>> << >>
Главная Выпуск 6 New Concept symposiums
ЯВЛЯЛСЯ ЛИ ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ КРЕСТИТЕЛЕМ?

Комментарий Сергея Чевычелова к статье Юрия Магаршака ЯВЛЯЛСЯ ЛИ ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ КРЕСТИТЕЛЕМ

Сергей Чевычелов

Вот, что накопилось, пока я не мог попасть в блог.

Относительно омовения.
Ритуальное омовение безусловно было у мужчин и у женщин, но оно было нечастым и связывалось с ритуальной нечистотой. У иудеев не было общественных микв, кроме, разве что, гостей. Простите за сравнение с нашей баней, в ней тоже моются мужчины и женщины, иногда вместе. Первыми ввели массовые омовения эссены около 200 лет до н э. Но женщин у эссенов не было (они размножались до вступления в общину, на стороне, и учениками)

 
1. Как погружал Иоанн не знаю. Но как погружались эссеи хорошо известно. Я считаю (и не только я), что Иоанн был эссеем. В 5 часу (11.00) эссеи собирались у большой миквы с естественной водой (озеро или искусственный водоем с родниковой водой, но не дождевая вода, как по иудейской традиции) снимали с себя рубахи и оставаясь в набедренных повязках, входили по грудь в воду и окунались. Перед омовением, стоя на берегу, они каялись, вроде бы, про себя (молча).
 

2. Иоанн был иудей, и вера была иудейская, По сути, Иоанн никакого отношения к ионнитам и мандеям не имеет — они его использовали. Так же как Христос никакого отношения к христианам не имеет — они использовали его имя и, если хотите, образ. Судя по кумранским свиткам, у эссеев есть особенности вероисповедования. Но эти особенности только эссейские, или были свойственны всем тогдашним иудеям, мы узнаем, когда найдем новые рукописи в Иудее, их там закопано еще много.
 

3. Кроме «я крещу вас в воде в покаяние» (это взято у эссеев), все есть в Ветхом Завете.

4. Опасность Иоанна как проповедника (как и Христа) в том,что это начало большого бунта. Похоже первым об этом догадался Валерий Грат (в моем романе эту мысль высказывает Тиберий Грату) — префект Иудеи до Пилата, и начал уничтожать проповедников сразу до расползания смуты. Пилат это продолжил.

 

 

Прочитал комменты к статье. Мне думается, что всё зависит от того, на какой концепции возникновения христианства Вы стоите. Их есть две, и они взаимоисключающие:

1. Христианство исторически возникло из иудаизма. Т.е. х. зародилось в Иудее после прибизительно 30 г. н.э. развиваясь вначале в Иудее и среди иудеев и затем перешло на другие провинции и другие народы. В таком случае, можно предположить,что Иоанн, как и последующие проповедники, мог обращаться к неиудеям заодно или целенапрвленно. Не могу забыть где-то у классика: на уроке божьем батюшка говорит «Христос говорил, что можно проповедовать и иудеям тоже.»

2. Х. возникло вне Иудеи в конце 1 века, опираясьтеоретически на иудаизм и Тору, используя мифы и реальные события в Иудее. Тогда Иоанн, как и Иисус, были обычными иудейскими проповедниками, не выходя за пределы иудаизма, как и эссеи, и обращаться могли только к иудеям.
Я почему-то склоняюсь к 2-й версии.

В таких вопросах я всегда призываю свое воображение. Так, например, я ошибался, когда не мог представить огромные миквы перед Храмом. Но все понял, когда узнал, что паломники приезжали на праздник загодя и останавливались в Иерусалиме или окрестностях, где успевали пройти через микву.


От Кесарии приморской до Тивериады и далее до восточного берега Иордана навряд ли проповедовал Иоанн. Попробуйте сейчас пройти пешком через Самарию Иудею и Галилею и захватить часть Переи. Распросите свидетелей Иеговы об их обряде крещения. Они крестят только взрослых, сознательно подошедших к этому моменту. Погружают один раз с головой. Иоанн вышел на служение проповедовать приход Мессии. Мессию надо было как-то встретить, покаяться. А как каяться? Фарисеи ставили тшуву после омовения. Эссены поставили тшуву перед омовением. А Иоанн сделал этот процесс одноразовым за жизнь. Конечно, Иоанн крестил всех без разбора для встречи с Мессией. Я даже думаю, он считал, что все люди одинаковы. Не мог же он отказать эллину в подготовке к концу дней.

Я попытался реконтруировать проповедь Иоанна. В Новом Завете указано единственное постоянное место для проповедей, это притвор Соломона в Храме. Как видно из чертежей 2-го Храма, сразу за воротами наружной стены располагался языческий двор, который кольцом огибал женский двор. Вдоль внутренней части стены Храма в языческом дворе были галереи. В восточных галереях и располагался Соломонов притвор. Он служил для народных учителей местом учения и проповеди (Иоанн 10:23; Деян. 3:11; 5:12). Вполне возможно, что эта галерея выполняла функции синагоги. Проповедовал ли там Иоанн Креститель неизвестно, но Иисус проповедовал точно. Я представляю это так. Проповедник вставал между колонн и обращался к проходящим. Те кто хотел его послушать подходил ближе. Нечто вроде стихийного митинга. Мы уже знаем, что языческий двор посещали не только иудеи. Вопрос, на каком языке говорил Иисус. Далее цитирую Тантлевского.


Более 90 процентов рукописей Кумрана написано на еврейском языке, остальное — арамейский и немножко греческий. Это говорит о многом. Вообще до находок в Кумране считалось, что не только разговорным, но, возможно, и литературным языком этой эпохи был почти исключительно арамейский. Прежде всего в качестве одного из аргументов приводился ряд цитат из Нового Завета, где сам Иисус и, например, Петр, произносят отдельные фразы по-арамейски. Например, последнее слово Иисуса в земной жизни, согласно Евангелиям, было произнесено им на арамейском языке. Он, погибая, цитирует стих Псалма 22 на иврите: Эли, Эли, ламаазавтани? «Мой Бог, мой Бог, почему ты меня оставил?» Последнее слово стиха он произносит на арамейском языке — савахтани. Для галилеян именно этот язык был первым, и Иисус, лишаясь сил, произнес последнее слово именно на нем. Наш великий ученый, ныне покойный Игорь Михайлович Дьяконов считал, что этот «языковой аспект», может быть, является самым сильным аргументом в пользу историчности самого события. Трудно себе представить, чтобы два евангелиста были настолько тонкими психологами, чтобы «придумать» этот нюанс.
Или, например, Иисус по-арамейски говорит: Талита куми, «Девушка, встань», когда воскрешает девушку. Петр говорит по-арамейски. Ведь все апостолы, кроме Иуды, были галилеяне. Наверное, они говорили больше на арамейском языке. Судя же по дошедшей до нас кумранской литературе, еврейский язык в эпоху эллинизма и раннеримский период был широко распространен, в Иудее по крайней мере, как литературный. Похоже, что кумраниты и говорили на нем {во всяком случае, иногда). Конец цитаты.

Я так и понимаю Флавия, Иоанн проповедовал иудеям, потому как проповедовал на арамейском языке, навряд ои дублируя себя на греческом. С другой стороны, неиудеи могли знать арамейский и слушать его.

Добавить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте:
Email: Пароль:

напомнить пароль

Регистрация