Три украинских еврея, изменившие Израиль
Опубликовано 2022-04-27 20:00
Исторически сложилось так, что Украина всегда была очень еврейской страной. Первое упоминание о еврейской общине Киева появляется в «Киевском письме», датированном 930 годом. Следовательно, евреи в столице современной Украины живут уже более тысячи лет. Столь долгая история украинского еврейства повлияла на развитие и еврейского народа, и государства Израиль, и самой Украины.
Редакция jewishnews.com.ua
Шай (Шмуэль Йосеф) Агнон
Величайших классик современной ивритской литературы родился восьмого августа 1887 года в городе Бучач Тернопольской области. В те времена Бучач являлся частью Австро-Венгрии, однако был населен людьми различных национальностей.
Отец будущего нобелевского лауреата, Шолом-Мордехай, был чертковским хасидом, торговал мехами и имел образование раввина. Мать Шмуэля Йосефа была дочерью богатого купца, который славился знаниями святых текстов и законов Торы. Маленький Шмуэль получал традиционное еврейское образование, изучал Танах и Талмуд под руководством отца и деда. При этом взрослые заметили у маленького Йосефа талант к написанию историй и бурную фантазию.
В восемнадцать Агнон переезжает во Львов, который по тем временам был настоящим мегаполисом в глазах провинциального подростка. Там будущий писатель проникается сионистским духом, работая в издательстве еврейской газеты. Спустя три года журналист переехал в Землю Обетованную, по прибытию в которую поселился в Иерусалиме. Практически сразу после переезда в святой город Агнон начинает писать, а уже в 1909 году публикуется первая повесть молодого автора – «Агунот» («Покинутые жены»).
Спустя три года Агнон решает вернутся в Европу и отправляется в Берлин. Там он знакомится с Мартином Бубером, с которым впоследствии будет работать над «Хасидскими историями» – сборником хасидских притч и рассказов. Творческий тандем Агнона и Бубера был крайне плодотворным – помимо этнографической работы, авторы издавали еврейский журнал «Юде».
Там же Агнон знакомится с издателем Залманом Шокеном, который поддержал молодого автора и предоставил тому пятилетнюю стипендию. В будущем эта инвестиция окупится с лихвой – Шокен откроет издательства в Нью-Йорке и Тель-Авиве, а произведения Агнона принесут Залману славу проницательного издателя.
В 1919 году Агнон женился на Эстер Маркс. Несмотря на несогласие отца Шая, брак принес семейству Агнонов дочь и сына.
В конце двадцатых годов, уже после возвращения в Палестину, Агнон напишет один из двух самых значимых своих романов – «Свадебный балдахин», рассказывающий о приключениях бедного хасида, который пытается найти приданое для трех своих дочерей.
Второй культовый роман писателя, «Ночной гость», был опубликован в 1937 году. История, рассказанная в этом произведении, выглядит автобиографической, хотя таковой не является. По сюжету в Бучач, некогда процветающий еврейский город, приезжает бывший житель из Палестины, который начинает заново развивать еврейскую жизнь городка.
В 1966 году Шмуэль Йосеф Агнон получил Нобелевскую премию по литературе за «глубоко оригинальное искусство повествования, навеянное еврейскими народными мотивами». В своей речи классик рассказал о влиянии Талмуда и других еврейских текстов на свое становление как писателя. Спустя четыре года, в 1970 году, Шай Агнон скончался от сердечного приступа в Иерусалиме.
Буквально в этом году улица Агнона появилась на карте Бучача, родного города писателя. В Израиле открыт дом-музей Агнона, в котором можно увидеть место, где родились одни из самых значимых литературных произведений в истории современного Израиля. Творчество Агнона доказало то, что израильский писатель может быть успешным, и избавило местную культуру от комплекса неполноценности.
Зеев Жаботинский
Зеев (Владимир) Жаботинский – общественный и политический деятель, основатель и идеолог движения «Бейтар», создатель «Еврейского легиона» и писатель, родился в Одессе шестого октября 1880 года в ассимилированной семье.
Отец Зеева торговал пшеницей, мать занималась воспитанием детей. В пятилетнем возрасте Жаботинский с семьей переехали в Германию, в надежде на качественную медицину – глава семейства серьезно болел. Чуда не случилось, отец Зеева умер в 1886 году, оставив семью в крайне тяжелом финансовом положении. Выход нашла мать мальчика, Хава, открывшая канцелярскую лавку. Бизнес пошел в гору, в результате чего было принято решение отправить маленького Владимира в Одесскую гимназию на учебу.
С учебой у будущего лидера правого сионизма не заладилось, зато практически сразу заладилось с журналистикой. Уже в шестнадцать лет Жаботинский работал в одной из самых крупных провинциальных газет империи – «Одесский листок». Практически сразу редакция решила отправить юношу корреспондентом в Италию и Швейцарию, что позволило Жаботинскому получить высшее образование в Римском университете на кафедре права.
В 1904 году Жаботинский переехал в Санкт-Петербург, где продолжил работу в сфере журналистики. Спустя три года женился на Анне Гальпериной, сестре одноклассника из гимназии. Здесь Жаботинский не только строил семейную жизнь, а и активно участвовал в общественной деятельности, выступал за свободу личности и равноправие. В 1909 году открыто обвинил классиков русской литературы в антисемитизме, выпустив статью, приуроченную к юбилею Гоголя, в журнале «Рассвет». Сам юбилей Жаботинский назвал «чужой свадьбой» для евреев, указав российской интеллигенции на врожденную форму нелюбви к евреям и «асемитизм» – намеренное игнорирование еврейской тематики и проблем народа.
Сразу по окончанию первой мировой войны Жаботинский переселяется в Палестину. Уже в 1920 году Зеева арестовали британские власти за создание отряда еврейской самообороны во время столкновений между жителями ишува и арабами. В 1921 году Жаботинского избрали в руководство Всемирной сионистской организации, в которой сразу возникли разногласия по причине слишком «агрессивной» (как казалось умеренному большинству) позиции молодого сиониста. Так, лидер организации Вайцман считал, что евреи на территории Палестины должны заниматься колонизацией земель, и именно в этом видел базис для сохранения «национального очага». Жаботинский требовал усиления политической деятельности, давления на Британию и создания полноценного еврейского государства на обоих берегах Иордана.
Спустя время Жаботинский пошел еще дальше, выразив уверенность в необходимости ревизии сионизма. Зеев критиковал социалистическую направленность течения, выступал резко против классовой борьбы, рассмотрев в ней угрозу для необходимого на тот момент национального единства еврейского народа. Кроме того, Жаботинский настаивал на необходимости создания военизированных групп, направленных как на защиту евреев, так и для давления на арабских соседей.
При этом, «Владимир Гитлер», как его позднее назовет Бен-Гурион, не считал невозможным мирное сожительство арабов и евреев в одном государстве. Более того, Жаботинский выступал за равноправие для арабов в еврейской стране, но только при условии принятия ими факта существования такой страны.
«Левые» сионисты критиковали Жаботинского, обвиняя его в фашизме и излишне воинственной позиции. Муссолини в виде комплимента называл Владимира «еврейским фашистом» и надеялся на его помощь в распространении этой идеологии.
В 1923 году Жаботинский вышел из правления Всемирного союза сионистов. Уже в 1925 в Париже был открыт Союз сионистов-ревизионистов, вступивших во Всемирную сионистскую организацию. Лидером союза стал Зеев Жаботинский.
В 1933 году Союз сионистов-ревизионистов выходит из всемирной организации по причине усиливающегося конфликта между Жаботинским и Бен-Гурионом, лидером левых сионистов того времени. В 1935 году Жаботинский создает Новую сионистскую организацию, которая ставит своей целью четыре пункта, главным среди которых являлся пункт о создании еврейского государства. Особенно подчеркивалось превосходство целей организации над классовой борьбой и интересами отдельных личностей или групп.
Умер Зеев Жаботинский от сердечного приступа в 1940 году, по дороге в лагерь Бейтара из Нью-Йорка. Жаботинский не увидел плодов своих усилий. В завещании, составленном в 1939, он писал: “Мои останки пусть перевезут в Эрец-Исраэль, если на то будет распоряжение еврейского правительства“. Спустя 25 лет после его смерти правительство Израиля решило перевезти останки. Он был перезахоронен, как и его жена, со всеми официальными почестями на горе Герцля, недалеко от могилы самого Герцля.
Помимо теплых чувств к земле Израиля, Жаботинский очень любил свою родину. Так, в романе «Пятеро», Зеев вспоминал об Одессе: «Вероятно, уж никогда не видать мне Одессы. Жаль, я ее люблю. К России был равнодушен даже в молодости: помню, всегда нервничал от радости, уезжая за границу, и возвращался нехотя… Я не к одной только России равнодушен, я вообще ни к одной стране по-настоящему не “привязан”; в Рим когда-то был влюблен – и долго, – но и это прошло. Одесса – другое дело, не прошло и не пройдет».
Ежегодный день Жаботинского отмечается в Израиле 29 таммуза. Костяк Нового союза-сионистов повлиял на появление в Израиле правых сил, умеренные элементы которых принимали участие в создании политической партии «Ликуд» в семидесятых годах.
Организация «Бейтар», основанная Жаботинским, продолжает работу и по сей день. Штаб-квартира «Бейтара» находится в Иерусалиме.
Голда Меир
Голда Меир – пятый премьер-министр Израиля, одна из самых знаковых политических фигур за всю историю существования государства, родилась в Киеве третьего мая 1898 года.
Отец Голды, Моше-Ицхак Мабович, работал плотником, мать, Блюма Мабович, была кормилицей. Уже в пятилетнем возрасте семейство Мабовичей переехало в Пинск (Карлин) – город на юге Беларусии. В том же году Мойше уехал в США, пытаясь найти достойную работу в «Золотой стране». Спустя три года семейство воссоединилось, поселившись в городе Милуоки.
По окончанию школы Голда продолжила учебу в Денвере, где жила ее сестра Шейна с мужем и дочерью. Шейна и Шамай поддерживали тесную связь с местными сионистами, устраивали встречи сионистов у себя дома. Встречи с этими людьми повлияли не только на политические взгляды юной Голды, а и на ее судьбу: там она познакомилась с Моррисом Меерсоном, который стал ее мужем в 1917 году.
В 1921 году Моррис и Голда Меерсоны репатриировались в Палестину, где поселились в кибуце Мерхавия. Тремя годами позднее семейство Моррисов переехало в Иерусалим, где молодая пара арендовала небольшой домик на две комнаты. Те годы были сложными – денег катастрофически не хватало, Моррис работал бухгалтером, но зарабатывал крайне мало. В 1924 году у Меерсонов родился первый ребенок – Менахем, спустя два года на свет появилась Сарра. Позднее, вспоминая в своей автобиографии тот сложный период, Голда напишет: «Спустя годы я узнала, что это значит, когда голодают собственные дети, и каково матери решать, который из детей должен получить больше; но тогда, на кухне в Киеве, я знала только, что жизнь тяжела и что справедливости на свете не существует. Теперь я рада, что никто не рассказал мне, как часто моя старшая сестра Шейна падала в обморок от голода в своей школе».
В 1928 году Голда возглавила женский отдел всеобщей федерации трудящихся, членом которой была долгое время. Начиная с 1929 года Меир путешествовала по миру, представляя интересы сионистских организаций.
Голда Меир – одна из двух женщин, подписавших Декларацию независимости Израиля 14 мая 1948 года. 17 марта 1969 года, спустя двадцать один год политической карьеры, Голда Меир стала премьер-министром Израиля, сменив на посту Леви Эшколя.
Время, проведенное Голдой на посту, оценивается противоречиво. Каденция Меир запомнилась слабой работой коалиции и стратегическими ошибками во время Войны Судного дня. С другой стороны, Голда Меир осталась в памяти израильтян как один из самых последовательных и жестких политиков в истории государства – так, именно «железная леди» приказала Моссаду провести операцию «Гнев Божий», направленную на поиск и уничтожение виновных в теракте на Мюнхенской Олимпиаде 1972 года.
Читайте также:
Редакция журнала об израильских инновациях IT Business Week (International Edition) составила список из 66 израильских изобретений, которые изменили мир.
Тысячелетия назад внутренние расколы уже приводили евреев к потере ими своей государственности. Так распалось Царство Давида/Соломона, а столетиями позже пала Хасмонейская династия. Сегодняшнее организованное противостояние приобрело совершенно экзотические формы, а главное, - в нём нет диалога, поэтому я и назвал его «великим».
История повторяет себя. Недавнее возрождение еврейского государства возвращает нас кистории возникновения первого – 33 века назад. Похожую Египту роль в современной истории евреев играет Россия.
более еврейская, чем предыдущие. В ней выше доля галахических евреев. Многие вели в России активную еврейскую жизнь. Гораздо более активную, чем большинство светских израильтян в Израиле. Oна из крупных городов, очень многиe из Москвы.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте: |
||