Чарующий голос страдания, сострадания и любви - совсем не советский голос Советской России
Опубликовано 2020-01-21 01:00
Я знал Валеру когда он был совсем еще молодым, лет примерно с семнадцати. Мы познакомились после какого-то тура приемных экзаменов в Театральный на Моховой, когда я впервые услышал его завораживающий голос над лестницей, возле которой проходили экзамены. А слетались на эти экзамены студенты всех институтов и универститета, в котором учился я - краснея, сознаюсь - чтобы знакомиться с самыми очаровательными девочками Ленинграда. Большинство из которых отсеивались на первом и втором туре, поскольку для экрана и сцены в Советском Союзе требовались не прекрасные, а рабоче-крестьянские лица.
Впоследствии, приходя к друзьям в Театральный, на капустники, репетиции, или попросту поболтать, я часто слышал голос Валеры, тогда еще никому неизвестного. Который запросто пел на лестницах (поскольку акустика в старинном дворце была потрясающая и слышен был даже шепот), в аудиториях, в которых НЕ проходили занятия - где угодно.
Лестница театрального института на Моховой. Сама по себе являющаяся сценой намного более романтической и художественной, чем Дворец Съездов в Москве
Еще одна восхитительная лестница театрального, на которой я слышал восхитительного Валеру. Певавшего на её укромных ступенях для собственного удовольствия, а также для узкого круга. Над которой было б уместо повесить мемориальную доску с текстом ЗДЕСЬ С 1961-ого по 1963-ий ГОДЫ ПЕЛ ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ПЕВЕЦ ВАЛЕРИЙ БОРИСОВИЧ АГАФОНОВ
При этом многие (включая меня) понятия не имели, что в Театральный Валерия так и не приняли, поскольку у него не было диплома об окончании средней школы! В Институте Театра, Музыки и Кинематографии Валера не учился, а работал: не преподавателем пения, как было бы естественно думать, а осветителем сцены. Через пару лет перейдя трудиться в той же вспомогательной должности в Товстоноговский БДТ. Так и не получив ни актерского, ни музыкального - хотя бы самого элементарного - образования. Что не мешало ему стать любимцем ленинградской - очень взыскательной - молодежи.
Много раз Агафоныч (как его называли) в компании наших друзей (среди которых было немало ныне известных и знаменитых актеров, режисеров, музыкантов, ученых с мировым именем, а тогда были просто мальчишками и девчонками) в громадной по советским меркам петербурсккой квартире моих родителей, с которыми я проживал, пел романсы, которые в его исполнении после распада Союза стали знамениты на всю Правонаследницу СССР Федерацию. А сам Валера после, разумеется, смерти (что в Советском Союзе являлось скорее правилом, чем исключением) стал таким же достоянием русской культуры, какими при жизни стали великие исполнительницы романсов Алла Баянова и Изабелла Юрьева.
Валерий Агафонов почти всегда пел бесплатно, перебиваясь, как мог. К счастью, в отличие от песен собственного сочинения (Высоцкого, Галича, Визбора, Вертинского, Клячкина, Окуджавы), исполнение русских романсов само по себе не считалось антисоветским (поскольку в СССР все, что не разрешено, было запрещено) и не преследовалось, если исполнялись на вечеринке или же у костра. Распространение магнитофонных записей с романсами в исполнении Агафонова также не встречало противодействия со стороны КГБ. Валерий мог петь в компаниях друзей по крайней мере без страха, что вечеринки и посиделки из-за его пения будут объявлены нелегальными (как неоднократно бывало у меня дома после других программ). Однако путь на сцену для Агафонова почти до конца его жизни был закрыт. И это неудивительно. Романсы в исполнении Валерия Агафонова вызывали отнюдь не советские, а скорее антисоветские чувства, такие как милосердие, эротичность и сострадание - слова, в Советском Союзе произносившиеся с презрением. При исполнении русских романсов на сцене цензурировался не их текст (поскольку романсы на слова Пушкина, Лермонтова, Тургенева считались Народным Достоянием), а настроение, которые их исполнение создавало. "Излишнюю эмоциональность, чрезмерное драматическое напряжение" даже таким великим великим певцам, как Изабелла Юрьева, партийное руководство определяло как недостаток, который необходимо исправить. Изабелла Юрьева вспоминала, что ей приказывали: "уберите эту ноту, от нее пахнет цыганщиной, а она была просто страстной, дурновкусия я бы не допустила. Говорили: “ жестокий” романс с насмешкой, а он оказался вечным, ведь мир чувств, заключенный в - нем, – это мир красоты и драматизма…" Слова ЖЕСТОКИЙ РОМАНС стали презрительной кличкой жанра. Который и в самом деле вызывал отнюдь не пропагандируемые Партией чувства. А если куда и звал, но точно не в Светлое Будущее Коммунизм. Скорее наоборот. С точки зрения Советской Идеологии, романсы в исполнении Агафонова были самыми "жестокими", из всех, какие можно представить. Тогда как на самом деле они были, разумеется, самыми человечными. Жестокими большевики объявляли романсы, а пытки в чекистских застенках и помещения в психбольницы здоровых людей - высшим проявлением социалистической справедливости в борьбе с чуждой идеологией. То, что романсы в исполнении Агафонова, по определению Партийной Цензуры и Коммунистической Пропаганды, были жестокими - так же как исполнения романсов Изабеллой Юрьевой и Александром Вертинским - нужно рассматривать как высшую из возможных оценок!
Агафонов поёт романс, ставший гордостью русской культуры, на кухне одной из ленинградских квартир. Сцена, отличающаяся от тех, на которых пели Фёдор Шаляпин, Эдит Пиаф и Френк Синатра довольно разительно
Бо́льшая часть романсов в исполнении Агафонова была записана и сохранилась благодаря петербургскому коллекционеру и смелому пропагандисту неконтролируемого Властями искусства Михаилу Крыжановскому (сохранившему для нас также магнитофонные записи Клячкина и Высоцкого), трагически погибшему в январе 1994 года. С начала 1960-х гг. Крыжановский начал заниматься звукозаписью концертов советских бардов, что в то время было очень небезопасно. У себя дома Михаил записывал Владимира Высоцкого, Александра Галича, Александра Розенбаума и многих других на лучшей в то время аппаратуре фирмы Грундинг. Записал он и исполнения романсов Валерием Агафоновым, в то время мало кому известного "неофициального" молодого певца. Михаил Крыжановский, являлся создателем первого в России клуба авторской песни "Восток" при Доме культуры Пищевой Промышленности. В Ленинграде, городе (как его называли) "Трех Революций", в котором в течение многих лет всё контролировалось КПСС, чудом родилась и не умирала неподконтрольная Партии Жизнь. Частью которой были вечера официально, само собой разумеется, запрещенных Высоцкого, Клячкина и Агафонова. За что Крыжановскому, малоизвестному незаслуженно, вечная похвала.
Клуб Самодеятельной Песни на улице Правды, в котором в 60-ые годы позволялось выступать Агафонову, находился на первом этаже дома работников Пищевой Промышленности за памятником Ленина. Который в настоящее время снесен, а во времена, когда здесь впервые публично пел Агафонов, в глубине двора маленький красовался.
Оглядываясь назад во времени, заявляю с полной уверенностью. В одном из прекраснейших городов мира, в котором большевики контролировали каждый миллиметр его территории и хотели бы контролировать каждый звук, пение Агафонова было окном в другой мир. В другую эпоху. Оно являлось предвестником перестройки и распада Союза так же, как Песни Галича и Высоцкого. Архипелаг ГУЛАГ Солженицына. И это не лесть. Потому что состояние человеческих душ не менее важно, чем слова, которые их наполняют.
Исполнение русских романсов в аристократичном дореволюционном салоне
Типичный салон советской интеллигенции, в которых пели неразрешенные Партией "самодеятельные исполнители" Высоцкий, Галич и Агафонов. Фотографии выступлений Валерия Агафонова в "неофициальных" условиях, как и подавляющее большинство исполнявшихся им в молодости романсов, не сохранились.
Ужасно, но для эпохи типично и характерно, что Агафонов, совсем молодым, почти мальчиком, во время учебы в училище (не музыкальном - ремесленном) заболел ревматизмом. Горько, что гениальный певец ушел из жизни так рано. Счастье. что его поразительные и проникновенные исполнения многих русских романсов сохранилось в хороших записях - значительно лучших, чем песни Вертинского и романсы в исполнении Шаляпина, Баяновой, Юрьевой. И продолжает радовать поколения наших детей и внуков. Не только в России, а по всему миру, где понимают русский язык. И даже "всего лишь" обожают русскую душу.
Юрий Магаршак
Имя данное при рождении | Валерий Борисович Агафонов |
---|---|
Дата рождения | 10 марта 1941 |
Место рождения | Ленинград, РСФСР, СССР |
Дата смерти | 5 сентября 1984 (43 года) |
Место смерти | Ленинград |
Страна | СССР |
Профессии | певец |
Певческий голос | тенор |
Жанры | Романс |
РОМАНСЫ В ИСПОЛНЕНИИ ВАЛЕРИЯ АГАФОНОВА
Н.Харито-В.Шумский. "Хризантемы".
Я.Фельдман-Н.Риттер."Ямщик, не гони лошадей"
Слова К.Подревского, музыка Б.Фомина."Твои глаза зеленые."
В.Баснер-М.Матусовский. "Белой акации гроздья душистые".
П.Булахов-В.Сологуб. "Нет, не люблю я Вас."
https://youtu.be/FAVaOIdiwxw
А.Пушкин-Б.Шереметьев. "Я Вас любил".
П.Булахов - Е.Чуевский."Гори, гори, моя звезда."
"Снился мне сад" слова Е.Дитерихс, музыка Б.Борисова
В записях использовано восстановление звука, произведенное Евгением Романцовым, предоставленное на сайте www.agafonov.info
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте: |
||