>> << >>
Главная Выпуск 8 Considerations and thoughts*
Considerations and thoughts*

Народ и Пушкин

Михаил Эпштейн
Июнь 2015
Опубликовано 2015-06-12 20:00



Сквозь множество фактов и новостей проступает простая схема:
1. Правитель ограбил свой народ, разложив миллиарды по карманам друзей.
2. Правитель ведет народ на войну, чтобы сохранить награбленное и остаться 
у власти.
3. Правитель рассорил свой народ со всем миром и готовится дорого продать 
свою власть — ценой ядерной войны, а значит, и возможной гибели 
человечества.
4. В ответ на все обвинения в лжи, коррупции и агрессии правитель даже не 
считает нужным оправдываться. Перед кем и за что? Я не делаю вида, что я 
лучше своего народа. И за это народ любит меня.
5. Народ ликует, славит правителя и желает ему править до самой смерти 
(своей).
И все это ради чего?  Неужели только для того, чтобы всем стали, наконец, 
понятны строки народного поэта А. Пушкина в их беспощадной наготе?


Молчи, бессмысленный народ,
Поденщик, раб нужды, забот!..
Подите прочь — какое дело
Поэту мирному до вас!
В разврате каменейте смело,
Не оживит вас лиры глас!        
Душе противны вы, как гробы.
Для вашей глупости и злобы
Имели вы до сей поры
Бичи, темницы, топоры… 
("Поэт и толпа")

 

Раньше воспринималось это по-школьному, как прекраснодушная риторика, обличение "светской черни". Не доходило до ума и сердца. И вот наконец дошло.   Так просто! И жутко...
 

Вообще "народ" вызывает у Пушкина, как правило, чувство горечи и 
презрения. Нет в русской литературе никого, более чуждого 
народопоклонству (кроме В. Набокова).  Народ в представлении Пушкина —  это глупость,  злоба, бесчестие, душевная окаменелость, но прежде всего —  рабство. 

 

Паситесь, мирные народы! 
Вас не разбудит чести клич. 
К чему стадам дары свободы? 
Их должно резать или стричь. 
Наследство их из рода в роды 
Ярмо с гремушками да бич. 
("Свободы сетятель пустынный...")

 

Точно так и выходит, как у Пушкина.  На двести лет предсказал. Сначала их стригут. Потом режут. А в ответ  — гремят послушные гремушки, стада  ликуют и просят еще — ярма, бичей.

=============================================================================================

 

ОБ АВТОРЕ: Михаил Наумович Эпштейн -  философ, филолог, профессор теории культуры и русской словесности университета Эмори (Атланта, США) и Даремского университета (Великобритания). Директор Центра oбновления гуманитарных наук (Даремский университет).

 

Автор 30 книг и более 700 статей и эссе,  переведенных на 18 иностранных языков,  в том числе "Парадоксы новизны" (М., 1988), "Философия возможного" (СПб, 2001), "Отцовство" (СПб., 2003), "Знак пробела. О будущем гуманитарных наук" (М., 2004), "Постмодерн в русской литературе" (М., 2005), "Слово и молчание. Метафизика русской литературы" (М., 2006), "Философия тела" (СПб, 2006), "Sola amore: Любовь в пяти измерениях" (M, 2011), "The Transformative Humanities: A Manifesto" (НЙ – Лондон, 2012), "Религия после атеизма: новые возможности теологии" (M., 2013), "Ирония идеала. Парадоксы русской литературы" (М., 2015)    

 

Лауреат премий Андрея Белого (1991),  Лондонского Института социальных изобретений (1995), Международного конкурса эссеистики (Берлин-Веймар, 1999), Liberty (Нью-Йорк, 2000).

Добавить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте:
Email: Пароль:

напомнить пароль

Регистрация