Так, мотивом последних протестов в США называется расовое неравенство, присущее государственной, правоохранительной, социальной системе. Однако реальные причины протеста как в Америке, так и по всему миру куда сложнее и глубже. Речь идет о гораздо более широкой проблеме — проблеме нарастающего осознания социального тупика, «потери будущего», то есть того, что лежит в основе, например, «арабской весны» на Ближнем Востоке, массовой миграции, накрывшей Европу, движения «желтых жилетов» во Франции и многих других чувствительных социальных проявлений в мире в последние десять лет1.


«Гневом и яростью» назвал индийский писатель Панкадж Мишра2 реакцию развивающегося мира на осознание непреодолимого отставания от стран-лидеров. Сегодня эти же процессы происходят и внутри самих лидирующих стран, формируя протестное движение. Однако вместо внятных требований и программы реформ протестующие, как правило, выдвигают лишь примитивные инициативы вроде снижения финансирования полиции («Defund the Police») либо не предлагают вообще ничего. И чтобы удовлетворить расхожую среди протестующих потребность в действиях («надо что-то делать»!), организуются акции, которые можно обозначить как «активизм вместо политики»3. В итоге нынешние протесты сильно проигрывают гражданскому движению второй половины XX века именно отсутствием собственной политической составляющей. Это позволяет воспользоваться плодами протеста политикам, ситуационно оппонирующим действующей власти.

 

Протесты в США, 2020 год
Протесты в США, 2020 год
Так, например, делали Джо Байден и демократы в США в их предвыборной борьбе с Трампом. А ведь на предыдущих американских выборах в 2016 году одной из основ консолидации республиканского и свингующего электората вокруг Трампа стала «борьба с системой», которую в том избирательном цикле олицетворяла не только Хиллари Клинтон, но и занимавший на тот момент пост вице-президента Байден. На выборах-2020 Байден отчасти сам сделал ставку на те же антисистемные настроения.

Массы не видят разницы между системой формирования и организации власти в представительной демократии, институтами демократического государства, шумпетерианской демократией с одной стороны и циничным способом властвования слившегося с властью бизнеса, то есть олигархии, — с другой. Становится все более заметным парадокс популистского активизма: изначально направленный против расизма, цинизма, корыстолюбия и эгоизма протест бьет прежде всего по государственным и общественным институтам.

 

Для американских протестов вновь стало характерно упование на горизонтальную, нелидерскую самоорганизацию масс, якобы способную перейти в какое-то новое качество. И это после многократных провалов надежд на самоорганизацию с помощью новых технологий в области информации и общественных связей (как это было во время «арабской весны» и в ходе акции «Захвати Уолл-стрит», как это происходит с движением «желтых жилетов» во Франции).

Ощущение безнадежности и обреченности на вечное отставание все чаще преобладает в современном мире над надеждой на чудо. Обреченность — это то, к чему приходит рациональное мышление, фиксирующее тупик. Надежда на чудо — это поиск выхода, в частности связанный с новыми технологиями. Однако чуда не происходит, есть только ожидание того, что технологии как-то помогут свалить нынешний истеблишмент и решить таким образом все проблемы. В действительности ничего подобного не случится. Политические, социальные, международные институты пробуксовывают и разрушаются, а перехода в новое качество так и не происходит. Более того, разговоры о самозарождении нового качества через технологии и активизм становятся инструментами власть имущих для дезорганизации реальной оппозиционной политики и закулисных манипуляций, цель которых — отвлечь внимание от содержательной повестки и программы действий.

Между тем нельзя не заметить, что, несмотря на массовые протесты, борьба за гражданские права, против административного произвола, коррупции и авторитаризма сегодня не приносит весомых положительных результатов. Объективно ситуация становится только хуже.

Так, протесты в Гонконге — действительно многочисленные, в основном мирные и с применением различных форм гражданского неповиновения — хоть и привели к отсрочке вступления в силу закона об экстрадиции в материковый Китай, но в целом не добились выполнения основных требований к властям. Более того, на сегодняшний день ситуация с точки зрения прав человека, свободы и демократии ухудшилась: тоталитарная  коммунистическая власть в одном из крупнейших финансовых центров укрепилась, вступил в действие репрессивный закон «О национальной безопасности».

Воля граждан — как бы ярко и четко она не была выражена — для КПК особого значения не имеет, а дезорганизация функционирования Гонконга как делового и финансового центра, как оказалось, Пекин не пугает: подчинить Сянган и окончательно слить его с материковым Китаем, досрочно прекратив действие формулы «одна страна, две системы», с точки зрения коммунистических властей, очевидно стоит временной потери некоторых деловых преимуществ. Кстати говоря, реакция западного мирового сообщества на происходящее в Гонконге оказалась более чем сдержанной, можно сказать, символической, что, видимо, тоже весьма существенно повлияло на негативное развитие событий.

Протесты в Гонконге, 2020 год
Протесты в Гонгонге, 2020 год

В Соединенном Королевстве традиционная для британской культуры критика бюрократии вылилась в демонизацию Евросоюза, чьи институциональные ценности и преимущества оказались в тени образа брюссельской администрации, «высасывающей соки из старой доброй Англии».

В России же спорадические вспышки протестной активности никак не препятствуют усилению и консолидации репрессивной системы4.

Таким образом, оценивая текущие процессы в мировой политике, надо пытаться ответить на ключевые вопросы:

  • появляется ли политика, основанная на ценностях, принципах и идеологии?
  • устраняются ли явные и скрытые причины глобального финансового коллапса 2008–2009 годов5, те самые причины, которые обещают тяжелый экономический кризис в ближайшее время?
  • приближаемся ли мы к тому, чтобы человеческие возможности догнали технологическое развитие? 

До тех пор пока ответы на эти вопросы отрицательные, ничего хорошего в перспективе не просматривается. И протесты не помогут, какими бы многочисленными они ни были.