>> << >>
Главная Выпуск 45 Conceptual Eros and Passion
Conceptual Eros

О сексе в Римской Империи

Май 2024
Опубликовано 2024-05-03 18:00 , обновлено 2024-05-03 18:37

 


Отсюда и нет опошливания. Скажу больше-удивительно, но продажная женщина зачастую играла в общественной жизни гораздо более значительную роль, чем благопристойная хозяйка, mater familiae, деятельность которой всецело ограничивалась домашней сферой. Римская проститутка действительно была «публичной» в полном смысле слова. Она обращала на себя внимание общества, становилась предметом повседневной беседы, частью хроники, и в то же время – предметом публичного поклонения, след которого и сегодня заметен в литературе и искусстве. Вот такие дела.

Хотя те же матроны в вопросах секса не отставали.
Для примера покажу вам обратную сторону бронзового зеркала, принадлежавшего римской матроне. Хозяйка заказала свое изображение в золотых украшениях на ложе с любовником.

Красиво же, верно? :-)
Ну и соответственно отношение к проститукам было намного терпимее, и уж точно не было абсолютного общественного порицания.
Проституция в Риме была повсюду: на улицах, в частных домах и общественных заведениях (термах – римских банях, цирках, театрах), у храмов и в храмах, во множестве таверн, кабаков, гостиниц и борделей и даже на кладбищах. Вспомни того же Овидия с его «Ars Amatoria» («Наука любви»):
Знает хороший ловец, где сети раскинуть на ланей,
Знает, в какой из ложбин шумный скрывается вепрь;
Знает кусты птицелов, и знает привычный удильщик
Омуты, где под водой стаями рыбы скользят;
Так и ты, искатель любви, сначала дознайся,
Где у тебя на пути больше девичьих добыч.


Тем не менее проститутку легко можно было идентифицировать. Любая публичная женщина была лишенная права облачаться в платье матрон – stola, а носила поверх укороченной туники тёмную тогу с разрезом спереди.
Эта одежда утвердила за проституткой прозвище togata. На волосах нет белых лент (vittae tenes), поддерживающих прическу «порядочных» девушек. На улице голову куртизанки обычно покрывает капюшон pelliolum, а в театре, цирке и на общественных собраниях её украшает митра, нимбо или тиара. Наконец, lupae, волчицы, обуты в сандалии (матроны носили полусапожки), которые практически наверняка на каблуке ибо каблук носили в Риме только проститутки.

Всех публичных женщин Древнего Рима можно было разделить на несколько больших групп.
1. Ритуальная проститутка
Древняя традиция, задолго до основания Рима. Девушка, сидевшая в храме подле статуи богини, за известную цену отдавалась чужеземцу согласно многовековому обычаю, так называемому «долгу гостеприимства». Распространенность религиозной проституции как неотъемлемого элемента древнейших священнодействий подтверждают археологические исследования. «На этрусских и итало-греческих кладбищах, действительно, найден целый ряд раскрашенных сосудов, на которых изображены различные сцены культа проституции».
Ритуальное лишение девственности также связывается с обрядами храмовой проституции. Но об этом поговорим отдельно как-нибудь.
Основа религиозной проституции Древнего Рима - культ Венеры. Ей было посвящено множество храмов, а главные из них: Venus-victrix, Venus-genitrix, Venus-erycine, Venus volupia, Venus-salacia, Venus-myrtea, Venus-lubentia. Причем тут интересная двойственность. Римские граждане поклонялись двум воплощениям богини. С одной стороны, Venus Verticordia («обращающая сердца») была покровительницей целомудренности, моногамии и чистой любви. Она почиталась замужними дамами и юными девушками. С другой стороны, была Venus Vulgivaga («общедоступная, гулящая») – Венера куртизанок, которая учила искусству секса.


2. Prostibula - чужестранки и проститутки на кладбище
Это легальные проститутки низшего ранга, клиентами которых были представители низших сословий и рабы. Prostibula (prostibulum) заносилась эдилом, городским чиновником, в особый список публичных женщин, после чего получала официальное разрешение заниматься развратом, licentia sturpi. Обязательное условие для занятия узаконенной проституцией – девушка должна быть частью дома терпимости называемого лупанара. Долгое время разрешение на занятие проституции могли получать только представительницы плебейских (не аристократических) родов- оттого в основной своей массе prostibulae были рабынями или вольноотпущенницами. Но в эпоху империи, места в списке добились и патрицианки :-)

Название prostibula происходит от древнегреческого глагола «προ-ίσταμαι» [proistamai] («ставить впереди себя», «выставлять»), который имеет однокоренную кальку в латыни: «pro-sto» – «быть выставленным на продажу» (буквально «выступать»). То есть наиболее буквальный перевод термина – «продажная девка», «проститутка». Они «подразделялись на putae, alicariae, casoritae, capae, diabolae, forariae, blitidae, nostuvigilae, prosedae, perigrinae, quadrantariae, vagae, scrota, scrantiae, — в зависимости от того, какие места они использовали для ремесла: кабачки, публичные площади, перекрестки, кладбища, окрестные леса или...булочные :-).

Конкретно:
Alicaria – «булочница», держалась вблизи булочников и продавала лепешки; имеет значение женщины жалкой, потому что питалась только полбой (alica – полба, род пшеницы); аналогично – fornicaria от «fornax», «печь».
Busturia – проститутка на кладбище (bustum – могила), которая одновременно могла быть и профессиональной плакальщицей – исполнительницей ритуальных погребальных плачей;
Foraria – проститутка, приехавшая в большой город из деревни для занятия этим видом деятельности;
Peregrinа – проститутка-чужестранка (от peregrinus, «иноземный, привозной»);
Vaga – «бродяжка», блудница (от vagus, «блуждающий, скитающийся, беспорядочный»);
Proseda – от «pro-sedere», сидеть перед публичным домом;
Quadrantaria – та, что отдаётся за четверть асса (римская денежная единица), а diabola – за два обола (обол, мелкая монета).

Tabernia – проститутка при таверне.
Scorta – «распутница», буквально «шкура», что очень забавно, зная аналог в русском языке :-)))
Ну и, наконец, «Meretrix» (от mereo – зарабатывать, наживать) предоставляла свои услуги клиентам более высокого статуса и также должна была получить лицензию у эдила. По большей части, именно категорию meretrices пополняли знатные и богатые дамы, желавшие вести свободный образ жизни.

3. Танцовщицы и исполнительницы музыки

Танцовщицы (saltarices), флейтистки (tibicinae) и кифаристки (fidicinae) – римские проститутки, совмещавших проституцию с навыками танца или игры на свирели. Изящные и обаятельные, они продавали себя дорого и появлялись только у богатых людей к концу пиров, симпозиумов. Этакие Гейши Древнего мира. Большим любителем тaких женщин был Суллa; Цицерон обедaл с некоей Киферис. Для Овидия и других они были своего рода Музами :-)

4. Дамы высокого ранга

«Bonae meretrices» (bonus – искуссный, умелый, хороший) – куртизанки высшего ранга. Окруженные роскошью и многочисленными поклонниками, они были законодательницами мод и предметами воздыхания.
Подражая им, римские матроны передвигались по городу на октофорах (носилках, рассчитаных на восемь рабов) и облачались в полупрозрачные шелковые одежды, sericae vestes.

5. Свободные проститутки

Еrraticae scortae (erraticus – блуждающий, бродячий) – блудницы, нелегальные или свободные проститутки. Они не могли быть внесены в списки, как prostibulae и meretrices, и потому присуждались к штрафу, а пойманные вторично – изгонялись из города, если только leno, содержатель публичного дома, не принимал их в число своих пансионерок. Свободными куртизанками становились многие замужние женщины. Некоторые с разрешения своих мужей, некоторые – без.

6. Проститутки-мужчины

Занятие проституцией запрещалось гражданам, поэтому обычно это были гладиаторы или рабы, но клиенты принадлежали ко всем слоям общества, начиная с самых высших и кончая рабами. Известно три названия, отличающих продажных мужчин по возрасту: pathici, ephebi, gemelli. Кроме того, существовало еще разделение по роду их деятельности: активные и пассивные гомосексуалисты, а также те, кто практиковал оба вида альтернативного секса, и гетеросексуальные мужчины-проститутки. Выглядели они соответственно либо изысканно, немного на женский манер (кольца, надушенные волосы и мушки) или инфантильно, либо, напротив, подчеркнуто мужественно.
Что касается представителей гетеросексуальной мужской проституции, они часто становились любовниками знатных римлянок и, как описывают Петроний и Ювенал, имели колоссальный спрос.

Добавить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте:
Email: Пароль:

напомнить пароль

Регистрация