>> << >>
Главная Выпуск 45 NewConcepts Chapters
History*

Отиум – времяпрепровождение свободных граждан Древнего Рима

Юрий Магарршак
Апрель 2024
Опубликовано 2024-04-30 00:00 , обновлено 2024-04-30 14:29

Краткая история пьянства в Древнем Риме — The ...  Древнеримские бани: чем в них занимались? | STENA.ee

 

Для того, что люди XXI века назвали бы интеллигентным образом жизни – а также богемным, художественным, артистическим – в латинском языке есть специальный термин: Otium. Который, в отличие от слова intellegentia, в современные языки не вошел. И перевести его на язык 21 века непросто, поскольку точного и даже приближенного аналога ему нет.

По смыслу же отиум – это времяпрепровождение с получением удовольствия от размышления, обсуждений самых разнообразных проблем, трапезы, созерцания природы, отдыха, телесного и умственного наслаждения, познания и обучения.

В отличие от отдыха в понимании человека Нового Времени, отиум времяпрепровождение не пассивное, а активное. Отиум это не ленивое лежание на диване а ля Обломов или тупое смотрение телевизора в состоянии лежа. А если речь зашла об отиуме при возлежании, то это скорее написание формул, не вставая с дивана, Львом Ландау. И сочинение стихов Блоком в его знаменитом кресле, которое позволяло в нем полулёжа писать. Думаю, римляне назвали бы отиумом созерцание танцев прекрасных девушек повелителем на Востоке, который возлежал на подушках. А также пирование с разговорами, размышлениями, песнопениями во все времена. Наслаждение от запаха цветов, или от плавания в бассейне с массажем для римлян без сомнения являлось разновидностями отиума, так же, как музицирование или же разговор.

Работа в нашем понимании этого термина для свободного римлянина (как до этого свободного грека) считалась зазорной. День римский плебей (в переводе на современный простонародье и избиратель) проводил в Отиуме, переходя из одной формы отиума в другое. Посещение театра, цирка и ипподрома было обычным делом, бесплатным или почти бесплатным. В жаркое время дня римляне, не прерывая состояния отиума, переходили в термы (являвшиеся банями и клубами одновременно).  Другие беседовали, дремали или же нежились у бассейнов. Римляне интеллекта ходили в библиотеки или читали свитки, принадлежавшие им, у себя дома. Часто (почти ежедневно в разных частях столицы Империи) происходили праздники, балы, карнавалы, продолжавшиеся далеко за полночь.  Праздники в честь открытия Колизея в цирке продолжались сто дней, и это не было чем-то из ряда вон выходящим. Формула “хлеба и зрелищ” (фраза из десятой сатиры Ювенала, ставшая крылатой), в первой её части касающейся бесплатной раздачи еды, искажала представление о том, какие продукты питания предоставлялись римлянам императором или устроителями торжеств безвозмездно. Помимо помянутого сатириком хлеба, это была и рыба, и фрукты (качество которых было намного лучше, чем современные, выращенные с химическими удобрениями), и вино.

Термы Древнего Рима, в которых и плебеи, и всадники, и аристократы (в разных, разумеется, помещениях) могли провести целый день – приводили свободных римлян в состояние отиума с первой до последней минуты. Для этого в термах (некоторые из которых – такие как Термы Ромула и Термы Каракалы – были роскошны и позволяли одновременное наслаждение в них тысячи и более человек) имелось множество специализированных помещений, с особым (как мы сказали бы сегодня) сервисом в каждом. Среди них выделялись

Римские термы не предназначались для сексуальных утех. Которые в отиум не включались. Роскошные государственные бани предполагали раздельное пребывание мужчин и женщин. При этом женские бани как правило были менее роскошны. Однако бывали и бани для совместного пребывания в них, как правило частные. Многие бани в Помпеях, раскопанные в наше время, были предназначены для совместного нахождения в них римлян обоих полов. Однако спустя век императоры династии Антонинов Адриан, Марк Аврелий и Александр Север запретили женщинам ходить в одну баню с мужчинами. Однако требование это не везде и не всегда соблюдалось. Желание нарушить запреты было слишком массово и велико!

Женщинам в банях Рима прислуживали мужчины-рабы. Они же делали хозяйкам массаж после водных процедур и в банях, и в их виллах. Из одного этого видно, что отношение к наготе в Риме резко отличалось от современного нам. В частности нагота раба (которого считали не человеком, а говорящим животным) не была неприличной и никого не смущала.

Отметим при этом что занятие делом в Риме negotium определялась отрицанием отиума. То есть отиум являлся вектором жизни Империи и основой ее. А то что сегодня называют работой - производным от отиума. 

Беседы Сократа в диалогах Платона являлись по сути отиумом (хотя происходили не в Риме, а в Греции, и в те времена, когда Рим еще только “происходил”). Просто у греков слова для описания этого состояния не было, значит не было и понятия отиум, хотя в повседневной жизни отиум являлся квинтэссевнцией жизни афинян.

 

Отиум в новое время

Отиум (не подозревая того) был присущ в значительной мере эпохе возрождения. Которые отиум возродили – без упоминания отиума. Может быть потому, что отиум, с верой в Спасителя не связанный, не был одобрен Церковью. Между тем пиры во Флоренции и Венеции, карнавалы, купания в водоемах имели немало общего с происходившим в Италии полутора тысячелетьями ранее.

Жизнь в Версале (в котором при Луи XIV постоянно проживало до четырех тысяч вельмож), с балами, карнавалами, купаниями в бассейнах и гривуазными удовольствиями, проходила в состоянии отиума. С тем отличием от Древнеримского Отиума, что слуги, обслуживавшие женщин, были всегда одеты. Что отражало влияние христианства даже на самые гривуазные удовольствия.

Подобным образом (не подозревая, что проводят большую часть жизни в отиуме) жили английские аристократы Викторианской эпохи, французские интеллектуалы от философов и писателей до художников и режиссеров Франции после Наполеона, физики-теоретики в Советском Союзе приходившие на работу раз в неделю на семинары и чаепития, а остальное время творившие совершенно свободно.... Так же, как посиделки в мастерских художников, которые Советская Власть давала даже официально непризнанным!

Читайте также:

Как готовили наложниц в султанских гаремах

Больше всего турецкие султаны ценили бедра и талию. Идеальное соотношение талия/бедра - 2/3, практически современные 90-60-90. А вот грудь была не особо важна, так же как и рост девушки. Наложницам султана, в отличие от других турецких женщин, позволялось пить кофе. Сладости наложница могла получить только до полудня после ночи у султана. Поскольку каждая конкретная девушка попадала к султану крайне редко, многие годами не видели пирожных и конфет.

ГЛАВНЫМ ТОВАРОМ, КОТОРЫМ ТОРГОВАЛИ НА ПУТИ ИЗ ВАРЯГОВ В ГРЕКИ И ИЗ ВАРЯГОВ В АРАБЫ, БЫЛИ БЕЛОКУРЫЕ СЕКС РАБЫНИ. КОТОРЫХ ПРОДАВАЛИ НЕ ВАРЯГИ И НЕ ТАТАРЫ, А РУСЫ

"И собиралось их русов  в одном таком доме десять или двадцать. У каждого из них скамья на которой они сидят, а с ними девушки - восторг для купцов. ОДИН ИЗ НИХ СОЧЕТАЕТСЯ С СВОЕЙ ДЕВУШКОЙ А ТОВАРИЩ СМОТРИТ НА НЕГО.  Иногда же соединяются многие из них, когда входит купец чтобы купить девушку. И застает его сочетающегося с ней руса, НО РУС НЕ ОСТАВЛЯЕТ ЕЁ, ПОКА НЕ УДОВЛЕТВОРИТ СВОЮ ПОТРЕБНОСТЬ. “

Как появились рабыни-славянки в средневековой Европе

Когда говорят о славянках в рабстве, то мы сразу представляем белокурых полуобнаженных девушек в роскошных восточных сералях, рядом с вальяжными султанами в чалмах и черными евнухами в фесках. Но оказывается, наши соплеменницы томились не только в гаремах Стамбула, Бахчисарая и Марракеша, но и в замках и домах Флоренции, Венеции, Мадрида и Барселоны.

Добавить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте:
Email: Пароль:

напомнить пароль

Регистрация