Александр Македонский и евреи
Опубликовано 2023-06-16 13:00 , обновлено 2023-06-16 14:37
Александр Македонский и евреи — отношения Александра Македонского с евреями.
Александр разрушил Фивы и Тир, вполне возможно, что его военные действия против Персии ударили и по еврейским общинам, кроме того, в персидской армии, с которой Александр воевал, служили и евреи.
В жизнеописании Александра имеется лишь один эпизод, связывающий его имя с еврейской историей, а именно, что после осады Тира в 332 г. до н. э. прошел через Иудею, нигде не встречая сопротивления со стороны евреев (лишь Газа не сдалась и была срыта до основания).
Имя Александра упоминается в апокрифической[2]. Предполагают, что книга Даниила имеет ввиду Александра, когда говорит, что могущественный царь «восстанет и будет владычествовать с великою властью, но царство его разрушится после его смерти»[3]. Видение «четвертого зверя, страшного и ужасного и весьма сильного», пожирающего и разрывающего все на куски[4], может быть, также — намёк на Александра.
О посещении Александром Иудеи Иосиф Флавий сообщает фантастическое предание[5], по которому Александр прибыл в Иерусалим после взятия Газы. Первосвященник Иаддуа во сне получил предупреждение от Бога, увидев себя в пурпуровой одежде и с митрой на голове. Повинуясь видению, он вышел встретить Александра к преддверию Храма. В сопровождении священников, одетых в тонкие льняные одежды, и массы народа Иаддуа ожидал прибытия Александра. Заметив первосвященника, Александр почтил Бога[6] и поклонился Иаддуе, а евреи в один голос приветствовали Александра.
Когда военачальник Парменион выразил удивление войска по поводу странного поступка Александра — что человек, которому все поклоняются как царю, поклонился иудейскому первосвященнику — Александр ответил: «Я поклонился не ему, но Богу, который удостоил его этого первосвященства, потому что я видел во сне этого самого человека и в этой самой одежде, будучи в Дионе в Македонии; когда я там размышлял наедине, как мне достигнуть власти в Азии, он убедил меня не медлить, но смело перейти море, и обещал вести мое войско и даровать мне господство над персами». Затем Александр подал первосвященнику руку, вошёл в Храм и принес Богу жертву по указанию первосвященника, «щедро одарив всех священников».
Когда Александру показали книгу Даниила[7], где предсказано, что один из царей Греции (מלך יון) разрушит персидское царство, он подумал, что он и есть этот человек, и обрадовался тому.
На следующий день Александр спросил народ, какую милость он может ему оказать, и по просьбе первосвященника позволил евреям жить по закону предков. Он освободил их даже от платежа податей в 7-й (субботний) год. Вавилонским и мидийским евреям он дал такие же привилегии; евреям же, пожелавшим вступить в его армию, Александр предоставил право жить по законам их религии.
Самаритяне, узнав о милостях, дарованных Александром евреям, стали просить для себя аналогичных привилегий, однако Александр отказал им. Самаритяне восстали против наместника в Самарии; за что Александр сурово наказал зачинщиков мятежа и превратил Себастию в греческий город, населив её македонцами[8]. По преданию, евреи участвовали в избиении самаритян и разрушили их храм на горе Гризим[9].
При основании Александрии, греческим и еврейским поселенцам были предоставлены одинаковые права. Эта милость была дана евреям потому, что они они могли служить и в армии Александра, как некий стрелок из лука Мосоллам-еврей[10], а также потому, что Александр наверное не мог игнорировать многочисленное еврейское население Египта, возможно, евреи в Египте оказали какую-то помощь Александру.
Сивиллины книги говорят об Александре как «о потомке Кронидов, хотя и незаконном»[11].
Завоевания ознаменовали начало эллинистического периода в Иудее и среди евреев.
Рассказы о Александре, приводимые в Талмуде и Мидрашим, носят легендарный характер. Они показывают уважение царя к иудейскому первосвященнику и враждебность к самаритянам.
Источники
- ↑ КЕЭ, том: 1. Кол.: 77
- ↑ I Мак., 1, 1—8; 6, 2
- ↑ Дан., 11, 3
- ↑ Дан., 7, 7
- ↑ «Иудейские древности», кн. XI, 8, 8, § 4—6
- ↑ Lev. rab., 13, кон.
- ↑ см. Дан., 7, 6; 8; 5—8, 20—22; 11, 3—4
- ↑ «Древн.», XI, 8; ср. «Прот. Апиона», II, 4, выдержка из Гекатея
- ↑ Megilath Taanith, IX; Joma, 69а
- ↑ Иосиф Флавий, Против Аппиона, I, 22
- ↑ Сив., III, 383
Самаритяне
В Библии - википедия
- Самаряне (сикимы) — жители древнего Сихема (Сихаря); презренное, бранное имя для библейских иудеев[2][3].
- Самарянин — персонаж евангельской притчи о добром самарянине (Лук. 10:25—37).
- Фотина Самарянка — библейский персонаж (Ин. 4:5-42).
Самаряне или Самаритяне — народ, который возник на территории северного Израильского царства, в результате смешения евреев и переселенцев. Когда евреев угнали в Вавилонский плен, их города (вместе со столицей Самарией) заняли переселенцы.
Ассирийский царь приказал вернуть в Самарию одного из взятых в плен израильских священников, чтобы он научил переселенцев — язычников бояться и почитать Бога (4Цар 17:27 и далее)[4]. От языческих богов отказываться было необязательно. После возвращения из плена евреи заключали браки с переселенцами, их потомков стали называть самарянами.
Поскольку они не отрицали языческих богов, иудеи, вернувшиеся из Вавилонского плена, отказали им в участии в восстановлении храма в Иерусалиме.
Самаряне построили себе храм на горе Гаризим. Это противоречило иудейским представлениям о том, что храм может быть только в Иерусалиме. Между иудеями и самарянами возник настолько острый религиозный конфликт, что они даже не разговаривали между собой.
В Новом завете самаряне упоминаются несколько раз, в частности, в эпизоде о разговоре Иисуса Христа с самарянской женщиной у колодца Иакова на пути в Иерусалим (Ин 4)[5]. Воспоминание об этом разговоре и о самой женщине совершается в четвертое воскресенье после Пасхи.
В ходе разговора выясняется, в частности, что «иудеи с самарянами не сообщаются» (Ин 4:9)[5].
Для Христа не существовало подобного разделения между людьми, главным было внутреннее состояние и расположение сердца.
Именно в ответ на этот искренний интерес самарянской женщины к вопросам веры Христос открылся ей как Мессия (а ведь тогда он не говорил об это даже с апостолами!)[6].
В одной из притч Иисуса Христа (Лк 10:33-35)[7] именно милосердный самарянин приводится как пример исполнения заповеди о любви (Лев 19:18).
Первые христиане неевреи появились именно среди самарян (Деян 8:5-25; 9:31)[9].
Исторические
- Самаряне — жители города Самарии (Шомрона), столицы Израильского царства в 875—722 годах до н. э.
- Самаряне — религиозное учение ассирийских выходцев[10], колонистов Самарии[11][12], позднейших её жителей (начиная с эпохи второго храма; 516 до н. э. — 70 н. э.)[1]; в перечне 80-ти христианских ересей «Панарионе» (ок. 378 года) самаряне на девятом месте.
Евреи и греки
Анаксагор предположил, что форма человеческой ладони развила людской разум. Еще через десять лет появилась история Геродота, идея атома Демокрита и мысль Мелиссоса, что законы природы повсюду одинаковы. В 432 г. греки упорядочили свой календарь, а в трагедии Софокла «Эдип» появились стихи в рифму. Когда Эзра возрождал законы иудаизма, Аристофан писал комедии. Когда Эзра умер, Гиппократ заложил основы современной медицины, а Платон открыл первую академию. В 360 г. до н. э. статуи Праксителя положили начало реализму в искусстве. И мало кто на Востоке ожидал, что эти любители поэзии, знатоки геометрии и медицины, заядлые театралы и философы возьмут в руки оружие, построятся в фалангу и с 334 по 323 г. завоюют половину известного мира.
Евреи столкнулись с греками задолго до времени Александра Македонского. Евреи могли быть солдатами персидской армии, вторгавшейся в Грецию, евреи могли противостоять грекам, вторгшимся в Египет. Вряд ли греки тогда обратили внимание на евреев, мало различая десятки национальностей в персидском войске. Греческие купцы с Родоса и Кипра добрались до Палестины в VII в. до н. э. В V в., во времена гегемонии Афин, аттические товары преобладали, и деньги Афин были предпочтительным средством обмена по всей восточной части Средиземноморья. Тем не менее между афинскими экспортерами и потребителями в Иерусалиме были посредниками финикийские торговцы.
Во времена пророка Иеремии люди из Тира привозили иностранные товары в Палестину. Век спустя, около 350 г. до н. э., главные порты Палестины были в руках финикийцев: Яффо принадлежал сидонцам, а Аскалон (Ашкелон) - жителям Тира. Так, наконец, долгая привычка называть палестинских финикийцев филистимлянами закончилась, они окончательно слились с финикийцами Ливана. Когда пророки Иезекииль и Иоиль говорят о «сынах Явана» (Яван - Греция), они описывают их торговлю с финикийцами. Есть мнение, что к моменту завоевания греками Персии Греция уже прошла пик своего развития и стала клониться к упадку. Переплюнуть Александра в государственном и военном деле, а его учителя Аристотеля в философии и науковедении было нельзя, и греки постепенно стали мельчать.
Со времени Эзры и Нехемии минуло сто лет. Персия медленно дряхлела, Греция развивалась, но постоянные гражданские войны долго не давали ей возможности заявить права на мировое господство. Причем и до Александра Македонского грекам было ясно, что путь к мировой гегемонии лежит через победу над Персией. Александр лишь пустил эту идею в дело.
Если бы человек, который никогда раньше не слышал об Александре Македонском, начал читать, скажем, жизнеописание Александра, вышедшее изпод пера Плутарха, у него могло бы сложиться впечатление, что он читает биографию человека, больного паранойей. Но этот молодой человек за десять лет полностью изменил политическую и культурную карту мира. Фактически, он первый европеец, который показал, на что способны европейцы. Собрав 30 тысяч пехотинцев и 5 тысяч всадников, великий завоеватель двинулся
Александр Македонский и евреи
в поход на восток. Несколько лет и через несколько победоносных битв двигался молодой македонский царь через территорию современной Турции, постепенно приближаясь к Сирии и Палестине. Иерусалим его, конечно, заботил мало, но вот финикийские города-порты нужно было привести к покорности, дабы финикийцы не предоставили свой крупный флот в распоряжение персидского царя Дария. В Иудее первые слухи о поражении Дария 3 в не такой уж далекой Турции были встречены с недоверием и беспокойством. Между иерусалимским Храмом и домом Дария не было разногласий. Уже шесть поколений богобоязненных евреев были воспитаны к тому времени при разных персидских царях и под защитой персидских лучников. Иерусалим связал себя с языческим правителем клятвой верности, и каждый день, начиная с 520 г. до н. э., священники в Иерусалиме, совершая жертвоприношения Богу, возносили также молитвы о жизни и процветании Царя Царей.
Иерусалим активно торговал с Тиром, финикийским городом на территории современного Ливана, радостно встречая его торговые караваны. Жители Тира долго метались между двумя противоборствующими сторонами, но наконец решили обороняться против греков. В январе 332 г. до н. э. Александр осадил Тир. Лишь в августе город удалось взять. В отличие от жителей Дамаска, которые еще до осады Тира поняли, кто теперь в Азии хозяин и сами покорились Александру, евреи Палестины как примерные персидские граждане весь год сидели тихо. После взятия Тира они проснулись и поспешили отказаться от своих вчерашних благодетелей персов. В сентябре 332 г. Иудея пропустила через свою территорию греческие войска под командованием Александра Македонского, которые в октябре осадили Газу.
После смерти Александра (323 г. до н. э.) его империя была поделена на несколько крупных государств. В Египте военный сподвижник Александра Птолемей основал династию Птолемеев, а на территории современных Турции и Сирии обосновался другой военачальник македонцев, Селевк, от которого соответственно пошла династия Селевкидов. Но в войну за наследство Александра оказались втянуты и прочие сподвижники и полководцы великого македонца, имена которых сейчас помнят только специалисты по греческой истории - Лаомедонт, Евмен, Антигон, Лисимах. В ходе войны между этими преемниками Александра («диадохами») Иудея несколько раз переходила из рук в руки. На десять лет, например, Сирия и Палестина покорились Антигону, пока в 302 г. против него не сложился новый союз. Иерусалим неоднократно частично разрушался, особенно городская стена. Вряд ли разрушения самого города были особенно велики, так как археологи более говорят нам не о разрушениях, а о дополнительном строительстве и на холме града Давидова и в области Храмовой горы. Все же за двадцать лет Иерусалим переходил из рук в руки семь раз: однажды в 320 г. до н. э. (или 319-м), дважды - в 318-м, однажды - в 315-м, дважды - в 312-м и однажды - в 302 г. Один раз город оказал сопротивление Птолемею, но пал в субботу, когда евреи молили о Божественной помощи и отказались от борьбы с врагом в шаббат. В 301 г. до н. э. он окончательно перешел под власть правителя Египта Птолемея 1 Сотера, который установил контроль над всей Иудеей.
Евреи при Птоломеях
Стабилизация власти Птолемеев принесла Иудее процветание; страна получила широкую внутреннюю автономию, управлялась из Иерусалима советом старейшин, во главе которого стоял первосвященник. В Иерусалиме сосредоточилась духовная и светская знать страны. Ее представители установили тесные связи с двором Птолемеев и греческой аристократией Египта. Иерусалим относился к подчиненным городам. Между тем сведения об отношениях птолемеевской администрации с еврейской общиной скудны и случайны. Например, мы не знаем занимали ли царские войска цитадель Иерусалима в мирное время, или поставляли ли евреи рекрутов в армию Птолемеев. Мы даже не знаем, был ли царский наместник в Иерусалиме во времена Птолемеев.
Однако некоторые существенные факты ясны: евреи Иудеи представляли собой более или менее самоуправляемую общину, их законом была Тора, а Храм был святыней. Другими словами, Птолемеи, как Александр до них и поначалу Селевкиды после них, продолжали во многом политику религиозно толерантных персидских царей. Птолемеевская Иудея облагалась налогом в двадцать талантов, то есть больше 500 кг серебра (что по стоимости соответствовало 40 кг золота) в год. Много это или мало? Историки и демографы полагают население Палестины в 200 г. до н. э. примерно в 500 - 600 тысяч человек. Если разделить этот налог между всеми, то каждый должен был платить в год примерно по одной золотой чайной ложечке в 20 граммов. Неизвестно, правда, была ли эта сумма налогом только на евреев, или же на всех жителей Палестины, включая греческих поселенцев.
Евреи, которые переселились в сам Египет, особенно сконцентрировались в новом городе-порте Александрии. После смерти Птолемея Первого его сын, Птолемей 2 Филадельф, освободил всех пленных евреев, которых его отец переселил в Египет. Эти-то евреи и основали богатую общину в Александрии. В хлебопашество египтяне их не пустили, морем плавать евреи пока не умели, поэтому в портовом городе они нашли себе очень удобную нишу торговых посредников. У греков не сразу наладились контакты с египетскими крестьянами. Поэтому евреи стали закупать зерно у местных хлебопашцев и продавать его греческим морским купцам. Кроме этого, евреи стали пробовать себя в ремесле, осваивая экзотические для нас сегодня, но важные в то время профессии типа изготовителя седел для лошадей. В результате община евреев Египта постепенно приобрела больший вес, чем иудейская община.
Почему именно Александрия стала вторым теплым домом для многих евреев? Помог случай. Этот город начали строить только в 331 г. до н. э., и он не был египетским. В старых городах Египта евреям не удалось бы так хорошо прижиться из-за местной устоявшейся городской мафии, укоренившихся обычаев, прочих местных заморочек. А тут - новый город, с чистого листа, поселился пять лет назад и уже старожил. Кроме того, город-порт почти всегда интернационален. Город имел музей, университет, знаменитую на весь мир библиотеку, из которой перешедшие на греческий язык евреи стали черпать свои знания в медицине, математике, географии и литературе. В 240 г. до н. э. Каллимах составил первый алфавитный каталог этой библиотеки. Евреи стали читать Платона, Аристотеля и стоиков.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте: |
||