>> << >>
Главная Выпуск 6 NewConcepts Chapters
Geopolitical concepts*

Различия и преимущества культур

АВТОР Евгений Ясин бывший министр экономики, научный руководитель Высшей Школы Экономики
Январь 2015
Опубликовано 2015-01-05 13:00

 

Я хочу отвлечься от злобы дня и немного углубиться в историю. Различия культур, образовавшиеся в ходе длительного развития народов, являются важным фактором их успехов. Или отставания.

 

В недавно вышедшей книге Лоуренса Харрисона, моего друга, которая называется «Евреи, конфуцианцы и протестанты. Культурный капитал и конец мультикультурализма» (2014)

 

Харрисон, Лоуренс Евреи, конфуцианцы и протестанты : культурный капитал и конец мультикультурализма/ Лоуренс Харрисон ; пер. с англ. Ю. Кузнецова. — Москва:

русский перевод книги находится на интернете в свободном доступе

http://www.liberal.ru/upload/files/Harrison_p1-51.pdf 

 

 характеризуются особенности культур, которые более других способствовали прогрессу человеческой цивилизации. Харрисон, в частности, сравнивает Шотландию и Ирландию, две страны, искони заселенные кельтами. Ирландия богаче землями, пригодными для обработки. Примерно в одно время (IV-V вв.) эти страны были обращены в католицизм. В 1560-ом году в Шотландии произошла реформация в форме пресвитерианской церкви, которую основал Джон Нокс. Пресвитерианство связано с кальвинизмом, который проповедовал аскетизм, самоотречение и самодисциплину, содействовавшие развитию капитализма. Эта церковь стимулировала всеобщую грамотность: каждый должен уметь читать Библию, в конце XVIII века уровень грамотности в Шотландии был самым высоким в мире. Алексис де Теквиль, автор известной книги «Демократия в Америке» писал, что британские поселенцы принесли с собой христианство, которое можно назвать демократическим и республиканским в отличие от католицизма, где церковная иерархия стремилась сохранять власть. В том числе в Ирландии.

 

Шотландское просвещение уже в XVIII веке дало миру таких замечательных мыслителей, как Дэвид Юм и Адам Смит. «За всеми нашими идеями по поводу цивилизации, – писал Вольтер, – мы обращаемся к Шотландии». Здесь начиналась промышленная революция. Заработная плата была в 5-6 раз выше, чем в Ирландии. В середине XIX века население Шотландии было равно 3 млн. человек, Ирландии – 8 миллионов. В последней, одной из самых бедных и малообразованных стран того времени «картофельный голод» убил примерно 1 миллион человек. В 1845-88 гг. из Ирландии в США уехало 3,5 млн. человек. Когда я в школе учил географию, ирландцев было 4 миллиона. С 1960-го года за несколько десятилетий в Ирландии тоже произошло «экономическое чудо». Она осталась католической страной, но сам католицизм круто поменялся при папе Иоанне XXIII. Можно говорить, что различия между двумя странами объясняются различием религий. Во многом это так, но всё же не так. Именно разница в культуре, более широкой, чем религия, включающей многообразные ценности и нормы, в том числе различия в образовании, в ценностях и убеждениях людей.

 

Все в Шотландии читали Библию. Обратите внимание, до Октябрьской революции в России православие не считало умение читать обязательным для своих приверженцев. Судьба России в данном случае особенно интересует нас. Мы сегодня спорим, является ли наша страна европейской. А если не вполне, то нуждается ли она в масштабных культурных, институциональных изменениях, которые позволили бы ей воспользоваться в полной мере культурой Европы? В первую очередь правовой, идеями верховенства права, которые нуждаются в поддержке населения, владеющего соответствующими навыками. Корни русской культуры лежат в Византии, значит, они европейские по сути. Потом была эпоха азиатского влияния монголов. Пётр I произвёл преобразования, прежде всего в дворянском сословии, которые вернули страну в Европу. Уроки Крымской войны заставили Александра II осуществить реформы, которые довершили бы петровские начинания. Столыпинская реформа была задумана, чтобы довести необходимые культурные изменения до большинства населения. Октябрьская революция, я думаю, тоже была задумана с подобными целями (но возможно ли применение марксистской доктрины в отсталой крестьянской стране?). В конце концов отрицание рынка и капитализма, вместе с феодализмом, что было само по себе разумно, в отличие от покушения на рыночную экономику, привело Россию к движению вспять, к феодально-бюрократической культуре. В 1991-ом году реформами Гайдара это обратное движение было остановлено. Но потом надежды на силы государства, подкрепленные интересами бюрократии, снова сказываются на нашем развитии. Возрождаются устарелые традиции, в том числе религиозные. Усиливается противостояние Западу, а значит европейской культуре. Стоит задуматься.

Добавить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте:
Email: Пароль:

напомнить пароль

Регистрация