>> << >>
Главная Выпуск 26 Conceptual Eros and Passion
СЕКСУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

ПОМПЕИ ГОРОД БОРДЕЛЕЙ

Евгений ЗУЕНКО
Сентябрь 2019
Опубликовано 2019-09-28 21:00

Последний день Помпеи. Фрагмент картины Карла Брюллова

 

Настоящие Помпеи – это не картина Карла Брюллова, не археологический лагерь и даже не знаменитая фреска из учебника, на которой Александр Македонский преследует царя Дария. В годы своего расцвета Помпеи славились иным. Совершенно иными достоинствами.

Во времена практически незапамятные Ганнибал со своими слонами перешел Альпы и вторгся в Италию. Был он великим полководцем, поэтому воинственных римлян громил самыми разнообразными способами, пока не дошел до стен Вечного города. Но стены эти оказались настолько высокими, что штурмовать их карфагеняне не решились. И тогда штабисты Ганнибала предложили выбрать для армии более легкую и приятную цель. Например, Помпеи. Но Ганнибал оказался хитрее своих советников. На полпути к Помпеям он заявил, что дальше не пойдет. И если его войско против, то он бросает все и отплывает в Африку первым же бортом. Карфагеняне испугались ультиматума и остановились. В поведении Ганнибала нет ничего странного. Он же не сумасшедший был, а великий полководец. А ни одного античного полководца в те самые не менее античные времена под дулом катапульты нельзя было заставить вести армию к Помпеям. Ибо было понятно: из этого города ни одна армия не вернется. А то, что вернется, будет уже напрочь лишено желания воевать.

 

В древние времена Помпеи еще не были кварталом руин. Были они местом, где все мужчины ходили в белых туниках и тогах, а женщины возлежали. Помпеи были осуществленной мечтой, раем на земле, куда античные туристы отправлялись отдохнуть на недельку-другую. Помпеи были городом красных фонарей. Впрочем, тогда красных фонарей еще не было, так что правильнее было бы сказать – городом борделей. Лучших борделей во всей Римской империи.

 

Лупанариум

 

 

 

 

 

 

 

 

Публичные дома во времена, когда классическая латынь была государственным языком всего Средиземноморья, назывались лупанариями. Начитанные туристы изрекают «Homo homini lupus est» (человек человеку волк), что поверхностно образованные гиды переводят как «человек человека встречает в лупанарии». Это неправильно. Гиды, образованные академически, предпочитают рассказывать о том, что в Древнем Риме проституток не называли «ночными бабочками». Их называли волчицами («лупа» на латыни). Неоновых рекламных вывесок потомки Ромула изобрести не успели, поэтому в темное время суток дамы зазывали клиентов громкими и заунывными волчьими завываниями. Римляне вервольфов не боялись и смело шли на зов. Заходили в двери, над которыми висели таблички с изображением волчицы, и смело расставались со своими динариями, сестерциями и прочими изделиями из драгметаллов, приобретая взамен удовольствия и античные венерические заболевания.

Кстати, о Ромуле и Реме. Широко известна каноническая легенда о том, что их вскормила волчица. В Риме изображения этой четвероногой встречаются на каждом шагу. А в Помпеях любому туристу с удовольствием расскажут, что «эти римляне» сами не знают своей истории: на самом деле младенцев Ромула и Рема подобрала вполне заурядная «волчица» легкого поведения. Надо полагать, именно детство, проведенное в борделе, наложило на братьев такой неизгладимый отпечаток, что они сперва прибили собственного дядю, потом Ромул укокошил Рема, а потомки этого незаурядного человека со временем завоевали все Средиземноморье.

Но вернемся к нашим табличкам. Они сохранились до сих пор. Одно неудобство – лучшие экспонаты, добытые во время раскопок, давно уже покинули Помпеи и отправились в Национальный музей в Неаполе. Поэтому добросовестным туристам остается только верить на слово гидам, которые терпеливо рассказывают: «Вот на этом месте висела табличка с изображением волчицы. А здесь – с фаллосом». Древние помпейцы не комплексовали и не стеснялись предъявить urbi et orbi все свои достоинства. Если гражданин этого чудесного города считал, что есть чем похвастать в физиологическом плане, то он смело вывешивал табличку с изображением изрядных размеров достоинства над порогом своего дома. Археологи, обнаружив такие художества, сперва несколько обалдели, потом принялись коллекционировать находки. Теперь все это превратилось в передвижную выставку «Эротическое искусство Помпеи», которая с большим успехом кочует по миру.

Говорят, что одно время такими находками интересовались антропологи, но после недолгих раздумий они пришли к выводу, что древние художники страдали любовью к гиперболам и несколько преувеличивали достоинства своих заказчиков. Иначе непонятно, как могла пасть империя, населенная такими титанами!

В любом случае Помпеи были весьма жизнерадостным городом. В этом сходятся и историки, и археологи, и даже поклонники теорий академика Фоменко, которые верят в то, что никакого Древнего Рима никогда и не было. Рима, может, и не было – пусть историки спорят, – а Помпеи были. Потому что бордели были всегда. Этому нас еще Апулей учил, которого Онегин «читал охотно». А поскольку в древние времена еще не было портовых кварталов Гамбурга и Амстердама, не было парижской Пляс Пигаль и стамбульской Перы, то все цивилизованные моряки и обитатели суши стремились в Помпеи. Здесь же логова «волчиц» были повсюду – на вторых этажах харчевен и гостиниц, в обычных частных домах и просто в спальнях, имевших отдельный выход на улицу. Только в банях, говорят, не было этого безобразия – римляне очень любили мыться и не любили отвлекаться от этого увлекательного процесса. Конечно, многовековое пребывание под слоем вулканического пепла не способствовало хорошей сохранности сих очагов культуры, но кое-что достойно осмотра и сегодня.

В борделях Помпей. Фреска

В самом центре раскопок, всего в двух кварталах от бывшего Форума, можно полюбоваться очень занимательными фресками, которые, по мнению историков, должны были настраивать посетителей лупанария на нужный лад. Надо заметить, что сексуальная техника в Европе с тех пор мало изменилась. Отдельные несознательные наши туристы пытаются пристроиться на сохранившихся ложах. Ничего не выйдет – полати здесь, во-первых, каменные и холодные, а во-вторых, очень маленькие. Древние римляне были ростом с современных японцев, видимо, поэтому туристы из Страны Восходящего Солнца и стоят у каждой руины в почтительном и безмолвном изумлении.

Вообще, людям со славянской конституцией приходится нелегко: потолки низкие, двери узкие. Остается только любоваться настенной живописью. А она того достойна! Неприличные иллюстрации к древнеримскому аналогу «Камасутры» присутствуют в каждом втором доме. Правда, временами они замаскированы под иллюстрации к мифам. Но мы-то с вами понимаем, что если человек на стене своей спальни помещает натуралистичное полотно под названием «Пьяный Геркулес соблазняет и лишает невинности нимфу», то это неспроста.


Как могла пасть империя, населенная такими титанами?                                                                                                                        
  

Эта фреска выполнена в лупинарии. Он тесный, вся группа сразу зайти не могла. В числе первых вошедших была одна энергичная и незакомплексованная женщина. Выйдя оттуда, она громогласно объявила: "Девочки, я вам точно говорю, такого не бывает!" (holonist).

Но все «мифологические» картинки меркнут перед изображениями Приапа. Греки утверждали, что этот персонаж был сыном Афродиты, которая в свое время путалась одновременно и с Дионисом, и с Адонисом. Гере было больно и обидно смотреть на такое безобразие. Она поколдовала, и у Афродиты родился ребенок сразу от двух отцов и с двумя фаллосами. Есть и еще более радикальная версия этого мифа, согласно которой Приап родился сразу с тремя фаллосами, причем третий заменял ему голову. Разумеется, помпейцы не могли обойти своим вниманием столь выдающегося полубога. Приап глядит на нас отовсюду – в лупанарии он демонстрирует все свои причиндалы, в бане играет сразу на двух флейтах, в одном из домов сохранилась фреска, на которой Приап одновременно пьет, играет на флейте и еще кое-чем занимается. Цезарь, который умел только читать, писать и говорить одновременно, удавился бы от зависти. В общем, детям до шестнадцати. Если вам очень хочется поводить ребенка-пятиклассника по местам древней истории, поищите городок поскромнее. Геркуланум, например.

Но не только фаллосы и лупанарии вы увидите в Помпеях. Множество развалин и сломанных мраморных колонн, подпирающих синее небо. Чудом сохранившаяся одинокая бронзовая статуя Аполлона. Мозаика, изображающая оскалившуюся псину на поводке – очень выразительно. Знаменитую фреску, на которой изображена битва Александра с Дарием уже увезли в музей Неаполя. Но в Помпеях осталось еще немало разных руин, да и раскопки все еще продолжаются, принося все новые открытия. Еще при желании можно посмотреть на гипсовые фигурки древних жителей. Но это – только доказательства бренности всего сущего. Sic transit gloria mundi. Так проходит земная слава. Любовь же побеждает. Эротика forever.
   

 

 









Добавить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте:
Email: Пароль:

напомнить пароль

Регистрация