ИЕРОНИМ БОСХ: СРЕДНЕВЕКОВЬЕ НА ВСЕ ВРЕМЕНА
Ноябрь 2017
Опубликовано 2017-11-09 10:00
Опубликовано 2017-11-09 10:00
Иероним Босх в Прадо: величайшая выставка столетия открылась в Мадриде
Крупнейшая выставка, организованная в рамках международного проекта в честь 500-летия со дня смерти художника, была торжественно открыта 31 мая в Музее Прадо. Кульминация «года Босха» и событие, достойное королей! Поклонникам искусства предоставлен уникальный шанс увидеть такое количество знаковых работ самого загадочного художника XV века.
На выставке представлены 24 оригинальные работы Босха, из них восемь работ хранятся в Испании, остальные прибыли из музейных коллекций Лиссабона, Лондона, Берлина, Н ью-Йорка, Вены, Венеции,Парижа , Роттердама, Филадельфии и Вашингтона.
Воз сена. Центральная часть триптиха
1515, 135×100 см
С именем Босха бок о бок всегда идут сенсации, нынешняя выставка — не исключение. В фокусе новости — актуальнейший вопрос атрибуции работ, вокруг которого бушуют нешуточные споры между испанскими и голландскими экспертами — настоящие босховские страсти!
На знаменательном событии присутствовали королевская чета Испании — Филипп VI с супругой Летисией и принцесса Беатрикс — мать короля Нидерландов, отрекшаяся от престола в пользу сына Виллема-Александра в 2013 году.
Фото: Agencia EFE/J. J. Guillén
Яркой коллекцией произведений Босха Музей Прадо обязан страсти другого испанского монарха — Филиппа ІІ, собравшего богатейшую коллекцию великого Иеронима. Унаследовав королевское собрание, Прадо, таким образом, владеет шестью работами Босха, среди них триптихи «Сад земных наслаждений», «Поклонение волхвов» и «Воз сена». Из других собраний в Испании на выставке представлена работа «Несение креста» из Эскориала и «Святой Иоанн Креститель» из коллекции Хосе Ласаро.
Триптих И. Босха «Воз сена» на выставке в Прадо. Photo: © Museo Nacional del Prado
На выставке в Прадо представлены работы, которые не удалось заполучить музею Хертогенбоса на их выставке, которая закончилась три недели назад. Это триптих Святого Антония из Лиссабона, «Христос» из Лондонской галереи и «Несение креста» из Эскориала.
При подготовке к празднованию юбилейного года Босха между испанскими и нидерландскими экспертами сложилось острое соперничество. Эксперты Музея Северного Брабанта из родного города художника Хертогенбоса поставили под сомнение четыре работы Босха из коллекции музея Прадо.
Команда в Брабанте насчитывает 24 оригинальных работ Босха, из которых на их выставке было представлено 17, а мадридцы настаивают на 27 оригинальных работах и представляют на своей выставке 24 произведения.
Противостояние этих двух музеев обострилось при отборе работ для двух крупнейших выставок международного проекта «Босх 500». Музей Северного Брабанта просил у мадридского Прадо работу «Извлечение камня глупости» на свою выставку. При этом в договоре указали на автора этой работы как последователя Босха, относя ее к 1500−1520 годам. Мадрид отказал: «Это недопустимо — брать у нас работу,значащуюся как работа Босха и выставлять ее как последователя», — заявили кураторы. Сейчас на выставке в Прадо эта работа представлена как работа великого Иеронима, написанная в 1501—1505 гг.
Извлечение камня глупости
1500-е , 48.5×34.5 см
Голландские ученые отвергают также «Искушение Святого Антония» из коллекции Прадо, датируя работу 1530−1540 гг., через несколько десятилетий после смерти автора. Эксперты Прадо, однако, настаивают на авторстве Босха на основании инфракрасного изображения. Третья работа, отвергаемая голландцами, всем известные «Семь смертных грехов».
Как отмечают мировые эксперты,несмотря на разногласия и различные подходы к атрибуции работ Босха, обе выставки демонстрируют шаг вперед в исследовании наследия художника. Кроме того, оба музея представили два обширных каталога с результатами своей работы.
В частности, в каталоге Музея Прадо включены новейшие технологические исследования в инфракрасных и рентгеновских лучах триптиха «Сад земных наслаждений», раскрывающие творческий процесс создания работы великим художником — от первоначального замысла в рисунке до окончательного варианта в живописи. Эксперты установили также то, что Босх убрал уже написанные некоторые фрукты, большую фигуру фантастической амфибии с выходящим из нее человеком в сцене «ада», изменил ландшафт. А фигуры Бога-Отца, Адама и Евы, которые первоначально находились в центре створки, затем были опущены вниз.
Сад земных наслаждений. Левая створка
1500-е , 220×97.5 см
Читайте также нашу публикацию «Босх его знает: главные символы „Сада земных наслаждений“ крупным планом».
На сайте Музея Прадо представлен ряд материалов, посвященных Босху, его творчеству и нынешней выставке. Иллюстрация
Любимые святые Босха
Во времена Босха Хертогенбос был процветающим городом. Рыночная площадь, где художник жил и работал с 1462—1516 годы, была местом встречи всех классов горожан,здесь проходили светские и религиозные праздники, повседневная жизнь, за которой Иероним наблюдал из окна своего дома. Это имело основополагающее значение для визуальной вселенной художника и отражалось на его работах.
Искушение Святого Антония
1490-е , 73×52.2 см
Искушение Святого Антония. Центральная часть триптиха
XVI век, 131.5×119 см
Наброски монстров
8.6×18.2 см
Странник
XVI век, 71×70.6 см
«Хертогенбос — город, в честь которого художник Иероним ван Акен взял себе псевдоним Босх, — издавна славился производством колоколов и органов. В XV веке колокола и органы заглушали здесь все. Каждый шестой житель Хертогенбоса состоял в какой-нибудь религиозной общине. Если, здороваясь на улице с прохожим,вы улыбались, это считалось тяжким грехом. Смерть, страдание, бремя католической вины — вот „тренды“ тех лет, которые безраздельно владели благочестивыми умами Хертогенбоса. А если кто-то сбивался с праведного пути, дорогу во мраке ему освещали костры инквизиции. Отчасти все это объясняет появление столь своеобразного и пугающего гения, как Босх. Но только отчасти…» — мы подготовили биографический материал о Босхе
Корабль дураков
1490-е , 57.8×32.5 см
Аллегория чревоугодия и любострастия
1490-е , 34.9×31.4 см
Босх - поразительный художник, одаренный невероятным воображением и способностью изобретательно изображать людские страсти.
Последователь И. Босха «Концерт в яйце», ок. 1561, дерево, масло, 108,5× 126,5 Музей изящных искусств, Лилль
Человек-дерево
1500, 27.7×21.1 см
«Детство Иисуса Христа и его служение»
В 1487—1488 годы статус художника в обществе вырос, он стал членом братства Пресвятой Богородицы и вошел в круги элиты города. Он начал получать заказы от других членов братства, а также от служителей церкви. В триптихе «Поклонение волхвов» отражается духовная тенденция того времени «devotio moderno», что означает «новое благочестие». Это был своеобразный призыв внушить верующим желание подражать Христу. Художник остается верен живописным традициям своего времени, в то же время он искусно жонглирует оригинальными аллегориями и символическими элементами.
Например, фигура, выглядывающа я из дома, до сих пор вызывает толки искусствоведов: полуобнаженного мужчину ассоциируют с Антихристом, Адамом и Иродом, но ни одно из этих предположений не вызывает достаточной убедительности.
Например, фигура, выглядывающа
Поклонение волхвов. Триптих
1494, 147.4×168.6 см
Се Человек (Ecce Homo)
1500, 71.1×60.5 см
Несение Креста
1498, 142.5×104.5 см
Небольшая деревянная панель «Святой Иоанн на Патмосе» — одна из немногочисленных работ Иеронима Босха, снабжённых авторской подписью. «Бытует заблуждение, что демон, пытающийся похитить у Богослова чернильницу, — порождение не столько библейской, сколько чисто босховской демонологии. И вправду,кому, кроме Босха, мог явиться этот мутант, этот демон-очкарик с головой печального старика и телом насекомого, с его хитиновым панцирем, членистыми ногами и скорпионьим хвостом? Но на самом деле это прямая иллюстрация текста Апокалипсиса…» (продолжение читайте в описании работы).
Святой Иоанн на Патмосе
1505, 63×43.3 см
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте: |
||