Последний директор Императорских театров Владимир Аркадьевич Теляковский (1901—1917) не имел никакого гуманитарного или художественного образования. Он окончил Пажеский корпус и Николаевскую академию Генерального штаба, а с 1879 по 1898 год служил в лейб-гвардии Конном полку, к моменту перехода в сферу управления театрами дослужившись до чина полковника. За безупречную репутацию конногвардейца, который связями с художественной интеллигенцией, художественной жизнью, а также на поприще художественных порывов в какой-либо творческой области замечен не был, указом Государя Императора полковник В.Л.Теляковский был назначен управляющим Московской конторой Дирекции императорских театров (коих, так же, как в Петербурге (Мариининский, Александринский и Михайловский), числилось три: Большой, Малый и Новый театры).
Государь-Император (выражаясь современным нам языком) перебросил полковника лейб-гвардии конного полка, после 19-и лет непорочной службы при лошадях, из стойл на руководство оперным, драматическим и балетным Искусствами. Которые по общемировому признанию в этот момент в России находились в небывалом расцвете!
С июня 1901 за заслуги на поприще управления режиссерами, балетмейстерами, балеринами и артистами Высочайшим Указом был повышен до главы Дирекции Императорских театров, в коем звании находился вплоть до мая 1917-го, став Кавалером орденов святого Владимира 2-й и 3-й степени, святой Анны 2-й и 3-й степени, святого Станислава 1-й и 3-й степени, Бухарского золотого ордена 1 и 3 степени и Китайского ордена Двойного Дракона 3-й степени 3 класса (последниее награждение, повидимому, иначе как издевательством, трудно было назвать).
Назначеие Теляковского Его Величества Императором был встречено недоуменным непониманием в интеллигентских, литературных, театральных, оперных и балетных кругах. Тогда как логика этого назначения была ясней-ясного: патриотичный полковник, разбирающийся в парадах, амуниции и лошадях, с певцами, танцовщицами, драматическими артистами, режиссерами, балейтмейстерами и драматургами разберется лучше любого другого.
Некоторые деяния Теляковского, такие как привлечение к художественному оформлению опер в императорских театрах мирискусников К. А. Коровина, А. Я. Головина, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакста следует оценить положительно. Приглашение петь в Мариининском и Большом театрах Собинова и Шаляпина (до этого перебивавшихся антерпризами) было естественным: не пригласить великих русских певцов в лучшие театры страны мог только злонамеренный враг России, каковым Теляковский, разумеется, не был. В то же время отказ взаимодействовать в какой-либо форме с Русскими Сезонами Дягилева и запрет на участие в Дягилевских Постановках в Париже артистам Императорских Театров нанесли русскому и мировому искусству громадный вред. Который теперь уже не исправить.
Именно Теляковский уволил из Мариининского Театра великого балетмейстера Мариуса Петипа, запретив создателю русской школы балета появляться в императорских театрах даже в качестве зрителя! Факт, являющийся позором обращения с Великими Творцами Русской Культуры до т.н.Великого Октября, который от того, что замалчивается, менее отвратительным не становится.
Но если приведенные выше факты хоть сколько-нибудь известны интересующимся, то запрет Теляковского на постановки чеховских пьес в Императорских театрах является терра инкогнита. То, что пьесы Чехова ставил Московский Художественный Театр общеизвестно. Однако почему ставшего всемирно известным не только писателем, но также и драматургом, не ставили императорские театры России ни при жизни Антона Павловича, ни даже после его кончины? Ответ дают цитаты из дневников Теляковского. Из которых следует, что единолично решавший что можно ставить, а что нельзя ставить, Теляковский пьесы Чехова ненавидел. Они были абсолютно несовместимы с его Имперским чутьем и пониманием своего долга на поприще смотрителя за искусством!
К счастью, при Николае II власть одного командира искусством не распространялась на все театры, а только на Императорские. МХТ Станиславского юрисдикции Теляковского не подчинялся. А если б полковнику конных войск подчинялись все московские и петербургские театры - кто знает, возможно и даже очень возможно, что Чехова-драматурга мир так бы и не узнал. Или открыл лет через двести после смерти писателя, подобно открытой после столетий забвения музыке Вивальди и Баха.
Ю.Магаршак гл ред NCJ
P.S. Судьба Теляковского после свержения Николая Второго была не менее сюрреальна, чем его деятельность по руководству Имперским Искусством. 1 марта 1917 года он был арестован, однако решением Государственной Думы выпущен на "свободу". После прихода к власти большевиков Теляковский работает кассиром на железнодорожном вокзале (!) В 1923 году Луначарский со товарищи предлагают бывшему директору Императорских Театров должность заведующего организационно-хозяйственной частью петроградских академических театров (!!) От предложенной коммунистами работы завхоза в Театрах, из Императорских переименованных в Академические, которыми на протяжении 16-и лет он самодержавно командовал, Владимир Аркадьевич отказался. Однако сам факт того, что большевики позвали полковника царской армии, кавалера орденов святого Владимира 2-й и 3-й степени, святой Анны 2-й и 3-й степени, святого Станислава 1-й и 3-й степени и Китайского ордена Двойного Дракона 3-й степени 3 класса на номенклатурную идеологическую работу комиссара по хозяйственной части, показывает, что коммунисты признали в Теляковском своего человека. И они были правы: в степени непонимания искусства, которым ему было доверено руководить, Теляковский не отличался от вереницы министров Советской Культуры, равно как и от Командиров культуры правонаследницы Советской Культуры ведомой Владимиром Путиным Федерации. Блистательной череде которых не будет конца!
ПРИЛОЖЕНИЕ: Выписки из дневника Директора Императорских Театров Теляковского о пьесах Чехова
ист:ЛН, т.68 (Литературное наследство, т. 68 c.514 || ИЗ Д Н Е В Н И К А В . А. Т ЕЛ Я К О В С К О ГО)
Что замечательно — это, что все нынче называется художественным: театр — художественный; клуб, где все собираются,— художественный; афиша, оборванная и с литографированным счетом на масло и молоко,— художественная; отсутствие игры на сцене — игра художественная; изображение на сцене некрасивых углов комнаты, которые хороший хозяин старается спрятать, на сцене подчеркивается, потому что это художественная постановка.
Артист бросает окурок и на него плюет слюнями настоящими,— все это именуется художественным. Д а что же это, в самом деле, за качество «художественность», неужели все, что реально, все отправления организма — все это художественность? Какая же тогда разница между художником и обыкновенным человеком? Или, может быть, все люди живущие — художники. Наконец, когда у ж е никто ничего не может понять, то говорят: «Да, оно непонятно, зато есть настроение».
Но в чем же смысл и настроение «Дяди Вани»? Пьеса эта изображает современную жизнь — жизнь нервных и расстроенных людей.
Сам дядя Ваня в конце X IX столетия всю жизнь свою посвящает работе не детям своим, не родителям, не государству, а крайне антипатичному профессору, потом, когда тот предлагает продать имение, он, т. е. дядя Ваня, в него стреляет, а потом, настрелявшись вдоволь, обещает ему опять работать и высылать ему то, что раньше выделял из доходов по имению.
Кроме того, дядя Ваня работает не даром и не во имя какой-нибудь идеи, а работает за жалованье 500 рублей в год, ждет от профессора благодарности, укоряет его за то, что он ему ничего не прибавил и ни разу не благодарил и потом после стрельбы опять принимается за прежний, в сущности, бесплодный и не удовлетворяющий его труд и тут, говорят, получается замечательное настроение, когда после всей этой бури и стрельбы все оканчивается возвращением к преж ней бесплодной деятельности.
Что же за тип дядя Ваня? У него хватает силы стрелять в своего родственника среди белого дня — и не хватает энергии что-нибудь переменить в своей ж изни.
Что такое представляет из себя жена профессора Елена Андреевна?
Неизвестно, что ее побудило выйти замуж за профессора, но известно, что его она не выносит, а художествами готова заниматься со всеми мужчинами,— и почему-то все в нее влюбляются, и все ее мнут и жмут и, намявшись и нажавш ись, она решает, что пора уезжать.
Доктор Астров, занимаясь медициной и наблюдением за лесами, тоже влюбляется в Елену Андреевну и, будучи натура цельная ,— ее мнет, Соню симпатичную не замечает и, в конце концов, разрешив все задачи жизни, с дядей Ваней напивается.
Телегин уже ничего из себя не представляет, это компаньон, чтобы напиваться. Таким образом, среди этих, по-видимому, умных, ду мающих и хороших людей — дяди Вани, Астрова и Сони, работающ их честно и в дружбе — довольно было появиться глупом у профессору и самке-жене молодой, чтобы всех сбить с панталыку.
Где же сила и мощь России — в ком из них?
— Чем все это объяснить — силой глупости профессора или слабостью всех д ругих, непонятно.
Вообще появление таких пьес — большое зло для театра. Если их можно еще писать,— то, не дай бог, ставить в наш и без того нервный и беспочвенный век.
Публика радуется, валит валом ,— мало того, хотела еще по праздникам своих детей водить смотреть. Но публика в данном случае сама похож а на детей и не смотреть пьесу ходит в театр, а тешиться развлечением и в порыве восторга себя же оплевывает, хваля пьесу.
Пороки на сцене хорошо выводить, но массе, присутствующей в театре, должен быть преподнесен и вывод,— автор должен возвышать слушателей и порок карать.
цитаты из дневника Его Высокопревосходительства Теляковского за 1899 год собрал Борис Рушайло http://blogs.7iskusstv.com/?cat=6107