Японские боевые искусства родом из древности. Они привлекают возможностью достичь поистине нечеловеческих возможностей, эффектностью и сложностью. Известнейшие мастера посвящали целую жизнь тщательному изучению наборов техник и способов ведения боя. Сегодня у них миллионы последователей во всем мире, которые не дают кануть в Лету накопленным знаниям и умениям.
Все японские боевые искусства основываются на универсальном бу-дзюцу (искусстве убивать), в свое время практикуемого ниндзя и самураями. Оно имело широкий арсенал техник, где удары ногами и руками сочетались с комплексом бросков, уходами и захватами, болевыми приемами. Они были особенно эффективны в противостоянии с противником, облаченным в доспехи и имеющим холодное оружие.
Бу-дзюцу можно отнести именно к боевым искусствам. Ведь его главнейшая цель – нейтрализация противника, вплоть до убийства. В современных же направлениях – главное победа над противником, умелым или не очень бойцом. Также бу-дзюцу не имело правил. Считалось, что любой способ хорошо для того, чтобы победить в схватке.
В этой статье подробно характеризуем виды японских боевых искусств. Дочитайте до конца, будет интересно!
Дзюдо
В переводе с японского – «мягкий путь». Это единоборство без оружия, которое было создано японцем Дзигоро Кано в конце 19 века. Он же сформулировал философию дзюдо и его основные принципы и правила.
День рождения дзюдо – оснвание японцем школы боевых искусств Кодокан (1882). По современной классификации, принятой в стране Восходящего Солнца, его относят к современным боевым искусствам.
Основа дзюдо – броски и болевые приемы, удушения и удержания в партере. Удары же изучаются исключительно в форме «ката», цель выполнения которых – точность движений.
Основные отличия от греко-римской и вольной борьбы – меньшее применение физической силы во время выполнения приемов и большей разнообразностью позволительных технических действий.
В основе единоборства философские составляющие. Философия дзюдо базируется на трех основных принципах:
- Взаимопомощь и понимание ради достижения большего прогресса.
- Оптимальное использование тела и духа.
- Поддаться, чтобы победить.
Перед будущими дзюдоистами традиционно ставятся цели физвоспитания, подготовки к рукопашному бою, дисциплины, настойчивости, самоконтроля, умения соблюдать этикет, осознавать различия между успехом и необходимыми для его достижения усилиями.
Сегодня параллельно развиваются традиционное дзюдо и спортивное дзюдо. Последнее боевое искусство входит в программу Олимпийских Игр. В нем делается основной акцент на соревновательный аспект. В традиционном же дзюдо наиболее важными неизменно остаются вопросы самообороны и философии.
Айкидо
В переводе с японского языка – путь слияния с жизненной энергией. Его создал Морихэй Уэсиба, как синтез боевого искусства, философии и религиозных убеждений. Цель айкидо не просто защитить себя, но и оградить от травматизма нападавшего человека. Его техники базируются на слияниях с атакой противника, перенаправлением энергии атакующего, бросках и болевых захватах.
Ключевой момент в зарождении айкидо – 1920 г. Он был очень драматичным и даже трагичным для Морихэя Уэсибы: умерли его отец и маленькие сыновья. Безутешный мужчина начал искать утешения в духовных практиках учения Оомото-ке, в последствии очень повлиявшего на философскую составляющую айкидо.
Ошибочно трактовать айкидо исключительно как искусство боя. Она имеет собственную, интересную философию и даже религиозную составляющую.
Цель боя – не убить или покалечить обидчика, а остановить того, кто поднял на тебя руку, не причинив его жизни и здоровью какого-либо вреда. Айкидо учит единению, помощи ближнему, любви к другим людям.
Во время нападения мастер айкидо использует агрессию обидчика против него самого, при этом оставаясь в полном духовном и физическом равновесии. Нападение трактуется как агрессия, ведущая к дисгармонии, а защита – уход или бросок, использующий гнев нападавшего. В результате – внутренняя гармония ничем не нарушается, противник проиграл, гармония не пострадала. По сути, мастер заставляет нападавшего отказаться от своей затеи.
Базовые принципы айкидо:
- Дух единения айки.
- Дистанция безопасности Ма-ай.
- Уход с линии атаки Тай сабаки.
- Кудзуси – вывод соперника их равновесия.
- Спиральные движения, использование центра – Суми.
- Ударная техника Атэми.
Джиу-джитцу
С японского переводится буквально, как искусство мягкости. Это техника рукопашного боя, основа которого – податливая техника движений. Джиу-джитцу возникло в 16 веке.
Его появление связывают с именем правителя провинции Мимасака Хисамори Такэнуоти, сумевшего объединить разные виды боевых искусств, используемых в ближнем бою, когда оружие оказывается совершенно неэффективным.
Основной принцип этой древней техники борьбы – не прямое противостояние с противником. Нужно уступить натиску нападавшего, как бы направляя его действия в сторону, пока он сам не заманит себя в ловушку, обратив натиск и силу против него самого.
Данный принцип имеет связь с полулегендарным японским врачевателем Сиробэем Акаямой, заметившим, что во время бури сломались массивные дубовые ветви, зато ивовые прутики, поддавшиеся стихии уцелели. Вдохновленный этим явлением он основал первую школу джиу-джитцу.
Философские основы этого боевого искусства заключаются в том, что человеческую жизнь, подобно крепости, укрепляют четыре стены, которые одинаково важны:
- Духовность.
- Здоровье.
- Общение с окружающими.
- Знания и работа.
Если одна из этих стен непрочна, то жизнь человека может рухнуть в любой момент, подобно карточному домику. Поэтому работать над четырьмя стенами крепости духа желательно с самого детства. Очень важно, чтобы ребенок имел прочный фундамент к моменту выхода в самостоятельную жизнь.
Карате
Боевая техника, получившая всемирную популярность. Переводится как «путь пустой руки», «пустая рука». Представляет собой искусство защиты и нападения.
В отличии от других японских боевых искусств, предполагающих борьбу, контакт между каратистами максимально ограничен. Для того, чтобы сокрушить противника используются мощные удары руками и ногами, которые наносятся в жизненно важные точки тела.
Интересно, что в карате есть ученические степени «кю» и степени для мастеров («даны»). Атрибут той или иной степени пояс соответственного цвета. Отметим, что степени не зависят от результатов, полученных в ходе спортивных состязаний. Для их получения нужно демонстрировать определенное мастерство, выполнив кат и в свободном бою.
Пояса, используемые в карате называются оби. Они имеют и практическое предназначение – удерживать запахнутой куртку ги. Его цвет указывает на уровень мастерства. Цветные пояса соответствуют степеням учеников, черные – мастеров.
Значения поясов в зависимости от цвета:
- Белый – чистота, невинность, неопытность, стремление познавать новое и учиться.
- Оранжевый – солнце, что восходит.
- Синий – небо во время солнечного восхода.
- Желтый – солнце, которое в зените. Уровень утверждения.
- Зеленый – уровень зрелости, входа в расцвет.
- Коричневый – зрелость и практический и творческий уровень.
- Черный – мудрость и достижение вершины мастерства.
Бодзюцу
Искусство шеста – ведение боя с противником при помощи длинной деревянной палки – бо. Было одним из элементов классического обучения. Техники работы с бо следуют принципам философии, согласно которой палка трактуется ка продолжение конечностей. Бодзюцу зачастую включают в различные системы, не предполагающие оружия, например – карате.
Кудо
Это современное полноконтактное единоборство было создано сравнительно недавно – в 1981 году Адзумой Такаси, использовавшем знания о карате кекусинкай, борьбе дзюдо и тайском боксе. С японского переводится, как «путь открытого сердца» или «путь в пустоте».
Ошибочно полагать, что кудо – это карате. Так считают многие люди, но на самом деле – это совершенно другой вид спорта, со своими правилами, системой подготовки, занимающий собственную нишу в системе единоборств. Главное отличие кудо от карате – полное отсутствие ката. Вместо них практикуется отработка ударов, комбинаций, борцовской и бросковой техники. Как правило – в паре с партнером. В кудо зачастую используют макивары.
Кэндо
Современное искусство фехтования, история которого восходит к самурайским техникам владения холодным оружием. Кэндо ставит целью формирование полноценной личности с твердым характером и призван закалить волю и дух фехтовальщика. В современной стране Восходящего Солнца – это не просто боевое искусство, но и очень популярный вид спорта.
Название кэндо появилось в 1895 г. И этимологически связано с древним кэндзюцу (искусством меча). Таким образом, была создана система воспитания, способная влиять на дух японской молодежи и возродить традиции самурайства.
Этот вид боевого искусства имеет под собой довольно серьезную философскую базу. Оно требует от молодежи ответственного подхода, вдумчивого и глубокого изучения пути меча, воспитания в себе бодрого и твердого духа, постоянной закалки души и тела. Кэндо учит уважать вежливость, ценить честь и человеческое достоинство, любить государство, общество, содействовать благоденствию всего мира.
Концепция Кэндо составлена Всеяпонской федерацией фехтовальщиков. Каждый, пытающийся постичь это искусство, должен:
- Заботиться о духе, теле, разуме.
- Развивать свою личность через упорные и долгие тренировки.
- Постоянно стремиться усовершенствоваться в искусстве кэндо.
- Ставить на первое место честь и вежливость.
- Быть искренним с людьми.
- Постоянно стремиться к самоусовершенствованию.
Такой подход должен способствовать гуманистическим целям и благотворно повлиять на мировое сообщество.
Сумо
Популярное и очень узнаваемое японское боевое искусство. Традиция сумо ведется с древних времен и каждый поединок проходит согласно ряду обязательных ритуалов. Япония – единственная страна, где соревнуются в этом единоборстве на профессиональном уровне. Во всех остальных государствах мы можем увидеть исключительно любительские бои. Сегодня сумо очень популярно в стране Восходящего Солнца и включает в себя элементы спорта, традиций и зажигательного шоу.
Сумо упоминается еще с 8 века. Это был важный ритуал императорского двора: в соревнованиях должны были участвовать представители всех провинций. Правила окончательно сложились в эпоху Хэйан. Атлетам запрещалось хватать друг друга за волосы и бороды, пинаться и бить в голову.
Параллельно с храмовым и дворцовым сумо существовало площадное, народное. На городских площадях сходились силачи простого звания, стремящиеся определить победителя. Такие бои пользовались невероятной популярностью, хоть и часто запрещалось властями из-за угрозы массовых беспорядков.
Ошибочно полагать, что в сумо есть весовые категории: единственный определяющий фактор масса борца. Почти все из них весят больше 120 кг: иначе на успех и победы рассчитывать не приходится. Самым тяжелым сумоистом считается рекордсмен Конисики (вес – 275 кг.) Но и чрезмерно большой вес отнюдь не гарантия успеха. Например, Конисики сумел победить легковес Майноуми (вес – 98 кг.).