>> << >>
Главная Выпуск 17 NewConcepts Chapters
Geopolitical concepts*

Патриотизм и национализм: в чем отличие и в чем суть?

Андрей САХАРОВ, директор Института российской истории РАН, Юрий МАГАРШАК, президент Международного Комитета Интеллектуального Сотрудничества
Август 2017
Опубликовано 2017-08-13 07:00
  • Image result for фото андрей сахаров директор история  Image result for фото юрий магаршак
  • ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ 07.05.2007
Соревнование с предками
Патриотизм и национализм: в чем отличие и в чем суть?

 
На протяжении тысячелетий в мире происходило соревнование между национализмом и интернационализмом. Побеждала то одна идея, то другая.

В Афинах Перикла торжествовал патриотизм. Формула "пристало властвовать над варварами грекам" была всеобщим кредо. В эпоху эллинизма, напротив, царствовал интернационализм. До такой степени, что и сам Александр Великий, и тысячи его сотоварищей женились на персиянках в один и тот же день.

В Риме до Цезаря торжествовал патриотизм, понимаемый одновременно как превосходство римлян над другими народами. В императорском Риме, напротив, смешение народов и в пределах империи, и вне ее (например, при формировании легионов из германских племен, решение, оказавшееся спустя столетия трагическим) стало нормой настолько, что в последние века существования Рима подавляющее большинство императоров вообще не были римлянами по рождению.

На смену национализму французской культуры «короля-солнце» Людовика ХIV спустя десятилетия пришел интернационализм буржуазной революции и Наполеона I.

Национализм официальной политики Александра III в царской России, унаследованный Николаем II, сменился идеологией пролетарского интернационализма большевиков в России советской.

Сегодня во всем мире националистические (или, как их называют внутри страны -- притом каждой страны, -- патриотические) тенденции торжествуют. Даже такие либеральные страны, как Франция и Нидерланды, все более явно ужесточают отношения к иностранцам, прежде всего из мусульманских стран. Россия не исключение. В свете этой всемирной тенденции, частью которой охвачена и Россия, вопрос о том, что же такое патриотизм и чем он отличается от национализма, является своевременным и закономерным.

Итак, чем отличается национализм от патриотизма? Это зависит от определения того и другого. Уинстон Черчилль, человек поразительной проницательности, вспоминая формулу Сэмюэла Джонсона, написал:"Патриотизм -- последнее прибежище негодяев". Имея в виду тот патриотизм, какой он видел вокруг себя, и не только в фашистской Германии. В самом деле: если под патриотизмом имеют в виду сознание своего превосходства над другими народами, такой патриотизм ничем не отличается от национализма. Патриотизм, являющийся синонимом тщеславия и спеси, не может вызвать ничего, кроме отвращения действительно просвещенных и демократически ориентированных людей, ненависти соседей и инородцев внутри страны. Но что еще хуже: патриотизм тщеславия, презрения и спеси абсолютно бесплоден. Сам по себе он не может породить ничего. Не говоря уж о том, что с точки зрения анатомии, антропологии и физиологии национализм просто неверен.

Говорят, негры лучше играют в баскетбол. В Америке это так. Но последний чемпионат мира, который выиграли испанцы, победившие в финале греков, убедительно показал, что люди с белым цветом кожи играют в эту игру ничуть не хуже, чем темнокожие.

Нам всем, видимо, не следует забывать и о том, что первые следы «человека умелого», отмеченные хронологически 2 млн лет тому назад, восходят к территории восточной и юго-восточной части Африки, а появление кроманьонского человека, ставшего предком современной человеческой популяции, также связано с африканским континентом. Предположение, что одна раса в чем-то лучше другой не оправдывается генетически -- более 99% генов всех людей независимо от расы одинаковы, об этом не следует забывать. Национализм и нацизм не оправдываются даже там, где это -- как в баскетболе -- кажется (и совершенно неправомерно) очевидным.

Народы по праву гордятся достижениями своих предков. Французы -- построенным предками Парижем, русские -- построенными предками Кремлем и Петербургом, египтяне -- храмами и пирамидами. Но надо иметь в виду, что предки есть предки. Те, кто строил Париж, являются предками не только французов. И те, кто возводил Кремль и Петербург, имеют потомками далеко не всегда русских и даже вообще российских граждан. Ну а что касается египтян -- в Древнем Египте вообще жил совершенно другой народ, арабами не являвшийся. Гордость за великие достижения предков, безусловно, правомерна. Но не следует забывать, что великие достижения прошлого являются в конечном итоге достижениями всего человечества. Они должны объединять, а не разъединять.

"Для правителей патриотизм -- орудие достижения властолюбивых целей. А для управляемых -- рабское подчинение тем, кто у власти. Патриотизм есть рабство". Как вы думаете, кто написал эти слова, идущие вразрез с представлениями о том, что такое патриотизм сегодня, слова, услышав которые даже самый миролюбивый патриот ХХI века ладони рефлекторно сжимает в кулаки? Кто посмел сказать, что патриотизм есть рабство? Космополит безродный? Человек без рода без племени? Враг России? Ничуть не бывало! Это определение патриотизма принадлежит Льву Толстому. "Патриотизм есть рабство" -- задумайтесь над этими словами величайшего писателя земли русской. Сравните с тем, как употребляется слово «патриотизм» на митингах и в средствах массовой информации в наши дни. И еще раз задумайтесь.

А вот что писал о национализме и патриотизме другой великий русский мыслитель, Николай Бердяев: «Прельщение и рабство национализма есть более глубокая форма рабства»... «Всякий раз, когда национализм провозглашает: «Германия для немцев, Франция для французов, Россия для русских», -- он изобличает свою языческую и бесчеловечную природу». «Эгоизм, корысть, самомнение, гордость, воля к могуществу, ненависть к другим, насилие -- все делается добродетелью, когдапереносится с личности на национальное целое. Для нации все дозволено, во имя ее можно совершать преступления с человеческой точки зрения. Мораль нации не хочет знать человечности».

Наши великие предки понимали опасность капкана патриотизма, понимаемого как превосходство над другими народами, делали все, что только могли, чтобы потомки -- то есть мы с вами -- не попали в этот капкан с приманкой.

Соблазнительность "приманки патриотизма" была очевидна не только русским мыслителям: это мировая проблема, которой не одна сотня и даже не одна тысяча лет. Восемнадцать веков назад римский историк Тацит сформулировал позитивную программу патриотизма: «Патриотизм -- это соревнование с предками». Определение патриотизма, данное Тацитом, не имеет ничего общего с национализмом -- ибо патриотизм этот созидательный. Он требует объективного и глубокого знания прошлого своей родины (притом подлинного, а не выдуманного идеологами, что способна осуществить неангажированная, жесткая в своей объективности историческая наука). Знания о величайших достижениях предков -- таких, которые истинны, признаны другими народами и являются вкладом в мировую цивилизацию.

Патриотам, которые соревнуются с предками не в ненависти, не в заносчивости и в чванливости, а в созидании, незачем маршировать по улицам с флагами. Им попросту некогда -- и незачем -- делать это. Им надо учиться и учить, создавать технологии и устройства, сочинять романы и оперы. Настоящий патриотизм деятелен, созидателен и скромен. Патриотизм и патриот напоказ вызывают у нас большие сомнения и наводят на мысль о том, что святые понятия и чувства используются в личных, притом неблаговидных, целях.

Если вы видите марширующих по улицам людей с патриотическими лозунгами, знайте: вряд ли это истинные патриоты. Истинные патриоты своей страны прежде всего созидают. Нет ничего более противоположного патриотизму -- согласно принятому в древности, в том числе и у древних римлян, определению, -- чем ненависть к иностранцам или вообще к кому бы то ни было. Патриотизм -- повторим еще раз, -- который достоин своего имени, должен быть притягательным и созидательным.

Патриоты в определении Тацита, патриоты, соревнующиеся с предками в том, что они оставят потомкам, преуспевали как раз в великие эпохи -- причем повсюду. В Афинах Перикла уверенно сносили прекрасные, построенные ранее храмы и строили еще лучшие, ярчайший пример которым афинский Акрополь. В Риме Адриана вместо мраморных дворцов Августа строили еще более величественные дворцы, развалины которых дошли до нашего времени. В России нет проблемы с недостатком земли. Нам не обязательно и не нужно сносить построенное -- разве что дома-уродцы и развалюхи. Но нашей коллективной задачей должно быть стремление оставить потомкам лучше и больше, чем оставили нам наши предки. Вот это и будет подлинный патриотизм!

Животворящий и созидательный патриотизм неотделим от гуманистических и демократических начал жизни человека и человечества, связанных прежде всего с духовным и материальным совершенствованием человеческой личности, ее свобод и преференций, с качеством жизни человека. В этом смысле творческий и созидательный патриотизм должен быть дополнен, по нашему мнению, таким политическим определением, как "демократический патриотизм". Он нацелен на благоденствие человека и нации, он противостоит национализму, замешенному на шовинизме, ненависти, презрении, чванстве и спеси, которые хотя и выражают некоторые стороны человеческого характера и общественных настроений, но никогда не доводили до добра ни человека, ни человечество.

Россия традиционно называла себя "третьим Римом" и считала себя его наследницей. Эта претензия, пусть и не в такой обнаженной форме, сохранилась и поныне. Не будем спорить. Пусть будет так. Поэтому представляется чрезвычайно уместным наследовать не только имперское сознание Рима Древнего и не только двуглавого орла, заимствованного Иваном III от Рима второго в качестве герба юной России, а и самые важные понятия, которые определяют самосознание нации. Патриотизм -- одно из таких основных понятий. Давайте унаследуем его от Древнего Рима. Давайте прислушаемся к Тациту. Давайте соревноваться с нашими предками.

Давайте сделаем так, чтобы творения наших индивидуальных и коллективных рук и умов, оставленные нашим потомкам, как минимум не уступали -- а может быть, превзошли -- высочайшие достижения наших великих предков. И тогда лица патриотов России будут во сто крат более привлекательны и притягательны для лучших людей всех стран. Пусть на наших лицах (являющихся визитной карточкой любого народа) будет написано не превосходство, не презрение и даже не гордость, а совершенно другие черты и чувства.

Демонстрировать патриотизм можно и нужно будет не на митингах и не маршируя в строю, а в аудитории, лаборатории, программируя перед дисплеем компьютера, рисуя, вспахивая родную землю, собирая с нее урожай, соревнуясь на спортивных ристалищах, сочиняя сонаты и повести -- одним словом, созидая.

Лицо Пушкина, пишущего бессмертные строки «Евгения Онегина», или лицо Чайковского, наносящего на бумагу только что родившуюся в голове мелодию, или лицо Менделеева в момент формулирования периодического закона, или лицо Королева, наблюдающего из пункта управления за полетом Гагарина, -- вот лица истинных патриотов России! У такой России есть не только будущее, но и прекрасное настоящее! В такой России будет замечательно жить: честно и праведно. В такой России патриотом -- на радость всем населяющим Россию народам и всей мировой цивилизации -- может быть каждый.

А войны? А безусловные в этом историческом контексте страдания народа? Какое место занимают они в системе патриотических ценностей?

Известно, что истоки, смысл и результаты войн со времен письменной истории человечества (V тыс. до н.э.) и до наших дней -- тайна за семью печатями, покрытая густым флером лжи, пропаганды, мифов. И все же по непонятным истории причинам и вопреки всем стараниям политиков со времен Рима и до начала XXI века народ своим, одному ему известным, удивительным обобщающим чутьем проникает в смысл войны, в которой он защищает свое существование, свою землю и все, что веками на ней создано. Ради этого люди жертвуют самой великой земной ценностью -- жизнью. А это значит, что для тех, кто совершает подвиг во имя Родины, ради живущих на этой земле людей, есть еще более высокая земная ценность -- патриотическое чувство любви к своему Отечеству. Никакие политические и идеологические ухищрения не способны поколебать и извратить это чувство. Оно свято. Оно как раз полностью сопрягается с гуманистическими и демократическими чувствами народа.

И люди, которые отражают в своей деятельности это чувство, встают в бессмертный ряд патриотов Родины, ее радетелей и защитников, независимо от своей национальности, социального статуса, вероисповедания.

Мы призываем всех, кому дорога своя страна, стать патриотами России в истинном смысле этого слова, патриотами созидания, патриотами соревнования с нашими великими предками и стремления оставить потомкам страну, которая была бы еще лучше и краше, чем та, которую наши предки оставили нам. Патриотам, патриотизм которых основан не на неприязни к тем, кто не такие, как мы, а на доброжелательности. Патриотизм которых привлекает, а не отталкивает. Не разрушает, а созидает, укрепляет и защищает.
 
Андрей САХАРОВ, директор Института российской истории РАН,
Юрий МАГАРШАК, президент Международного Комитета международного

Читайте также:

Каков реальный, а не придуманный вклад Ломоносова в мировую науку?

научные открытия не поэзия: они не бывают в масштабах России так же как научных открытий не может быть в масштабах научно-исследовательского института или Москвы. Они либо всемирные, либо не открытия вовсе. Разговоры о национальных открытиях напоминают написанное в учебниках Советского Времени сообщение, что братья Черепановы изобрели отечественный паровоз. И произошло это спустя годы после того, как паровозы в Англии стали перевозить по железным дорогам грузы и пассажиров.

Соцреалистические Картины, являющиеся проверкой на патриотизм и вшивость каждого, кто на них смотрит

Если при рассмотрении шедевров Мастера Соцреализма Ивана Владимирова испытывается жалость и сострадание к кулакам, попам, интеллигентам, капиталистам, шпионам, которые на них выявляются и уничтожаются - значит Вы сами из их числа! Значит Вас надо перевоспитывать. А в случае неперевоспитывания каленой метлой. Если же при взгляде на прилагаемые картины читающий эти строки ощущает себя на стороне простого народа, грабящего (по указанию Ленина) награбленное и беспощадно уничтожающего врагов, а одновременно с этим переполнятся ненавистью к поработителям и русо... в то время советскофобам, то в этом случае ты подлинный Патриот!

Текст присяги для тех, кто вступает в гражданство РФ, предложенный Жириновским

"пусть отсохнут мои руки и ноги, если я когда-либо перейду на сторону врага. И пусть мертвым будет мой язык, если когда-либо я скажу хоть одно плохое слово в адрес моей страны – России. Мне не нужны грязные деньги и посулы - я никогда ни на йоту не предам интересы моего государства." Цитата из Клятвы

Христос родился в Палестине и создал Россию, дева Мария — русская

«Иисус родился среди еврейского народа, но родился не для евреев, а для русских. Он ушёл из еврейского мира, который сомкнулся за его спиной. Ушёл туда, где должна была появиться Россия. Он ждал, когда на севере под Полярной звездой возникнет новый народ, ибо Полярная звезда есть звезда Вифлеемская, которая дошла до будущих русских пространств и остановилась на небе, возвещая о начале России»

Добавить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте:
Email: Пароль:

напомнить пароль

Регистрация