>> << >>
Главная Выпуск 10 New Concept symposiums
Интеллектуальные Камертоны

КОСМИЗМ В ЖИВОПИСИ, ЛИТЕРАТУРЕ, АРХИТЕКТУРЕ, НАУКЕ И МУЗЫКЕ

Юрий Магаршак
Сентябрь 2015

 Декларация принципов

 Related image

 

 

В Newconcepts cтатья представлена автором 24 июня 2015

 

Бесконечность во всех ее формах, от звездного неба и космического пространства до универсализма этики, эстетики и законов человеческого бытия (Государство Платона, философия Спинозы... ) издревле влекла человека. Находя свое выражение в искусстве, науке, архитектуре, философии, законодательстве и технологиях.

 

Космизм в музыке. Музыка Баха, устремленная к Богу, является одним из наиболее убедительных примеров космизма в музыке. Космичность которой не вызывает сомнения. Космичность музыки Баха определялась не только ее звучанием (многоголосием) и местом исполнения (храмы), но также и инструментом, для которого написано большинство произведений великого композитора (орган). Столь же космична музыка Генделя, жившего приблизительно в то же время, которого, в отличие от Баха который как бы сам по себе и ни к какому направлению не принадлежат а является сам по себе направлением, относят к эпохе барокко. В дальнейшем музыкальный космизм приобретал разнообразные формы: сонаты и оперы Моцарта, сонаты и симфонии Бетховена, ноктюрны Шопена, скрипичные фантазии Пагании, оперы Вагнера, импрессионистические вознесения Равеля и Дебюсси...

 

Космизм в литературе также чрезвычайно разнообразен: от романов Пруста и Достоевского до поэзиии Шекспира, Пастернака и Бродского. О космизме в литературе написано множество книг. Поэтому в декларации принципов об этом подробнее незачем говорить - это колоссальная тема. 

 

Космизм в живописи. Помимо живописи барокко, направления в искусстве которое было обращено к небесам напрямую, к космизму следут отнести работы многих художников от Бройгеля до Дали. Космизм в архитектуре в истории человечества принимал самые разнообразные формы: от вознесенных к небу, египетских пирамид, готических храмов, зиккураты и архитектуры барокко до архитектуры 20-ого века. Сиволами которой является Empire State Building и высотные здания, созданные или планировавшиеся к созданию советскими архитекторами. Среди которых следует выделить в первую очередь творения Бориса Иофана: неосуществлённый Дворец Советов в Москве, высотой 420 метров, венчать которое должна была статуя Ленина высотой 70 метров (напоминающий зиккурат Вавилона, на вершине которого стояла коллоссальная статуя – но не Ленина а Мардука, не человека а Бога. Сходство, о котором до сих пор, кажется, никто не рискнул говорить – а тем более в Советское Время) и здание Московского Университета, во время строительства которого Иофан впал в опалу и был отстранен с должности главного архитектора, что не помешало закончить строительство по его замыслу. Виднейшим петербургским архитектором 20-ого века, произведения которого (как осуществленные, так и сохранившиеся в рисунках) следут отнести к космизму являлся Лазарь Хидекель. В молодости являвшийся учеником Марка Шагала и Казимира Малевича. Самоопределяя направление своего творчества как супрематизм в архитектуре. Хотя, говоря отстраненно и беспристрастно, созданное им направление было оригинальным. По устремлению в пространство и космос - космизмом. В архитектуре 21-ого века, создаваемой с помощью все более технологически совершенных материалов, позволяющим зданиям «воспарять», космизм с каждым годом приобретает все более разнообразные формы. Здания, которые следует отнести к космизму, возводятся по всему миру от Арабских Эмиратов до Шанхая и Сингапура. Космизм в философии. Поиск универсальных истин являлся одной из фундаментальных задач философии с самого ее возникновения. Философия Платона, которую ее автор возводит к Сократу, с теорией универсальных идей – один из очевидных примеров космизма человеческой мысли. Так же, как философия Спинозы, Сартра, Бергсона, Рассела и многих других.

 

Русский космизм. Русский космизм является особым направлением мысли и явлениенм в цивилизации. А.В.Сухово-Кобылин разработал «Учение Всемира». В.И. Вернадский разработал учение о биосфере («живая сфера») — совокупности живого вещества Земли, проявляющего себя как единый организм,, а также учение о антропокосмизме. К выдающимся философам, внесшим существенный вклад в развитие космизма в философии, следует отнести Николая Бердяева и Владимира Соловьева. Обратим также внимание на известное высказывание героя Ф.М.Достоевского в Братьях Карамазовых, отражающее позицию самого писателя: «я недавно прочел один отзыв одного заграничного немца, жившего в России, об нашей теперешней учащейся молодежи: «Покажите вы, — он пишет, — русскому школьнику карту звездного неба, о которой он до тех пор не имел никакого понятия, и он завтра же возвратит вам эту карту исправленною». Никаких знаний и беззаветное самомнение — вот что хотел сказать немец про русского школьника.». Без сомнения, великий русский писатель подметил нечто вневременное в русской ментальности. Свойство, в науке являющееся визитной карточкой советского и российского мышления. Однако стремление даже обыкновенных русских людей к обобщению и перехода от частностей к общему не вызывает сомнения и является частью русской культуры. Видеть вечное в частном, все человечество в казалось бы локальной жанровой сцене (бесконечное количество жанровых сценок в России как часть русской культуры первым отметил, кажетсяч, барон Де Кюстин) является характерным и для поэззии Блока, и для романов Достоевского. И вовсе не всегда плохо. Нередко и гениально. Два космизма в Витебске после большевистского переворота: еврейский и христианский – которые столкнулись друг с другом. Большевистская революция ликвидировала не только черту оседлости для евреев.Она также раскрепостила еврейскую мысль и деятельность – во всех ее проявлениях. Витебск внезапно – оглядываясь из векового удаления – стал одним из центров мировой живописи. В котором творили и столкнулись друг с другом два общепризнанных гения – Марк Шагал и Казимир Малевич. Оказавшие на живопись двадцатого века громадное влияние. Картины и рисунки Марка Шагала, возносящиеся к небесам и по сюжету (летающие евреи), и по месту изображения (потолок Парижской Оперы, фронтон Метрополитен Оперы в Нью-Йорке) бесспорно являются выдающимися проявлениями космизма. Однако столь же космичны произведения другого гения, который, в отличие от родившегося в предместье Витебска Шагала, в Витебск приехал. Почему именно в Витебск? Только ли потому, что в голодное время Гражданской Войны в Витебске не было голода? Или Малевич почувствовал, что супрематизм надо преподавать в центре еврейской черты оседлости? Что его спор с Шагалом, христианина с евреем, будет чем-то вроде спора (заочного, но под одной Священной Обложкой Библии) Христа с Моисеем, нового Завета и Пятикнижия? Вопросы, которые для истории живописи чрезвычайно важны.


 

В век, в который в сознании доминирует сиюминутность, конкретность и частность, странным образом уживающиеся с бурным развитием технологий и проникновением в космическое пространство ракетами но не мыслями, космическое восприятие человека и человеческих отношений особенно важно. Поэтому обсуждение всех сторон космизма в человеческом восприятии, культуре и обществе, в их единстве и каждой в отдельности, представляется  своевременным. 


Добавить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте:
Email: Пароль:

напомнить пароль

Регистрация