>> << >>
Главная Выпуск 47 Considerations and thoughts*
Considerations and thoughts*

Моисей и Эхнатон

Википедия
Октябрь 2024
Опубликовано 2024-10-03 04:00 , обновлено 2024-10-03 14:53
Эхнатон — Википедия  Моисей Микеланджело: почему скульптура с рогами | 39Rim.ru
 
Этот человек Моисей
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Этот человек Моисей
Der Mann Moses und die monotheistische Religion
Обложка книги 1939 года
Обложка книги 1939 года
Автор Зигмунд Фрейд
Язык оригинала немецкий
Оригинал издан 1939
Издатель Allert de Lange
Страниц 241
Предыдущая Недовольство культурой
Текст на стороннем сайте

«Моисей и монотеизм» («Этот человек Моисей и монотеистическая религия»нем. Der Mann Moses und die monotheistische Religion; 1939) — три научных труда Зигмунда Фрейда, над которыми он работал на склоне лет. В этой работе Фрейд попытался перенести на историю целого народа методы анализа отдельной человеческой личности. Впоследствии этот приём исторического исследования получил название психоистории.

Основные идеи

[править | править код]

Опираясь на историко-культурный материал об Осарсефе, полученный египтологами Джеймсом Брэстедом и Эдуардом Мейером, Фрейд выдвигает догадку о том, что Моисей был не евреем, а высокопоставленным египтянином периода правления Эхнатона. Это позволяет ему развить собственную версию происхождения монотеистических религий. Пытаясь нащупать связь между атонизмом Эхнатона и Моисеем, Фрейд приводит собственную версию событий, описанных в библейской книге Исход.

После падения популярности фараона и его религии, Моисей, желая сохранить свою веру в единого бога Солнца — Атона, а также своё привилегированное положение, становится вождём живущего на периферии Египта племени рабов-семитов. Племя обращается в атонизм, Моисей вводит принятый у свободных граждан Египта обряд обрезания, и, благодаря периоду безвластия в стране, осуществляет беспрепятственный исход евреев с территории Египта.

Далее Фрейд высказывает предположение, что Моисей был убит в результате бунта, а его религию в течение нескольких последующих поколений поддерживала лишь приближённая к нему группа людей. В дальнейшем, испытывая чувство вины за убийство вождя, евреи привносят этико-религиозные элементы атонизма в предшествующий ему культ бога вулканов — Яхве и развивают идею Мессии — воскресшего Отца. Имя Атона приобретает звучание Адонай — ивр. אדני‎, «Господь».

  • Freud S. Moses ein Ägypter // Imago. Zeitschrift für psychoanalytische Psychologie ihre Grenzgebiete und Anwendungen — XXIII Band — 1937 — Heft 1 — S. 5—13.
  • Freud S. Wenn Moses ein Ägypter war ... // Imago. Zeitschrift für psychoanalytische Psychologie ihre Grenzgebiete und Anwendungen — XXIII Band — 1937 — Heft 4 — S. 387—419.
  • Freud S. Der Mann Moses und die monotheistische Religion. Drei Abhandlungen — Amsterdam: Verlag Allert de Lange, 1939 — 241 s.
  • Freud S. Moses and Monotheism (translated from the German by Katherine Jones) — New York: Alfred A. Knoff, 1939.
  • Freud S. Moses and Monotheism (translated from the German by Katherine Jones) — New York: Vintage Books, Alfred A. Knoff, Inc., Random House, Inc., 1967 — 178 p. ISBN 0-394-70014-7
  • Фрейд З. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия (перевод с немецкого Р. Ф. Дорельцева) — М.: Наука, 1993 — 172 с. ISBN 5-02-008213-9
  • Фрейд З. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия / Пер. с нем. Р. Додельцева. — Спб.: Издательская Группа «Азбука-классика», 2009 — 192 с. ISBN 978-5-9985-0432-7
  • Фрейд З. Этот человек Моисей (перевод с английского Р. Нудельмана) — М.: Ломоносовъ, 2021 — 192 с. ISBN 978-5-91678-679-8

 

Моисей и Эхнатон

1. Монотеизм и мономания

Древние египтяне верили в Единого Бога, который был самовоспроизводящимся, самосуществующим, бессмертным, невидимым, вечным, всеведущим, всемогущим и т. д. Этот Единый Бог был представлен через функции и атрибуты «Его» сферы. Они называются нетеру (мужской род единственного числа: нетер; женский род единственного числа: нетерт). Другими словами, всё (нетеру) – это единое.

Когда мы спрашиваем: «Кто такой Бог?», мы на самом деле спрашиваем: «Что есть Бог?». Простое имя или существительное ничего нам не говорит. Определить «Бога» можно только через множество «Его» атрибутов / качеств / сил / действий. Знать «Бога» – знать многочисленные качества «Бога». Это далеко не примитивная, политеистическая форма, но это высшее выражение монотеистической мистики.

Древние египтяне использовали изобразительные символы для представления божественных качеств и действий. Как говорится, «картина стоит тысячи слов». В результате фигуры Исиды, Осириса, Гора, Мута и т. д. стали символами таких атрибутов / функций / сил / энергий и никогда не должны были рассматриваться как реальные персонажи.

В египетском символизме точная роль нетеру (богов / богинь) раскрывается многими способами: по одежде, головному убору, короне, перу, животному, растению, цвету, положению, размеру, жесту, священному объекту (например, цепочке, скипетру , посох, анху) и т. д. Выбранный символ представляет эту функцию или принцип на всех уровнях одновременно – от самого простого, наиболее очевидного физического проявления этой функции до самого абстрактного и метафизического. Этот символический язык представляет собой множество физических, физиологических, психологических и духовных данных в представленных символах.

Те, кому не хватает понимания египетской монотеистической мистики, называют Эхнатона первым монотеистом. Эхнатон прославил одного египетского нетера (бога), а именно Атона – диск Солнца – над всеми остальными нетеру (богами / богинями).

Бог Моисея также провозгласил:

…против всех богов Египта я свершу суд; Я Господь. [Вторая книга Моисеева 12:12] 

Доказательства указывают на то, что Эхнатон был исторической личностью, человеком, которого в Ветхом Завете называли Моисеем. Это доказательство описано ниже.

2. Монотеист или монотипик

В Египте царь всегда представлял божественное в человеке. Эхнатон думал, что именно он, Эхнатон, человек, который был Божественным. Только Божественное является и мужчиной, и женщиной, и так называемое «искусство Амарны» изображает Эхнатона как мужчину и женщину. Есть портреты, на которых изображен Эхнатон с женской грудью, но другие портреты не изображают его так. Наиболее убедительный портрет находится в комнате Эхнатона в египетском музее в Каире – один из обнаженных колоссов демонстрирует, что король безошибочно андрогинен. В это удивительное искусство вплетена всепроникающая преднамеренная сексуальная символика, которая изображает его одновременно и мужчиной, и женщиной. На его статуе изображен человек-унисекс, воплощающий Совершенство, который не является ни мужчиной, ни женщиной – ни кем иным, как Богом.

3. Фрейд и Моисей

Зигмунд Фрейд, еврейский отец психоанализа, очень интересовался еврейской историей. Позже он написал книгу под названием «Моисей и монотеизм». Зигмунд Фрейд утверждал, что Моисей был египтянином, последователем Эхнатона, который позже вывел евреев из Египта.

Хотя Библия (во Второй книге Моисеевой 2:10) говорит нам, что египетская приемная мать Моисея назвала его Моше, потому что, по ее словам, Я вытащила его из воды, Фрейд продемонстрировал, что имя Моше имело другое значение. На самом деле, имя Moshui – это еврейское имя, которое означает тот, кого вытянули. Тогда Фрейд пришел к выводу, что имя еврейского лидера было не еврейского происхождения, а скорее египетского происхождения.

Mos является частью многих составных древнеегипетских имен, таких как Птах-мос и Тут-мос. Мы также находим несколько примеров того, как слово mos само по себе используется в качестве личного местоимения и означает «законный человек». Такая практика была распространена во время 18-й династии.

Спустя много поколений и в другой стране библейский редактор, который, возможно, не знал о первоначальном имени Моисея, пытался дать еврейское объяснение имени. Также возможно, что библейский редактор пытался удалить любую возможную связь между Моисеем и его положением фараона Египта.

Выводы Зигмунда Фрейда (что Моисей был не евреем, а египтянином) огорчили одних и возмутили других. Но по прошествии десятилетий концепция Фрейда проникла в сознание западной мысли, и в начале нового тысячелетия (нашей общей эры) она больше не выглядит возмутительной.

Далее мы проведем четкие параллели между историческим древнеегипетским фараоном Эхнатоном и библейскими описаниями Моисея.

4. Поклонение Атону

В Египте было очень много нетеру (богов, богинь). Атон был среди этого множества божеств и не был новой идеей, но был представлен Эхнатоном. Археологические свидетельства об Атоне обнаружены в древнеегипетских текстах, относящихся ко времени 12-й династии, за 600 лет до рождения Эхнатона.

Образ Атона представлен в виде солнечного диска с лучами, оканчивающимися человеческими руками.

Эхнатон возвышал Атон сверх всех других аспектов / сил / зверей Единого Верховного Бога.

Адонай на иврите означает мой Господь. Последние две буквы «ai» этого слова – местоимение на иврите, означающее «мой» или «мой» и означающее владение. «Адон», то есть «Господь», был правильно отмечен Зигмундом Фрейдом как еврейское слово для египетского Атона / Атона. Поскольку египетское «т» на иврите становится «d», Адон становится ивритским эквивалентом египетского Атона. Таким образом, Адон и Атон / Атон – это одно и то же.

• • •

У древних египтян были многочисленные гимны всем их божествам, включая Атона. Один из этих гимнов Атону, часто приписываемый Эхнатону, является зеркальным отражением Псалма 104. Вот обе версии для сравнения:

Гимн Атону

Крупный рогатый скот доволен своим пастбищем, деревья и растения зеленые, птицы вылетают из своих гнезд. Их крылья подняты во славу твоей души. Козы вскочили на ноги. Все летающие и порхающие существа живут, когда ты им светишь. Точно так же корабли мчатся вверх и вниз по реке, и все пути открыты, потому что ты появился. Рыба в реке прыгает перед твоим лицом. Твои лучи уходят в глубину моря.

Псалтырь 104

Он заставляет траву расти для скота и траву для служения человеку, чтобы он мог приносить пищу из земли, и вино, которое радует сердце человека и масло, чтобы сияло его лицо, и хлеб, который укрепляет сердце человека. Деревья Господа полны сока: ливанские кедры, которые он посадил, – где птицы гнездятся, а ель – дом аиста. Высокие холмы и скалы являются убежищем для диких коз… Таково это большое и широкое море, в котором существуют бесчисленные существа, как большие, так и маленькие звери, а также плывут корабли.

Сходство последовательности и изображений в обоих композициях является слишком ярким, чтобы быть совпадением. Многие считают, что ранее появивишийся египетский гимн стал вдохновением для автора-иудея.

• • •

Эхнатон выбрал гелиополитическую солнечную форму египетского храма для поклонения Атону.

Точно так же Моисей был первым человеком, который ввел храм в поклонение израильтянам, когда создал скинию на Синае.

• • •

Эхнатон продолжил египетскую практику святого корабля, который обычно хранился в храме.

Моисей также принял ковчег, где хранились свитки Пятикнижия (Вторая книга Моисея, 25:10). Ковчег почитается как вторая святыня еврейского храма после самого Пятикнижия.

• • •

Эхнатон продолжал египетскую систему священства и связанные с ней ритуалы.

До времени Моисея не было израильского священства. Ритуалы и поклонение вновь созданному еврейскому священству были похожи на те, что были во времена Эхнатона. Моисей устроил священство на двух основных уровнях: первосвященники и обычные священники. Им были даны инструкции об их особой одежде, очищении, помазании и о том, как лучше всего выполнять свои должностные обязанности.

• • •

Через Нил от Телль-эль-Амарны находится город Мал-Лави (Мал-Леви), что буквально означает Город Левитов. Левиты занимали священнические позиции с Эхнатоном в Амарне. Точно так же, согласно Библии, левиты занимали священнические должности у Моисея.

Двумя высшими священнослужителями Эхнатона были:

  1. Мерира II, который был первосвященником Атона в храме Амарны.
  2. Панехеси, который был главным слугой Атона в храме Эхнатона в Амарне.

Точно так же двумя высшими священнослужителями Моисея были:

1. Мерари, которого описывают в Бытии, 46:11 как одного из сыновей Левия. Египетский эквивалент Мерари – Мерире.

2. Финеес, который был сыном Елеазара и внуком Аарона согласно Второй книге Моисея 6:25. Его имя в Талмуде – Пинхас. Египетский эквивалент его имени – Панехеси.

Поэтому очевидно, что мы имеем дело с теми же высокопоставленными лицами, которые служили Эхнатону в Амарне, а затем сопровождали его на Синай: еще одно подтверждение того, что Моисей и Эхнатон – один и тот же человек.

5. Правитель

18-летнее правление Эхнатона являлось в основном соправлением . Он правил первые двенадцать лет вместе со своим отцом, Аменхотепом III. Весьма вероятно, что последние несколько лет его правления были совместно с его братом Сменхкарой. Как его участие, так и прямое правление Египта можно разделить на четыре этапа:

1. ранее соправление

Когда здоровье Аменхотепа III начало ухудшаться, власть матери Эхнатона Тии соответственно возросла. Чтобы обеспечить наследство престола ее сына, она договорилась, чтобы он женился на своей сводной сестре Нефертити, которая была дочерью Аменхотепа III от Ситамун, законной наследницы. Именно Нефертити признана в Библии как Мириам, сестра Моисея, что является распространенной ошибкой в ​​переводе между женой и сестрой. [См. Конец главы 1 этой книги для разъяснения.]

Чтобы обойти законный процесс передачи власти между последующими фараонами, Тия побудила своего мужа, Аменхотепа III, назначить Аменхотепа IV (Эхнатона) своим соправителем. Таким образом, Эхнатон избежал ритуалов коронации, которые могут быть выполнены только священниками.

Эхнатон стал соправителем около 28 года правления Аменхотепа III. Примерно в 33 году он перенес свою резиденцию в Телль-эль-Амарна, в 200 милях к северу от Луксора (Фивы). Его правление зарегистрировано две группами датированных надписей. Одна из них был связана с правлением в Луксоре (Фивы), которое началась в 28-м году Аменхотепа III. Другая была связана с резиденцией Амарны. Соответствие по дате, год за годом, между двумя группами надписей может быть легко установлено. Например, 28-й год Аменхотепа III соответствует 1-му году Аменхотепа IV. 33-й год Аменхотепа III равен 6-му году Аменхотепа IV и т. Д. Аменхотеп III умер в свой 38-й год, который был 12-м годом Эхнатона.

На пятом году совместного регентства Аменхотеп IV изменил свое имя на Эхнатон в честь Атона.

Из-за враждебного климата, который создал Эхнатон, он покинул Луксор (Фивы) с Аменхотепом III и поселился в Телль-эль-Амарне (в 200 милях [330 км] к северу от Луксора). Эхнатон назвал свою новую резиденцию Ахетатон, что означает город горизонта Атона. Эта область также называется Амарна / Телль-эль-Амарна. Название, однако, происходит от имени во втором картуше бога Эхнатона; а именно, Им-р-н.

Амрам, или Имран, было именем, данным в Библии отцу Моисея, и это точно то же имя, которое Эхнатон дал своему отцу, Атону.

Это ещё одно подтверждение того, что Моисей и Эхнатон – одно и то же лицо.

2. единственный правитель (самодержец)

Эхнатон стал единственным правителем после смерти Аменхотепа III в 12-м году Эхнатона. Он не справился со своими обязанностями как древнеегипетский фараон, чтобы постоянно выполнять необходимые ритуалы для правильных взаимоотношений и общения с нетеру (силами вселенной), чтобы поддерживать благосостояние государства и обеспечивать плодородие земли и пропитание народа. Древнеегипетский фараон никогда не предназначался для роли правителя или лидера армии. Однако, на протяжении всего своего правления Эхнатон полностью полагался на поддержку армии в защите.

3. Позднее соправление

Когда храмы были неактивны, на Эхнатона оказывалось давление, который игнорировал свою основную функцию как высокопоставленного чиновника всех храмов и святынь. В качестве последнего средства (или в качестве уловки) Эхнатон в 15-летнем возрасте был вынужден назначить своего брата Сменхкару своим со-регентом в Луксоре. Это действие только отсрочило неизбежный исход.

Сменхкара уехал из Амарны в Луксор (Фивы), где он отменил враждебные действия Эхнатона и начал процесс примирения со священниками.

На семнадцатом году Эхнатон внезапно исчез. Примерно в то же время Сменхкара внезапно умер. Эхнатона и Сменхкару сменил молодой принц Тутанхамон.

На семнадцатом году Эхнатон, возможно, был предупрежден дядей Эйе об угрозе его жизни. Он отрекся от престола и бежал на Синай со своими последователями. Внезапный отъезд очевиден в отсутствии захоронения или даже саркофагов в любой из дворянских или королевских гробниц Ахетатона.

Хотя Синай был частью Египта с первых дней египетской истории, там не было ни одного авторитетного руководящего органа из-за его малочисленного и кочевого населения.

Внезапное исчезновение Эхнатона повторяется в библейской истории Моисея, когда тот бежал на Синай, после того как убил египтянина. Рассказ о том, как Моисей убил египтянина, возможно, был упомянут в табличках Амарны. Среди этих табличек есть письмо, отправленное от АбдХибы, царя Иерусалима, Эхнатону, в котором АбдХиба обвиняет Эхнатона в том, что он не наказал некоторых евреев, убивших двух египетских чиновников: .

..Хабиру (евреи) захватывают города короля… Турбазу был убит в самых воротах Зилу (Зарв), но царь сдерживается… Яптих-Хадад был убит в самых воротах Зилу, но царь сдерживается. 

Неужели последний удар по правлению Эхнатона заключался в том, что евреям удалось избежать двух убийств?

4. Царь без власти – “совместное правление” с Тутанхамоном

Несмотря на то, что Эхнатон отрекся от престола и бежал с места происшествия, он по-прежнему считался законным правителем. До тех пор, пока он жив, фараон считался законным фараоном.

Хотя Эхнатон отрекся от престола и скрылся с места происшествия, он все еще считался законным правителем. Пока он был жив, фараон считался законным фараоном. Эхнатон не отказался от своих полномочий, и в результате он сделал (через совместное регентство) своего 10-летнего сына Тут-Анх-Атона официальным фараоном. Поскольку он был несовершеннолетним, это позволило Эхнатону, его отцу, управлять еще четыре года, и в течение этого времени мальчика-царя все еще звали Тут-Анх-Атон.

Это «совместное регентство» закончилось четыре года спустя, на 21-м году Эхнатона, когда Эйе (дядя Эхнатона) стал де-факто опекуном молодого фараона. Впоследствии молодой царь покинул Атон (по крайней мере официально), изменив свое имя с Тут-Анх-Атон на Тутанхамон.

На тот момент исключительность Атона как «единственного / главного бога / нетеру» закончилась, и Эхнатон, который был еще жив на Синае, больше не был царем.

6. Изгнание

Никаких доказательств в отношении даты смерти Эхнатона не было найдено. Город Эхнатона, включая его могилу, был существенно разрушен. Тем не менее, археологам удалось восстановить из множества мелких фрагментов саркофаг Эхнатона, который является самым внешним из серии гробов, защищающих его мумию. Наличие внутренних гробов указывало бы на захоронение. Это отсутствие указывает на обратное. Фрагментов внутренних углублений не было найдено. Кроме того, настоящие погребальные сосуды, которые содержали бы внутренности умершего, так и не были найдены. Отсутствие этих сосудов или их фрагментов на могиле Эхнатона является более убедительным доказательством того, что он никогда там не был похоронен.

Согласно Талмуду, когда Моисею было 18 лет, он бежал из Египта после убийства египтянина. Затем он стал солдатом и сражался на стороне царя Эфиопии. После победы царя Моисей стал очень популярным. В результате, когда царь умер, Моисей был назначен их новым царем.

Талмуд гласит, что (как и в случае с Эхнатоном) легитимность назначения Моисея царём всколыхнула общество. В Талмуде сказано, что, хотя люди любили его, Моисей добровольно подал в отставку и ушел со своей земли. Народ Эфиопии наградил его великими почестями.

Между историей Талмуда о Моисее и историей Эхнатона в Амарне много общего:

1. Моисей был возведен на должность царя на некоторое время, прежде чем отправиться на Синай. Эхнатон тоже.

2. Ссылка Талмуда на Эфиопию, которая описывается как город, была ошибочно принята за местонахождение Амарны. Также возможно, что Эфиопия была принята за утопию.

Рассказ о правлении Моисея в Талмуде указывает на то, что он подал в отставку, но не умер в то время. Логический вывод состоит в том, что он умер и был похоронен за пределами самого Египта – в египетском форпосте в Моаве – как показано далее.

7. Cмерть Моисея/Эхнатона

В Ветхом Завете рассказ о неспособности Моисея достичь Земли Обетованной, его смерти и погребении в безымянной могиле является еще одним любопытным эпизодом.

Сначала нам говорят, что когда его последователи жаловались на жажду, Моисей использовал свой жезл, чтобы ударить камень и извлечь воду. Её называли «вода Мерибы» – место в северной части Синая, к югу от Ханаана. Именно это его действие позже мучило его.

Некоторое время спустя, когда израильтяне расположились лагерем на берегу Иордана около Иерихона и напротив Ханаана, Моисей, согласно Книге Второзакония, узнал, что ему будет отказано в возможности пересечь реку, как бы он ни умолял:

 Молю тебя, дай мне перейти и увидеть ту добрую землю, которая за Иорданом, и ту прекрасную гору и Ливан.

…и сказал мне Господь: полно тебе, впредь не говори Мне более об этом…

…потому что ты не перейдешь за Иордан сей. [Второзаконие 3:25-7]

Позже в книге Второзаконие, у нас есть отчет о фактической смерти Моисея. Господь сказал ему:

Получить тебя в эту гору аваримских, к горе небо, которое находится в земле Моава (границы между Синайским и восточным Иорданией) “, который закончился против Иерихона; и быть-держать землю, которую я даю детям Израиля для владения: и умереть на горе… Потому что вы проникли против меня среди детей Израиля в водах Мерива-Кадеш, в пустыне Син
… ты не будешь идти туда к земле, которую я даю детям Израиля. [Второзаконие 32:49-52]

Неразумно верить, что Бог накажет Моисея за то, что он обеспечит воду для своих жаждущих людей. Более логично полагать, что вторжение на египетские колодцы может привести к тому, что египетские власти накажут его за такое нарушение, как это подтверждают египетские рекорды.

Египетский фараон сети I (C. 1333-1304 до Н.Э.) получил сообщение о хаосе на Синае:

Враги Шасу заговор восстания. Их племенные лидеры собираются в одном месте, стоя на предгорьях хор (общий термин для Палестины и Сирии), и они занимаются беспорядки и шум. Каждый из них убивает своего товарища.

В ответ, сети я привел его армии быстро Синай. Сети I военные сцены, на внешней Северной стене Великого стиля зала в Карнаке, показывают, что его первая кампания против Шасу (племена на Синае) произошло, когда они напали на небольшие поселения вдоль дороги гора, древнего шоссе, соединяющего Египет с Западной Азией. Это происходило сразу же после исхода из Египта, возможно, когда они проникли в воду из египетских поселений по этой дороге. Сети я преследовал их, как в городе, в Газе и, в результате, убили их лидера, Моисей, и многие из его последователей. Впоследствии они бежали на Синай для того, что Ветхий Завет называет “40 лет блуждающих“.

Чтобы доказать, что Шасу и израильтяне являются одной и той же группой людей, ученые изучали:

1. Шасу появление на Синае, в год 1 из сети I царствования, и их последующие движения в течение следующих 100 лет. Эта информация была предоставлена из древних египетских записей.

2. библейские повествования об исходе и их последующих движениях в течение 100 лет.

Ученые пришли к выводу, что оба они следуют одному и тому же маршруту в точно такой же временной последовательности; т.е. Шасу и израильтяне-одна и та же группа людей.

Талмуд предоставляет другую учетную запись, чем Ветхий Завет о том, как умер Моисей. Существует Талмудическая ссылка на конфронтацию и борьбу между Моисеем и “ангелОм смерти” на горе, прежде чем он умер. Это убедило некоторых библейских ученых богословов поверить в то, что Моисей был убит.

Представляется более вероятным, что Моисей, используя свой Королевский скипетр (символ власти), вошел в одно или несколько египетских поселений вдоль дороги гора, чтобы получить воду из своих колодцев. Такие действия были сообщены сети I, которые отреагировали на погоню за Шасу, здесь определены как израильтяне, в Северный Синай. Если эти Талмудические ссылки на смерть Моисея верны, он должен был там, что сети я столкнулся с Моисеем/Эхнатон до смерти последнего.

 

[Выдержка из The Ancient Egyptian Roots of Christianity, 2nd ed. автор – Мустафа Гадалла]

https://egyptianwisdomcenter.org/product/--/

https://egyptianwisdomcenter.org/product/--/

 

Этот человек Моисей

[править | править код]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
 
 
 
Перейти к навигацииПерейти к поиску
Этот человек Моисей
Der Mann Moses und die monotheistische Religion
Обложка книги 1939 года
Обложка книги 1939 года
Автор Зигмунд Фрейд
Язык оригинала немецкий
Оригинал издан 1939
Издатель Allert de Lange
Страниц 241
Предыдущая Недовольство культурой
Текст на стороннем сайте

«Моисей и монотеизм» («Этот человек Моисей и монотеистическая религия»нем. Der Mann Moses und die monotheistische Religion; 1939) — три научных труда Зигмунда Фрейда, над которыми он работал на склоне лет. В этой работе Фрейд попытался перенести на историю целого народа методы анализа отдельной человеческой личности. Впоследствии этот приём исторического исследования получил название психоистории.

Основные идеи

[править | править код]

Опираясь на историко-культурный материал об Осарсефе, полученный египтологами Джеймсом Брэстедом и Эдуардом Мейером, Фрейд выдвигает догадку о том, что Моисей был не евреем, а высокопоставленным египтянином периода правления Эхнатона. Это позволяет ему развить собственную версию происхождения монотеистических религий. Пытаясь нащупать связь между атонизмом Эхнатона и Моисеем, Фрейд приводит собственную версию событий, описанных в библейской книге Исход.

После падения популярности фараона и его религии, Моисей, желая сохранить свою веру в единого бога Солнца — Атона, а также своё привилегированное положение, становится вождём живущего на периферии Египта племени рабов-семитов. Племя обращается в атонизм, Моисей вводит принятый у свободных граждан Египта обряд обрезания, и, благодаря периоду безвластия в стране, осуществляет беспрепятственный исход евреев с территории Египта.

Далее Фрейд высказывает предположение, что Моисей был убит в результате бунта, а его религию в течение нескольких последующих поколений поддерживала лишь приближённая к нему группа людей. В дальнейшем, испытывая чувство вины за убийство вождя, евреи привносят этико-религиозные элементы атонизма в предшествующий ему культ бога вулканов — Яхве и развивают идею Мессии — воскресшего Отца. Имя Атона приобретает звучание Адонай — ивр. אדני‎, «Господь».

  • Freud S. Moses ein Ägypter // Imago. Zeitschrift für psychoanalytische Psychologie ihre Grenzgebiete und Anwendungen — XXIII Band — 1937 — Heft 1 — S. 5—13.
  • Freud S. Wenn Moses ein Ägypter war ... // Imago. Zeitschrift für psychoanalytische Psychologie ihre Grenzgebiete und Anwendungen — XXIII Band — 1937 — Heft 4 — S. 387—419.
  • Freud S. Der Mann Moses und die monotheistische Religion. Drei Abhandlungen — Amsterdam: Verlag Allert de Lange, 1939 — 241 s.
  • Freud S. Moses and Monotheism (translated from the German by Katherine Jones) — New York: Alfred A. Knoff, 1939.
  • Freud S. Moses and Monotheism (translated from the German by Katherine Jones) — New York: Vintage Books, Alfred A. Knoff, Inc., Random House, Inc., 1967 — 178 p. ISBN 0-394-70014-7
  • Фрейд З. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия (перевод с немецкого Р. Ф. Дорельцева) — М.: Наука, 1993 — 172 с. ISBN 5-02-008213-9
  • Фрейд З. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия / Пер. с нем. Р. Додельцева. — Спб.: Издательская Группа «Азбука-классика», 2009 — 192 с. ISBN 978-5-9985-0432-7
  • Фрейд З. Этот человек Моисей (перевод с английского Р. Нудельмана) — М.: Ломоносовъ, 2021 — 192 с. ISBN 978-5-91678-679-8

 

 

Осарсиф

[править | править код]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
 
 
 
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Осарсиф, Осарсеф (устар. Озарсиф; др.-греч. Ὀσαρσὴφ) — легендарный жрец Древнего Египта, упомянутый эллинистическим историком Манефоном в несохранившемся труде «История Египта», которого цитирует Иосиф Флавий в полемическом сочинении «О древности иудейского народа. Против Апиона».

Содержание

Иосиф Флавий сообщает, смешивая в рассказе данные о XVIII и XIX династиях (Против Апиона. Кн. I. Гл. 26), что царь Аменофис (фараон Аменхотеп III, отец Эхнатона)[1][2] «подобно Гору, одному из своих царственных предшественников, пожелал созерцать богов». Его советник Аменофис, сын Пааписа (визирь Аменхотеп, сын Хапу)[3][4] «сказал ему, что он сможет созерцать богов, если полностью очистит страну от прокажённых и других нечистых» людей. Тогда царь велел собрать их по всему Египту и «приказал заключить их в каменоломни к востоку от Нила, чтобы те работали там наравне с прочими египетскими заключенными. Среди них, говорит он, было даже несколько ученых жрецов»[5].

Далее Иосиф, описывая какое-то религиозно-социальное нестроение в Египте, приводит выдержку из Манефона дословно (Против Апиона. Кн. I. Гл. 26)[5]:

«С тех пор как осквернённых отправили в каменоломни, прошло немало времени, и царь пожаловал им некогда оставленный пастухами город Аварис, чтобы у них было собственное пристанище и кров. Этот город по древнему преданию был посвящён Тифону. Придя туда, они получили возможность обособиться и избрали своим предводителем некого Осарсифа, жреца из Гелиополя, и дали клятву во всём подчиняться ему. Своим первым законом тот запретил поклоняться богам, воздерживаться от особо почитаемых в Египте священных животных, но всех приносить в жертву и употреблять их в пищу, а также повелел не вступать в общение ни с кем, кроме связанных с ними единой клятвой. Издав эти и многие другие постановления, которые были особенно враждебны египетским обычаям, он приказал сообща соорудить оборонительную стену и готовиться к войне с царём Аменофисом. Сам же, собрав жрецов и прочих своих нечистых сограждан, решил отправить посольство к изгнанным Тетмосом пастухам в город, называемый Иерусалим. <Ранее Иосиф, как и Птолемей Мендесский, называл этого царя Амосисом>. Рассказав о том, какому бесчестию подвергли его самого и других, он стал уговаривать их вместе пойти войной против Египта. Он предложил им направиться сначала в Аварис, на родину их предков, где пообещал приготовить для войска обильные запасы продовольствия, а когда будет нужно, на их стороне вступить в войну и без труда покорить им страну. Обрадованные этим обстоятельством, те единодушно выступили в поход <…>. Аменофис, царь Египта, лишь только узнал об их появлении, <…> приказал доставить к себе священных животных, особо чтимых в храмах, и повелел каждому жрецу укрыть почитаемые статуи богов в наиболее безопасных местах. Своего пятилетнего сына Сетоса, называвшегося Рамессом по имени отца Рамсеса, он отправил к своему другу. А сам, с отборным египетским войском, <…> не стал вступать в сражение с шедшими навстречу врагами, поскольку ему пришла в голову мысль, что он идёт против воли богов, а повернул назад и возвратился в Мемфис. Взяв Аписа и других доставленных туда священных животных, он тотчас отправился в Эфиопию со всей своей свитой и войском, <…> А пришедшие из Иерусалима гиксосы вместе с нечистыми жителями Авариса обращались с покорённым населением настолько бесчеловечно, что их владычество для тех, кто был свидетелем их святотатства, казалось самым ужасным из всех зол. Ибо они <…> не удовольствовались разграблением храмов и осквернением статуй богов, но употребляли их для разведения огня и приготовления мяса почитаемых священных животных, причём сперва они заставляли самих жрецов и прорицателей закалывать и приносить их в жертву, а затем, раздевая их самих донага, прогоняли. Говорят, что тот самый жрец, который основал их государство и написал законы, происходил из Гелиополя и звался Осарсифом по имени тамошнего бога Осириса, но, оказавшись среди них, он изменил своё имя и стал называться Моисей».

Иосиф Флавий пишет своими словами далее[5]:

«Манефон между тем сообщает, что после этого Аменофис пришёл из Эфиопии с огромным войском, и сын его Рамесс, также во главе своего войска. Вместе они напали на пастухов и прокаженных, наголову разбили их и, многих из них умертвив на месте, остальных преследовали до сирийских пределов» (Против Апиона. Кн. I. Гл. 27). И также: «По словам Манефона, Аменофис через тринадцать лет (ибо столько лет суждено было ему пребывать в изгнании) пришел из Египта с огромным войском и, напав на пастухов и прокажённых, одержал победу в этом сражении, причем многих он умертвил на месте, а остальных преследовал до пределов Сирии» (Против Апиона. Кн. I. Гл. 28).

Историческая основа

[править | править код]

Исследователи (египтологи и богословы) оценивали сведения о «прокажённых и нечистых» и их предводителе по-разному — от полного отрицания, до полного доверия. Наиболее популярны три направления интерпретаций: память о Амарнском периоде, память о борьбе с гиксосами и античная антииудейская пропаганда.

В сочинении «О древности иудейского народа. Против Апиона» Иосиф Флавий борется с антииудейской полемикой. Он резко критикует как «вздорное и лживое» сообщение своего письменного источника о египетском происхождении Моисея и отождествлении его последователей с прокажёнными. Историю об иудеях как о больных, некогда изгнанных из Египта (но без упоминания Осарсифа), воспроизводили эллинистические историки и писатели: в I веке н. э. философисторик и филолог Херемон Александрийский (Против Апиона. Кн. I. Гл. 33), историк Лисимах (относил события ко времени царя Бокхориса. Против Апиона. Кн. I. Гл. 34), а также историк и грамматик Апион (относил события к VIII до н. э. Против Апиона. Кн. II. 1-13), затем во II веке философ Цельс (ОригенПротив Цельса. I 23; III 5; IV 47). Сообщениям Лисимаха и Апиона в I веке н. э. следовал и римский историк Корнелий Тацит (История. V 3 sq.).

Акад. В. В. Струве изучал фрагменты Манефона о прокажённых в своих ранних работах[6][7]; в них он заключает, что рассказ о прокаженных является смешанным из различных эпизодов египетской истории: религиозной реформы Эхнатона, смуты перехода от XIX к XX дин. и ассирийским завоеванием Египта[8]. Позднее он сделал вывод о том, что сообщения полны «самых невероятных нелепостей» и являются позднейшими антииудаистскими вставками[9]. В дальнейшем В. В. Струве планировал доказать, что фрагменты о прокаженных являются вставкой написанной неким антииудаистским писателем[10]. Однако публикация труда «Манефон и его Время» прервалась на 2-й главе.

За фигурой Осарсифа египтологи пытались разглядеть туманные исторические воспоминания о 17-летнем правлении Эхнатона (вычеркнутого из официальных анналов), о вторжении в Египет гиксосов, либо о тираническом правлении визиря Ирсу. Египтолог Ян Ассман приходит к заключению, что Осарсиф — своего рода коллективная фигура, соединившая обрывки разрозненных исторических воспоминаний[11].

Зигмунд Фрейд отталкивался от истории об Осарсифе при написании трактата «Этот человек Моисей». В литературе также обращалось внимание на сходство имени Осарсифа с Иосифом, а также на то, что в рассказах и о том, и о другом видное место отводится сновидениям[12].

Историки И. А. Ладынин и А. А. Немировский в ряде статей выдвигают гипотезу о том, что «рассказ о прокаженных» является контаминацией исторических эпизодов амарнской реформы и смены XIX и XX дин. Египта[13][14][15][16].

См. также

[править | править код]

Оракул горшечника — пророчество царю Аменофису о сокрушении власти «опоясанных» и будущем возрождении Египта.

Примечания

[править | править код]
  1.  W. G. Waddell. Manetho (англ.) / with an english translation by W. G. Waddell. — London: Harvard University Press, 1964. — P. 112—113.
  2.  Ладынин И. А. Легенда о царе Аменофисе (MANETHO, ED. W. G. WADDELL, FRG. 54, CHAEREMON, FGRHIST. 618. F. 1) и финал второго томоса труда Манефона // Петербургские египтологические чтения 2007—2008. — 2009. — С. 169.
  3.  Kurt Sethe. Amenhotep, der Sohn des Hapu (нем.) // Aegyptiaca festschrift für Georg Ebers. — 1897. — S. 107—116.
  4.  Waddell. Manetho (англ.) / with an english translation by W. G. Waddell. — London: Harvard University Press, 1964. — P. 122—123.
  5. ↑ Перейти обратно:1 2 3 Иосиф Флавий. 26 // Против Апиона / Пер. А. В. Вдовиченко. — Т. I. Архивировано 23 октября 2010 года.
  6.  Струве В. В. Пребывание Израиля в Египте в свете исторической критики. — Петербург: Еврейская историческая библиотека, 1919. — 28 с.
  7.  Струве В. В. Израиль в Египте. — Петроград: Издательство М. и С. Сабашниковых, 1920. — 52 с.
  8.  Струве В. В. Израиль в Египте. — Петроград: Издательство М. и С. Сабашниковых, 1920. — С. 4.
  9.  Струве В. В. Упоминание иудеев в ранней эллинистической литературе // Записки коллегии востоковедов при Азиатском музее АН СССР. — 1927. — Т. II№ 2. — С. 233—234.
  10.  В. В. Струве. Манефон и его время. Глава I // Записки коллегии востоковедов при азиатском музее АН СССР. — 1928. — Т. III. — С. 159.
  11.  Jan Assmann. The Mind of Egypt: History and Meaning in the Time of the Pharaohs. — Harvard University Press, 2003. — С. 227. — 532 с. — ISBN 9780674012110Архивировано 31 января 2019 года.
  12.  Louis H. Feldman. Josephus's Interpretation of the Bible. — University of California Press, 1998. — 868 с. — ISBN 9780520208537Архивировано 5 сентября 2018 года.
  13.  Ладынин И. А., Немировский А. А. К эволюции восприятия амарнских царей и Хоремхеба в идеологической и исторической традиции Древнего Египта // Древний Восток: Общность и своеобразие культурных традиций. — 2001. — С. 80—99.
  14.  Ладынин И. А. Легенда о царе Аменофисе (Manetho, ed. W. G. Waddell, Frg. 54, Chaeremon, FgrHist. 618. F. 1) и финал второго томоса труда Манефона // Петербургские египтологические чтения. — 2009. — С. 164—180.
  15.  Ладынин И. А. Циклы египетской истории и три томоса труда Манефона Севенитского // Вестник древней истории. — 2015. — № 4. — С. 8—21.
  16.  Ладынин И. А. Две версии Исхода в традиции Манефона Севеннитского (Manetho, ed. W. G. Waddell, frgg. 51–53a-b) // «Хранящий большое время»: Сборник научных трудов к пятидесятилетию Александра Аркадьевича Немировского. — 2018. — С. 96—113.

Литература

[править | править код]
  • Иосиф Флавий. О древности еврейского народа. Против Апиона / Пер. А. Пумпянский // «Гакармель». — Вильно, 1860.
  • Серединский Д. И. Рассказ Манефона о прокаженных и отношение этого рассказа к исходу евреев из Египта // Екатеринославские епархиальные ведомости отд. неофиц. № 1516171819202223 — 1882; № 23467 — 1883.
  • Flavius Josephus Flavii Iosephi Opera VOL. V De Iudaeorum uetustate sive Contra Apionem Libri II. — Berolini Apud Weidmannos — 1885.
  • Иосиф Флавий. О древности еврейского народа. Против Апиона / Пер. Я. Израэльсона и Г. Генкеля. — СПб., 1895.
  • Manetho Manetho with an english translation by W. G. Waddell — Harvard University Press —London —1964.
  • Иосиф Флавий. О древности еврейского народа. Против Апиона / Пер. А. В. Вдовиченко // Филон Александрийский. Против Флакка. О Посольстве к Гаю; Иосиф Флавий. О древности еврейского народа. Против Апиона. — М.: Иерусалим, 1994.
  • Иосиф Флавий. О древности еврейского народа. Против Апиона // Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме. — Т. I: От Геродота до Плутарха. — М.: Иерусалим, 1997.
  • Манефон. Комментарии. — Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме. — М.: Иерусалим, 1997. — Т. I: От Геродота до Плутарха. — С. 83—86.
  • Стучевский И. А. Рамсес II и Херихор: Из истории Древ. Египта эпохи Рамессидов. — М.: Наука, Глав. ред. вост. лит., 1984. — Осарсиф: С. 114—115.
  • Jan Assmann Moses the Egyptian: The Memory of Egypt in Western Monotheism — Harvard University Press — 1998.
  • Jan Assmann Echnaton und das Trauma des Monotheismus // Welt und Umwelt der Bibel 4, 2001, S. 19-25.

Добавить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте:
Email: Пароль:

напомнить пароль

Регистрация