Евреи в Закавказье
Опубликовано 2019-08-23 05:00
Время проживания евреев в Хазарском каганате было для евреев благоприятным. Там открывались синагоги, они участвовали в развитии экономики и управлении страной.
Крошечная страна Хазария на протяжении 200 лет противостояла арабскому халифату. Начиная с середины 7 века они постоянно сражались за влияние в Закавказье.
В этот период окончательно укрепляются позиции Халифата в Дербенте, растет значение каспийской торговли. Это в первую очередь было связано с завоеванием арабами Ирака и Ирана, с прекращением торговых отношений Халифата с Византией, а также монетной реформой Абдал Малика (685—705 гг.) — введением единой арабской монеты вместо византийского золота и иранских серебряных монет.
Начало VIII века характеризуется усилением арабской экспансии на западном побережье Каспийского моря. Этот этап, отмеченный кровавыми войнами, длился почти 100 лет. Борьба за Восточный Кавказ принимает ожесточенный характер: наиболее интенсивно ведется арабо-хазарская война, почти ежегодно арабские войска вторгаются как на просторы Северного Кавказа, так и в глубинные районы Дагестана.
В результате жестоких боев победа была за арабами. Арабы наращивали свое присутствие и усиливали власть в Закавказье. Война на Кавказе приобретала затяжной и все более ожесточенный характер. Успехи арабов объясняются тем, что среди их врагов не было единства: уже сам Ицхак Кундишкан воевал с хазарским военачальником Самсамом. «Много раз Самсам подходил с сильною ратью под Ахты и держал его в осаде, но Дервиш-аи / Исхак Кундишкан /, подкупив владетеля Тарса и пригласив на помощь других своих соседей, заставил Самсама обратиться в бегство. С тех пор владетели Ахты и Микрага были врагами непримиримыми». (Ахты-намэ). Когда мусульмане покорили селение Ахты на юге Дагестана, этим селением правил еврей Исхак Кундишкан. Абу-Муслим, разбив хазарского военачальника Самсама, выдал свою сестру Юмюл Маминад замуж за еврея Исхака Кундишкана.
В 721 г. арабский наместник Армении Абу Убейд Джаррах совершил два ответных набега на Хазарию, взял город Семендер. После этого столица Хазарского каганата была перенесена подальше от опасного региона. Вместо разгромленного Семендера ею стал город Итиль, основанный в низовьях Волги. Туда стали переселяться многие хазарские семьи, с ними и еврейские.
Своего пика хазарская экспансия в этом регионе достигла в 730-731, которая закончилось полным разгромом арабской армии в битве при Ардебиле. Однако вскоре арабы выбили хазар.
Вместе с хазарами, горским евреям пришлось воевать против арабов, руководимых полководцем Масламом бен Абдул-Маликом (Абу-Муслимом) в 735 (737) г.,когда он пытался завоевать Дагестан.А в737 году другой арабский полководецМерван ибн Мухаммед(будущий халиф) организовал ответный широкомасштабный поход вглубь Хазарии, в результате которого экспансия хазар в Закавказье была остановлена на долгое время. Он дошёл до Дербента, разбил хазар, вытеснив их на Волгу, огнём и мечом вводил ислам среди покоренных народов, в том числе и среди «исполнявших закон Мусы». Многие, спасаясь от арабского меча, приняли ислам. Так надолго исчезли еврейские общины в районах наибольшего проникновения ислама в Дагестане раннего средневековья, в Ахты, в Кази-Кумухе, в районе Дербента.
Арабские историки сохранили много свидетельств о евреях Кавказа.
Для управления краем назначались наместники халифа. Дербент переходил из рук в руки. Арабы находились на вершине своего могущества, они насаждали ислам. Христиан и иудеев облагали дополнительным налогом. При этом стали разрушать синагоги. В арабских хрониках Х в. зафиксировано, что в 922 г. арабы разрушили синагоги в Дар-Эль-Бабунге (вероятно, это нынешний Дербент), а в ответ на это хазары разрушили мечети в своей столице Семендере. Можно сделать вывод, что хазары выступали гарантом безопасности евреев на Кавказе под властью арабов.
Монголы, начиная сХанаБатыя, внука Чингисхана, в 1223 г., анамного позже тюркский завоевательАмир Тимуриз Самарканда в 1395–96 гг. постепенно уничтожалиеврейские поселения в Дагестане и Чечне, а последний обратил их жителей в ислам.
Горские евреи сражались бок о бок со своими соседями против войск Тамерлана и с персидским Надиршахом (годы правления 1736 – 1747 гг., погиб в результате покушения восставших).
Ранее, исход евреев из Ирана в Ширван и Дагестан пришёлся ещё на правление шаха Аббаса II(1642 – 1666). Иноверцы, проживавшие в мусульманских странах, должны были признавать власть мусульман. Они должны были платить налог, взамен получая покровительство власти. Шах наложил запрет на отправление иудейских обрядов. Начались гонения, посягательства на имущество, закрытия синагог. Из-за подобной политики шаха началась эмиграция из внутренних владений Сефевидской Империи на окраины и в ближайшие страны. В том числе их убежищем стали владения в Ширване и Дагестане.
Подобное произошло и при Надир-шахе, но на этот раз в самом Ширване, в ходе которого были исламизированы евреи Кусаров. Евреи расселились в Ширванском, Кубинском, Шекинском ханствах, в Дербентском султанате, в Ахтах и в Кюринской долине.
Надир-шах отличался особенной нелюбовью к евреям и стремился их уничтожить. Надо отметить, что и к кавказским народам он не питал особой любви, тем более что отчаянно смелое сопротивление лакцев Кумуха и аварцев Хунзаха отбросило персидскую армию за пределы Дагестана.
С ним у евреев связан занятный эпизод. В закавказском городе Гусары шах собственной персоной явился в синагогу, где потребовал у местного раввина принять ислам, и заставить всю общину сделать то же самое. Раввин отказался, предпочтя смерть переходу в ислам. Надир-шахпопытался ударить его мечом, но раввин, защищаясь, поднял свиток Торы в серебряном футляре, в котором застрял меч персидского полководца. “Ты разрубил священный свиток и прогневал Бога, — сказал раввин, — теперь Бог не простит тебе этого”. Надир-шах произнес слова извинения перед Б-гом и покинул синагогу. Легенда гласит, что он более не трогал евреев. Есть факты, подтверждающие, что после этого случая Надир-шах относился к евреям благосклонно. Другая легенда гласит, что после этого случая правителю во всех его походах сопутствовала неудача. Удача в воинских делах более ему не улыбнулась. Якобы он до конца жизни упрекал себя в содеянном в синагоге и, будучи человеком, глубоко религиозным, все свои неудачи объяснял тем, что поднял руку на священную книгу – Тору.
На новой родине права иудеев соблюдались местными правителями, и они селились либо отдельными сёлами, либо отдельными кварталами. Они жили в Варташене, Ахты, также возле Кубы, Исмаиллы, Ага-Ярага.
"В это время евреи стали неотъемлемой частью Восточного Кавказа, они селились либо возле наиболее важных городов, либо имели кварталы в этих же самых городах. Если обратить внимание на географию, то горские евреи расселялись вдоль главных торговых маршрутов Южного Дагестана и Ширвана, обустраиваясь возле столиц, а учитывая их «прирождённый талант» к торговле, это было вполне закономерно. Это, возможно, и объясняет отсутствие антисемитизма (в его классическом понимании) среди горцев, т.к. дагестанцы, не отличаясь предпринимательской хваткой, не получали серьёзной конкуренции в лице евреев, а даже наоборот, наличие горско-еврейской общины давало определённые преимущества местным правителям, поддерживая торговый интерес к своим столицам, не говоря уже о налоговых поступлениях". (Малик Бутайрин)
Это была эпоха гонений. Общины распадались. Евреи бежали из городов в горы. К концу XVIIIвека образовались более значимые еврейские общины – общинаеврейской Слободы и община Дербента. Жизнь евреев становится зависимой от феодалов, от отношения того или иного князя.
“...Евреи не имели права участвовать в совещаниях по делам аульного общества, не могли строить и покупать домов, а проживали во дворах кунак-баев (хозяев или патронов); во всех своих делах, как-то: по убийствам и по ранениям, по взысканию долгов, по кражам и т. и. они добивались материального удовлетворения не сами лично, но через своих кунак-баев и покровителей.
…Евреям воспрещалось ездить верхом, носить хорошую одежду, особенно шёлковую, и вообще им причинялось много страданий от местных жителей; их синагоги были несколько раз разрушены и ограблены. Когда они хоронили умершего, мусульмане раскапывали в ночное время могилу и обирали что было на мертвеце. Если вор подкапывался под дом еврея, обворовывал его, и, уходя, забывал там свой топор, то на утро приходил отец вора и требовал у еврея возвращения топора, оставленного его сыном ночью; еврей должен был беспрекословно исполнить это требование, но не смел заикнуться при этом о возвращении ему украденного его имущества из боязни навлечь на себя ещё большие неприятности от родственников и друзей вора, повредить на будущее время своей торговле, наконец, из страха покушения на свою и целого семейства жизнь”. (Из записей этнографа Иуды Чёрного.«Горские евреи Терской области. Краткие исторические сведения 1869».Издание1878 г. С. 309-310).
В своей статье активист Молодёжного департамента ФЛНКА в ДагестанеМалик Бутайрин уже в наше время ,пишет:
"В это время евреи стали неотъемлемой частью Восточного Кавказа, они селились либо возле наиболее важных городов, либо имели кварталы в этих же самых городах. Если обратить внимание на географию, то горские евреи расселялись вдоль главных торговых маршрутов Южного Дагестана и Ширвана, обустраиваясь возле столиц, а учитывая их «прирождённый талант» к торговле, это было вполне закономерно.
Это, возможно, и объясняет отсутствие антисемитизма (в его классическом понимании) среди горцев, т.к. дагестанцы, не отличаясь предпринимательской хваткой, не получали серьёзной конкуренции в лице евреев, а даже наоборот, наличие горско-еврейской общины давало определённые преимущества местным правителям, поддерживая торговый интерес к своим столицам, не говоря уже о налоговых поступлениях".
Это была эпоха гонений.
Общины распадались. Евреи бежали из городов в горы. К концу XVIIIвека образовались более значимые еврейские общины -община еврейской Слободы и община Дербента.
Жизнь евреев становится зависимой от феодалов, от отношения того или иного князя. В своей статье путешественник Иуда Черный пишет: "...Евреи не имели права участвовать в совещаниях по делам аульного общества, не могли строить и покупать домов, а проживали во дворах кунак-баев (хозяев или патронов, во всех своих делах как-то: по убийствам и по ранениям, по взысканию долгов, по кражам и т. п. они добивались материального удовлетворения не сами лично, но через своих кунак-баев и покровителей) Евреям восрещалось ездить верхом, носить хорошую одежду, особенно шёлковую, и вообще им причинялось много страданий от местных жителей; их синагоги были несколоко раз разрушены и ограблены.
Когда они хоронили умершего, мусульмане раскапывали в ночное время могилу и обирали что было на мертвеце. Если вор подкатывался под дом еврея, обворовывал его, и забывал там свой топор, то на утро приходил отец и требовал у еврея возвращения топора, оставленного его сыном ночью; еврей должен был беспрекословно исполнить это требование, но не смел заикнуться при этом о возвращении ему украденного его имущества, из боязни навлечь на себя еще большие неприятности от родственников и друзей вора, повредить на будущее время своей торговле, наконец из страха покушения на свою и целого семейства жизнь. "(Из записей этнографа И.Чёрного, 1878.С . 309-310)
====================================================================
ОБ АВТОРЕ:
Данилова Светлана
Родилась в г. Нальчике (Россия, Кабардино-Балкария) в 1940 году. По образованию историк, кандидат исторических наук, педагог, журналист.
В 1990 году избиралась депутатом Верховного Совета КБР. С 1988 по 2001 возглавляла еврейский общественно-культурный центр “ТОВУШИ” (КБР ). Занималась вопросами защиты прав и национального достоинства евреев Кабардино-Балкарии, Чечни. Способствовала срочному выезду евреев из Грозного в период войны в 1994, 1996 С. Данилова гг. в Израиль. Организовала выпуск газеты “ Евреи Северного Кавказа”.
Была членом Совета по правам человека при Президенте КБР, участвовала в еврейских съездах страны, была избрана в Президиум Конфедерации еврейских организаций и общин.
Автор книг “Спешите делать добро “, “ История и этнография горских евреев Северного Кавказа в документах 1829-1917гг “, “Горские евреи Кабардино-Балкарии “, “Черкесы в Израиле”, “Исход горских евреев: разрушение гармонии миров” , Более 20 лет изучает историю Холокоста евреев Северного Кавказа, собирает воспоминания людей , переживших войну.
Имеет благодарственные письма от Фонда визуальной истории “ШОАХ” Стивина Спилберга и от президента фонда Майкла Беренбаума.
С 2001 года Данилова живёт в США, занимается волонтёрской деятельностью, организовала выпуск журнала “ТОВУШИ-СВЕТ”, является редактором журнала. В 2005 году издана книга "Сердца, дарящие тепло" , в 2012 г. вышла книга " Разорванный круг ", "Переступи порог",” Евреи-бухарские, горские, грузинские в водовороте истории”.
Читайте также:
Я уже много лет говорю, что Кавказ — это колония России. И что рано или поздно, но Россия уйдет с Кавказа. От этого будет лучше и ей самой, и кавказским народам, и всему миру.
Холокост – это общечеловеческая катастрофа, а не только еврейская национальная трагедия. Каждое поколение вынуждено ответить на вопрос, почему подобное стало возможным. Удивительно, но нет иммунитета от такого абсолютного человеконенавистничества.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте: |
||
↳
|
↳
|
↳
|