КРЕЩЕНИЕ РУСИ И БОРЬБА КИЕВА ЗА ЦЕРКОВНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ
Опубликовано 2014-08-02 14:00
Становление древнерусской государственности в IX-X вв. было длительным и многогранным. В его основе лежали мощные демографические, социально-экономические, политические, культурные процессы. Именно они послужили базой для централизации власти, объединения в единое политическое целое восточнославянских племенных конфедераций и создания единого государства Русь с центром в Киеве.
С самого начала зримой чертой этой развивающейся государственности стала борьба за отвоевание для Руси выгодных геополитических позиций своего существования, за безусловную независимость и суверенитет на международной арене, за государственный престиж и достойное место в кругу других государств Евразии. Крещение Руси на всех его этапах стало мощным рычагом в осуществлении всех этих задач, поскольку было связано с целым комплексом международных интересов как самой Руси, так и Византии, Болгарии, папского Рима и других политических партнеров Руси. Крещение Руси стало фактором не только культурно-религиозным, цивилизационным, но и фактором внешнеполитическим, который в борьбе Руси за международный суверенитет в X-XI вв. сыграл едва ли не ключевую роль.
Поначалу по этому пути упорно пошла еще языческая Русь.
Впервые мы сталкиваемся с фактом борьбы за международный престиж Руси в 839 г., когда посольство Руси отрекомендовалось в Ингельгейме, столице государства франков, как посланное от кагана Руси. Ученые неоднократно отмечали, что этот восточный титул Русь использовала вскоре после освобождения от хазарской зависимости. Новый титул подчеркивал независимость и суверенитет по отношению к хазарам молодого государства[1].
Во время противоборства с Византией – этой тогдашней мировой державой – и последующих мирных устроений вожди варварских государств придавали важное престижное значение, подчеркивающее достоинство своего государства, личной встрече с византийскими императорами. Таково было требование аварского владыки в 617 г. к императору Ираклию, затем аварского кагана Байона к Константину V в 762 г.[2] Русь сразу же взяла на вооружение эту дипломатически престижную практику. Во время недельной осады русским войском Константинополя в июне 860 года вождь руссов во время переговоров о мире потребовал личной встречи с императором Михаилом III[3].
И в дальнейшем русские великие князья во время мирных переговоров после военного противоборства с Византией добивались личных встреч с византийскими императорами. Так, Олег в 907 г. лично вел переговоры с императором Львом VI, а Святослав встречался на берегу Дуная с императором Иоанном Цимисхием; причем император стоял на берегу, а русский князь сидел в ладье[4].
Шла напряженная борьба и за титулатуру – эту неотъемлемую часть внешнеполитического престижа.
Читать далее - полный текст Открыть: Salharov-Kreschenie-Rusi
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте: |
||