>> << >>
Главная Выпуск 48 NewConcepts Chapters
History*

Еврейские банкиры в Италии в эпоху Возрождения

А. В. Пачкалов Финансовый университет, Москва, Россия https://orcid .org/000-0002-6316-3224
Декабрь 2024
Опубликовано 2024-12-26 12:00 , обновлено 2024-12-28 18:40

DOI: 1026794/2226-7867-2021-11-1-116-119
УДК 93(045)
Еврейские банкиры в Италии
в эпоху Возрождения
А.В. Пачкалов
Финансовый университет, Москва, Россия
https://orcidorg/000-0002-6316-3224


Феномен возникновения капитализма в Европе на рубеже средних веков и нового времени заставляет исследователей вновь и вновь обращаться к этой эпохе для того, чтобы осмыслить возникновение новой социально-экономической системы, в рамках которой существует основная часть современного мираОчевидно, что
капитализм возник в Европе благодаря стечению ряда обстоятельств Статья посвящена истории еврейских
банкиров в Италии эпохи Возрождения и их вкладу в формирование современного капитализмаРассмотрена
роль Италии эпохи Возрождения в развитии таких финансовых династий, как Абарбанели, Банко, Монтефиоре,
Морпурго, Норсы, Пизы и дрНекоторые из этих семей продолжали сохранять значимую роль в мире финансов и после ВозрожденияВ статье также рассматривается тесная родственная связь между некоторыми из
финансовых династий
Ключевые слова: история; банкиры; финансисты; евреи и современный капитализм
Для цитирования: Пачкалов А.В. Еврейские банкиры в Италии в эпоху Возрождения. Гуманитарные науки.Вестник
Финансового университета. 2021;11(1):116-119. DOI: 10.26794/2226-7867-2021-11-1-116-119


ORIGINAL PAPER
Jewish Bankers in Italy During the Renaissance
A.V. Pachkalov
Financial University, Moscow, Russia
https://orcidorg/000-0002-6316-3224


ABTRACT
The phenomenon of the emergence of capitalism in Europe at the turn of the Middle Ages and modern times
calls researchers, again and again, to turn to this era to comprehend the birth of a new socio-economic system,
within which the main part of the modern world existsIt is evident that capitalism arose in Europe due to the
coincidence of several circumstances The article is devoted to the history of Jewish bankers in Renaissance
Italy and their contribution to the formation of modern capitalism We considered Renaissance Italy’s role in
developing such financial dynasties as Abarbaneli, Banco, Montefiore, Morpurgo, Norsa, Pisa, and othersSome of
these families continued to retain a significant role in the world of finance after the RenaissanceThe article also
examines the close relationship between some of the financial dynasties
Keywords: history; bankers; financiers; Jews and modern capitalism
For citation: Pachkalov A.V. Jewish bankers in Italy during the Renaissance. Gumanitarnye Nauki.Vestnik Finasovogo
Universiteta = Humanities and Social Sciences.Bulletin of the Financial University. 2021;11(1):116-119. DOI: 10.26794/2226-
7867-2021-11-1-116-119
© Пачкалов АВ, 2021

 


ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС
117
Вплоть до настоящего времени генезис капитализма связывался в основном с появлением и развитием протестантизма. Однако
эта гипотеза не способна объяснить загадку возникновения капитализма,появившегося в Италии
до того, как возник протестантизм. Ведь именно
в Италии сформировались многие принципы, на
основе которых позже функционировала финансовая система капиталистического мира. И именно из Италии другими странами была заимствована лексика, используемая современной финансовой системой (слова «банк», «ломбард» и т.п.).
Специалистам хорошо известно о финансовой
деятельности семейных кампаний Барди,Борромео,
Гонди,Дориа,Киджи,Корсини,Медичи,Одескальки, Пацци, Перуцци, Портинари, Скали, Строцци, Фрескобальди и др., ведущейся в XIII–XVII вв.
в разных городах Италии.Вместе с тем значительно
меньше известно об участии иудеев в финансовой
жизни Италии в период Возрождения. Это малоисследованная тема, ей посвящены некоторые
публикации, изданные в основном в Италии [1].
Существует монография Л. Полякова по истории
взаимоотношений евреев Италии и римских пап
в XIII–XVII вв., опубликованная на французском
языке и переведенная на английский [2].
В генезисе капитализма иудеи сыграли значимую роль, которую можно проследить по истории
ряда семейств, занимавшихся ростовщической,
а позже и банковской деятельностью.Ростовщики
были самым активным и сплоченным слоем в еврейском обществе, а также самым заметным, так
как ростовщичество было профессией разрешенной.
Еще до наступления эпохи Возрождения, в XII–
XIII вв., в Италии имелось зажиточное еврейское
население (особенно в Риме, где иудеи выступали
финансовыми агентами пап).В серединеXI в.в Риме
появилась семья Пьермони, член которой стал одним из первых банкиров в Риме. К XIV в. Италия
стала основной страной,принимавшей евреев,изгнанных из Франции и германских государств, где
они традиционно занимались ростовщичеством.
Так в Италии появились семьи Луццато (Лаузиц),
Оттоленги (Эттлинген), Морпурго (Марбург), Провенцалли,Тедеско и др.
С конца XV в., после изгнания евреев с Пиренейского полуострова (в 1492 г.—из Испании,
в 1497 г.—из Португалии), многие еврейские семьи переселились в Италию. В XV в. это были семьи сефардов Абарбанель (Абрабанель),Камондо,
Мокатта, Монтефиоре и др. Переселившись из
Испании в Италию, они продолжали заниматься финансовой деятельностью. Ростовщическая
деятельность евреев поощрялась аристократией
и римскими папами. Деятельность банкиров-евреев всячески поощряли государства и отдельные
города Италии, заинтересованные в обеспечении
кредитов малосостоятельным классам населения
(например,Реджо-нель-Эмилия,Падуя).Приглашая
еврейских финансистов открывать конторы на их
территориях, они в особых договорах (кондоттах)
гарантировали им как удовлетворительную прибыль, так и возмещение убытков в случае нападения на них «черни».
Видимо, евреи-сефарды,переселившиеся в Италиюс Пиренейского полуострова,продолжили вести
экономическуюдеятельность,традиция которой зародилась еще от средневековых купцов-рахдонитов
(раданитов),выступавших в конце I тысячелетия н.э.
торговыми посредниками между Западной Европой,
мусульманским Востоком и Китаем. Сефардский
клан Ибн Эзра возводил свою родословную к высшим слоям Иерусалимского общества,изгнанным
после разрушения Первого Храма в VI в.до н.э.Существует предположение, что клан Ибн Эзра был
также связан с финикийцами,переправившимися
из-за войны с Вавилоном в южную Испанию. Возможно,представители клана занималисьторговой
деятельностью,находясьна государственной службе
в Карфагене. Среди средневековых финансистов
наиболее известен Иуда Ибн-Эзра, состоявший на
государственной службе при кастильском короле
Альфонсе VII в Гранаде в XII в.
Со второй половины XIV в. еврейские банки
стали иметь большое значение в Венецианской
республике и за пределами Венеции. В XIV–XV вв.
заметно возрастает роль еврейских банкиров при
папскомдворе.В XVI в.в Италиидостигаютрасцвета
еврейские кредитные банки. Значительный вклад
в их развитие внесли семейства Пиза, Норса, дель
Банко,Риети,Вольтера, Перуджа,Террачина,Монтальчино,Четона,Тосканелла,Тиволи и др.Наиболее
активной была деятельность еврейских финансистов в Болонье, Мантуе, Падуе, Риме, Флоренции
и др. итальянских городах. Нельзя также не отметить, что одновременно с этим иудеи оказывали
сильное влияние на интеллектуальнуюдеятельность
итальянских гуманистов эпохи Возрождения. Ряд
еврейских банкиров стремились подражать образу
жизни «людей Ренессанса»,увлекалисьлитературой
и искусством.
Вместе с тем в Италии имели место нападки на
еврейских ростовщиков (особенно со стороны монахов-францисканцев),приводившие к изгнанию
А.В. Пачкалов
118
их из ряда итальянских городов, а также к антисемитским погромам.
Сложность изучения рассматриваемой темы
заключается в том,что из-за антисемитизма иудеи
в Италии (как и в других странах Европы) становились псевдохристианами, скрывая свое еврейское происхождение. Об этом явлении написал
В. Зомбарт: «Очень благодарной задачей было бы
основательное исследование участия евреев в венецианских банковскихделах.Но задача,несомненно,
и очень трудная, так как, судя по напечатанным
до сих пор источникам, евреи уже в XV в. были
псевдохристианами с христианскими именами,
занимали почетные должности» [3].
Известный образ еврея-ростовщика Шейлока
был создан Шекспиром в пьесе «Венецианский
купец» (конец XVI в.). Интересно, что в «Венецианском купце» Шейлок вынужденно принимает
христианство. На наличие криптоиудеев среди
ростовщиков Венеции указывает и то,что в 1550 г.
христианские купцы Венеции заявили, что будут
вынуждены эмигрировать, если торговля с маранами будет запрещена. Насколько мне известно,
вопросы изучения участия криптоиудеев в венецианских банках эпохи Возрождения до сих пор не
получили развития.То же можно сказать и в отношении некоторых генуэзских банкиров,известных
в качестве католиков.
Известной еврейской семьей банкиров были
Пизы,происходившие из итальянского города,по
названию которого получили фамилию. В эпоху
Возрождения семья Пизов была одной из наиболее богатых среди банкирских семейств в Италии.
Главой семьи являлся Маттития бен-Саббатай из
Рима, основавший вместе со своими четырьмя
сыновьями в 1393 г. в г. Сан-Миниато в Тоскане
банкирский дом.В начале XV в. банком руководил
сын Маттитии, Иехиель-старший, лидер тосканских евреев. С 1422 г. руководство приняли три
дочери Иехиеля-старшего. Расцвет банкирского
дома пришелся на вторую половину XV в.,когда во
главе него стоял внук Иехиеля-старшего,Иехиельмладший, бывший в это время одним из наиболее
влиятельных евреев Италии. В это время семья
Пизов поддерживала тесные контакты с домом
Медичи, а также с флорентийской аристократической семьей Сфорца.После изгнания Медичи из
Флоренции в 1495 г.банковскаядеятельностьПизов
была нарушена и возобновилась в 1514 г.После вторичного изгнания Медичи из Флоренции в 1527 г.
Пизы продолжали своюдеятельность в различных
городах Италии (Болонье, Риме и др.).Упадок семьи приходится на вторую половину XVI в., когда
евреям было запрещено заниматься банкирскими
операциями в Тоскане [4].
Тесно связанными с семьей Пизов были Риети
(Ариети),происходившие из одноименного города
в Италии. Риети известны с XIV в.,—члены семьи
проживали в Риме, Флоренции, Болонье, Мантуе
и других городах.Со второй половины XV в. значительной была рольРиети в финансовой жизни города Сиены, а с середины XVI в.—Пизы.В XVI в. они
поддерживали тесные связи с банкирским домом
Медичи. В 1570–1571 гг. евреям было запрещено
заниматься ссудными операциями в Сиене, Пизе
и других городах Италии,однако Риети продолжали
принимать участие в финансовой деятельности.
Помимо банкиров, в семье Риети были известные
раввины и талмудисты [5].
Еврейский род Норса (Норча,Норчия),получивший имя от умбрийского города Норчия, где, по
некоторым данным, уже с древности проживало
еврейское население, был связан с Мантуей. Родословная семьи прослеживается с XIV в. (Натан
Норса).В концеXIV в.правители Мантуи разрешили
еврейским ростовщикам заниматься финансовой
деятельностью в городе. В XV в. в Мантуе был открыт банк Норса.Представители семьи выступали
заказчиками известных произведений искусства
в эпоху Ренессанса. В XV–XVI вв. семья Норса занималась банковской деятельностью в различных
городах Италии,а также международнойторговлей
шерстяными и шелковыми тканями. Во второй
половине XVI в. банкирская деятельность семьи
Норса в Италии пришла в упадок. В семье Норса
были также известные раввины. В середине XX в.
в Италии одним из представителей Норса был опубликован труд по истории рода [4, 6].
Также в Венеции в эпоху Возрождения были
еврейские финансовые семейства Камондо и дель
Банко. Наиболее известен Ансельмо дель Банко —
один из успешных венецианских финансистов
в начале XVI в.[6–8].
По меньшей мере с XVI в. финансовой деятельностью в Италии занималась семья Морпурго,
видимо, родственная семье дель Банко. С XVII в.
Исаак Морпурго и его преемники предоставляли
финансовые услуги в Венеции [9].
Экономический упадок Италии во второй половине XVI в. совпал с угасанием деятельности
в Италии еврейских финансистов. Как отмечает
В. Зомбарт, «экономический регресс совпадает хронологически с выселением евреев.С другой стороны,
момент экономического расцвета —часто внезапИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС
119
ного расцвета —городов и стран … совпадает со
временем прибытия туда еврейских беглецов» [10].
Конкуренция со стороны банковской сети Монте
ди Пьета и ужесточение политики пап в период
Контрреформации вели к тому, что евреи постепенно оставляли сферу финансов в Италии или
перемещались в другие страны.В XVI в.дель Банко
переселились из Венеции в Болонью, а из Болоньи —в Германию. Семьи Мокатта и Монтефиоре
с XVII–XVIII вв. связаны в основном с Англией.Семья Морпурго играла важную роль в мире европейских финансов до XIX в. включительно.
Интересна дальнейшая судьба рассмотренных
в статье семейств.Представители семей Норса и Риети до настоящего времени проживают в Италии,
но, по всей видимости, уже не связаны с финансовой деятельностью.Некоторые из рассмотренных
семейств занимались финансами и после эпохи
Возрождения.
Мокатта и Монтефиоре сыграли значительную
роль в подъеме Лондона как мирового финансового центра в XVIII–XIX вв. Камондо (известные
также как «Ротшильды Востока») в XIX–XX вв. занимались банковской деятельностью в Османской империи (создав в начале XIX в. крупнейший
в империи банк Isaac Camondo & Cie), во Франции,
а также возобновили финансовую деятельность
в Италии (при поддержке короля Италии Виктора
Иммануила) [11].
Наиболее примечательна судьба семьи дель
Банко. В XVI в. они переселились в Германию, где
сменили фамилию, став Варбургами (по имени
г. Варбург в Вестфалии). Варбурги преуспели, занимаясь финансовой деятельностью в Германии
(особенно в Гамбурге), породнились с другими
известными финансовыми династиями. В первой половине XX в. Варбурги принимали участие
в развитии финансовой системы США.Пол Мориц
Варбург вел многолетнюю борьбу за создание центрального банка в США,явился одним из основных
теоретиков и создателей Федеральной Резервной
Системы США.
REFERENCE
1. Veronese A. Una famiglia di banchieri ebrei tra XIV et XVI secolo: i da Volterra: reti di credito nell’Italia del
rinascimento. Pisa; 1998.
2. Poliakov L. Jewish bankers and the Holy See: from the thirteenth to the seventeenth century. London; 1977.
3. Sombart W. The Jews and Modern Capitalism.Batoche Books.Kitchener; 2001.
4. Bedarida G. Ebrei d’Italia. Livorno; 1950.
5. Castelli E.I banchi feneratizi ebraici nel Mantovano (1386–1808). Mantova; 1959.
6. Norsa P. Una famiglia di banchieri: la famiglia Norsa (1350–1950). Napoli; 1953.
7. Chernow R. The Warburgs.A Family Saga. London; 1998.
8. Rottenberg D. Finding Our Fathers:AGuidebook to Jewish Genealogy.Baltimore,Genealogical Publishing Company;
1995.
9. Mоrpurgo E. La famiglia Morpurgo di Gradisca sull’Isonzo. Padua; 1909.
10. Sombart W. The Jews and Modern Capitalism.Batoche Books.Kitchener; 2001.
11. Rottenberg D. Finding Our Fathers:AGuidebook to Jewish Genealogy.Baltimore,Genealogical Publishing Company;
1995.
ИНФОРМАЦИ ОБ АВТОРЕ
Александр Владимирович Пачкалов —кандидат исторических наук,доцентДепартамента социологии,истории и философии,Финансовый университет, Москва, Россия
apachkalov@fa.ru 

 

 

997-1723-1-SM  

Читайте также:

МИЛАНСКИЙ СОБОР! ИСТОРИЯ, ЛЕГЕНДЫ И ЧУДЕСА!

Миланский собор Дуомо является символом не только этого многогранного города, но и всей Италии. Полное название миланского Собора звучит как "Санта-Мария Нашенте", но иначе как домский или миланский его мало кто называет Строительство Дуомо было начато в 1388 году и продолжалось до начала XIX столетия

Подслушивание как один из эффективнейших способов защиты и поддержания демократии

Заголовок этой ремарки кажется абсолютно абсурдным. Между тем, известно государство, где это было именно так. Более того: одно из самых великих в истории государств. Создавших великую живопись, великую музыку, великую дитературу, великую драматургию и великую архитектуру. Страна (после того, как была лишена всех владений на континенте) ставшая местом мирового паломничества.

Добавить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте:
Email: Пароль:

напомнить пароль

Регистрация