АННОТАЦИЯ. Профессиональный, проницательный и высококвалифицированный нейро- и патопсихолог, профессор кафедры нейро- и патопсихологии МГУ анализирует методы манипулирования массовым сознанием, используемые телеведущими Российских Государственных Телеканалов. Анализ профессора А.Т.Сидоровой представляет исключительный интерес для всех, кто хочет понять, каким образом руководству России удалось в кратчайшие сроки изменить сознание масс. Тем, кто не хотел бы оказаться в числе зазомбированных. Пятой колонне и национал-предателям Родины - по определению Российского Президента.
Одновременно с этим, анализ профессором Сидоровой испытываемого на российском народе оружия массового психологического поражения (которое засекречено до высшей из всех наивысших форм секретности: секретно само существование такого оружия и его использование Властями) представляет исключительный интерес для самой Власти. Которая - можно почти что не сомневаться - сделает попытку нанять профессора Сидорову на высокооплачиваемую патриотическую работу. Сделав засекреченной-невыездной. И даже бери выше: неразговорной. А также для всех, кто хотел бы манипулировать сознанием потребителя какой-либо продукции - будь оная памперсами, обручальными кольцами, страхованием жизни или нагнетанием политической истерии.
Не вызывает сомнения, что Патриотов России, заинтересованных в том, чтобы обнародованные соображения профессора Елены Теодоровны Сидоровой оставались в секрете, будет немало. Однако и Патриотов России, воззрения которых диаметрально противоположны патриотам Правительства в Федерации тысячи если не миллионы. Таким образом, размышления профессора Сидоровой о том, какие методы манипулирования массовым сознанием используют российские телевидионные пропагандисты эпохи Присоединения Крыма и Воссоединения с Новороссией, рекомендуется изучить всем. За исключением только одной категории россиян: тех, кто от осознания того факта что средства массового психологического поражения испытываются на них, наполняются Суверенным Счастьем и Патриотической Гордостью
==========================================================================================================
Социальная реальность становится все более сложной, непредсказуемой и пугающей своей неопределенностью. А телевидение еще и нагнетает страхи, умышленно доводя людей до состояния хаоса и паники. В ситуации созданного сильного стресса возможны «поломки» механизмов рационального мышления. Люди легко уподобляются толпе, где действуют архаические инстинкты, простейшие эмоции заражения и единообразия. Человеческие и личностные черты при этом смываются. Люди ждут и жаждут найти тех «сильных», кто предложит им «порядок» и успокоительные грезы. Вспомним горьковского Луку: «Если к правде святой мир дорогу найти не умеет — честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой!»
Манипулятор не думает о том, что станет с человеком, его отличает эмоциональная холодность, бессердечие, тупость своего рода. По сути, психология манипулятора — это психология убийцы. Когда убийц везут на место преступления, они ведь не грохаются в обморок, не обливаются слезами, а спокойно говорят о происшедшем, показывают на специальных куклах, как они душили, насиловали, резали. Это абсолютная бесчувственность, неспособность воспринимать, понимать, чувствовать, сочувствовать. Манипулятор, как и убийца, эмоционально дефективен. Вместо ценностного отношения к людям у него к ним глубочайшее презрение.
У каждого — свой фирменный стиль манипуляции, но есть среди них и универсалы, чей внешний облик, манера держать себя, отшлифованные интонации и жесты привлекают внимание, как блеск металлического молоточка в руках старинного гипнотизера… Но если уж вы заговорили о передаче Петра Толстого, то я обращу внимание на одну технологию, которая им успешно использовалась в одной из программ, — подмена смыслов, вкладывание своих интерпретаций в слова оппонента. Для этого в «сценарии» ток-шоу надо просто запланировать присутствие какого-нибудь иностранца. Здесь есть «успокаивающий» посыл: смотрите, мы толерантны, мы — демократическая страна! А вот затем потенциального оппонента можно мягко «убрать»: например, представитель Германии плохо говорит по-русски. Мало понятно, что он хочет сказать, он с трудом подбирает слова, и Петр Толстой, будто бы очень сердобольно, «подстраиваясь», приходит ему на помощь, «зеркалит» и «читает» его мысли. При этом вкладывает в его ответ «нужные» слова и суждения, которых тот не высказал, да и, возможно, не имел их в виду, потому что не понял суть очень быстрой речи ведущего. Толстой пользуется здесь известным психологическим приемом внушения или «программирования»: «Вы ведь хотели сказать…» или «На самом деле вы имеете в виду…» И все это говорится мягко, любезно, так что собеседник в растерянности вынужден согласиться…
Маска презрения и скуки скорее к «лицу» соведущему Толстого, Александру Гордону. Это «идейный» антиамериканист к тому же, на мой взгляд, еще и мизантроп, озлобленный на весь мир. Его метод психологического убийства — сарказм, априорно обесценивающий отношение к человеку. Это легко может сбить с толку тактичного и чувствительного гостя студии, превратить его в глазах телезрителей в невнятно лепечущего «лузера».
Почему в их передачах всегда Жириновский? Или, скажем так, условный «Жириновский», потому что людей, копирующих его манеру поведения, на всех каналах стало слишком много. Он — признанный мастер эпатажа, скандала по любому поводу. Но, конечно, его любимые темы — «имперскость России», «назад в СССР», вооружение, мобилизация, война, «чрезвычайка». Фразы он строит намеренно просто и всегда в утвердительной манере, они звучат как лозунги, как призывы к немедленному действию. Это типичный манипулятивный прием «наводнения аффектом», рассчитанный на эмоционального и импульсивного человека. Я бы обратила внимание и на невербальные приемы косвенного внушения: выразительная мимика и владение позой, специфические и динамически меняющиеся интонации голоса, узурпация пространства и времени дискуссии. Демонстрируется непоколебимость и апломб, что привлекательно для поклонников «сильной руки». Подчеркну, что мы сейчас говорим о «Жириновском» условном, скорее о феномене, чем о реальном человеке: этика клинического психолога запрещает использование диагностических категорий вне строго определенной профессиональной ситуации.
Есть абсолютно «жириновская» аудитория, ее мягкими, убаюкивающими и журчащими речами а-ля Петр Толстой не возьмешь. И здесь вступает «большая артиллерия», агрессивное вторжение, способное психологически убить, «отключить», — и вот человек уже «готов» для потребления любых взглядов. Здесь есть аналогия и с наведением гипнотического состояния, или, как сейчас говорят психологи, — измененного сознания. Гипноз запрещен в практике не врачебного применения, но есть разные не медицинские модели наведение транса. Эффект отключения разума может возникнуть от резко экспрессивной речи, неожиданной яркой и эмоциональной ассоциации говорящего, многократных повторений типа мантры, которые вызывают ощущение «вколачивания» невыразимого восторга и ужаса. Возникает образ бесноватого. Помните, в драме «Борис Годунов» юродивого на паперти? Считалось, что он-то и «глаголет истину». Может быть, эта ассоциация ложится на один из таких мифических архетипов народа: «Слушайте, слушайте, он правду говорит!» Он может идти на нас с ломом, но именно ему надо верить. Это один из самых «нижних» архетипов бессознательной агрессии, требующей немедленной разрядки, прямого действия: «Под ружье! На войну!» В одном из ток-шоу Жириновский буквально кричит: «Меркель создает Третий рейх, немецкий рейх будет господствовать!.. Мы должны объявить частичную мобилизацию!…» Весь смысловой ряд пульсирует напряжением и тревогой: всё, конец, дальше — война.
А во время войны все при деле, все управляемы, ведут себя идеально по отношению к властям. Единственное созидание, которое способно нас сплотить и мотивировать, — это созидание во имя войны. Оксюморон; по сути — война и созидание. Это очень раннее, примитивное состояние сознания. И манипуляция как раз призвана разбить целостность и мудрость нашего жития, распылить смыслы, мгновенно опустить нас на этот нижний инфантильный уровень мировосприятия. В слабости, в неуверенности, в неудовлетворенности люди жаждут идентификации с чрезвычайным, героическим, «идеальным» и через слияние с ним компенсируют свои комплексы и травмы, свои унижения. А тот, кто не с ними, — тот против них, «враг», «нацпредатель»… Вот цель муссирования темы войны в политических ток-шоу — сплочение «своих» и поляризация «чужих». Это подготовка общественного сознания к оттеснению инакомыслящих, к окончательному разрыву с интеллигенцией, с идеями европейского пути России.
Полного каталога средств манипуляций в мире не существует: их неисчислимое количество. Например, бесстыдное восхваление кого-то, лакировка действительности и подмена многогранной реальности картинкой «пазитива» — тоже манипуляция. Как и попытка разбить всеми доступными средствами, обесценить, морально уничтожить оппонента. Непревзойденный мастер этих изворотливых технологий — Владимир Соловьев. В его передаче «Воскресный вечер» издевки, заговаривание, дискредитация, унижение, приписывание человеку не существующих качеств льются как из рога изобилия. Это — театр манипулятора, в котором сценография, безусловно, есть. Соловьев нарочито демонстрирует равное внимание всем приглашенным, но между переходами от одной стороны к другой вскользь бросает фразы, которые буквально размазывают человека, его репутацию. Гость становится как бы меньше, скукоживается. И в этом я вижу посыл телезрителям: вы разделяете точку зрения лузера?
Во владении этими сильнейшими средствами манипуляций — презрение, унижение, дискредитация — телеканал НТВ, с моей точки зрения, вполне может занять призовое место. Апофеоз этого направления — скандальная передача «13 друзей хунты». Там, например, звучит закадровый текст: «В то время как с первыми аккордами гитары Макаревича…» Здесь не нужно даже трудиться, искать специальные технологии, авторы этого шедевра просто взяли все, что было наработано советской пропагандой: «В то время, как весь советский народ… эти враги…» Но как они это использовали? Вот в кадре раздаются первые аккорды гитары, а следующим кадром идут взрывы, порушенные дома Донецка и Луганска, трупы. Всё! Образ любимого когда-то Макаревича демонизирован до абсолютного зла, всякое положительное отношение к нему должно быть таким приемом уничтожено. То же самое с Дианой Арбениной.
Как вычленить манипуляцию? Это когда говорят быстро — нет пауз. Там, где нет пауз, нет места для размышления. Речь идет сплошным потоком, истерически-пафосная, с многократно повторяющейся человеконенавистнической лексикой, она топит вас в эмоциях отчаяния, страха и агрессии. Вы целиком и полностью во власти говорящего. Это в принципе военные стратегии: вы не должны размышлять, вы слышите команду «Пли!» и где-то в социальных сетях уже расстреливаете того, на кого вам указали. Это самая сильная манипуляция. Она хорошо дается людям с некрофильским характером. Например, у Дмитрия Киселева практически все предположения построены на страсти к разрушению. Когда он и другие телеманипуляторы дают волю агрессии, они будто излучают удовольствие, хотя речь идет о страшных вещах.
В психологии, описанные методы так и называются — «манипуляция».
Интервью с профессором кафедры нейро- и патопсихологии МГУ им. М.В. Ломоносова, доктором психологических наук профессором Еленой Теодоровной Соколовой опубликовано в Новой газете 26 декабря 2014
в рубрике Пособие для пропагандистов, являющейся исключительно содержательной, познавательной и своевременной
http://www.novayagazeta.ru/columns/66686.html
================================================================
Сергей Лойко: Боялся, что не сдержу себя...
update: 05-10-2017 (19:54)
Сергей Лойко
Facebook
http://www.kasparov.ru.3s3s.org/material.php?id=59D65F88987F8
Пять приемов промывания мозгов
Игорь Эйдман: Многие иностранные "критики России" в ток-шоу – подставные персонажи
update: 05-10-2017 (16:29)
Пропагандистское промывание мозгов разрушает индивидуальность, лишает человека способности анализировать информацию и защищать свои нравственные ценности. Именно эта методика используется на российском телевидении. Возьмем, например, политические ток-шоу. В них применяется целый набор подобных методов.
1. "Дрессированная" аудитория
По знаку "дрессировщиков" (сотрудников редакции) она подкрепляет пропагандистские месседжи ярко позитивной эмоциональной реакцией, а неугодную информацию зашикивает и дискредитирует.
Задача "дрессированной аудитории" дать телезрителям образец "правильной" реакции на события. Это игра на стремлении людей быть "как все", соглашаться с мнением большинства. Зритель невольно подстраивает свое отношение к информации под реакцию на нее аудитории в студии. Таким образом у телезрителей формируется нужная пропагандистам картина мира, в которой четко прописано, чему радоваться, а чему возмущаться.
2. Игра в поддавки
Многие иностранные "критики России" в ток-шоу – подставные персонажи. Они отрабатывают полученные у организаторов деньги, создавая "образ врага". Их задача – проиграть путинистам, произвести отталкивающее впечатление на публику, дискредитировав тем самым подлинных противников путинского режима и их видение реальности.
3. Провокация сильной эмоциональной реакции
Участники ток-шоу постоянно орут, ругаются, ведут себя сверхэмоционально, устраивают настоящие истерики и ссоры. Их задача – накачать эмоциями телезрителей. Массовый психоз в телестудиях порождает массовый психоз в стране. В состоянии эмоционального перевозбуждения люди теряют способность объективно анализировать информацию. Ими легко манипулировать, от них несложно добиться поддержки любой путинской авантюры.
4. Глушение альтернативной информации
Советские глушилки забивали западное радио непрерывным шумом. По этой же модели работают организаторы современных пропагандистских ток-шоу. Они глушат неугодное мнение, мгновенно организуя негодующий гул аудитории, гневные крики платных клакеров и спикеров, а затем быстро перехватывая микрофон у нарушителей спокойствия и передавая его другим, проверенным участникам.
5. Ведущий – дирижер какофонии
Происходящее во время ток-шоу кажется какофонией. Однако у этого "сумбура вместо музыки" есть партитура, четкое исполнение которой контролирует "дирижер"-ведущий. Он следит за тем, чтобы аудитория была доведена до нужного градуса эмоционального возбуждения, чтобы до нее были донесены все запланированные пропагандистские месседжи; чтобы было заглушено и униженно любое случайно прорвавшееся правдивое слово.
Игорь Эйдман
http://www.kasparov.ru.3s3s.org/material.php?id=59D63361B2201
======================================================
Игорь Яковенко: Орфей снова в аду
Статьи в рубрике Мнения отражают личную позицию их авторов. Редакция сайта Stopfake.org может не разделять эту позицию.
Октябрь 05, 2017 - 22:47Мнения
Источник: блог Игоря Яковенко
О том, как «Тэфи»-2017 стала могильным камнем российского телевидения
Для того, чтобы понять, что такое российское телевидение, надо смотреть телевизор. Чтобы понять, что о себе думают телевизионщики, какими они хотят себя видеть, надо смотреть, кто стал лауреатом премии «Тэфи».
«Тэфи» нельзя в полной мере назвать зеркалом российского телевидения. Если «Тэфи» и зеркало, то очень кривое. Причем, в разные периоды искажение происходит в противоположные стороны. С 1994, когда «Тэфи» родилась, по 2000 телевизионщики старались награждать лучших и довольно часто у них это получалось. Лучшей телекомпанией тогда была НТВ и много бронзовых статуэток с изображением Орфея, разрывающего себе грудь, чтобы играть на струнах души, вручалось представителям этого канала. Премию получали те, кто тогда были лучшими: Светлана Сорокина в номинации «интервьюер» в программе «Герой дня», программа «Глас народа», «Итоги с Евгением Киселевым», «Куклы» и другие.
Путинизм с порога заявил о своей несовместимости с журналистикой и первое действие, которое предпринял Путин, став президентом, это уничтожение НТВ. Дальнейшее убийство журналистики растянулось на 13 лет. Телевизионное сообщество, умирая, пыталось не то чтобы сопротивляться – ни о каком сопротивлении речи не было – но время от времени выпрямляло спинку и демонстративно вручало бронзового Орфея тому, в чьих руках это творение Эрнста Неизвестного не выглядит насмешкой. В этот период Академия российского телевидения вручила «Тэфи» Александру Сокурову (2007 год), прекрасной Юлии Мучник из томского ТВ2 (2003, 2008 и 2010 годы), документальному фильму «Анна Политковская. Последнее интервью» (2007 год), создательнице регионального российского ТВ Манане Асламазян (2010 год), а также программам на РЕН ТВ: «24» с Ольгой Романовой (2004 год) и «Неделе» с Марианной Максимовской (2008, 2009, 2010 и 2011 годы).
Рубежом стал 2014 год. Аннексия Крыма и агрессивная война против Украины потребовали не просто другого телевидения. После Крыма нужно было искоренить в публичном пространстве всякую демонстрацию истинных ценностей профессии. До Крыма можно было заполнять эфир ложью, и одновременно награждать высшей телевизионной наградой Сокурова и Мучник, Романову и Максимовскую, Манану Асламазян и фильм о Политковской. После Крыма премия «Тэфи» стала наградой только за ложь и измену профессии.
Для того, чтобы эта принципиально новая система ценностей стала последовательной политикой главной телевизионной премии, «Тэфи» отобрали у ее создателя, Академии российского телевидения, и передали специально для этой цели созданному Комитету индустриальных телевизионных премий. С 2014 года «Тэфи» не является премией телевизионного сообщества, в котором, несмотря на все деформации и конформизм, тем не менее, мелькали проблески представлений о том, какой должна быть профессия.
«Тэфи» — 2017 – это воплощение и публичная демонстрация тех принципов, которые окончательно восторжествовали в российском телевидении после 2014 года. Среди награжденных нет никого, кого можно было бы даже с натяжкой назвать журналистом. Зато есть «лучшие ученики» школы лжи и ненависти. Заглянем в эти кунсткамеру.
«Тэфи»-2017 в номинации «Интервью» получил Владимир Соловьев. Трудно было бы подобрать более издевательскую кандидатуру для того жанра, который считается одной из вершин профессии журналиста. Соловьев очень любит брать интервью у начальства. Особенно у Путина. О том, как он это делает, можно написать книгу, или снять психологический фильм под названием: «Холуй и господин». Когда Соловьев берет интервью у Путина, то вся его фигура, устремленная к главному начальнику, дышит одним чувством безграничной преданности и желанием услужить. Все вопросы служат одной цели: показать громадное величие президента Путина и его абсолютное превосходство над всеми остальными людьми на планете. Ни одного острого вопроса, все вопросы – это услужливые пасы прямо на начальственную ножку, после которых «интервьюер» восхищенно аплодирует забитому в пустые ворота голу.
Не меньшим глумлением над профессией стало объявление лауреатов в номинациях «Информационно-аналитическая программа» и «Ведущий общественно-политического ток-шоу». В первом случае «Тэфи» получила программа «Вести недели» с Дмитрием Киселевым, во втором лауреатами стали Ольга Скабеева, Евгений Попов (программа «60 минут») и Роман Бабаян (программа «Право голоса»).
Все четверо лауреатов заслужили награду за последовательное антизападничество, антиукраинство и нескончаемую ложь. Отдельно стоит отметить Артема Шейнина (программа «Первая студия»), который стал финалистом в номинации «Ведущий ток-шоу», то есть, ему не хватило буквально одного шага до заветной статуэтки. Тут есть некоторая несправедливость, поскольку человек очень старался. Даже ведро с надписью «дерьмо» вносил в студию и предлагал своему оппоненту отведать содержимое. Не знаю, чего еще хотят бюрократические души этих членов «индустриального комитета»? Возможно, ждут от Шейнина, что он придумает что-то еще более впечатляющее. А как бы смотрелся выход Шейнина с его знаменитым ведром на церемонии вручения и торжественным опусканием бронзового Орфея в заветную посудину. Это был бы символ эпохи Путина…
Впрочем, организаторы «Тэфи-2017» сумели сотворить другой символ эпохи, может, не столь наглядный и зрелищный, но ничуть не менее впечатляющий, чем Орфей в шейнинском ведре. Речь о лауреате премии в номинации «Просветительская программа», которым стала «Военная тайна» Игоря Прокопенко на РЕН ТВ. То, что милитаристскую, ксенофобскую, антизападническую и антиукраинскую программу «Военная тайна» наградили в номинации, в названии которой есть прилагательное «просветительская», само по себе абсурд. Но настоящий символизм этому награждению придает то, что «Тэфи» за просветительство получил именно Игорь Прокопенко.
Дело в том, что буквально накануне церемонии вручения «Тэфи», 25.09.17 Игорь Прокопенко выдал в эфир очередной выпуск своей авторской программы «Самые шокирующие гипотезы», в которой слово получили те, кто убежден, что Земля – плоская. Игорь Прокопенко построил свою программу таким образом, что этот бред рассматривался не в качестве странности, чудачества, или хотя бы в качестве экзотической гипотезы. Нет, в кадре один за другим появлялись люди, которые объясняли, что «Земля – плоская и накрыта прозрачным шаром», а также уверяли, что наша плоская как блин планета неподвижна, а все космические полеты – не что иное, как комбинированные съемки.
«Тэфи» за просветительство в руках Прокопенко, продвигающего в массы идею плоской формы Земли, Соловьев как лучший интервьюер и Шейнин со своим ведром в шаге от «Тэфи» — вот ступеньки ада, в который погружается российское телевидение. Легендарный Орфей, чья статуэтка вручается лауреатам «Тэфи», добровольно спустился в подземное царство Аида ради спасения любимой. Сегодня организаторы «Тэфи» уже насильно погружают мифического певца в преисподнюю. Орфею не привыкать, он уже был в аду. А вот Россия… Впрочем, России тоже не привыкать.
Источник: блог Игоря Яковенко