>> << >>
Главная Выпуск 8 New Concept symposiums
Интеллектуальные Камертоны

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО В ФАЗОВОМ ПЕРЕХОДЕ

Игорь Яковенко, Юрий Магаршак
Май 2015
Опубликовано 2015-05-03 17:00

 

 

Игорь Яковенко, Юрий Магаршак

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО В ФАЗОВОМ ПЕРЕХОДЕ

Concept paper

 

 

 

С появлением интернета в человечестве начался фазовый переход. Напомним: фазовый переход в физике – это переход из одного состояния в другое, существенно отличающееся от исходного, например из воды в лед или из льда в воду. И хотя между твердым и жидким состоянием H20 промежуточных состояний нет, переход из твердого в жидкое состояние водной среды имеет множество форм и может занять продолжительное время. Что особенно заметно весной. Примерно тот же процесс, что таяние снега с точки зрения физики: фазовый переход -  происходит в человеческой цивилизации на протяжении последних приблизительно двадцати лет.


С тех пор, как ~ 4 миллиарда лет назад возникла жизнь, для того, чтобы взаимодействовать, живым организмам было необходимо находиться на расстоянии, при котором хотя бы один из органов чувств (амебы, динозавра, дельфина, соловья, человека...) воспринимал сигналы, поступающие от передающего информацию существа. При восприятии глазом – в пределах прямой видимости, при восприятии человеческим ухом – на расстоянии не более сотни метров, на котором можно разобрать крик. Появление телеграфа, затем телефона и телевидения дало человеку возможность слышать и видеть происходящее на расстояниях десятки, сотни и даже тысячи километров. Изобретение факса позволило передавать тексты и изображения так, что они могли быть дистанционно напечатаны на бумаге. Создание интернета, соединившего пользователей компьютеров и сотовых телефонов всей земли наподобие соединений нейронов в мозгу, скачком перевело дистанционное взаимодействие homo sapiens на новый уровень. Электронная почта и скайп позволили не просто общаться, но и эффективно работать людям и коллективам, находящимся на больших расстояниях друг от друга. Поисковые системы (из которых Гугл является бесспорным лидером) позволили находить информацию по всему миру, перебирая миллиарды источников – ситуация в миллионы раз более эффективная, чем ручной поиск по каталогу в библиотеке. Сотрудники исследовательских лабораторий, участники конференций и руководители компаниями 21-ого века могут находится в Париже, Москве, Лондоне, Шанхае, Силиконовй Долине – но при этом эффективно взаимодействовать и творить. Передача не только мыслей (мечта телепатов), но и управление производствами на расстоянии стала реальностью.

 

Интернет позволил создать нечто вроде коллективного мозга, распределенного по Планете. А также Империи (такие как Империя Sony, Империя Microsoft, Империя Дженерал Моторс, Империя Google…), работающие на всех континентах, но при этом управляемые из одного центра, находящегося за тысячи километров от исполнителей и производств.   

 

Человечество незаметно для себя совершило ФАЗОВЫЙ ПЕРЕХОД. Произошло – и продолжает происходить – фундаментальное изменение состояния, которое оказало влияние на все стороны жизни: промышленность, research and development, экономику, политику, этику, торговлю, культуру, развлечения, обучение и социальную сферу. Поэтому осмысление происходящего, что (неизбежно) теряем, идя вперед, и к какому новому состоянию приближается человеческая цивилизация, является не просто важным, а абсолютно необходимым.

 

Многообразные и напряженные вызовы, которые открываются   современному человеку:  экономические, экологические, информационные политические,  связанные с окончанием огромного периода истории и вхождении человечества в этап,  качественные характеристики которого пока еще не прояснились,  настоятельно требуют обновления сознания.

 

Речь идет об обновление языка, обновление парадигматики, трансформация ценностей и стратегий, вытекающая из  новой картины мира и нового переживания реальности.

 

Наивно и самонадеянно полагать, что  познавая, мы изживаем заблуждения и движемся к истине. Во все времена    истина и заблуждения взаимопереплетались. Мифологизация атрибутивна человеческой природе. Однако, по мере развития, люди преодолевают вчерашние заблуждения, познают некоторый фрагмент истины и неизбежно  формируют новые заблуждения. В итоге обновленная картина позволяет понять изменившуюся реальность и  вырабатывать более адекватную стратегию исторического бытия. 

 

Стало общим местом утверждение, что в эпоху глобализации вырастает роль гуманитарного знания. Наше глубокое убеждение состоит в том, что новое  видение реальности, адекватное вызовам эпохи лежит на путях синтеза,  формирующегося в  рамках междисциплинарного диалога.

 

Реальность  последних десятилетий свидетельствует о несостоятельности  многих  теоретических моделей и  построений,  складывавшихся во второй половине XX –  начале  XXI веков. Крах мирового коммунизма,  критическая активизация  исламского мира, болезненные процессы постсоветского развития на просторах СНГ и, прежде всего, в России, вал миграции  мирового Юга, захлестывающий мировой Север, очевидный кризис политики мультикультурализма,  «арабская весна» – эти и другие процессы требуют своего осмысления в рамках  качественно новых теоретических  моделей.

 

Как нам представляется,  необходима площадка, на которой можно было бы объединить усилия  культурологов, антропологов, экономистов,  психологов,  специалистов работающих  в сфере  научной  прогностики, цивилизационной компаративистики, философии. В рамках такого форума можно было бы рассмотреть новые доктрины и нетривиальные  теоретические модели. 

 

В качестве первого шага мы предлагаем организовать  конференцию, которая могла бы послужить отправной точкой разворачивания  серьезного научного  диалога, лишенного политической подоплеки. Создание Оргкомитета, составленного из  признанных ученых, политиков, бизнесменов, экономистов и деятелей искусства позволит  отобрать участников, располагающих свежими идеями и способных  предложить глубокие, гносеологически емкие концептуальные модели. Подчеркнем, речь идет не об  идеологических упражнениях, а о  научном и философском осмыслении реальности с множественными практическими примененими.

 

Основной вектор теоретических интересов состоит в том, чтобы формировать  новое понимание логики всемирно исторического процесса. На этом пути видится возможность  преодолеть  мифологические компоненты идеологий Просвещения и  Прогресса, которые очевидным образом демонстрируют свою несостоятельность.  При этом проблему предлагается рассматривать как под национальным ракурсом ("глядя" из Лондона, Парижа, Калькутты, Шанхая или Нью-Йорка), так и на общечеловеческом уровне, в самом широком, в пределе глобальном  контексте.  

Добавить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте:
Email: Пароль:

напомнить пароль

Регистрация