этом убежден, зная хорошо характер персиян по совершенно схожим случаям, кои я видел, даже по совершенно подобному случаю, происшедшему в нашем посольстве в Тавризе лет 20 тому назад. Но предопределение как бы подтолкнуло Грибоедова: он велел казакам стрелять по народу, была пролита кровь, одного жителя убили. Его тело понесли в мечеть. Муштаид, с высоты кафедры, приказал народу итти отомстить кровь — кровью же. Известен последовавший результат.
Наши, подавленные многочисленностью, после героической обороны, пали, заставив заплатить дорого за свою жизнь. Сарбазы (регулярная пехота), посланные из Орека Зели-султаном разогнать сборища, прибыли, когда все уж было кончено. Это замедление, которое хотели об’яснить соучастием двора, об’ясняется гораздо проще, именно тем, о чем мы только что говорили. Когда шах узнал о движении, он не желал его остановить, ибо думал проучить посланника. Зная свой народ, он никогда не думал о могущей случиться катастрофе. Он не мог предвидеть, что посланник будет столь неосторожен, что решится атаковать целое народонаселение своими казаками. — Смущение Фетх-Али-шаха и его двора было великое после происшествия. Шах собрал совет из своих министров и великих сановников, и мне известно от очевидца-свидетеля, что в первые минуты собрание представляло вид весьма печальный. Монарх и каждый из предстоявших чувствовали себя обремененными ответственностью, которая повисла над ними; они полагали, что Россия воспользуется этим случаем для блистательного мщения, где они первые будут жертвою. Наконец, Фетх-Али-шах начал речь и после восклицаний: «Ио-Аллах! Ио-Али!» — он сказал: — «Что сделано, того переделать нельзя. Богу это было угодно. Теперь нам остается только готовиться к войне, и готовиться победить или умереть. Чтобы весь мой народ поднялся, я сам стану во главе его, возьму с собою мои сокровища и все, что я имею. Господь будет нашим судьей». Потом он приказал похоронить тела, поручив исполнение этого армянам, повелев положить отдельно тело министра, как будто он предвидел, что его вытребуют.
Старик армянин, который распоряжался тогда похоронами, говорил мне, что им похоронены сорок тел. Персияне никогда не хотели сознаться, сколько народу они потеряли. Из наших, между прочими, находился князь Меликов из Тифлиса, который не принадлежал к посольству. Он был племянник Манучар-хана, который послал его для предупреждения Грибоедова о готовящемся волнении. Несчастный не успел вернуться к своему дяде. Один католический священник из исфаганской миссии, находившийся тогда в Тегеране, говорил мне, что один мусульманин, живший по соседству с домом нашего министра, также предупредил его, предлагая даже убежище у себя; по словам священника, услужливый предвестник был из посольского дома позорно выгнан. Непонятная судьба!
http://feb-web.ru/fe...29/simon_29.htm
Edited by Dismiss, 10 February 2006 - 18:22.
"Детонатором" для толпы стало то, что в стенах русской миссии попросили убежище две женщины-христианки, грузинка и армянка. "Вас защитит русский флаг", - сказал им 34-летний посол Александр Грибоедов. Он надел парадный мундир с орденами и вышел к толпе: "Опомнитесь, на кого поднимаете руку, перед вами – Россия". Но его забросали камнями и сбили с ног.
Над телом посла было учинено самое изощренное надругательство. Труп волокли по мостовым, а изуродованные останки выбросили на помойку и засыпали известью. Грибоедова едва опознали по пальцу, простреленному на дуэли, сообщает РИА "Новости".
После этого инцидента персидский шах прислал в Петербург вместе со своим сыном, в дар царю Николаю I, в качестве "откупной" за убийство посла легендарный алмаз "Шах". Это - редкой красоты камень, более тысячи лет ходивший по рукам многих царей, о чем свидетельствуют надписи на гранях. 90 карат, 18 грамм весом, 3 см длиной, желтого цвета, необыкновенно прозрачный. Сегодня драгоценный самородок хранится в Алмазном Фонде России, находящемся в Кремле.
Грибоедова убили из-за жен персидского шаха
По случаю годовщины гибели Грибоедова корреспондент газеты Speed-Инфо отправился в Иран, где ему удалось выяснить неизвестные подробности, при которых погиб русский писатель и дипломат.
В городе Язд репортер встретился с 65-летним иранцем по имени Парвиз Хусейни-Барари, который утверждает, что является потомком (праправнуком) Александра Грибоедова. Парвиз, говорящий по-русски, написал книгу о своем великом предке, которая должна выйти в Иране в ближайшее время.
По его словам, прапрадед был "большим шалунишкой". В Персии он продолжал "шалить", плевал на обычаи, не снимал калоши во дворце шаха и откровенно пользовался женщинами, говорит Парвиз.
В книге Парвиз описывает эпизод со своей прапрабабушкой, Нилуфар, женой шаха, у которой, как он утверждает, была связь с Грибоедовым. Парвиз говорит, что Фатх Али Шах стремился задобрить посла и устраивал ему "ночи любви".
"15 октября 1828 года Александр Сергеевич пришел на аудиенцию к шаху. Но Фатх Али улыбнулся: не угодно ли расслабиться? В покоях на коврах, плавно изгибаясь, вибрировала бедрами тоненькая наложница Нилуфар. На ее щиколотках в такт музыке позвякивали браслеты. Александр и не заметил, когда удалился шах. Уж больно девушка напоминала жену Нину: те же черные глаза, тонкие брови. Даже возраст - 16 лет. Вот только беременная Нина осталась в пограничном Табризе. Подойди, милая... - Александр коснулся талии Нилуфар, похожей на стебель эсфанда. Девушка, изогнувшись, встала на колени, и совсем рядом он увидел ее детскую шейку с бьющейся синей жилкой и нежную грудь. А слуги все подносили блюда с пахлавой, фруктами, дынями..."
В своем труде Парвиз описывает не совсем лицеприятные подробности жизни представителей России в Тегеране: "Молочный брат Грибоедова Александр Дмитриев и слуга Рустам-бек затевали пьяные драки на базарах, устраивали оргии в посольстве, хватали девок, приличных персиянок и насиловали. К тому же посольские здорово пили. Как-то, захмелев, Грибоедов прижал к себе Нилуфар: - Хочешь уйти из гарема?"
О трагических событиях, предшествовавших гибели Грибоедова, Парвиз повествует следующим образом:
"1 января 1829 года в дверь русской миссии в Тегеране постучали: Я - Мирза-Якуб, армянин. Много лет назад меня оскопили, отправили в гарем к шаху. Хочу вернуться на родину. Я буду полезен, знаю много секретов. Бледная Нилуфар стояла рядом: О, прошу, мой господин! С нами еще Мариам, Ширин, Эльназ...Грибоедов понимал: вывезти с собой такого шпиона, как Мирза-Якуб, - это подарок самому Николаю I. Но главное... Нилуфар! Оставить! Всех оставить в посольстве! - скомандовал он. Утром женщин повели в баню.Пока Нилуфар нежилась в опочивальне Грибоедова, Сашка с Рустам-беком заваливали шахских жен прямо на горячие лавки.Весть, что в русском посольстве бесчестят жен Фатх Али Шаха, мгновенно облетела Тегеран, и к Грибоедову явился посланник из дворца: "Господин посол, вы обязаны вернуть женщин. Они его жены. Значит - собственность. Как и евнух Мирза-Якуб!"
На требование посланника Грибоедов ответил резким отказом, а 30 января (11 февраля) толпа взбешенных мусульман ворвалась в посольство и отбила женщин".
Что касается Нилуфар, то, по словам Парвиза, она бежала из гарема. Скиталась по деревням и затем родила сына от Грибоедова - Резу.
Парвиз сожалеет, что нет возможности провести генетическую экспертизу. Дело в том, что останки Грибоедова захоронены в Тбилиси в монастыре святого Давида и об эксгумации не может быть и речи.
"В России так и не поняли, за что расправились с посланником", - говорит Парвиз. "Все свалили на политику. А причем здесь она? Ищите женщину!", - заключает он.
Биографическая справка
Александр Грибоедов родился в 1795-м году, в Москве, в старинной дворянской семье, ревностно сохранявшей патриархальный дух. Получив хорошее домашнее образование, одаренный юноша поступил сначала в Благородный пансион при Московском университете, а вскоре стал его студентом, обучаясь сразу на трех факультетах – словесном, юридическом и физико-математическом. В этом учебном заведении всегда царил дух свободомыслия и новых идеалов, созвучный натуре Грибоедова. Он обратился к литературе, стал сочинять стихи, писать комедии, острые публицистические статьи. Но все было лишь пробой пера. Первый драматургический опыт – комедия "Молодые супруги", оказалась неудачной и не оставила следа.
Получив по окончании университета ученую степень кандидата словесности, зная шесть языков, Грибоедов намеревался продолжить карьеру ученого, но жизнь повернулась иначе, и он поступил на службу в Коллегию иностранных дел. Молодого дипломата направили в Персию, в Тавриз, секретарем Русской миссии при шахе. Именно там он и начал писать "Горе от ума". В 1824 году, когда произведение было закончено, прочитано в салонах и разошлось в рукописях, ее автор необыкновенно прославился.
В 1828 году он сыграл большую роль в подготовке и заключении выгодного для России Туркманчайского мира с Персией. Царь оценил это и присвоил ему звание полномочного министра в Персии.
33-летний Грибоедов страстно влюбился в 15-летнюю Нину, дочь своего тифлисского знакомого, грузинского писателя князя Александра Чавчавадзе. С юной женой, ожидающей ребенка, Грибоедов отправился на службу. На время он оставил Нину в приграничном Тавризе, а сам отправился в Тегеран, где его и поджидала страшная смерть. У потрясенной страшным известием Нины начались преждевременные роды. Новорожденного мальчика в этот же день окрестили и назвали в честь отца, Александром. Но недоношенный младенец не выжил и отправился за своим отцом.
16-летняя вдова, красоту которой сравнивали с красотой Натальи Пушкиной, больше не вышла замуж и оплакивала свое горе всю жизнь. Она прожила 53 года и ежедневно проделывала непростой путь из дома - до горы Мтацминды, где в пантеоне у церкви Святого Давида был похоронен ее муж и ребенок. Нина поставила часовню на могиле, а в ней - памятник, на котором изобразила плачущую себя. Рядом - надпись: "Ум и дела твои бессмертны в памяти русской; но для чего пережила тебя любовь моя?.." Пушкин и Грибоедов
ВСТУПЛЕНИЕ
С интересом прочитал материалы о судьбе Грибоедова.
С интересом прочитал материалы о судьбе Грибоедова.
Мы видим интересный феномен.
Вся история может быть разложена (как минимум) в три независимых дискурса.
По первому сценарию, Грибоедова погубила страсть к женщинам, натолкнувшаяся на строгости
мусульманского отношения к подобным вещам.
По второму сценарию, Грибоедов был герой, который хотел спасти христианские души, попавшие
в «плен» к «бусурманам». То есть Грибоедов совершил героическую попытку спасти
«соотечественников», но местные нравы были слишком сильны, чтобы героизм Грибоедова
воплотился в успешный проект и он погиб смертью героя в неравном бою.
По третьему сценарию (конспирологическому) все это было ловушкой, подстроенной царским
режимом России, который таким образом «чужими руками» избавился от Грибоедова как
вольнодумного и слишком умного и яркого персонажа, подставив его под многослойную
провокацию.
Но – обсуждая эти выводы со своей женой, у нас совместно всплыл и четвертый слой, не менее
интересный.
Кстати, во многих духовных традициях есть схема четырех уровней интерпретации текста (хотя их
может быть и больше).
И поэтому – наличие трех столь разных подходов – спровоцировало в нашем сознании поиск и
находку четвертого уровня восприятия этого сюжета.
Дело в том, что особенно интересно находить в старинной истории модели, которые являются
особо горячими схемами в сегодняшнем мире.
И здесь подобная ситуация разродилась ярким инсайтом.
ЧАСТЬ 1
Путинская политика последних лет – породила весьма своеобразный феномен – «русского мира»
и его защиты.
Российская система находит своих как бы соотечественников в тех местах, в которые Россия хочет
вмешаться. Далее объявляется, что эти соотечественники страдают (от местных) и объявляется
«операция по их спасению» - в результате которой может произойти любой произвол и
вмешательство – вплоть до аннексии или создания сепаратистского движения, враждебного к
местной системе.
При этом – сам фактор опасности часто бывает весьма надуманным и раздутым.
А теперь взглянем сквозь эту призму на сюжет с Грибоедовым.
Ключевыми персонажами этого сюжета явились несколько женщин из шахского гарема, которые
были христианками (причем даже не славянками, а грузинками и армянками).
Далее объявляется, что эти «несчастные» единоверки страдают и их надо спасать «из рук
бусурманского суппостата».
И вся эта история выглядит как классическое развитие сюжета «спасения соотечественников».
А теперь сместим слегка угол восприятия.
Кто были эти «несчастные»?
Они были «на минуточку» женами шаха (царя), то есть вообще говоря находились на самой
вершине возможного для женщины положения.
Более того, если в христианском мире у царя могла быть только одна жена, в системе гарема –
попасть на роль жены Шаха было легче в связи с отсутствием монополии.
И вот этих счастливиц, которым повезло стать женами самого Персидского Шаха – героически
спасает посланник Русского Царя.
Сразу оговоримся, «чужая душа потемки» - нам тяжело сказать – горевали или радовались своей
судьбе эти «порабощенные» женщины.
ЧАСТЬ 2
А чтобы нам еще глубже погрузиться в искусство сопоставления – увидим следующий феномен.
Речь идет о «комплексной» идентичности, которая сейчас также становится актуальной.
Так в частности эти женщины из «Грибоедовского романа» были:
С одной стороны – христианками по рождению и уроженками кавказских народов;
С другой стороны – женами Персидского Царя, находящимися в мусульманской духовной
системе.
Вторая часть идентичности – наслаждалась высокой позицией в персидском обществе и
близостью к шаху.
Первая часть идентичности (возможно) страдала от потери себя.
Сия двойственная картина – является сверхактуальной для огромного числа людей в современном
мире.
Так, например, после распада Советского Союза произошедшего без осмысленной перестройки
сознания – огромная часть наших соотечественников, сформировавшихся еще в Советскую эпоху
(возраст примерно 40+ лет) сохраняет в себе подспудно советскую идентичность....
И по этому поводу даже не без грусти вспоминает о благах прошлой эпохи (которые были иногда
вполне важными).
При этом в связи с официальным упразднением советской системы – все ее бывшие «обитатели»
вынуждены были быть «осчастливлены» иной идентичностью – кто в постсоветских странах, кто в
более дальних местах....
И эта двойная идентичность – является весьма важной частью ментальности.
Но – при этом столь непростая модель почти не проработана – психологами и антропологами,
которые должны были бы помочь нашим людям «переформатировать» свой внутренний мир.
И с другой стороны, «упавшее на дно» старосоветское начало – может оказаться весьма
специфическим оружием – в руках «спасителей русского мира», которые могут реализовать себя
на реваншистских тенденциях – подобно тем, кто «спасал» жен Шаха в нашем сюжете...
У этого дискурса нет однозначного ответа – кто прав, а кто виноват.
Но – глядя на сегодняшнее время сквозь призму «вдруг» пробудившегося старинного сюжета о
Грибоедове – мы можем начать задумываться о глубинных уровнях личности наших
соотечественников – и это может подвигнуть нас – к более сознательному и продуктивному отношению – к самим себе.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте: |
||