>> << >>
Главная Выпуск 49 NewConcepts Chapters
History*

Евреи оказали влияние на появление монотеистической религии Эхнатона

Юрий Магаршак    главный редактор журнала Новых Концепций
Январь 2025
Опубликовано 2025-01-01 15:00 , обновлено 2025-01-02 18:17

Кто такой Моисей в Библии? - Православный журнал «Фома» эхнатон стоковые фото – бесплатные и стоковые фото RF от ...

 

Юрий Магаршак    главный редактор журнала Новых Концепций

После раскопок, осуществленных в XIX веке в районе поселка Амарна на берегу Нила, в 287 километрах от Каира, человечеству открылась монотеистическая цивилизация, созданная во время правления Эхнатона, с искусством высочайшего уровня. Поскольку было установлено, что культ солнечного диска Атона и только его одного существовал до исхода евреев из Египта под предводительством Моисея, сразу же встал вопрос, кто на кого влиял: монотеизм потомков Иакова на Эхнатона – или же Эхнатон создал египетский монотеизм сам, без чьего либо влияния, и не на основе традиций какого-либо народа, а (как говорится) с нуля.
Утверждение об отсутствии влияния следовавших заповедям Ноя и Авраама проживавших в Египте евреев (ко временам Эхнатона – согласно Пятикнижию Моисея - превратившихся в народ размером сравнимый с египетским), представители которого к тому же со времен Иосифа Прекрасного в Египте занимали выдающееся положение, выглядит странно если не абсурдно. Тем не менее, именно оно доминировало среди ученых и в общественном мнении на протяжении долгого времени. И продолжает доминировать сейчас.

Исключение составляет единственная найденная мною статья Статья Элиэзера Рабиновича в Заметках по еврейской истории ЭХНАТОН ИЛИ ЕВРЕИ – КТО ОСНОВАЛ МОНОТЕИЗМ? https://berkovich-zametki.com/2008/Zametki/Nomer10/ERabinovich1.php написанная блестяще, эрудированно и объективно! Проблема, которой она посвящена, в эпоху множества единобожий и троебожий, ставшая актуальной более, чем в средневековье или же в просвещение, достойна всестороннего обсуждения. Некоторым аспектам которой посвящена настоящая (написанная конспективно в сравнении с монументальностью затрагиваемых в ней вопросов) статья.


Проблема первая. МОГЛИ ЛИ ПОТОМКИ ИААКОВА В ЕГИПТЕ ЗА 400 ЛЕТ УМНОЖИТСЯ ДО ДВУХ МИЛЛИОНОВ.
Элиэзер Рабинович: “Семья Иакова составляла всего 70 душ. А Тора говорит о более чем 600 тысячах боеспособных мужчин, Манефон – о четверти миллиона; это невозможный рост за 400 лет. Но если мы примем, что Моисей вёл не только этнических евреев, но смешанную политическую партию, то любое число возможно. При этом совершенно неважно, текла ли в жилах Моисея кровь Иакова или нет. Он вывел толпу смешанной крови и в процессе превратил её в еврейскую нацию. В этом процессе он, конечно, сделал евреем и себя.”


Книга Чисел – четвертая в пятикнижии Моисеевом – начинается с подсчета количества мужчин от 20-ти лет и старше, вышедших из Египта, способных носить оружие. Их было по утверждении Библии – священной книги для более чем двух миллиардов людей на земном шаре! – 603,550 человек, не считая колена Левитов, члены которого были священниками и в армии не служили (Исход 2/32,33). Всего, с детьми, стариками и женщинами, стало быть, из Египта вышло около двух миллионов человек, ведомых Моисеем. Элиэзер Рабинович, и ряд других авторов, считают, что за четыреста лет 72 потомка Иакова, пришедших в Египет вслед за Иосифом, не могли размножится до такого количества.
Однако это умозрительное утверждение, делаемое многими авторами, не имеющими математического образования, или же антисемитски настроенными, ошибочно.
Прикинем по порядку величины. Допустим (как это было на протяжении веков по всему миру в религиозных семьях, не только в еврейских) – что выживших детей от каждой еврейской женщины в Египте в среднем было четыре. Так вполне могло быть, особенно учитывая

  1. что девочки (согласно еврейской традиции) могли выходить замуж с появлением у них менструации, начиная с двенадцати лет.
    2. Благодатный климат в земле Гошен, в которую фараон поселил семью Иакова по совету Иосифа. О переселении в которую в Священном Писании говорится так: «Земля Мицраима пред тобою, на лучшем (месте) земли посели отца твоего и братьев твоих». «И поселил Йосеф своего отца и своих братьев, и дал он им владение на земле Мицраима, на лучшем (месте) земли, на земле Рамсес, как повелел фараон». (Берешит, 47:6,11). Гошен была благословенной землей на берегах Нила, на которой впоследствии Рамзес Великий построил свою столицу! О проживании в ней до начала преследований евреи впоследствии вспоминали: «Мы помним рыбу, которую ели в Мицраиме даром, огурцы и дыни, и зелень, и лук, и чеснок» (Бемидбар, 11:5).
    3. Традиционная с древнейших времен гигиена омовения рук евреями несколько раз в день, позволяла даже во время эпидемий чумы свести смертность к минимуму (за что евреев, подозревая в колдовстве, в Средние Века, наступившие три тысячи лет спустя, фанатики-европейцы, считавшие грязь священной блох дщерями Божьими, сжигали на кострах).


Вспомним также, что египтянам со времен первых династий за работу платили хлебом и пивом. Которое в процессе брожения уничтожает микробов – в отличие от нильской воды. Известно, что строители пирамид получали около пяти литров пива в день. Что было необходимо для поддержания их здоровья. Но также и для того, чтобы они постоянно были немного навеселе!


В этой части Дельты Египта, в которой спустя века Рамзес Великий построил свою столицу, было много живительной влаги, поступавшей через каналы из Нила, а также стекавшей с гор, и множество солнечных дней в году, и, стало быть, плодородной земли, даровавшей сочные фрукты и овощи (во времена Древнего Рима кормившие десятки миллионов жителей всей империи). А на расстоянии пешего перехода были горы, позволявшие пасти стада (скотоводство было излюбленным занятием евреев еще во времена Патриархов). Сочетание всех этих факторов, несомненно, уменьшило детскую смертность (в сравнении с средней смертностью по Египту) и смертность вообще. Так что оценка – в среднем четыре ребенка на семью, доживших до зрелого возраста у евреев в земле Гошен – вполне реальна.

Четыре ребенка у каждой пары родителей обеспечивают удвоение популяции в каждом последующем поколении. Считая (грубо), что поколения (то есть родившиеся от женщин и дожившие до продуктивного возраста дети) сменяются каждые 25 лет (то есть четырех здоровых детей средняя еврейская женщина рождает с батмицы в последующие 13 лет: оценка весьма умеренная, поскольку во все времена женщины могли рожать до почти сорокалетнего возраста), получаем 4 поколения в столетие, за 430 лет 21 поколение. Время, за которое еврейское население в Египте увеличилось в 221 степени. Поскольку 210 степени равно 1024, за 20 поколений увеличение составит (по этой модели) более чем в миллион раз. Таким образом, 70 членов семьи Иакова, прибывших в Египет, в благоприятных условиях, за 430 лет могли иметь 2 миллиона потомства даже в значительно менее благоприятных условиях, чем в произведенном подсчете.


Проблема вторая. НА КАКОМ ЯЗЫКЕ ОБРАЩАЛСЯ МОИСЕЙ К ВЕДОМОМУ ИМ НАРОДУ.

Как проницательно замечено Фрейдом и изящно показано Рабиновичем, Моисей был косноязычен и общался с выводимыми им под предводительством Господа из Египта евреями с помощью брата своего Аарона (а кстати, откуда у него брат взялся, если, согласно Библии, он был найден принцессой в Ниле?!), потому что иврит не был его родным языком. То есть он не был косноязычен в обычном смысле этого слова, поскольку вообще не мог говорить внятно ни на каком языке, а косноязычен в иврите, потому что (как у любого образованного египтянина) его родным языком был египетский. И не просто египетский, а язык элиты, отличавшийся от простонародно-египетского, как язык Чехова отличается от языка, на котором говорили с трибун Съездов КПСС вожди Советского Союза – или в любой московской или нижегородской пивной за любым столом. Моисей был не более косноязычен, говоря по-еврейски, чем выросший в Вене Фрейд, если пытался говорить на идише, или русскоязычные эмигранты в Америку и Израиль, говоря по-английски или же на иврите сегодня.


Вполне вероятно, что египтяне и египтянки, не только вступившие в смешные браки с еврейками и евреями, а просто примкнув к Моисею, стали именоваться евреями. Это могло происходить приблизительно так же, как каждого, кто во времена, в которые чтобы выехать из СССР надо было являться евреем, евреями объявляли всех желающих эмигрировать независимо от того, являлся ли “изменник Родины” этническим русским, татарином или чукчей. Однако подавляющее большинство так называемой еврейской эмиграции из СССР все-таки составляли евреи. Так же могло обстоять дело и в Древнем Египте. С которым у Советской Страны на удивление много общего. Настолько, что даже мавзолей Ленина имеет форму первой пирамиды Египта – ступенчатой, построенной Имхотепом для фараона III династии Джосера.
В любом случае, предположение Рабиновича, что большинство выводимых Моисеем из Египта как евреи, евреями не были, как видно из приведенных в начале настоящей заметки оценок, вызывает сомнения.

УТВЕРЖДЕНИЕ ФРЕЙДА О ТОМ, ЧТО МОИСЕЙ БЫЛ УБИТ ЕВРЕЯМИ, НАПИСАННОЕ ВО ВРЕМЕНА ГИТЛЕРА И ВЫГЛЯДЯЩЕЕ ПОДАРКОМ ГЕББЕЛЬСОВСКОЙ ПРОПАГАНДЕ (Moses and Monotheism: Freud, Sigmund 1939), ЯВЛЯЛОСЬ СЛЕДСТВИЕМ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СОЗДАТЕЛЕМ ПСИХОАНАЛИЗА ПОДСОЗНАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ НА НАРОДЫ. КОТОРОЕ В ДАННОМ СЛУЧАЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОДТВЕРЖДЕНИЯ НЕ НАХОДИТ.
Для того, чтобы высмеять библейскую историю о том, что младенца Моисея нашла в Ниле дочь фараона, в Толковании Сновидений Фрейд приводит следующий анекдотический разговор учителя с учеником:
- Кто был матерью Моисея?
- Принцесса.
- Какую же ты говоришь чепуху. Принцесса только нашла новорожденного Моисея в Ниле, а вовсе не рожала его.
- Это она так говорит!!


По убеждению Фрейда, подавлящее большинство тех, кого Моисей вывел из Египта, этнически евреями не были. Соглашаясь с этим, Элиазр Рабинович пишет: “Эта гипотеза объясняет численное несоответствие. Семья Иакова составляла всего 70 душ. А Тора говорит о более чем 600 тысячах боеспособных мужчин, Манефон – о четверти миллиона; это невозможный рост за 400 лет. Но если мы примем, что Моисей вёл не только этнических евреев, но смешанную политическую партию, то любое число возможно. При этом совершенно неважно, текла ли в жилах Моисея кровь Иакова или нет. Он вывел толпу смешанной крови и в процессе превратил её в еврейскую нацию. В этом процессе он, конечно, сделал евреем и себя.” С этими утверждениями согласимся только частично. Как было показано в начале этой заметке, число евреев за 430 лет в Египте вполне могло быть цифрой, приводимой в книге Чисел. При этом не обязательно все евреи могли свободно говорить на языке своих предков. Подобно тому, как евреи российской империи читали на иврите, но говорили также на идише, украинском или на русском, а советские евреи Москвы чаще всего не знали ни идиша, ни иврита вообще. Моисей – независимо от того, являлся ли он по происхождению евреем или же египтянином – мог объясняться на иврите примерно так же, как эмигранты из СССР в америку по-английски. Для перевода на разговорный иврит ему требовался переводчик.


Как видно из предыдущей главы, утверждение, что за 430 лет евреи не могли настолько размножиться, как утверждает Библия, ошибочно. Могли и размножились. Священное писание не только не лжет, потому что он Священное – но в данном случае лгать не было никакого смысла. Что касается пропорции евреев и египтян в числе тех, кто был выведен (согласно Священному Писанию) Богом из Египта, она могла быть значительной – или же небольшой. Никаких оснований для более точных утверждений не существует.

 


СУЩЕСТВОВАЛ ЛИ У ЕВРЕЕВ КАК НАРОДА ЭДИПОВ КОМПЛЕКС НЕНАВИСТИ К МОИСЕЮ?

Создатель психоанализа Зигмунд Фрейд распространяет свою концепцию подсознательного с людей на народы. А также на мировую историю. Утверждая, что евреи, подсознательно ненавидевшие своего отца-создателя Моисея, убили его. Однако для этого утверждения в его время не было никаких оснований – кроме предположения, что подсознание управляет историей и народами. Нет подтверждений этой – остроумной и воспроизводимой специалистами и популяризаторами - гипотезы Фрейда и по сей день.



Проблема третья. МОГЛИ ЛИ ДВА МИЛЛИОНА ЕВРЕЕВ В ЗЕМЛЕ ГОШЕН ПИТАТЬ СЕБЯ? Ответ – совершенно элементарно! Во времена Клеопатры – и позднее, после того, как Египет был превращен в провинцию Рима – Египет являлся житницей всей империи. Он кормил овощами и фруктами (а также, возможно, и мясом) десятки миллионов человек. Поэтому земли одного из плодороднейших регионов Египта, с системой каналов, снабжавших посевы водой, легко могли не только прокормить местное население, но также и часть египтян, проживавших в других регионах.

Земля Египта поразительным образом становится плодородной сразу после того, как на нее попадает вода. Это наглядно демонстрируется на фотографиях, на которых видна резка граница плодоносящей земли, на которую попадает вода из канала, прокопанного из Нила – и абсолютно безжизненного “песка”, начинающегося в метре он нее и простирающегося по пустыне сколько хватает глаз!
Примечание к слову и месту. Напомним еще раз, что о жизни в Египте евреи последующих веков вспоминали «Мы помним рыбу, которую ели в Мицраиме даром, огурцы и дыни, и зелень, и лук, и чеснок», которые, само собой разумеется, сами выращивали. Как видим, евреи до начала преследований в Египте занимались сельским хозяйством весьма успешно. Русская присказка ЕВРЕИ НЕ СЕЮТ ЕВРЕИ НЕ ПАШУТ, распространенная в стране, называвшей себя Третьим Римом три тысячи лет спустя, говорит о порядках в Российской Империи и ограничительных законах в ней, но никак не о избранном Богом народе.

Проблема четвертая. ХРАМЫ ВСЕХ ДРЕВНИХ БОГОВ ПО ВСЕМУ ЕГИПТУ ПО ПРИКАЗУ ЭХНАТОНА МОГЛИ БЫТЬ ЗАКРЫТЫ ТОЛЬКО ЕВРЕЯМИ.

Надписи в Амарне, сделанные во времена Эхнатона, ничего не говорят о том, как были закрыты Храмы всех египетских богов кроме Атона, и кто это сделал. Однако ответ на этот вопрос исключительно важен – причем (учитывая, что после возвращения многобожия этот процесс определил преследования тех, кто закрывал храмы) остается неясен и по сей день!


Храмы Астарты, Озириса, Сета, Амона и других богов существовали в Египте к тому времени более тысячи лет. Жречество являлось не только самым образованным классом населения, но и самым влиятельным. Предположить, что воины египетской армии, воспитанные на протяжении поколений в почитании Богов, по приказу сплоченными рядами пошли разрушать храмы Исиды, Гора, Геба, Нут, Анубиса – и всей девятки Славных Богов – невозможно. По приказу жрецов любого храма египетская армия, состоявшая не из истуканов, а из людей, взращенных в Вере в Богов Египта, под предводительством жрецов непременно восстала бы и обратилась против фараона-еретика, уничтожавшего основу веры и жизни в самой передовой на протяжении тысячи лет стране человечества. Единственной значительной группой населения, которая могла поддержать переход к монотеизму от многобожия, в эпоху среднего царства Египта были евреи. Предположение, что именно это и до прихода в Египет, и впоследствии воинственное (как показала История) сообщество потомков Авраама и Исаака было вооружено фараоном для закрытия храмов всех богов кроме Атона, является не только естественным – для него не видно альтернативы.


Приведем аналогии – взирая из удаления на три тысячи лет в будущее. Действия евреев, являвшихся сердцем и мечем осуществления перевода Египта в монотеизм, напоминают действия христиан, спустя полторы тысячи лет (от Константина до Феодосия и Гонория) покончивших в Риме с язычеством во имя единобожия. А также действия чекистов советской власти, являвшихся главной силой установления власти Воинственного Безбожия, победившего веру в каких-либо богов кроме Ленина-Сталина (двоицы вместо троицы, а если добавить к ней Маркса и
Энгельса, то четверицы). В первом случае воины победившего христианства славятся, во втором (в котором евреи спустя три тысячи лет после исхода из Египта приняли активнейшее участие) славились в СССР, а после его распада в Путинской Федерации -но на протяжении пары десятилетий во времена Горбачева и Ельцина считались злодеями. Преследования евреев и искоренение памяти о правлении Эхнатона и его сторонников из истории Египта (в Манефоновском списке фараонов Эхнатона вообще нет, словно его никогда не было) в исторической ретроспективе – события того же типа, что и происходившие при переходе Рима к христианству – а также при переходе Российской Империи – напротив – от христианства к воинствующему безбожию.



Проблема пятая. КАК ОТНОСИТЬСЯ К ТОМУ, ЧТО ЕВРЕИ БЫЛИ ГЛАВНОЙ ОПОРОЙ ФАРАОНА-РЕФОРМАТОРА?

При Эхнатоне и его преемнике Сменхкаре (правившем два года после Эхнатона) монотеисты опора трона были, само собой разумеется, в почете. Однако после возвращения многобожия при юном Тутанхатоне (переименовавшим себя после возвращения в Египет традиционных верований в Тутанхамона) все сторонники фараона-еретика, и евреи и египтяне, оказались в опале. Именно это – если смотреть на события без предвзятости – было причиной преследования евреев при последующих фараонах. При этом не разбирали, кто активно помогал в борьбе с многобожием, а кто был вдалеке от политики. Осудили весь народ. Примерно так, как поступили Фердинанд и Изабелла в 1492 году, изгнав из Испании евреев и мавров. И как собирался сделать товарищ Сталин – если б внезапно не помер. При этом египетские фараоны по-видимому не совершали массовых казней (подобно Большому Террору, или сжиганию на кострах судом Инквизиции), а заставив тяжко работать. Что для не живших подневольными жизнями со времен Авраама, Исаака и Иакова евреев было невмоготу.



Проблема шестая. ХРАМЫ БОГОВ ЕГИПТА ЯВЛЯЛИСЬ НЕ ТОЛЬКО РЕЛИГИОЗНЫМИ ЦЕНТРАМИ, НО ТАКЖЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМИ ИНСТИТУТАМИ.
Гробница Тутанхамона является единственной из обнаруженных неповрежденной могилой египетских фараонов. Нахождение в гробнице Тутанхамона железного кинжала (в эпоху, когда железа производить еще не умели) и стеклянной броши с изображением скарабея космического (метеоритного) происхождения, однозначно доказывает, что египетские жрецы вдумчиво изучали природу не только в трагические времена (в которые климат менялся или наступал голод), но это была политика познания мира, на протяжении тысячелетий осуществлявшаяся жрецами. В разграбленных или необнаруженных могилах фараонов, более могущественных, чем Тутанхамон, равно как и в храмах, несомненно, имелось значительно больше предметов, не соответствующих нашему представлению об уровне знаний людей, живших более трех тысячелетий назад.


Другим примером мудрости египтян, сосредотачивавшейся в храмах, является изобретение обелисков. Высота которых примерно в 12 раз больше, чем диаметр основания. Если поставить “на попа” гвоздь или карандаш с такими пропорциями, достаточно на них дунуть, чтобы они опрокинулись. Египетские обелиски, однако, неколебимо стоят тысячелетия и повергнуть их оземь не могут ни землетрясения, ни ураганы! Каким образом египетские мыслители, не имевшие в качестве оружия математики и теормеха, смогли уяснить, что с увеличением размеров обелисков они будут не менее, а более устойчивыми – проблема, вызывающая восхищение тем, как и кем она была решена!
Храмы Египта (наряду с выполнением ими иных функций, религиозных в первую очередь), являлись первыми в истории человечества Научно-Исследовательскими институтами и лабораториями. Деятельность, сыгравшая важную роль в обеспечении устойчивости трехтысячелетней цивилизации. Гипотеза, выдвигаемая автором этой статьи, которая, обобщая известное из расшифрованных надписей и обнаруженных археологами артефактов, исследованных биохимиками, генетиками и лингвистами современности, представляется верной и интригующей.


Иллюстрация. Насколько тяжел бы труд евреев при строительстве Пер Рамзеса видно уже по тому, сколько трудов требовало создание и возведение обелисков. Являвшихся лишь небольшой частью архитектуры столицы Египта, построенной по приказу Рамзеса Великого. Википедия сообщает: “Обелиски появились в Египте в эпоху Древнего Царства при фараонах V династии (ок. 2500 г. до н. э.). Вершина обелисков имеет пирамидальное заострение, которое обивали золочёной медью, сверкающей в лучах солнца. Греки называли эту часть гранитного символа солнечного луча, устремленного в небо, «пирамидион». Обелиски высекали целиком из массива красного асуанского гранита или базальта. Для отделения глыбы от скалы в ряд заранее продолбленных отверстий вбивали деревянные клинья, которые затем смачивали водой. Влажное дерево, расширяясь, создавало трещины в камне. После этого каменными «рубилами» (железных орудий в то время ещё не было) обтёсывали заготовку. Каменотёсы работали, сменяя друг друга, месяцами и годами, это был тяжелейший труд, «но на Востоке, — как писал Огюст Шуази, — время и силы не учитываются, и эти приёмы вполне соответствуют условиям страны и эпохи» Перевозили обелиски из каменоломен по воде. Для этого рыли каналы от мест добычи камня к Нилу. Барки нагружали камнями и, по сообщению Плиния Старшего, подводили полузатопленными под обелиск, уложенный поперёк канала и опирающийся концами в его берега. Затем камни убирали, и поднявшиеся барки принимали на себя тяжесть гиганта. По суше обелиск передвигали 120 тысяч человек (полагаю что в этой цифре Википедия ошибается – Ю.М.) по специальной колее, смазанной слоем нильского ила. Фараон XVIII династии Тутмос I (1504—1492 г. до н. э.) воздвиг в Карнаке обелиск высотой 23 метра, шириной в 180 см и весом в 143 тонны.”



Утверждение. ЕВРЕЕВ ЛЕГКО БЫЛО УГОВОРИТЬ УЙТИ ИЗ ЕГИПТА, ПОТОМУ ЧТО ПЕРЕНОС ПОСТРОЕННОЙ ИМИ СТОЛИЦЫ ФАРАОНА РАМЗЕСА ВЕЛИКОГО ПЕР РАМЗЕСА ОТ ПЕРЕСЫХАВШЕГО РУСЛА НИЛА, НА КОТОРОМ СТОЛИЦА РАМЗЕСА ВЕЛИКОГО БЫЛА ВЫСТРОЕНА, БЫЛ НЕИЗБЕЖЕН.

Пер Рамзес был построен как Великий Город (сравнимый с Фивами и Мемфисом) на протяжении жизни одного человека – руками евреев. Однако при последующих фараонах рукав Нила, на берегу которого был построен город, который по замыслу основателя должен был затмить Мемфис и Фивы, начал пересыхать. Фараоны XIX династии были поставлены перед альтернативой: либо Великий Город (жизнь в котором исчезнет примерно так же, как спустя 18 веков после разрушения акведуков население Рима за несколько лет уменьшилось в двадцать раз!) необходимо переместить на берег другого рукава Нила, либо он перестанет существовать. Живших в столице Рамзесов на правах чернорабочих (подобно зэкам товарища Сталина, поселенных в столице СССР Москве для постройки высотного здания Университета – но рабами, похоже, не являвшихся так как имели дома) евреев, помнивших о непомерных тяготах постройки города-чуда, несомненно пугала перспектива еще более ужасающих работ, требующих нечеловеческого напряжения. Не удивительно, что в преддверии подобного будущего евреи были готовы из двух зол выбрать меньшее и пойти из насиженных мест незнамо куда. Даже без Божественного Указания, а взирая реалистично на то, что их ждет, ежели не уйдут ведомые Богом.
Таким образом, изменение русел Нила – процесс природный – сыграло в исходе евреев – а значит также и в образовании христианства и ислама – немаловажную роль!



ВЛИЯНИЕ МОНОТЕИЗМОВ ЕВРЕЕВ И ЭХНАТОНА ДРУГ Н ДРУГ БЫЛО ВЗАИМНЫМ И ДВУСТОРОННИМ.
Эхнатон в кратчайшие сроки породил удивительное искусство. Дошедшие до нас не разрушенными, и даже исковерканные наполовину скульптуры и барельефы амарнского периода (в частности скульптуры, изображающие самого Эхнатона) поражают отточенной красотой. Гармония изображения лиц (среди которых наиболее известны бюстики Нефертити) обладали не просто реалистической, а философской гармонией.
При этом единобожие Эхнатона отличалось от Великих Единобожий будущего (иудизма, христианства, ислама) тем, что египетский монотеистический бог бестелесен не был. Он был солнечным диском. Которому под разными именами египтяне поклонялись, начиная с древнего царства. Однако в отличие от монотеистической веры в Солнечный Диск, наряду с Богом-Солнцем у египтян при других Фараонах были и другие боги. Многие из которых отождествлялись с животными:
• Гор с головой сокола;
• Сухос с головой крокодила;
• Бастет с головой кошки, являвшейся богиней музыки, танца и женственности;
• Анубис с головой шакала, который защищал мумии по дороге в подземный мир;
• Хекет, богиня-лягушка, одна из восьмерки богов при сотворении мира, которая помогала женщинам при родах. Характерно, что королева болота представлялось египтянам не символом гниения (как подумали бы современные нам мыслители), а элексиром появления жизни!
• Рененутет, богиня змей, являвшейся опекуном фараона и покровительницей урожая;
• Селкет богиня-скорпион, защитница фараонов!
• Нехбет, богиня-стервятник, которая была покровительницей не смерти (как могло бы показаться нам с Вами), а богиней жизни в Верхнем Египте, когти которой воспринимались как орудие на нападения, а защиты.
• с Хепри, жуком-скрабеем, который катит навоз и, как поэтому думали, может размножаться без полового партнера. Хепри по верованиям египтян вышел из чрева своей матери без участия отца. Скарабей ежедневно катал солнце по небу, рождаясь каждое утро на востоке, а после захода солнца отправляясь в подземный мир
и другими. Кстати, уже из одного только перечисления, сделанного выше, ясно, что убийств зверей на потеху публике (подобных устраивавшимся в цирках древнего Рима) в политеистическом в египетском варианте многобожия Египте быть не могло! Египетский политеизм являлся защитником природы от человека – как это сегодня ни парадоксально звучит!!

 
Евреи же, являясь главным образом пастухами и ремесленниками, в искусство, архитектуру и социум величайшей империи второго тысячелетия до н.э. за четыре века нахождения в Древнем Египте (с Иосифа и его братьев до Моисеева Исхода) существенного вклада как самостоятельная культура, а не как отдельные личности, не внесли. Однако упорная вера в единого Бога отличала потомков Иакова от всех прочих народов, включая и египтян до Эхнатона и после него. И – как показали последующие события – с приходом христианства, а следом за ним монотеистического ислама, преобразила значительную часть человечества.


Евреи через восемьсот лет после Исхода из Египта вернулись в Александрию Египетскую в количестве сотен тысяч как один из двух народов, которому (наряду с греками) Александр Македонский даровал равные права в построенной им новой столице Египта на берегу Средиземного моря. Спустя ещё половину тысячелетия эллинизма единобожие, вышедшее из иудаизма, называемое христианством, охватило нижний Египет. А еще через несколько веков весь Египет был завоеван Исламом: единобожием, верившим в того же единого Бога, что и евреи, только иначе. Оставаясь его главной религией по сей день.


Таким образом, единобожие, потерпев поражение в Египте XVIII династии, вынудившей евреев уйти из страны (причем о собственном единобожии Эхнатона египтяне постарались забыть) вернулось в Египет!



ВЫБОР ЗЕМЛИ ОБЕТОВАННОЙ МОИСЕЕМ БЫЛ БОЖЕСТВЕННЫМ. ПРИ ДРЕЙФЕ КОНТИНЕНТОВ ОТДЕЛИВШАЯСЯ ОТ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ АФРИКА В ТЕЧЕНИЕ СТА МИЛЛИОНОВ ЛЕТ ПОСЛЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ НА ВОСТОК, ПОРОДИВ АТЛАНТИЧЕСКИЙ ОКЕАН, ПРИПЛЫЛА К СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ, КОТОРАЯ СВЯЗЫВАЕТ ЕВРАЗИЮ С АФРИКОЙ, И НА ЭТОМ ОСТАНОВИЛАСЬ.

Мудрецы древнего мира о том, что земля Израиля является мостом между Европой и Азией, не могли знать. Равно как и то, что материки дрейфовали, столкнувись в Израиле.


Синайская пустыня и Святая Земля Израиля являются (в масштабах Земного Шара) точкой, к которой приплыла отколовшаяся от Америки Африка. А гора Синай, на которой, согласно Священному Писанию, Моисею были вручены скрижали Завета, является эпицентром этого столкновения континентов! О чем не только во времена фараонов, но даже в первой половине XX века нашей эры ученые понятия не имели. Если предположить, что Библия написана не Богом-Создателем, а людьми, указанное совпадение места, в которое Моисей, следуя за находящимся в облаке Господом, вывел еврейский народ, с точкой столкновения континентов – ведь абсолютно немыслимая! Случайным совпадение места столкновения континентов с Святой Землей, и нахождение горы Синай, на которой была дарована Тора, в точке, в которой Африка столкнулась с Евразией, быть не может. Вероятность случайного совпадения истории Исхода с дрейфом континентов (который человечеству стал известен через три тысячи лет после Исхода), остановившимся на Святой Земле и произошедшим в точке нахождения горы Синай – равна нулю. Является ли сказанное в данном параграфе научным доказательством существования Бога и ставящим под сомнение атеизм? Похоже что так. Но ввиду особенной важности, прежде чем поставленная проблема войдет в учебники, она должна быть изучена учеными и теологами, став предметом обсуждения на конференциях и в научных журналах.

 

ПОСЛЕ ИСХОДА ЕВРЕЕВ ВЕЛИЧИЕ ЕГИПТА ПОШЛО НА СПАД

Случайно ли то, что после смерти Рамзеса Второго Египет никогда больше не достигал величия, достигнутого при его жизни – ни строительного, ни военного, ни территориального? Случайно ли то, что это падение произошло сразу после исхода евреев?

По современным оценкам, в Египте 3-его тысячелетия проживало от одного до полутора миллионов человек. Во втором тысячелетии до нашей эры – приблизительно вдвое больше. Примем максимальную оценку количества людей на территории всего Египта – и верхнего, и нижнего – в эпоху Рамзеса Второго 4 миллиона. Исход евреев означал исчезновение половины подчиненного фараонам населения. К тому же (как известно из всей дальнейшей истории человечества) населения смышленого и работящего. Неудивительно, что мощь египетской цивилизации после потери такого количества квалифицированных работников пошла на спад. Странно лишь, что падение мощи Египетской Цивилизации и государства с исходом евреев не связывают.

Поставим себя на место фараона, от которого желает уйти не полпроцента талантливого трудоспособного, а местами и гениального населения (подобного евреям из СССР), а около половины всех подвластных ему людей. Тут не то что злодей, или полуграмотный грамотей вроде Брежнева или Суслова, попытается воспрепятствовать такому исходу, катастрофичному для государства, а любой ответственный руководитель любой страны в любую эпоху поступит примерно так же, как (согласно Библии) поступил фараон, погнавшийся за евреями на колесницах. Взгляните на действия гуманного и демократичного правительства Испании после того, как Каталония попробовала демократически отделиться, соблюдая все требуемые законами действия. И что же: обрела она независимость? Разумеется нет. Правительство Испании поступало так же, как египетский фараон. Отличаясь от которого только тем, что оставить Барселону и ее население в Испании (в противоположность попыткам Египта Среднего Царства оставить уходящих евреев) им удалось. При этом все космополитичное руководство Каталонии, возглавлявшее борьбу за выход из Испании, оказалось в тюрьме! В то время, как египетский фараон был намного гуманнее, чем современные нам европейцы, оставляя Предводителя на свободе. Конечно, казни Египетские (нашествие жаб, нашествие кровососущих насекомых, заражающих малярией, вирусом западного Нила и другими кошмарами, мор скота, нашествие саранчи, тьма кромешная в то время, когда обязано всходить Амон-Солнце и освещать всё и всея, и, наконец, смерть первенцев в каждом египетском доме, заставит принять либеральное антигосударственное решение – пусть катятся, лишь бы миновали напасти. Но опомнившись и увидев, что от него – мать честная! – уходит половина его населения, и не как Спартак в Риме подняв восстание, а якобы мирно, любой на месте безымянного фараона из Пятикнижия за космополитами ринется! Остальное – читайте в Священном Писании.

Взирая из будущего на события далекого прошлого, вспомним, что спустя без малого четыре тысячи лет после исхода из Египта, исход евреев из сверхдержавы XX века не до рождества Христова, а после него привел к ее разрушению и распаду. Примерно то же самое, думается, произошло и с Египтом. Который, продолжая существовать до настоящего времени, пройдя через эпохи эллинизма, и христианизации, и ислама, мощи, которой он обладал во времена, в которые в нем находились евреи, расцвета строительства, искусства, архитектуры и культуры (Хатшепсут, Тутмос III, Аменхотеп IV-Эхнатон, Рамзес II и другие великие фараоны, правившие евреями) Египет не достигал более никогда. Совпадение? Или же в этом совпадении есть толика закономерности? Ответ на этот кажущийся провокационным, а в действительности абсолютно закономерный вопрос дать не рискну.

 

Юр Маг

Рош ха шана 5785 года

4 октября 2024 по Григорианскому календарю

Добавить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте:
Email: Пароль:

напомнить пароль

Регистрация