ДВЕ КАПИТУЛЯЦИИ И ДВА ТОТАЛИТАРИЗМА
Опубликовано 2017-05-08 01:00
1. Семинарист Сталин отлично знал, как важно было для русского православия сохранение юлианского календаря – это позволяло очень доходчиво для самого простого человека показать непроходимую грань между восточным и западным христианством – темпоральную границу.
А противоречие с очевидными астрономическими реалиями, например, почти двухнедельный сдвиг весеннего и осеннего равноденствия и летнего и зимнего солнцестояния только подчёркивали благочестивую верность традиции, отважно сопротивляющейся не только науке, но и очевидности.
Впрочем, начало «темпорального размежевания» началось с принципиального решения праздновать христианскую Пасху после иудейского Песаха (зато это привело к невиданному развитию математики в христианском мире, поскольку обрекало на самостоятельное исчисление* таблиц Пасхалий).
Категорически решив создавать исключительно антизападную, антиевропейскую цивилизацию, хитроумный Сталин решил обозначить Днём Победы (официально – «Днём победы антигитлеровской коалиции демократических стран») не 8, а 9 мая.
Все советские и нынешние казённые российские рассуждения о том, что, когда в Карлхорсте маршал Жуков подписывал «Акт о безоговорочной капитуляции» после 11 ночи, а в Москве уже было за полночь 9 мая, отбрасываются простым доводом – на самом деле рейх капитулировал в ночь с 6 на 7 мая в Реймсе, причём с советской стороны в порядке импровизации его подписал представитель в Ставке командования союзных войск ген.-майор Иван Суслопаров [англоязычные журналисты ломали языки], а англо-американской ген.-лейтенант Смит. Французский бригадный генерал Севез расписался как свидетель.
И днём 7 мая уже были официальные заявления о капитуляции.
Но Сталин закатил скандал и на следующий день было устроено ночное шоу под Берлином (ехидный Чёрчилль в своём радиовыступлении днём 7 мая сказал: «сегодня мы победили Германию, а завтра будем чествовать наших русский друзей»).
Поскольку это было именно шоу, то подписывали капитуляцию на бис маршал Жуков и британский маршал Теддер. Представители США и Франции – генералы Спаатс и де Латр де Тассиньи** расписались как свидетели…
Для дальнейшей порчи «сакральности» осталось сообщить, что рейх, конкретно Кейтель, сколь возможно тянул с капитуляцией, чтобы дать возможность как можно большему числу беженцев убежать от «орд пархатых большевистских казаков», начитавшихся Эренбурга, и окончательно вынудить согласится сложить оружие вермахт заставила только угроза командующего войсками союзников Эйзенхауэра распорядится о прекращении пропуска беженцев через порядки союзных войск.
Понятно, что уже с апреля 1945 года англо-американские войска рассматривались немецким генералитетом именно как защитники Германии от Красной Армии, поэтому все приказы Гитлера о тактике выжженной земли и о развёртывании подпольного и партизанского сопротивления, очень эффективного в 1813 и 1923 годах, были просаботированы (об этом в «Бильярде в половине десятого» Бёлля).
Фельетоны Эренбурга были полны возмущения фактами сдачи немецких городов союзникам «по телефону». В тоже время Бреслау держался в осаде с 13 февраля по 6 мая, а курляндская группировка – с 10 октября 1944 по 23 мая 1945!
Не будь Гитлер «лунатиком» или будь его окружение столь же решительно, как сталинское в марте 1953 года, быстро бы договорились сдать столицу лихому танкисту Паттону.
Однако Берлином, а также Саксонией и Тюрингией расплатились со Сталиным за участие в японской кампании. Хотя я подозреваю, что мудрый как Змий, Рузвельт сознательно отдавал в Ялте Советам самые «феодальные» части рейха, оставляя союзникам самые «вестернизированные» и католические земли (из тех же резонов, почему Путина «оставляют» половину Донбасса).
2. События Второй мировой всё время провоцируют на сравнение сталинского и гитлеровского режима.
С прикладной точки зрения геноцидной политики никакой разницы нет, другое дело, что у Сталина было больше времени и он мог растягивать свои «холокаусты»***, давая возможность действовать голоду и каторжному труду, а Гитлер торопился и использовал газовые камеры.
Их культурный генезис и пафос были противоположны – нацизм развился из ультра-радикального ретро-романтизма, а сталинизм, как и весь коммунизм – из ультра-радикальной традиции европейского просвещения и гуманизма; нацизм был построен на культе мелкого патриархального хозяйства – бауэра, ремесленника, лавочника (немецкое производство, даже оружия, не знало конвейера), а сталинизм эти социальные слои беспощадно уничтожал.
Кроме того, нацизм был «биологизатором» социальных процессов, а сталинизм напротив - «социологизатором» тенденций, которые имели психологическую подоплёку.
Кстати, именно поэтому сталинизм везде эволюционировал в сторону «нормальности» - демократизации и рыночных тенденций (надо было просто гасить утопизм), а нацизм «бархатным» стать бы не смог – только высокий уровень репрессивной политики и пропаганда неполноценности порабощённых народов могли обеспечивать ему господство при его в сущности колониальной политике, ибо нацизм вёл себя в Европе точно также как европейцы вели себя в Африке и Азии.
Интересна психологическая разница сталинистов и неонацистов. Она – такая же как между Люцифером**** и Вельзевулом. Падший Ангел Сын Зари [пародия на мессианское имя] старательно изображает себя романтического бунтовщика и «изготовителя добра из зла» и этим старательно несёт соблазн.
Повелитель Мух <пустыни> (иначе - Господин Скверны) наслаждается ужасом и отвращением, которые волнами расходятся от него.
Сталинизм (как и выросшая из него советчина) изображали, что стремятся «перевоспитать», поэтому у многих их жертв была иллюзия, что, сдавшись или рьяно демонстрируя верноподданность, они спасутся. Нацизм очень чётко обозначил врагов и преследовал их последовательно и беспощадно. Но протестанта католиком гестапо бы не объявляло, как и католика - «Свидетелем Иеговы». Огульных обвинений в еврейском происхождении тоже не было – справка из прихода о крещении и венчании родителей, в крайнем случае – дедов и бабок, снимала все вопросы. Холокост – был гостайной. И после дела Димитрова – никаких показательных процессов.
В СССР напротив – публичные требования расправ и экскурсии писателей в концлагерь. Но с другой стороны, адепты гитлеризма – это «ревизионисты Холокоста», уверяющие что газкамеры были только для санобработки лохмотьев вновь прибывающих в трудовые лагеря, а массовые эсэсовские убийства – ответ на «терроризм» партизан.
Сталинисты – не скрывают ни факта Голодомора, ни ГУЛАГа, ни депортации народов. Они, конечно, уменьшая масштаб убийств и гибели людей, открыто доказывают необходимость такой политики некими высшими соображениями.
Дело в том, что нацисты были европейцами, поэтому даже «романтически» отбрасывая библейскую мораль, и упиваясь злом, они отлично понимали, что «ведут себя плохо», и что «белокурые бестии» – это прямо значит монстры, «блондозавры».
Сталинисты – простодушные язычники, выросшие на традиции лукавого «византизма», вообще не понимали, как может быть злом санкционированное властью, сакральной от природы.
Осталось добавить шокирующую мысль – нацизм – это хотя и не полдороги от коммунистической тирании к европейской нормальности, но всё же шаг к ней, поскольку признавал естественность некоторых базовых проявлений человека – и социальных, и психо-биологических.
Например, стремление иметь и увеличивать своё дело и частную собственность, следовать национальной и религиозной традиции, понимание естественности социального расслоения и ксенофобии, важную роль эротики.
Утопизм же эсэсовских принципов немцами воспринимался как экстрема, годная лишь для «ордена избранных», а вовсе не как пример для массового подражания. Проработку члена «Немецкой Рабочей партии социалистических националистов» [именно такой перевод названия НСДАП полагаю наиболее аутентичным] за супружескую измену представить сложно, куда проще представить раздражённые объяснения местного партруководителя его обозлённой супруге, что чем больше будет в рейхе здоровых нордических киндеров – тем лучше, и что естественное - не стыдно… И потеря по пьяни партбилета также не была вселенской трагедией – лишь бы повод для нажраться был достойным, типа, наваляли Монтгомери в Ливии.
Можно построить такую примитивную «маятниковую» модель, основу которую мне предложил проф. И.Г. Яковенко: уходя от во всех смыслах противоестественного сталинского и большевистского утопизма, советский социум сперва прошёл через фазу левого (антирыночного) потребительского тоталитаризма («советского фашизма»), потом – рванул к либеральному капитализму, но тут маятник пошёл назад и многие постсоветские социумы заскользили к различным фазам правого рыночного тоталитаризма, т.е. стали фашизироваться…
Можно предложить более сложную конструкцию сравнений. В XVI иезуиты убедили испанские и португальские власти, что нельзя порабощать благородных индейцев, тем более, уже обращённых в Святую веру. Поэтому индейцев просто сделали крепостными (в России это называлось «крещенная собственность»), а на рабский труд в Бразилию, в Вести-Индию и Флориду завезли рабов***** из Африки.
Обращение с индейцами – это сталинский алгоритм, а с неграми - гитлеровский.
Потом к работорговле присоединились протестанты - Голландия и Англия, причём последняя без тени смущения превращала в рабов и пленных ирландцев-католиков. Неграм «повезло» в том смысле, что у них не было общей церкви с поработителями, и в своих проповедях и духовных песнопениях (спиричуэлс) они уподобляли себя еврейским рабам фараона, отчётливо понимая, как хорошо были бы для южных джентльменов 10 казней.
_________
* Самый простой вариант – считать Пасхой второй день полнолуния после весеннего равноденствия, т.е. 16 нисана, осложнялся тем, что Пасха должна быть обязательно воскресеньем, постоянным увеличением различия между юлианским и григорианским календарями (1 день в 128 лет), а главное – необходимость «быть позже евреев» осложняла эпическое «еврейское коварство» - наличие трёх лет в течении 19-летнего цикла еврейского календаря, когда для гармонизации солнечного и лунного календаря вставляется дополнительный «мартовско-апрельский» месяц Адар-2 (Адар-бет).
** Французы – великая нация нотариусов, им и карты в руки.
*** Всесожжение – др. греч., нам знакома версия произношения этого слова на койне.
**** В детстве его дразнили Лютиком, и он вырос очень закомплексованным.
***** Как и в Древней Руси – рабы из пленников или должников были главным внешнеторговым ресурсом вечно враждующих африканских племён.
Послесловие. О СОВЕТСКОМ НОСТАЛЬГИЗМЕ
Даже не сталинисты и не "патерналисты-имперцы" (назовём их "брежневисты") периодически высказываются о положительных сторонах советской жизни. При этом сохраняя репутацию приличных людей. Но вот в Германии и Австрии не только невозможно сохранить la renommée, ностальгируя по гитлеровским временам, но и действительно - и в глубине души не сожалеют.
Разница тут в чём. Распад традиционализма всегда очень болезнен. Это и крах привычных систем ценностей и хозяйственного уклада; и культурная легитимизация ментального разрыва поколений (папаша, всё чем нас пичкали - чушь собачья); и рост социального расслоения, вызванных разрушением компенсаторных механизмов архаики; и утрата морального влияния таких референтных групп как аристократия и духовенство (и его эквивалента в виде творческой интеллигенции); и выдвижение "санитаров леса" из числа "новых людей", разрушающих образ жизни плохо приспособленных к новой действительности [образ проф. И.Г. Яковенко из кн."Россия и модернизация в 1990-е годы и последующий период: социально-культурное измерение"]; и взрывной рост преступности и девиантного поведения, особенно у подростков и молодых людей (прежде всего - результат социальных миграций и гиперурбанизации); и шокирующая смена культурных образцов и образов...
В Германии и Австрии распад традиционализма пришёлся на 20-е годы, и нацизм был реакцией на этот болезненный процесс. Однако в конце сороковых переход к Модернити был завершён окончательно. Но шок от разгрома и оккупации и от эпохи нацизма заслонил всё другие, а экономическое чудо спустя десятилетие послужило хорошей компенсацией за социокультурную травму.
В России распад традиционализма совпал с разложением и крахом социализма. Просто потому что Советская власть была последним субститутом архаики. Поэтому все трудности и беды взрывного разрыва с традиционализмом, со Средневековьем (сословным и логоцентрическим социумом) стали ассоциироваться с демократией и рынком, с открытостью западному миру.
И в этом - принципиальная разница. На Западе тоталитаризм стал ответом на разложение архаики, а на Востоке крах тоталитаризма уносит остатки архаики, поэтому тоталитаризм воспринимается одновременно и как "великая эпоха", и как "уютный патриархальный мир", как "царство интеллигенции".
После Гитлера мечты о "Священном Рейхе" уже стали клиническими показателями на госпитализацию, а после Ельцина только и потянуло на "Русский мир" и "Святую Русь".
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте: |
||