>> << >>
Главная Выпуск 36 2 New Concepts in Arts*
Architecture and Sculpture

Жак Лемерсье - архитектор Луи XIII

Май 2022
Опубликовано 2022-05-06 11:00
 

Жак Лемерсье (Jacques Lemercier) – знаменитый французский архитектор, успешно соединивший в своих работах барокко и классический стиль. Лемерсье родился в 1585 году в Понтуазе (Pontoise).

http://architan.ru/stati/znamenitye_arhitektory/lemerse_zhak/

 

Жак Лемерсье (Jacques Lemercier, 1585-1654 гг.) на фоне Сорбоннской капеллы, худ. Филипп де Шампань (Philippe de Champaigne)

 

Творческий путь Жака Лемерсье

Жак Лемерсье родился в семье прославленных мастеров - каменщиков и архитекторов. Возведением многих построек в Понтуазе руководили его отец -Николай Лемерсье (Nicholas Lemercier) и дед Пьер Лемерсье (Pierre Lemercier). В 1606 году он уехал в Рим, где увлекся изучением стиля барроко под руководством итальянского архитектора Розато Розати (Rosato Rosati). В 1639 году благодаря протежированию со стороны французского политического деятеля, кардинала Ришелье (Cardinal et Duc de Richelieu) и французской королевы Марии Медичи (Marie de Médicis), Лемерсье назначается на должность первого королевского архитектора при дворе Людовика XIII Справедливого (Louis XIII le Juste).

Протестантская церковь Л'Ораторие в Лувре (Temple protestant de l'Oratoire du Louvre)

В 1622 году, вернувшись из Рима, Жак Лемерсье завершил строительство протестантской церкви Л'Ораторие в Лувре, возведение которой было начато еще архитектором Клементом Метезо (Clément II Métezeau) в 1620 году. Церковь представляет собой прямоугольное в плане здание с полукруглой апсидой – выступом, перекрытым полукуполом.

Протестантская церковь Л'Ораторие в Лувре (Temple protestant de l'Oratoire du Louvre, 1622 г.)

Протестантская церковь Л'Ораторие в Лувре (Temple protestant de l'Oratoire du Louvre, 1622 г.)

 

Павильон де Л'Хорлог (Le Pavillon de l'Horloge au Louvre)

С 1624 года архитектор приступает к перестройке Лувра, строительство которого было начато еще французским архитектором Пьером Леско (Pierre Lescot) более полувека назад. Лемерсье в четыре раза расширяет старый внутренний двор, именуемый сегодня квадратным двором Лувра – Кур-Карре (Cour Carree du Louvre), проектирует павильон де Л'Хорлог, или павильон Часов (Le Pavillon de l'Horloge au Louvre) и крылья, примыкающие к нему с северной стороны. Кроме того, он вдвое удлиняет западное крыло и проектирует северный корпус Лувра, сохранив членение и архитектурно - пластическое убранство фасадов дворца. В стиле барокко Жак Лемерсье проектирует центральный ризалит западного дворцового фасада, имеющего вид башенного объема со «вставленными» друг в друга фронтонами и богатой орнаментацией. На третьем ярусе фасада размещает часы, от которых и берет свое название сам павильон.

Павильон де Л'Хорлог (Le Pavillon de l'Horloge au Louvre, 1624-1630 гг.)

Павильон де Л'Хорлог (Le Pavillon de l'Horloge au Louvre, 1624-1630 гг.)

 

Версальский дворец (Chateau de Versailles)

В 1624 году в королевской охотничьей резиденции под Парижем архитектор Филибер Леруа (Philibert Leroy) возводит небольшой охотничий дом, который к 1631 году был заменен небольшим дворцом. Позже, по приказу короля Людовика XIII Справедливого Лемерсье перестраивает его. В будущем, этот небольшой замок станет «фундаментом» для постройки более грандиозного Версальского дворца (Chateau de Versailles). С внешней стороны этот дворец, окруженный широким рвом, выглядел как замок средневековых времен, по углам которого расположены павильоны. Ныне этот дворец является «ядром» для современного Версальского дворцово-паркового ансамбля.

Версальский дворец, современный вид (Chateau de Versailles, 1624-1710 гг.)

Версальский дворец, современный вид (Chateau de Versailles, 1624-1710 гг.)

 

Пале Рояль (Le Palais-Royal)

В 1626 году, в Париже, напротив северного крыла Лувра, архитектор для кардинала Ришелье создает проект дворцово-паркового комплекса Палас-Кардиналь (Palais Cardinal). Впоследствии комплекс был переименован в Пале-Рояль (Palais Royal) – «королевский дворец», поскольку после смерти кардинала в дворце переехала жить вдова короля Людовика III Анна Австрийская (Anne d'Autriche) со своим юным сыном Людовиком XIV (Louis XV).

Пале Рояль (Le Palais-Royal, 1629 г.)

Пале Рояль (Le Palais-Royal, 1629 г.)

 

Церковь Сорбонны (Chapelle de la Sorbonne)

В 1635-1642 гг. по проекту Ламерсье для кардинала Ришелье строится церковь Сорбонны (Chapelle de la Sorbonne). Церковь является первым французским зданием, средокрестие которого венчает купол, расположенный на высоком цилиндре, расположенном в центре плана ансамбля. Купол, выполненный в «римском стиле», увенчан лантерной – небольшой башенкой, оконные проемы которой освещают пространство под куполом. С помощью симметричного плана, Ламерсье централизует продольное пространство, благодаря чему стык трансепта - поперечного нефа, располагается в центральной части основного нефа, пересекая его под прямым углом. Двухъярусный фасад церкви, построенной в лучших традициях римского церковного барокко и французского классицизма 17 века, оформлен волютами – элементами декора в виде спирального завитка. Портал с мощными колоннами коринфского ордера пластично переходит в верхний ярус, который обрамляют коринфские пилястры.

Церковь Сорбонны (Chapelle de la Sorbonne, 1635-1642 гг.)

Церковь Сорбонны (Chapelle de la Sorbonne, 1635-1642 гг.)

 

Монастырь Валь-де-Грас (Le monastère du Val-de-Grace)

В 1646 году Ламерсье взял на себя завершение строительства монастыря Валь-де-Грас (Le monastère du Val-de-Grace), возведением которого занимался еще французский архитектор Франсуа Мансар (Francois Mansart). По его проекту над средокрестием монастыря сооружают мощный купол, который расположен на высоком барабане, расчлененном пучками пилястр. Цилиндрический свод перекрывает широкий центральный неф. Центральный фасад оформлен двумя фронтонами и декорирован рустованными лопатками. Мощные спиральные волюты, связывают два этажа монастыря. Монастырь Валь-де-Грас был завершен уже после смерти Жака Ламерсье.

Церковь Валь-де-Грас в Париже (Le monast&egrave;re du Val-de-Grac, Paris, 1646 г.)

Церковь Валь-де-Грас в Париже (Le monastère du Val-de-Grac, Paris, 1646 г.)

Жак Лемерсье умер 13 января 1654 года, в Париже.

 

Главные работы Жака Ламерсье:

1.Церковь Л'Ораторие (Temple protestant de l'Oratoire, Париж, 1622 г.)

2.Павильон де Л'Хорлог (Le Pavillon de l'Horloge au Louvre, Париж, 1624-1630 гг.)

3.Версальский дворец (Chateau de Versailles, Версаль, 1624 г.)

4.Пале Рояль (Le Palais-Royal, Париж, 1629 г.)

5.Церковь Сорбонны (Chapelle de la Sorbonne, Париж,1635-1654 гг.)

6.Восстановление церкви Валь-де-Грас (Le monastère du Val-de-Grace, Париж, 1646 г.)

7.Начало строительства церкви Сен-Рок (L’église Saint-Roch, Париж, 1653 г.)

Читайте также:

Храм Музыки в Гамбурге (филармония на Эльбе) - главное волшебное и завораживающее здание одного из великих городов Европы

В течение тысячи лет главным зданием Европейских Городов являлся Храм Божий. В некоторых - Королевский Дворец, иногда Ратуша. То, что в Гамбурге - одном из известнейших городов Европы - главным недавно построенным зданием стал Храм Музыки города на Эльбе стало абсолютно революционной концепцией города. А также символом европейской цивилизации будущего, в настоящее время находящейся в кризисе. Храм музыки Гамбурга является таким же архитектурым чудом XXI века в родном городе Брамса и Мендельсона, как Кельнский Собор является чудом архитектуры времени Готики. Смотрите и восхищайтесь!

ХЕЛЬСЕНКИ: Библиотека непохожая на никакие другие

На втором этаже Oodi библиотечного фонда тоже нет. Там, не поверите, созданы гигантские мастерские (makerspace), оборудованные компьютерной и копировальной техникой с новейшим программным обеспечением, 3D-принтерами, швейными машинками, всевозможными электроинструментами, воспользоваться которыми может каждый в своих личных нуждах, и многими другими весьма полезными техническими штучками. Здесь же расположены студии звуко- и видеозаписи, игровые комнаты и другие студии по интересам, которые оборудованы сверхсовременной техникой и устройствами, которыми тоже можно пользоваться абсолютно бесплатно.

КРАСИВЕЙШИЕ БИБЛИОТЕКИ МИРА

20 самых красивых городов мира

Добавить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте:
Email: Пароль:

напомнить пароль

Регистрация