>> << >>
Главная Выпуск 26 Уничтожение российской интеллигенции, науки и искусства. А также России в целом
Уничтожение российской интеллигенции, науки и искусства. А также России в целом

Атаки на науку, культуру и образование в России, проводимые Властью, встречают противодействие ученых, артистов, студентов

Ноябрь 2019
Опубликовано 2019-11-22 13:00

 Image result for ФОТО ПУТИН НАГРАЖДАЕТ САДОВНИЧЕГО"

 

Робкий бунт академиков: почему РАН начала войну на два фронта

Андрей Колесников
 

На недавнем общем собрании РАН единогласно были приняты два примечательных заявления: требование отменить печально известный приказ Минобрнауки об ограничении общения российских ученых с иностранцами и протест против действия правоохранительных органов в отношении ФИАН и его директора Н. Н. Колачевского. Чем вызвано неожиданное проявление гражданской позиции академиков, которое некоторые СМИ расценили как выступление против силовиков?

Российская академия наук давно переживает кризис, причем двойной. Один связан с тем, что внимание к российской науке со стороны политического руководства глубоко формально: наука интересует его с прагматической точки зрения, чтобы не «горела, падая, ракета». Ну и, разумеется, еще с позиций выдуманных угроз национальной безопасности. Притом что реальная угроза национальной безопасности — это ученые, сидящие по шпионским статьям и уезжающие за рубеж. Перефразируя поэта, можно сказать, что в сегодняшней России вакансия настоящего ученого «опасна, если не пуста». 

Другая составляющая кризиса — профанация науки, в том числе академической, сведение ее к искусственным и подложным достижениям в наукометрии и инфантильному школьному списыванию диссертаций и их фрагментов. «Православная биология» — лишь один из последних примеров. Пиар-кампания прокремлевских ресурсов против «Диссернета» проблем российской науки, в частности ее репутации и отъезда ученых, не решает. Такого рода кампании — это уже «искусство для искусства»: сами себе заказывают тексты и сами их читают.

Сегодня система Академии выглядит как выброшенное на берег гигантское морское существо, до которого никому нет дела, а есть только счетные задачи, как сбалансировать скромные бюджеты. Печальный символ состояния одной лишь только части Академии — пейзаж, открывающийся после выхода в город из метро «Профсоюзная»: срытый до фундамента многострадальный ИНИОН, «место памяти» нескольких поколений российских гуманитариев; ЦЭМИ, который обступили небоскребы с дорогими квадратными метрами, похожий на «ботаника» в засаленном пиджачке, окруженного деловитыми крупнопородными эффективными менеджерами, и так далее.

Руководство РАН сражается на два фронта. Один из них поддерживается государственным пиаром — это битва с «диссернетовцами», с собственными академическими комиссиями по этике и по борьбе с лженаукой. Тут, конечно, подрывает основы российской науки вездесущий Госдеп, который всегда во всем виноват.

Причем в реально существующем Госдепе бюджеты на «печенье» обнулены, да и сделать лишнее движение в сторону России там боятся, избегая очередных обвинений. «Госдеп» в современном российском дискурсе — это мифологическое существо, приравненное к «Пушкину» («Кто работать будет — Пушкин?») и «папе римскому» («пишите хоть папе римскому»), которое к реальной жизни не имеет никакого отношения.

А вот второй фронт — это битва с тем самым государством, которое заказывает нелепые кампании против «Госдепа». И здесь академическое сообщество вдруг обрело силу почувствовать себя именно сообществом и даже частью гражданского общества. А гражданское общество у нас в последние годы вырастает исключительно на густо унавоженной негативной почве — на основе конфликтов с государством и сопротивления ему. И вот осознавшее свои общие интересы комьюнити написало два письма: одно по поводу безобразного обыска в ФИАНе, другое — с требованием отменить приказ профильного ведомства с совершенно безумными ограничениями на общение с иностранцами.

Эвакуационный выход — нелишняя опция в оснащении российского ученого или человека, коммерциализирующего достижения науки.

Государство приходит в академию в виде представителей следственных органов с шумом и треском, какой привыкли создавать в последние годы шоумены из этих организаций, ощущающих себя хозяевами страны. Ничего «святого» для них нет: представить себе в советское время вламывающихся в ФИАН с обыском следаков и/или рыцарей плаща и кинжала невозможно. Структура советского государства была жестко иерархизирована, и наука стояла в этой иерархии высоко. При Лаврентии Палыче действовали тихо и жестко, но вытащить из тюрьмы Льва Ландау или Льва Альтшулера гранды от академии все-таки могли.

Немыслима была и мизансцена с обыском в уважаемом институте Академии наук и в эру наивысшего престижа науки и даже моды на нее — в 1960-е годы. Можно возразить: так и наука теперь не та. Но если с ней так обращаться, как сейчас, подозревая в каждом ученом шпиона, выдающего мировой закулисе наши всему миру заранее известные «секреты», она так и останется «не той».

Приказ Минобрнауки об ограничении общения с иностранными учеными, конечно, не был инициирован самим ведомством — это ему совершенно не нужно. Очевидно, инициатива исходит из, назовем этот орган так, «Комитета по торговле угрозами безопасности». И он, этот комитет, разумеется, парализует самое сердце современной науки — свободный обмен информацией, знаниями, позициями.

Если уж говорит прямо, в постиндустриальном мире не существует сугубо национальной науки, до такой степени она интернационализирована, как не бывает «православной социологии» или «православной биологии», а есть просто социология и просто биология. При этом ученых, имеющих достижения в точных и естественных науках, нельзя рассматривать только как пушечное мясо из конструкторских бюро для изготовления ракет и оружия. Иначе в скором времени ракеты точно перестанут взлетать.

Наука, в том числе национальная, та, которой можно гордиться, рождается исключительно в интернациональной среде. А если для этого не создаются условия, то камере предварительного заключения или труду в шарашках (который тоже иной раз заканчивается арестом, как показал кейс Виктора Кудрявцева из ЦНИИмаша), ученые предпочитают работу в условиях, способствующих научным достижениями. И это лучшие ученые — от Сергея Гуриева в экономике до Андрея Гейма и Константина Новоселова в физике. Кстати, два фигуранта «дела ФИАН», не дожидаясь предсказуемого для них развития событий, быстро отбыли из России. Эвакуационный выход — нелишняя опция в оснащении российского ученого или человека, коммерциализирующего достижения науки.

Двойной кризис российской науки и ее академии продолжается. Он имеет прежде всего политическую природу. Как и всё в сегодняшней России. Включая экономическую депрессию, причины которой, как устали уже повторять экономисты, лежат вне экономики.

 

 

 

«Мы подождем!». Конфликт в МХАТе имени Горького перешел в стадию окопной войны

В конце прошлого года руководить МХАТом был назначен Эдуард Бояков. На прошлой неделе артисты театра записали видеообращение с требованием «вернуть Доронину». Forbes Life поговорил с актерами, которые собираются «досидеть до тех пор, когда Бояков уйдет», чтобы разобраться в сути конфликта и его состоянии
Яна Жиляева, Наталья Витвицкая

 

Конфликт в МХАТе имени Горького пока не разрешился. Сейчас труппа в отпуске, объявленные гастроли не начались, руководство театра готовится к новому сезону. На 30 августа намечен сбор труппы. Конфликт, начавшийся так демонстративно на ступеньках театра (когда артисты обратилась к президенту с просьбой «вернуть Доронину» вместо Эдуарда Боякова, который был назначен на должность художественного руководителя в декабре 2018 года), похоже, перетекает в позиционную войну.

В видеообращении артистов, выложенном на YouTube, говорится о том, что многолетний руководитель (она возглавила театр после раздела МХАТа в 1987 году на МХАТ имени Горького и МХАТ имени Чехова), народная артистка, президент театра Татьяна Доронина лишена всех полномочий, в том числе влияния на репертуарную и художественную политику театра, а «МХАТ целенаправленно превращается в прокатную площадку, где классический репертуар замещается спектаклями низкого художественного уровня».

Пресс-секретарь Дмитрий Песков в ответ на видеобращение сообщил, что назначение худруков театров не является прерогативой главы государства. А новый худрук Эдуард Бояков в своем заявлении заверил, что: «Руководству и коллективу нашего театра жаль, что несколько человек, руководствуясь не очевидными для всех мотивами, предприняли попытку превращения места, где мы служим, в площадку для популяризации себя не самыми достойными методами». И тем не менее, несогласные артисты труппы готовы к долгому противостоянию. Как заявила Forbes Life заслуженная артистка России Лидия Матасова: «Мы досидим до тех пор, когда он уйдет! Ему здесь не место. Бояков никогда не имел отношения к русскому реалистическому театру».

Чем МХАТу не подошел Эдуард Бояков

По логике Минкульта, назначившего в декабре 2018 года Эдуарда Боякова худруком МХАТа, переместив Татьяну Доронину (отметившую 85-летний юбилей) на президентскую позицию (так же в свое время подвинули многолетнего директора ГМИИ им. Пушкина Ирину Антонову, назначив директором музея Марину Лошак), у Боякова в театре, который определяет свое предназначение как «духовность», были все шансы на успех. Выдающийся театральный менеджер, создатель и первый директор «Золотой Маски», создатель театра «Практика», учредитель фестивалей «Новая драма», «Большая перемена», «Московского пасхального фестиваля», Бояков отличается феноменальной способностью улавливать запросы общества и создавать конъюнктурный продукт. В 2010 году Эдуард Бояков создал экспериментальный документальный проект «Человек.doc» о героях современности, в 2012 года совместно с Политехническим музеем открыл «Политеатр», чьей первой постановкой стал спектакль «Волны» по рассказам Владимира Сорокина. Бояков вернул моду на чтение стихов, Бояков открыл режиссера и драматурга Ивана Вырыпаева, Бояков работал в Воронеже и Перми. В 2015 году Бояков съездил в Оптину пустынь, где буквально переродился. Настала череда патриотических проектов вроде «Кавказского пленника» на курорте Роза Хутор, продюсирование концертов Хора Сретенского монастыря. Пиком православной театральной карьеры менеджера стало руководство МХАТом имени Горького, коллектива, который считает себя православным реалистическим театром.

Вместе с новым худруком в театр пришли новый главный режиссер Сергей Пускепалис (ситуацию в театре комментировать отказались) и новый завлит, писатель Захар Прилепин (на письмо Forbes Life не ответил).

Через полгода нового руководства актеры потребовали вернуть им Татьяну Васильевну Доронину, которую, по их словам, обманом вынудили подписать бумаги и по сути отстранили от руководства театром. Как сообщил Forbes Life заслуженный артист Александр Титаренко: «Недовольство Бояковым началось после выхода антрепризного спектакля Андрона Кончаловского «Сцены из супружеской жизни», где два артиста не нашего театра выясняют отношения с помощью алкоголя, а в конце герой хочет изнасиловать героиню, по сцене летают красные трусы, а потом бьет ее ногами. И, особенно, после премьеры «Последнего героя» в постановке Руслана Маликова, где пьеса начинается с отборного мата, одна из героинь периодически говорит, что у нее месячные. Чтобы было понятно наше, мягко говоря, недоумение — Татьяна Васильевна Доронина в свое время уволила актера за то, что тот во время действия на сцене застегнул расстегнувшуюся ширинку. Мат, слава богу, убрали, а актриса теперь говорит, что у нее болит живот. В общем, после Чехова, Островского, Шекспира все это режет слух и глаз и нам, и зрителям. На премьере «Последнего героя» зрители уходили в антракте, а на поклонах те, кто остались, свистели и кричали «позор». Такого в МХАТе не было никогда. Бояков же утверждает, что такая новая драматургия будет в основе репертуара МХАТа. С сентября театр превратится в некий культурно-досуговый центр, открытый с 9 утра, где будут идти йога, танец, философский клуб, читать современную поэзию, откроются киоски. То есть превратится в некий дом».

«Репертуарная политика нашего театра основана на поиске, проявлении генокода отечественной культуры — чувства патриотизма, чести, совести, семейных, христианских ценностей, творческой свободы», — утверждает в своем официальном обращении Эдуард Бояков.

Что делает Бояков во МХАТе

У горьковского МХАТа репутация самого консервативного театра страны, театра советского времени, театра не меняющегося, демонстративно старомодного. О том, как нововведения Эдуарда Боякова и его команды восприняла Татьяна Доронина, неизвестно. В театре ее ноги не было с декабря 2018 года. Актеры МХАТа говорят, что оберегают Татьяну Васильевну от излишней нервотрепки. Как сообщил Forbes Life Александр Замыслов, заместитель Боякова по внешним коммуникациям: «С Дорониной руководство театра ведет диалог в русле деловых, рабочих процессов. На события, происходящие на лестнице театра, мы не отвлекаемся».

В своем официальном ответе на ситуацию в театре Эдуард Бояков сообщил: «Тут говорить не о чем. Пять неликвидных, нездоровых актеров раздули скандал. А то, что не довольны 20-30 человек, которые якобы подписали это видеообращение, — чистое вранье».

За полгода управления театром командой Боякова выпущено четыре премьеры. Первый из них — спектакль Андрея Кончаловского по бергмановским «Сценам из супружеской жизни» — сразу вызвал недовольство труппы. Играют приглашенные артисты (Александр Домогаров и Юлия Высоцкая), мхатовцы не у дел. Премьера Сергея Пускепалиса «Последний срок» по Валентину Распутину откровенно провалилась. «Последнего героя» Ивана Крепостного в постановке Руслана Маликова мхатовский зритель не принял. Помпезную историко-костюмную мелодраму «Леди Гамильтон» в постановке Александра Дмитриева тоже сложно назвать хитом. Но и в добояковский период ни один спектакль МХАТа не был гвоздем сезона. О постановках в принципе знали только поклонники актрисы и ее театра. Но свой зритель у доронинского МХАТа все же есть, а вот у бояковского — пока нет.

Очевидно, что главная реформа — омоложение и чистка труппы — у команды Боякова еще впереди. Официально о ней не заявляют. Но впервые артистам МХАТа предложили заключить на новый сезон не бессрочные трудовые договоры, а срочные. Бессрочные договоры руководство театра готово подписать только с народными артистами и социально-незащищенными сотрудниками. С заслуженными артистами договор подписывают на три года, со всеми остальными — на год. Сейчас, по словам Александра Замыслова, из 88 артистов труппы договоры подписали 26 человек. «Процесс еще идет. — говорит Замыслов. — Чтобы артисты могли больше зарабатывать, мы предложили отказаться от этого «кривого социализма» (в труппе есть два актера, которые за 30 лет не сыграли ни одной роли) и перейти на договоры».

«Мы видим, к чему приводит переход на договоры. — рассказывает заслуженная артистка Лидия Матасова. — Цеха, световиков, звуковиков, реквизиторов перевели на договор и начали увольнять. В гримерном цехе новый заведующий. Уволили всю нашу службу билетеров, службу дежурных».

Артисты отмечают: тех, кто отказывается переходить на срочные договоры, снимают с ролей. «Нам звонили, предупреждали, что если мы не подпишем новые договоры, то нас снимут с ролей и создадут такие условия, что мы сами уйдем из театра», — рассказывает Александр Титоренко.

В своем официальном ответе Эдуард Бояков приводит официальные итоги первого полугодия 2019 года. «Мы с гордостью сообщаем, что за этот период: количество зрителей (по сравнению с аналогичным периодом 2018 года) выросло на 24 %. Билетная выручка выросла более чем на треть, на 32 млн рублей. Количество пожертвований достигло почти 8 млн рублей (по сравнению с 600 000 рублей в 2018 году). Доходы от аренды сцены в свободные от репертуарных спектаклей дни составили более 6 млн рублей — это на 5 с лишним млн рублей больше, чем годом ранее. То есть в этих показателях — рост идет на тысячи процентов».

О новом репертуаре Бояков пишет так: «Для каждого трезвого и профессионального эксперта очевидно, что наши премьеры нацелены на решение нетривиальных задач и активизацию творческого потенциала труппы, от народных артистов до талантливой молодежи».

Каких бы финансовых вершин не достиг в МХАТе новый худрук, ситуация вышла за пределы внутрицехового конфликта. Отсутствие социальных гарантий в театре не новость, аналогичную ситуацию можно было наблюдать и при смене руководства в других московских больших культурных институциях, в том числе и упомянутых выше, которые весьма преуспели при своем актуальном руководстве. Удастся ли новому руководству соблюсти баланс между соблюдением правовых норм и показаниями финансовой эффективности, вероятно, покажет время.

редакция рекомендует
«Верните Дорониной МХАТ». Актеры пожаловались Путину на новое руководство театра

 

 

Госдума одобрила поправку о бессрочных полномочиях ректоров МГУ и СПбГУ. Студенты МГУ протестуют, студенты Санкт-Петербурга пока молчат

 

Госдума во втором, основном чтении приняла поправку, позволяющую президенту продлевать полномочия ректоров МГУ и СПбГУ больше двух раз. Это позволит оставить на посту ректора МГУ Виктора Садовничего, срок полномочий которого истекает в декабре
Александр Пятин

Госдума приняла во втором чтении поправки к закону «Об образовании в Российской Федерации», регулирующему порядок назначения ректоров Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (МГУ) и Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ). Об этом говорится в карточке законопроекта на сайте Госдумы.

Одна из поправок подразумевает отмену установленного действующим законом ограничения, в соответствии с которым президент России только дважды может продлить срок полномочий ректоров МГУ и СПбГУ после достижения ими предельного возраста (65 лет). Теперь глава государства может делать это неограниченное число раз.

Виктору Садовничему, возглавляющему МГУ с 1992 года, 80 лет, и он уже дважды (в декабре 2009 года и в декабре 2014 года) переназначался президентом. В день внесения поправок Садовничий заявил, что решение вопроса об очередном назначении остается «за президентом страны». «Я, конечно, волнуюсь, но у меня есть еще месяц ожидания до окончания положенного срока», — отмечал он.

Положение о снятии ограничения на продление полномочий ректоров вступит в силу в день официального опубликования нового закона. Дата его рассмотрения Госдумой в третьем чтении пока не определена.

 

 

Открытое письмо студентов, аспирантов, преподавателей и выпускников МГУ за возвращение выборности ректора и автономии Московского университета

МГУ нужна выборность ректора.

На протяжении двух веков, с 1804 года, с кратковременными перерывами на войну и социальные потрясения, Московский университет, будучи флагманом прогресса, науки и образования в стране, имел право избирать своего ректора. Последний перерыв, начавшийся в 2009 году, когда Россия официально вступила в эпоху «стабильности», слишком затянулся.

МГУ нужна автономия.

Вслед за отменой выборности ректоров у факультетов отобрали право избирать деканов, у кафедр – заведующих. Факультеты и институты лишились собственного юридического лица, а все финансовые потоки сосредоточились в назначаемых ректоратом подразделениях. Устав МГУ утверждает не Учёный совет, а Правительство РФ, отгораживая университет от определения принципов его работы. Научные сотрудники продолжают работать на нищенских по сравнению с мировыми ставках, а гранты принуждают зачислять в зарплату, чтобы отчитаться о выполнении «майских» указов. Закупок оборудования по российскому законодательству приходится ждать месяцами. Дарованные в обмен на отказ от автономии привилегии – собственные стандарты обучения, дипломы и право присуждать собственные ученые степени – оказались красивым фантиком.

МГУ нужна независимость.

Университет не может функционировать, когда в его сердце находится отделение полиции и собственный филиал службы государственной безопасности. "Силовики" открывают дверь в кабинет назначаемому "силовиками" ректору ногой. Год за годом студенты, выпускники, аспиранты и преподаватели МГУ становятся фигурантами абсурдных уголовных дел, сюжет которых не пришел бы в голову Францу Кафке. Система тотального контроля, поощрения стукачества и всеобщего подозрения убивают творческую атмосферу для научных исследований.

МГУ не может больше молчать.

Мы не можем самостоятельно вернуть автономию МГУ, потому что лишены любой представительской власти в стране. Мы можем лишь голосовать ногами – и сотни выпускников, аспирантов и сотрудников МГУ уезжают каждый год, продолжая научные исследования на благо человечества за рубежом. Но мы не можем больше молчать.

Мы обращаемся к тем, кто этой властью наделен, всем ветвям законодательной и исполнительной власти: депутатам, сенаторам, министрам, президенту. Мы обращаемся к гражданскому обществу. Мы требуем внесения изменений в Федеральный закон 259 «О Московском государственном университете»:

  • возвращения выборности ректора коллективом МГУ;
  • праве самостоятельно утверждать Устав МГУ;
  • создания нормальных условий для обучения и научных исследований.

Студенты, аспиранты, сотрудники МГУ

 

 

Добавить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте:
Email: Пароль:

напомнить пароль

Регистрация