>> << >>
Главная Выпуск 23 2 New Concepts in Arts*
Theater and cinema

СЮЗАН ФАРРЕЛЛ И ДЖОРДЖ БАЛАНЧИН:.ИСТОРИЯ ЛЮБВИ ВЕЛИКОГО БАЛЕТМЕЙСТЕРА И БАЛЕРИНЫ ЕГО ЖИЗНИ

Нина Аловерт
Январь 2019
Опубликовано 2019-01-10 15:00

 


farrell-2-Feature-Image-1 (700x503, 73Kb)

Сюзан Фаррелл занимала значительное место в творчестве Баланчина, была его большой любовью и вошла в историю американского театра как его «последняя муза» и даже была названа «символом эпохи».


be2d5f5cf97e39a3c905e1d611cf2911 (572x700, 38Kb)
Сюзан Фаррелл (Роберта Су Фикер) родилась в 1945 году в штате Охайо, в маленьком местечке недалеко от Цинциннати. 
В детстве ее звали Сюзи, от этого имени появилась Сюзан, а Фаррелл стало ее сценической фамилией случайно. 
Сюзен не собиралась становиться балериной, просто она ходила в балетную школу и смотрела, как занимаются балетом ее старшие сестры. Преподавательница, которая вела класс, решила, что раз уж девочка все равно приходит в школу, пусть лучше не сидит, а занимается. Девочка оказалась на редкость способной,a когда Сюзан было 15 лет, ее увидела балерина баланчинской труппы Диана Адамс и привезла в школу при театре, созданную Баланчиным одновременно с труппой. Девочку приняли, дали ей стипендию, Фордовский фонд выделил для ее обучения специальные деньги, так что мать смогла приехать в Нью-Йорк и поселиться вместе с дочерью. 
Когда Сюзан исполнилось 16 лет, на нее обратил внимание Баланчин и пригласил ее в труппу. Так началось превращение девочки из Цинциннати в музу 42-летнего хореографа. Баланчин говорил, что Фаррелл для него значит то же самое, что скрипка Страдивариуса для великого скрипача.
С 1961 года, когда Фаррелл пришла работать в театр, и по 1969 год, когда она эту труппу покинула, в творчестве Баланчина наступил период, которые критики называли «годами Фаррелл». 
Их любовь началась в 1963 году во время гастрольной поездки театра в Россию. В самом начале их любви Баланчин поставил для Фаррелл балет «Дон Кихот» на музыку Н.Набокова (брата знаменитого писателя) специально, чтобы выступить с ней на сцене: Фаррелл танцевала Дульсинею, Баланчин - Дон Кихота. 
В течение семи лет все душевные и творческие помыслы Баланчина сосредоточились на Фаррелл. Каждый вечер он ужинал с ней в ее доме, каждое утро она покупала для него «даниш» и шла к нему домой пить кофе, после чего они вместе шли в театр, где он сам давал ежедневный балетный урок труппе. 

c86ae63fda8dadfcd471e4f9bb836023--city-ballet-ballet-dance (378x700, 35Kb)22e573d04fd8c47ad5c2cad6b0ca40e8--vintage-dance-vintage-ballet (338x594, 25Kb)
402182ffb89800df37f1f012f35e415b--city-ballet-ballet-dancers (507x700, 37Kb)cd61ea698fe43849b98da4a332cc6ad6--vintage-ballet-george-balanchine (445x568, 24Kb)

Фаррелл танцевала почти каждый день и каждый раз Баланчин приезжал смотреть на ее выступление. Он стоял в кулисах или сидел в первом ряду с матерью Фаррелл. Как только тот балет, в котором она танцевала, заканчивался, Баланчин покидал театр вместе с балериной, никогда не оставаясь посмотреть на других танцовщиц. 
Перед началом каждого сезона Баланчин спрашивал молодую балерину: «Что ты хочешь танцевать в этом сезоне, дорогая?» - «Все, в чем ты хочешь меня видеть,» - отвечала умная танцовщица. Дело в том, что, как рассказывала позднее Фаррелл, не надо было быть Эйнштейном, чтобы знать: Баланчин не любил, когда балерины просили у него какой-нибудь балет. Баланчин считал своей привилегией назначать артиста на роль, поэтому просьба могла только помешать танцовщице получить желаемые спектакли. И даже Сюзан Фаррелл, любовь Баланчина, строго соблюдала это правило. 

GettyImages-166704651_master (700x463, 148Kb)


Для нее Баланчин создавал 59 новых балетов, 23 из которых были поставлены им ранее, но переделаны для нее. Когда Баланчин сочинял балет для Фаррелл, никого в репетиционной комнате не должно было быть, кроме их двоих и пианиста. Фаррелл говорила в одном из интервью, что время, которое они проводили в репетиционном зале, было едва ли не лучшим в ее жизни. У танцовщицы не было дублерш. Если Фаррелл заболевала, ее балет просто заменяли другим. 
Баланчин не скрывал своей любви к Фаррелл, во всех публичных выступлениях он называл ее «алебастровой принцессой», говорил, что душа светится в ее глазах. 

Balanchine with Farrell McBride Mimi Paul & Verdy in promo for 'Jewels', phot by Martha Swope (700x567, 112Kb)

Казалось бы идиллии не будет конца. Но почему Баланчин на ней не женился? И была ли счастлива Фаррелл? Конечно, Баланчин любил свою музу, но, как позднее рассказывала сама Фаррелл, каждый вечер он пил у них в доме чай, играл с ней и ее матерью в разные застольные игры, целовал Фаррелл руку и ... уходил домой к своей жене, красавице Ле Клерк, которую в самом начале ее блистательной карьеры балерины разбил паралич и она не могла двигаться иначе, чем в инвалидной коляске.
Из разных интервью, которые дает Фаррелл время от времени, и из воспоминаний друзей Баланчина можно понять, что Фаррелл не хотела выходить замуж за Баланчина,oн был уже четыре раза женат, и каждый раз повторялась одна и та же история: он влюблялся в совсем молоденькую девочку, делал из нее балерину, женился на ней и вскоре охладевал, влюбляясь в следующую. Фаррелл решила, что с ней будет все по-другому, что их любовь с Баланчиным останется платонической.
Баланчина и Фаррелл сравнивали с Данте и Беатриче, с Петраркой и Лаурой, платонические отношения с Фаррелл в чем-то устраивали и Баланчина, вероятно, незавершенные отношения будоражили его сердце и воображение и стимулировали его творческие идеи. Процесс творчества не подвластен логике и лежит за пределами реального мира и реалистического сознания.

Баланчин в конце концов решил, что Фаррелл уступит и выйдет за него замуж, поэтому в 1969 году Баланчин оформил развод со своей женой. Но как раз к моменту развода с Фаррелл произошло то, что происходит со всеми «беатриче» мира: девушка влюбилась во вполне обыкновенного своего сверстника, молодого и красивого танцовщика театра. Его звали Пол Михайа, и он стал ее мужем. 
В театре, естественно, сложилась сложная ситуация. Баланчин тяжело переживал замужество Фаррелл. Он снял ее мужа с роли, которую тот всегда танцевал в «Symphony in». Фаррелл стала протестовать, даже поставила Баланчину ультиматум: если Пол не будет танцевать третью часть «Симфонии», она не будет танцевать свою знаменитую роль во второй части балета и вообще уйдет из театра, ей было только 23 года, она ничего не знала о ревности. Уверенная, что Баланчин уступит, Фаррелл пришла на спектакль как ни в чем не бывало, оделась, загримировалась. И тут к ней в гриммуборную пришла костюмерша театра, забрала ее балетную пачку и ушла, плача: Баланчин уволил Фаррелл и ее мужа из театра.
Ни один театр Америки не заинтересовался Фаррелл, никто не хотел осложнять отношения с Баланчиным. 
Молодожены уехали в Европу и начали работать в труппе другого великого хореографа ХХ века - Мориса Бежара. Первое время в Европе супруги жили в гостинице, но были счастливы: впервые они с мужем почувствовали себя спокойно и свободно, впервые избавились от чувства, что кто-то оборачивается им вслед.
Замужество Фаррелл, как говорят его друзья, иссушило сердце Баланчина. С 1969 по 1972 год он не создал ни одного выдающегося балета. Он стал уделять больше внимания другим балеринам, но никто не заменил ему Фаррелл.

В 1975 году Фаррелл вернулась в Нью-Йорк, помирилась с Баланчиным и снова начала работать в театре. Но Баланчин отказался взять Пола в театр, Михайа уехал работать в Чикаго, и брак его с Фаррелл постепенно распался. 
B то утро, когда в 1975 году Фаррелл впервые вновь пришла в класс к Баланчину, на урок явились даже те танцовщики, которые вышли на пенсию или по другой причине покинули театр: всем было любопытно посмотреть, как встретятся Баланчин и Фаррелл. На глазах у всей труппы Фаррелл и Баланчин впервые после разрыва встретились и нежно поцеловались.

dzhordzh-balanchin (700x685, 118Kb)

Внешне отношения Баланчина и Фаррелл восстановились. Баланчин остался доволен тем опытом, который приобрела Фаррелл, танцуя у Бежара. Фаррелл по-прежнему танцевала все свои прежние балеты, и Баланчин по-прежнему ходил смотреть ее выступления. Иногда они даже уезжали вместе из театра. Но это восстановились творческие отношения, не личные. 
Последнее гениальное произведение хореографа «Моцартиана» было создано в 1981 году для нее, для Фаррелл поставил Баланчин и свой последний балет «Вариации для оркестра» на музыку Игоря Стравинского в 1982 году. В том же году Баланчин тяжело заболел и умер.
Фаррелл ушла со сцены в 1989 году из-за тяжелого артритного заболевания. После смерти Баланчина многие ожидали, что его преемники, Джером Роббинс и Питер Мартинс, пригласят Фаррелл работать в театре репетитором. Но этого не произошло. Фаррел еще несколько лет числилась репетитором в театре, но практически ей почти не давали ничего делать. 
Фаррелл ездила по миру по приглашению различных театров и переносила на сцены мира балеты Баланчина. 

after-the-curtain-falls-talking-to-suzanne-farrell-artist-and-muse (700x517, 177Kb)

В 1999 году она создала в Вашингтоне свою труппу: «Балет Сюзанн Фаррелл». 
Словом, Фаррел нашла возможность продолжать свою творческую жизнь с Баланчиным. Она хочет передать молодым танцовщикам балеты Баланчина и верит, что мэтр по-прежнему руководит ее творческой жизнью. Она даже делает некоторые изменения в хореографии, чтобы сделать балет более «живым» для современного зрителя. 

Нина Аловерт 

Источник

Добавить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте:
Email: Пароль:

напомнить пароль

Регистрация