Михаилу Барышникову , который называет себя человеком без родины – 75
Опубликовано 2023-03-02 18:00 , обновлено 2023-03-02 18:36
27 января исполняется 75 лет Михаилу Барышникову, которого знают во всём мире как гениального танцора и одного из самых известных «невозвращенцев» СССР. По его словам, решение о невозвращении он принимал спонтанно уже во время гастролей, и далось оно ему нелегко. Судьба Михаила Барышникова за рубежом сложилась вполне удачно, он сделал там блестящую карьеру, добился значительных успехов и стал самым узнаваемым русским «невозвращенцем». Прожив большую часть жизни в США, он всё же называет себя «человеком без родины».
Бросить всё
Он был и остаётся одним из самых талантливых артистов балета в истории, но при этом и самой неоднозначной и спорной фигурой. Он родился и рос в Латвии, в семье военного офицера Николая Барышникова и его жены Александры Васильевны, бухгалтера и парторга рижского трикотажного ателье. Отец будущего танцора был человеком очень строгим и требовательным, а мать, напротив, была мягкой. Именно она, интересующаяся искусством, приобщала к нему сына.
С раннего детства она водила Михаила в театр, причем ей было интересно буквально всё, балет, опера, оперетта, драматические постановки и мюзиклы. Правда, латвийского языка она не знала, в отличие от сына, которого постоянно просила рассказать о том, что происходит на сцене. Аналогичная картина складывалась и во время просмотра фильмов. Михаил навсегда запомнил, как шикали на них в театре, когда он пытался переводить отдельные сцены для мамы. Она так хотела, чтобы жизнь сына была связана с искусством, что сама привела его в балетный класс. Позже Михаил поступил в хореографическое училище, уже тогда он мечтал связать свою жизнь с балетом.
Возможно, его жизнь сложилась бы совсем иначе, если бы не семейная трагедия, пережитая в детстве. Михаилу Барышникову было 12 лет, когда мама отвезла его к бабушке, а сама вернулась домой и покончила с собой. Спустя год отец его женился во второй раз, но Михаил не смог найти общего языка с мачехой, да и с отцом отношения не складывались, поэтому подросток два года прожил в семье однокурсника Андриса Витиньша. Поддерживала его и семья одноклассника Михаила Майского, который впоследствии стал знаменитым виолончелистом.
А потом Михаил Барышников совершил первый в своей жизни побег, из Риги в Ленинград, почти оборвав тем самым отношения со своей семьёй. Помог перевестись ему в легендарное Вагановское училище, а затем и перебраться в другой город, педагог Рижского хореографического училища Юрис Капралис. Дальше его карьера развивалась вполне успешно. После окончания Вагановского училища Михаила Барышникова приняли в труппу Мариинского театра (в то время театр имени Кирова), где он сразу стал ведущим солистом.
Поначалу он снимал в Ленинграде комнату, после ему предоставили просторную квартиру на углу Мойки и Дзержинского. Ему было всего 24 года, о нём говорили, как об одном из самых талантливых танцоров страны, да и зарплата у него была весьма достойной. Уже в 1973 году он стал счастливым обладателем новенькой «Волги» 24-й модели, которая тогда была лишь у чиновников высокого ранга.
В театре он играл ведущие партии, однако Михаил Барышников был недоволен авторитарным стилем руководства главного балетмейстера Константина Сергеева и даже стал жаловаться на однообразие и скуку. Вроде все значимые партии он уже станцевал и расти ему некуда. В 1970 году он играл Гамлета, но всего после нескольких спектаклей отказался от этой партии, сочтя её для себя слишком медленной, да и остальные постановки казались ему не очень яркими и интересными.
Новые горизонты
История побега Михаила Барышникова описана уже была много раз. В 1974 году он попросил политического убежища в Канаде, где находился на гастролях с Большим театром. Вскоре он уже танцевал в труппе American Ballet Theatre, которую возглавит спустя всего пять лет. Он совершенно не тосковал по Советскому Союзу, откуда бежал. Как говорил сам Барышников, к моменту бегства он уже расстался с Татьяной Кольцовой, считавшейся его невестой, а общение с отцом уже почти прекратилось. Единственным живым существом, по которому он скучал, был его пудель Фома, но о судьбе его в момент бегства он не думал.
В то время в Америке уже давно жили его друзья, прекрасно себя чувствовавшие на чужбине, а еще он верил в свою счастливую звезду и собирался приложить все свои силы для достижения вершин мировой славы. Он на самом деле добился очень многого. Первая же постановка с его участием прошла с огромным успехом, овации не смолкали очень долго, а занавес пришлось поднимать больше 20 раз. Впоследствии он смог стать одним из реформаторов современного классического искусства, начал сниматься в кино и номинировался на получение «Оскара» и «Золотого глобуса».
Михаила Барышникова связывали очень теплые отношения с Иосифом Бродским. Два очень талантливых человека относились с уважением друг к другу, они довольно часто встречались и общались с огромным удовольствием. Бродский считал Барышникова «человеком блестящего ума и интуиции», он посвятил ему несколько своих стихотворений. Бродский, Барышников и литературовед Роман Каплан вместе открыли в Нью-Йорке ресторан «Русский самовар», пользовавшийся огромной популярностью.
Стоит отметить, что Михаилу Барышникову ничего не доставалось просто так. Он на самом деле очень напряженно трудился, не позволял себе расслабиться или танцевать перед зрителями не в полную силу. В каждом его движении были эмоции, он постоянно репетировал и старался превзойти сам себя. К тому же он основал Центр искусства Михаила Барышникова, которым руководит и сегодня.
Есть у Барышникова ещё два увлечения: фотография и коллекционирование живописи. Фотографией он занимается уже больше 30 лет, и его работы на самом деле выглядят очень необычно, он умеет «ловить кадр», а снимки у него получаются интересными и живыми. Он часто организует выставки своих фоторабот, одна из которых состоялась в Москве в октябре 2016 года. При этом ни в СССР, ни в России после своего бегства сам он ни разу не был.
Человек без родины
Он сам себя называет человеком без родины, а истоки этого кроются в детстве танцора. Он сам в своих интервью не раз рассказывал о своей жизни в детстве в Риге и вспоминал, что сверстники относились к нему, как к русскому и называли оккупантом, ассоциируя Барышникова с его отцом-военным. Впрочем, он уверен, что Латвия никогда не была советской республикой в полном смысле этого слова, его семья не чувствовала себя в Риге, как дома. А после, когда он переехал в Ленинград, к нему, напротив, относились как к латышу-провинциалу, что угнетало танцора и наводило на него тоску. Он всюду был чужим.
Михаил Барышников, сбежав из Советского Союза, никогда не испытывал чувства ностальгии по своей родине, он вовсе не был привязан к «географической точке на карте», будь то Рига или Ленинград. Именно в этом плане он себя и называет человеком без родины. Ему нравится Америка, он чувствует себя там своим, но при этом родиной тоже не называет, даже второй. Когда ему задавали вопрос о том, чувствует ли он себя настоящим американцем, он отвечал: «Мне нравится думать, что я светский человек». И добавлял, что духовно ему всё же ближе Париж и вообще Европа. Но, если бы ему предложили выбирать между Парижем и Нью-Йорком, он бы выбрал Нью-Йорк.
Тем не менее с годами Барышников всё же стал куда более сентиментальным, чем раньше. Всё началось ещё в конце 1990-х, когда танцор стал приезжать в Ригу. Поначалу он навещал могилу матери, спустя 15 с лишним лет принял приглашение режиссера Алвиса Херманиса поставить на сцене Нового Рижского театра спектакль по поэзии Бродского. В 2015 году состоялась премьера «Бродский/Барышников», ставшая настоящей сенсацией, а спустя год Михаил Барышников обратился с просьбой о предоставлении ему латвийского гражданства, и эту просьбу удовлетворили.
Михаил Барышников стал самым успешным «невозвращенцем» и всегда считал, что своим побегом из СССР он открыл себе двери в будущее. Сегодня великий танцор празднует своё 75-летие с чувством удовлетворения, он уверен, что впереди его ждёт ещё множество побед и удивительных открытий. А родина для него понятие слишком эфемерное, чтобы ностальгировать о прошлом. Десять лет, проведенные в России с момента переезда из Риги, он считает явно недостаточными, чтобы успеть полюбить страну.
Читайте также:
Смысл множества слов и выражений в западно-славянских языках резко отличается от их значения в русском. Так, бывая в Чехии, слышишь вроде знакомы слова и целые фразы, но их смысл абсолютно другой. Например слово ПОЗОР по-чешски значит внимание, требование быть осторожным, а вовсе не нечто от чего следует покраснеть. И так во многом, можно сказать даже почти во всем. Факт, требующий глубокого осмысления. Прилагаемая статья посвящена одному из примеров этого явления. Она показывает, что русское выражение ПЛОХОМУ ТАНЦОРУ ЯЙЦА МЕШАЮТ является перевертышем его европейского смысла с ног на голову. В ряде европейских стран танец с яйцами - не мужскими, куриными - был популярен и требовал ловкости. Танец с яйцами в Европе мог успешно исполнить только очень хороший танцор. В отличие от танца, описываемого поговоркой, в которой она была преобразована в российском сознании. Приняв диаметрально противоположный европейскому смысл.
В 1938 году Михаила Плисецкого расстреляли, а Рахиль, отказавшуюся дать против него показания, отправили в лагерь с семимесячным ребенком на руках. Старших детей – Алика и Майю – забрали к себе Асаф и Суламифь.
Rock'n Roll не просто танец. Это была эпоха. Как эпохой, характеризующей отношения между мужчиной и женщиной а значит и в обществе, были эпоха Менуэта, эпоха Мазурки, век Вальса, декада Фокстрота, поколение Танго... После которых (хотя не совсем сразу) настало время, когда женщина не хочет, чтобы ее вел мужчина и хоть-как-то ею руководил, хоть-как нибудь прикасаясь...
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте: |
||