>> << >>
Главная

Жестокость в сегодняшнем мире: социокультурные измерения

Е. Б. Рашковский
Ноябрь 0
Опубликовано 2016-11-20 16:57

Начнем с определения.

Можно было бы определить жестокость как осознанное или неосознанное стремление причинять особую боль, особое страдание другому живому существу.

Сама же установка человека на жестокое обращение с другим предполагает некую атрофию чувства внутренней сопричастности своей жертве, атрофию сострадания. Это касается как непосредственного контакта с жертвой, так и контакта, если можно выразиться, «дистанционного», когда акт причинения страдания опосредуется бюрократическими или технологическими процедурами. Напр., когда отдается и оформляется приказ о расправе над другими людьми, или же когда эта расправа вершится при помощи обезличенных механизмов: от гильотины до средств электронного наведения.

В ходе своей истории человечество выработало множество институтов форм причинения и поощрения жестокости: будь то войны, будь то смертная казнь и пенитенциарные системы, будь то внесудебные расправы, будь то организованная экономическая эксплуатация или моральная травля, будь то, наконец, акты индивидуального или коллективного террора…

 

«Накат» терроризма

Сетования по части общего возрастания жестокости в современном мире – жестокости зачастую немотивированной или почти что немотивированной – общее место в сегодняшней литературе и публицистике, в бумажной и электронной прессе. Теоретических же исследований на сей счет – гораздо меньше. Однако важно то обстоятельство, что современная мысль, не входя еще в объемные и междисциплинарные теоретические объяснения проблемы, с той или иной степенью отчетливости ставит вопрос о коррелятивной связи между двумя социокультурными и политическими феноменами: повседневной жестокостью (в быту, в экономических разборках, в поведении протестующих толп, в полицейских участках и т.д.) и терроризмом. И в особенности – с безоглядной, «запредельной» жестокостью тех форм терроризма, которые практикуются исламистскими движениями (ИГИЛ, «Талибан» и «Хамас» на Ближнем Востоке и в Южной Азии, «Лашкар-э-Джангви» в Пакистане и Кашмире, «Боко харам» в Тропической Африке, «Абу-Сайяф» на Филиппинах и т.д.)

Корректная глобальная статистика на сей предмет пока еще отсутствует, да и требования по части такой статистики едва ли основательны: случаи террористической жестокости в современном мире хотя и многочисленны, подчас неожиданны. И не вполне достаточны их информационные и документальные отражения.

И всё же, группа ученых из Университета штата Мериленд насчитала на протяжении 1977-2015 гг. 5 263 террористических нападения, причем пик этих нападений (порядка 1 300) приходится на 2013 г. [1]

Давая классификацию объектов террористических нападений, эта группа ученых приводит объекты в таком порядке:

- государственные учреждения,

- офисы политических партий,

- воинские и полицейские подразделения и базы,

- университеты и школы,

- частная собственность,

- частные лица[2].

Формы террористической активности:

- поджоги,

- употребление бомб и взрывчатых веществ,

- нападения групп боевиков,

- похищения,

- употребление холодного оружия.

К перечисленным выше формам современной террористической активности можно было бы добавить еще одну: применение боевых отравляющих веществ, а также и угрозы применения биологического оружия. Современная история «химического» терроризма открывается распылением зарина в Токийском метро адептами секты «Аум Синрикё» 20.03.1995 (гибель двух-трех десятков человек – точных данных нет – плюс телесные повреждения  разной степени тяжести примерно одной тысячи человек)[3]. Эта же история продолжается и по нынешний день: использование боевых отравляющий веществ против мирного населения окрестностей Мосула в ноябре 2016.

В качестве субъектов террористических нападений американские исследователи выделяют:

-  исламистские группировки, партии и секты,

- этнические и трибалистские организации[4],

- идеологические группировки[5].

Что же касается последних лет, то я бы добавил к числу субъектов террористических нападений и немалочисленных лиц и в Старом, и в Новом Свете, действующих по индивидуальному почину, – что называется, «по велению сердца»[6].

А если говорить о хронологическом «пике» террористической жестокости, то – применительно к нынешней истории российской – в этой разработке указываются три события:

- 03.05.2012 – Махачкала: 1 убитый, 50 раненых,

- 20.05.2013 – там же: 4 убитых, 44 раненых,

- 29-30.12.2013 – Волгоград: 36 убитых, 63 раненых.

Российская ситуация – в силу особо сложного геополитического и социокультурного статуса России, – естественно, представляет для нас область особого и пристального интереса. Как пишет журналист-эксперт, сумевшая некогда внедриться в движение «Хизб ут-Тахрир», «джихад России объявлен»[7].

Впрочем, если речь заходит  о сюжетах российских, необходимо вспомнить две еще более ранние и еще более жестокие атаки, обе приходящиеся на осеннюю пору (2002 и 2004 гг.):

- так называемая «Московская осада» 23-26 октября 2002 г. (театр на Дубровке, спектакль «Норд-Ост»), осуществленная 40 боевиками: взятие в заложники 912 человек (из них примерно сотня детей), гибель 130 человек,

- нападение 32 террористов на школу в г. Беслан 1 сентября 2004 г.: 333 погибших (из них 186 детей) и свыше 700 раненых, более половины из которых – дети[8]

Во всяком случае, невозможно понять эти чудовищные явления ни в российском, ни в глобальном контексте, не рассуждая об их общих (именно глобальных!) социокультурных предпосылках[9].

 

«Цифровая революция» и ее побочные эффекты

В свое время в историографии был поставлен вопрос о связи массовых революций (будь то политических, будь то технологических) со вспышками массовой жестокости[10]. А последняя в значительной мере сопряжена с массовой архаизацией и примитивизацией психологии и сознания, когда расшатаны устоявшиеся культурные коды и конвенции, а становление новых, соответствующих изменившимся социокультурным и психологическим условиям кодов и конвенций требует долгих десятилетий. А таковые архаизация и примитивизация индивидуального и массового сознания, по словам акад. Вяч. Вс. Иванова, ведут к эрозии всего опыта договорных и доверительных отношений между людьми, к нарастанию в сознании и подсознании людей чувств раздражения и страха, установок на ксенофобию и отмщение, - будь то мотивированное, будь то немотивированное[11].

Одним из побочных эффектов мировой «цифровой революции», столь изменившей весь облик нашей планеты и столь существенно расширившей наши информационные и познавательные горизонты, оказалась социо-экономическая и культурная маргинализация многомиллионных человеческих масс.

Действительно, многие миллионы обитателей авангардных в научно-техническом отношении стран оказались вытесненными на обочины общественной и культурной жизни, став неким подобием древнеримского «пролетариата». Этому новому люмпен-пролетариату общество в той или иной мере обеспечивает и «хлеб» (т.е. питание, одежду, лекарства, медицинское обслуживание, – правда, по западным стандартам, не самого лучшего качества), и «зрелища» (т.е. услуги телевидения и шоу-бизнеса, этого воистину современного люмпен-пролеткульта, а также и возможности виртуальных переживаний, связанных с алкоголем и наркотиками). А для выполнения самых тяжелых и неприятных работ эти самые авангардные общества «Севера/Запада» импортируют всё новые и новые когорты маргиналов – гаст-арбайтеров и беженцев с «Юга/Востока». Многие из последних, наскоро обустроившихся в этих самых авангардных обществах и освободившихся от того жесткого повседневного контроля, что характерен для обществ традиционных, не только приносят с собой архаические навыки своего прежнего общежития, но и усваивают навыки автохтонных маргиналов (стремление – по возможности – к праздному времяпрепровождению, нечистоплотность, наркоту, криминальные замашки). Даже многие из семей новоприбывших, сумевших «выбиться в люди», переживают характерное для культурных маргиналов состояние стрессов и фрустраций. И эти состояния поневоле выталкивают их в современную культуру (точнее – антикультуру) жестокости. Вот приводимые А. В. Малашенко разработанные американскими исследователями данные о рекрутах ИГИЛ, перешедших турецко-сирийскую границу между серединой 2013 и серединой 2014 г. (всего за этот период – 3 681 человек):

«До прихода в ИГ 32 % его боевиков были заняты неквалифицированным промышленным трудом, 18 % - безработные и крестьяне, зато 28 % - студенты и работники квалифицированного труда. 13 % работают по профессии, 59 % - холостяки, 23 % - в браке и имеют детей. У 32 % - среднее образование, у 13 % - высшее, у 10 % - неоконченное высшее, необразованных - 5 %. Собственно религиозное базовое образование – у 55 %. У 20 % - умеренное, у 5 % - продвинутое.

Честно говоря, – продолжает  А. В. Малашенко, – я бы сделал упор не на духовно-религиозную «нищету» и холостяцкую жизнь террористов, а на то, что среди этой публики немало образованных людей. Они погружаются в фанатизм осознанно, отказываясь от жизненных благ. Они, так сказать, сознательные бойцы, и потому опаснее тех, кто ушел в ИГ «от тоски» и жажды подработать»[12].

Вообще, активная неприязнь к секулярной политике и светскому образу жизни как к «опустошенным» и «обезбоженным» (и шире – неприязнь к человеческой свободе) – вообще  характерная черта маргинального сознания, даже при всех его свободолюбивых лозунгах ориентированного не на свободу, но на групповщину и покровительство[13]. В эпохи Французской или Русской революции эта неприязнь проявляла себя во взвинченной полуинтеллигентской «идейности» и «непримиримости»; в тех же социокультурных средах, которые связаны с исламской традицией, эта неприязнь чаще всего проявляет себя в формах религиозного фанатизма.

В западной (да и в российской православной) литературе синдром разгоряченного религиозного фанатизма иной раз описывается чуть ли не как «реванш Бога». Однако этот взгляд – именно с религиоведческой, да отчасти и с богословской точки зрения – кажется мне вопиюще недодуманным. Ибо,

- во-первых, сугубо внешнее, назойливое и агрессивное наступление религиозных фанатиков посягает на самое специфику религиозной сферы, во многом связанной с внутренним опытом человека[14].  И не случайно этому наступлению сопутствуют гонения на религиозные меньшинства, разрушения и поджоги храмов разных конфессий и деноминаций, взрывы во время богослужений, нападения на молящихся, разрушения надгробий, мавзолеев и поклонных крестов и т.д.,

- во-вторых, распространение на Западе и в Славяно-российской ареале массовых форм приватизированной или нетрадиционной религиозности (при всех возможных рисках) еще не означает отказа людей от духовных ориентиров[15],

- в-третьих, я согласен с Е. А. Степановой в том, что нынешние формы религиозного терроризма и соответственной жестокости являются не столько прямым продолжением былых религиозных традиций, но, скорее, агрессивным и взрывчатым синтезом религии и идеологии[16]. Тем паче, что под идеологией следует понимать особую и притом фрагментарную форму подхода к миру, когда само мировоззрение редуцируется к представлениям об активной политической и властной практике…

Вообще, идеологически мотивированная жестокость является центральной трагической чертой и наследием истории прошлого века: прямо или косвенно связанный с идеологией «османизма» армянский геноцид в агонизировавшей Османской империи, гражданские войны в России, Мексике, Испании, Китае, коллективизация, «Большой террор» 1930-х гг., Холокост, зверства «красных кхмеров», подкрепленные националистическими лозунгами трибалистские резни в Тропической Африке… И – наконец – глобальная жестокость исламистского террора на наших глазах.

Но важно в этой связи понимать, что «идеологическая» жестокость и некритическая память о ней идут рука-об-руку с жестокостью, казалось бы, непроизвольной, немотивированной, бытовой. Так что достойна внимания и некоторая характерная для нынешней России коррелятивная связь между нарастанием бытовой, немотивированной жестокости, с одной стороны, и возрождающимися культами Ивана Грозного и Сталина – с другой. В обоих случаях наблюдается утрата понимания ценности жизни, достоинства и свободы другого человека и утрата иммунитета именно от жестокости[17], не говоря уже о размывании границ между жестокостью криминальной и холодными расчетами государственных учреждений и корпораций. И едва ли правомерно списывать это обстоятельство лишь на наше российское доморощенное ожесточение и одичание.

Вот недавний пример из европейской жизни.

Неубранные мусорные свалки в Неаполе и в Кампанье, инспирированные в 2008 г. тамошней мафией («Каморрой»), грозили инфекционными болезнями и возможной гибелью тысячам людей. Однако следствие по делу об этом преступлении выявило многочисленные связи «Коморры» не только с представителями госаппарата, но и с респектабельными компаниями – носителями передовых технологий: жестокий и холодный расчет оказался основою хозяйственного шантажа не только со стороны мафиози, но и их респектабельных контрагентов…[18]

…О «цифровых» же предпосылках современной жестокости хотелось бы сказать два слова особо.  Привычка видеть на экранах телевизоров вести об убийствах, бомбардировках, обстрелах, внесудебных расправах и казнях, привычка «устранять» или взрывать в ходе компьютерных игр неугодных тебе человечков, самолеты, зáмки и автомобили – всё это делает процессы восприятия жестокости и насилия чем-то будничным, бытовым, привычным.

Из этой последней констатации не вытекает призыв к расширению поля цензуры: оно бесполезно, ибо, во-первых, сам принцип цензуры репрессивен, а, во-вторых, он порождает сотни возможностей обхода.

Здесь, скорее, возможен лишь призыв иного порядка: чаще задумываться над обстоятельствами жизни и мысли и чаще обсуждать эти обстоятельства…

 

«Глобальное» в жестокости сегодняшнего дня

Можно искать и обосновывать множество предпосылок возрастания жестокости в современном мире, будь то:

- неравномерность глобального социоэкономического и социокультурного развития,

- изменения в характере современных интеллектуальных и материальных производительных сил,

- издержки неолиберальной социоэкономической модели,

- милитаризация общественного сознания,

- беспрецедентные сдвиги в этно-конфессиональной динамике нынешнего мира (ведь это – по сути дела – некое новое «Великое переселение  народов») и связанный с этими сдвигами рост ксенофобии,

- подыгрывание отдельных политиков и политических институтов низменным страстям масс,

- гедонистические установки, задающие тон всей массовой культуре,

- прямо или косвенно связанный со всем этим комплексом явлений кризис нуклеарной семьи и его прямые психологические и психо-социальные последствия (грубость и насилие в семье[19], понижение статуса матери в глазах ребенка, раннее сиротство и безотцовщина, иждивенческие настроения по отношению к обществу, культ «молодежности» и заискивание перед ним)[20]

Можно продолжать этот перечень предпосылок до бесконечности. Однако, на мой взгляд, важно не сводить представления о современном возрастании жестокости к какой-либо из предпосылок, но видеть прежде всего их глобальный резонанс. Причем такой резонанс, который сказывается на всём жизненном цикле человека.

Позволю себе кратко остановиться на этом последнем обстоятельстве.

Соприкосновение с полуосознанной или вполне осознанной жестокостью может оказываться спутником всего жизненного цикла и жизненного мира человека: от пренатальных переживаний (вследствие жестокости и грубости окружающих к будущей матери) до старческого опыта переживания раздражения и пренебрежения окружающих – в семье, в больнице, в богадельне, в местах заключения… Жестокость может преследовать человека даже после кончины (преднамеренное осквернение мест захоронений). Не случайно психологи указывают на характерную для современной эпохи радикальную инфантилизацию мира взрослых людей – инфантилизацию, связанную чуть ли не с демонстративным нежеланием понимать боль и страдание другого живого существа[21] – будь то человека, будь то даже животного[22].  Эта инфантильная жестокость тем более вопиюща, когда она еще подкрепляется идеологическими фикциями. Напр., девушка-живодерка Алина Орлова из Хабаровска откровенно заявляла себя сторонницей Гитлера и ненавистницей Православной церкви[23].

В начале 2016 г. страну потрясла весть об убийстве (29.02.2016) четырехлетнего больного ребенка Насти Мещеряковой и о поджоге квартиры ее семьи настиной няней – Гульчехрой Бобокуловой, дотоле ухаживавшей за ребенком в течение трех лет. Ужасающие именно своей садической жестокостью подробности убийства общеизвестны. Известно также, что у убийцы была давно диагностирована шизофрения, о каковом диагнозе не знали  родители задушенного и обезглавленного ребенка. Но у этого злодеяния была и еще одна подробность: убийца была нафанатизирована идеями воинствующего исламизма и мстила европейцам и россиянам (в лице больной малютки!) за бомбардировки в Сирии[24]

 

Пространства жестокости

В заключение – несколько слов о глобальных контекстах того роста жестокости, которую мы наблюдаем в окружающем нас мире и – не побоюсь сказать – даже в самих себе.

Сама человеческая экзистенция – в том числе и экзистенция европейского человека (отчасти и человека Нового Света), – генетически связанная с созидавшейся веками дворянской, бюргерской и университетской культурой прошлого, с трудом выдерживает напор стремительно меняющейся социокультурной истории. Действительно, меняются даже самые пространственные структуры человеческого существования: релятивизируются представления о «своих» и «чужих» землях и культурах, о центрах и перифериях, ослабляются связи с собственной родовой, территориальной и семейной памятью. И это – характеристика не только постмодернистского Запада, но и в значительной мере – характеристика глобальная[25].  Возможно, что и нынешний религиозно-идеологический фанатизм выступает как бы и частичной компенсацией за распад привычных идентичностей.

А возросший в мире градус человеческой повседневной жестокости оказывается в значительной мере реакцией на необратимый кризис исторически устоявшихся и привычных  параметров человеческого существования.

Челночное движение информации, технологий, товаров, капиталов и наркотических веществ (включающих в себя не только собственно наркотики, но и алкоголь и лекарства), попадание миллионов людей в статус «избыточного населения» и, стало быть, их человеческое обесценивание; ориентализация европейских[26], да отчасти и североамериканских пространств; эрозия традиционных стилей жизни и адаптации – вся эта сгустившаяся новизна оказывается для многих несомненным источником внутренней дестабилизации. А возросшая в мире повседневная жестокость, включая и массовые обращения к террористическим идеологиям и практикам, оказывается одним из показателей этой дестабилизации[27].

Акад. Вяч. Вс. Иванов подчеркивает в этой связи и особую уязвимость России перед лицом всех этих глобальных вызовов. Страна, вбирающая в себя несхожие этно-культурные, духовные и идейные потоки, страна, жившая веками и ныне продолжающая жить в состоянии раскола между культурой творческой элиты и полуархаической культурой народных масс, – страна, столько давшая человечеству в науке, технологии, искусстве, гуманитарном творчестве, невольно оказывалась на протяжении XIX – XXI столетий в большей степени культурным «донором» окружающего мира, нежели источником развития собственного человеческого потенциала[28]… 

Во всяком случае, проблематика «наката» жестокости и его преодоления, проблематика социокультурных предпосылок этой «антропологической катастрофы»[29] есть одна из насущнейших не только для глобального, но и для нынешнего российского общежития.

Внимание и уважение к креативному и гуманистическому потенциалу собственной культуры вовсе не означает самохвальства и конфронтации с другими культурами и народами. Скорее, напротив: уважение к трудам своих предшественников, избавление от своих постоянных комплексов и неврозов создают предпосылки достойного и плодотворного партнерства, основанного на понимании самих себя и окружающего мира.

 

17.11.2016

 

 



ПРИМЕЧАНИЯ

 

[1]   Global Terrorism Database. – https://www.start.umd.edu/gtg/search/Results.aspx?page=1&search=statistics&charttype=line&chart=overtime&ob=GTDID&od=desc&expanded+yes#result   - Доступ: 01.11.2016. 

[2] На мой взгляд, эта последняя рубрика не совсем удачна. Ибо речь чаще всего идет не просто о «частных лицах», но о представителях неугодных террористам этно-религиозных коллективов и групп («белые», христиане, шииты, иудеи, язиды, индуисты и т.д.).

[3] Аум Синрикё – https://ru.wikipedia.org/wiki/аум_синрикё  . Доступ – 13.11.2016

[4] См.: Ландабасо Ангуло А. И., Коновалов А. М. Терроризм и этнополитические конфликты. Тт. 1-2. – М.: Огни, 2004.

[5] Я бы еще добавил и спонтанно возникающие, но идеологически поощренные хулиганские толпы.

[6] Дорфман М. Афроамериканский культ целит в выборы // НГ-Религии. М. 03.08.2016. С. 5; Малашенко А. В. Так что же делать с террористами? // Там же. С. 1-2.

[7] Метелева Св. Двести дней в джихаде. Спецкор «МК» провела полгода в террористической организации // Россия и мусульманский мир. М. 2004. № 9 (147). С. 82.

[8] В обоих случаях немало вопросов ставится и по части эффективности работы спецназа. См.: Михайлова А. «Проблема была не в газе»: чем закончилось расследование дела «Норд-Оста» - http://www.rbc.ru/politics/13/07/20165786345f9a79476f4ce3e37f - Доступ: 06.11.2016; Террористический акт в Беслане – https://ru.wikipedia.org/wiki/Террористический_акт_в_Беслане.#D0.B5.D180.D1.82.D0.B2.D1.88 – Доступ: 05.11.2016.

[9] См.: Малашенко А. В. Указ. соч.

[10] См. русское издание: Доусон К. Г. Боги революции / Предисл. А. Дж. Тойнби. Пер. …К. Я. Кожурина. – СПб.: Алетейя, 2002. – 332 с.

[11] См.: Иванов В. В. Новые открытия. Человечество и его будущее. Москва, Гоголь-центр, 15.09.2014. – http://open-lecture.ru/lecture/ivanov  - Доступ: 31.10.2016.

      В этом своем суждении акад. Иванов опирается на психопатологические и неврологические исследования Сергея Николаевича Давиденкова (1880-1961) и Хосе Мануэля Дельгадо (1915-2011).

[12] Малашенко А. В. Указ. соч. С. 1.

[13] Эта проблема подробно разбирается в моих работах, посвященных философскому наследию Гегеля и Бенедетто Кроче, в частности, их анализу процессов современной им политической истории (См.: Рашковский Е. Б. Философия поэзии, поэзия философии. – СПб.: Алетейя, 2016. С. 236-242, 286-289).

[14] См.: Бельский А. Г. и Рашковский Е. Б. Индия и Россия: фундаменталистский вызов // Рашковский Е. Б. На оси времен. Очерки по философии истории. – М.: Прогресс-Традиция, 1999. С. 175-194.

[15] См.: Доктур Т. Новые религиозные движения в пост-коммунистической Европе. // Диа-Логос 1997. – М.: Истина и Жизнь 1997. С.340-350.

[16] См.: Stepanova E. A. Regionalization of Violent Jihadism and Beyond: the Case of Daesh. P. 32-33. – http://www.-v.-r.de/uploads_media/files/02_stepanova_jrat_3-2016_oa_022547.pdf  - Доступ: 05.11.2016.

[17] Пример из текущей истории Подмосковья. 5 февраля 2016 г. жительница Ленинского района Московской области, раздраженная тем, что работа промышленного альпиниста, висевшего на уровне восьмого этажа, мешала ей принимать телепрограммы, ножом перерезала трос, на котором висел альпинист. Сорвавшийся рабочий только чудом избежал гибели (см.: Женщину, перерезавшую трос ремонтнику, отпустили из полиции. – http://mir24.tv/news/society/13871327  ).

      Это уж никак не случай чеховского «злоумышленника», не понимавшего причинной связи между вывинчиванием рельсовых гаек на рыболовные грузила и крушением поездов. Здесь – полное и заведомое пренебрежение жизнью другого человека. Мстительница за телепрограммы из Ленинского района явно ведала, что творила, хотя и оказалась неспособной обуздать свою примитивную ярость…

[18] См.: Hibou B. Economic Crime and Neoliberal Modes of Government: the Example of Mediterranean // Journ. of Social History. Oxf. 2012. Vol. 45. Issue 3. P. 642-660. – http://jsh.oxfordjournals.org/content/45/3/642.extract

 

[19] Разумеется, домашняя жестокость – явление древнейшее. Однако в нынешнем социо-историческом контексте, обусловливающем нестойкость нуклерной семьи, она получает дополнительные стимулы.

[20] Еще в годы Второй мировой войны великий итальянский философ Бенедетто Кроче, изучая характерный для тогдашних тоталитарных обществ культ молодости (вспомним даже название итало-фашистского гимна – “Govinezza”, то бишь «Юность»), обосновал его функциональную связь с культом жестокости (см.: Croce B. Germany and Europe. A Spiritual Dissention / Transl. a. with Introd. By I. Sheean. – N. Y.: Random House, 1944. P. 30-33). 

[21] См.: Аристова М. Детская жестокость – проблема современного общества. – http://pedsovet.su/publ/156-1-0-5160   - Доступ:: 01.11.2016.

[22] См.: Григоровский Вл. Живодерки из Хабаровска… - http://ftimes.ru/else/58416-zhivoderki-iz-xabarovska-samye-svezhie-novosti-na-25-10-2016.html  - Доступ: 03.11.2016.  

[23] См. там же.

[24] Убийство Анастасии Мещеряковой… - https://ru.wikipedia.org/wiki/Убийство_Анастасии_Мещеряковой  - Доступ: 10.11.2016

[25] См.: Parker U. A Theoretical Introduction: Spaces, Centers, and Margins // The Geopolitics of Europe’s Identity: Centers, Boundaries, Margins. – N. Y.: Palgrave Macmillan / Springer, 2008. P. 6-8.

[26] За один только 2016 г. – по предварительным расчетам – в ФРГ должно было переселиться  300 тыс. одних лишь легальных мигрантов с Юга и Востока,  тогда как за предшестукющий, 2015 год, по данным Статистического управления ФРГ, страну покинули 138 тыс. ее коренных жителей, в том числе и специалистов высокой квалификации. – См.: Немцы массово покидают Германию. – https://news.rambler.ru/articles/35066233-nemtsy-massovo-pokidayut-germaniyu/?plista   -  Доступ: 23.10.2016

[27] См.: Sassen S. When Complexity Produces Brutality. – http://www.sens=public.org/article753.html?lang=fr  - Доступ: 01.11.2016.

[28] См.: Иванов В. В. Указ. соч.

[29] Мамардашвили М. К. Сознание и цивилизация // О духовности. – Тб.: Мецниереба, 1991. С. 26.

Добавить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте:
Email: Пароль:

напомнить пароль

Регистрация