Библиотека Александрии Египетской чудо света, которое уничтожили религиозные лидеры во имя торжества каких то других идей
Опубликовано 2019-06-11 13:00
Александрийская библиотека как научный и культурный центр античности
Сегодня хотелось бы рассказать про библиотеку в Александрии Египетской, являющейся хранилищем знаний, культуры, маяком для учёных и философов и сокровищницей династии Птолемеев.
К сожалению, сведения о библиотеке в период её расцвета довольно скудны и основная их часть принадлежит более поздним авторам, жившим в период её упадка. Её называли по-разному: "Великая Библиотека", "Царская Библиотека", "Библиотека Мусейона" (библиотека являлась частью Храма Муз (Мусейона), религиозного, исследовательского, учебного комплекса, в котором работали учёные всех мастей на протяжении почти 800 лет). Основана предположительно в 290-е годы до н. э. Птолемеем I Сотером (тем самым сподвижником Александра Македонского, диадохом, который единственный из всех умер своей смертью, будучи глубоким старцем) в котором библиотека нашла ценного спонсора и покровителя.
Впрочем, его потомки мало чем отличались от своего предка в любви к Библиотеке. О них можно говорить много всего нелицеприятного, особенно после трёх первых Птолемеев, но одного у них было не отнять: они всеми способами старались улучшить её и дополнить новыми свитками. К примеру, известен эдакий анекдот о том, что все корабли, заходившие в порт Александрии должны были в обязательном порядке сдать все свитки и получить копии.
комментарий гл редактора NCJ: то, что заходившие в александрийский порт корабли не только обязаны были сдать все свитки для обнаружения не крамолы, а отсутствующих в Александрийской библиотеке свитков (!), но и обыскивались с целью найти отсутствующие в Александрийской библиотеке свитки, чтобы скопировать их а оригиналы вернуть на корабль (!!), директор Center for Earth and Space Нью Йорка Neil deGrasse Tyson считает не легендой, а бесспорным фактом. Который в одном из своих известных во всем мире фильмов о Вселенной, посвященному истории человечества, приводит в качестве примера варварства фанатиков, считающихся цивилизованными. Которые опаснее варваров и дикарей. Варварства фанатичной толпы, ведомой идеологами разрушения во имя того, во что они верят. Варварства, которое может повториться в любой момент. Разрушив не только библиотеки.
Ещё один пример: Птолемей III взял в долг у Афин государственный экземпляр произведений афинских трагиков, обещая вернуть, но вернул только копии, утратив огромный залог в 18 талантов.
В библиотеке работали многие выдающиеся учёные эпохи эллинизма, в том числе Евклид, Герон Александрийский, Архимед.
О фондах Библиотеки есть противоречивые сведения:
"(Царь) учредил две библиотеки, одну за пределами царского дворца, другую во дворце. Во внешней библиотеке насчитывалось 42 800 свитков, а в той, что находилась во дворце, — хранилось 40 000 «смешанных свитков» (Voluminum commixtorum), «простых же и разделенных» (Simplicium autem et digestorum) 90 000, как сообщает Каллимах, придворный царский библиотекарь, который также написал титулы для каждого свитка."
Другой источник гласит:
"Названный царь Птолемей Филадельф… когда собрал отовсюду на деньги царской казны книги в Александрию, по совету Деметрия Фалерского и других старцев, отвел им место в двух библиотеках. Во внешней библиотеке число книг равнялось 42 800. Другая библиотека, располагавшаяся внутри дворца, имела «смешанных» книг (греч. συμμίκτων) — 400 000, «простых» же и «несмешанных» — 90 000, как описал их по «Таблицам» Каллимах, являвшийся придворным царя, позже после приведения их в порядок."
Но историки доверяют более заниженным данным (хотя кое где говорится даже о 700.000 свитков). Есть так же сомнения относительно того, что могут означать "простые", "смешанные" и "несмешанные" книги. Больше похоже на истину мнение, что "простые" книги означают одно отдельное сочинение, "смешанные" книги это совокупность произведений, среди которых нужно было искать нужное.
Хранители библиотеки и их многочисленные помощники и переписчики постоянно каталогизировали, обновляли (переписывали свитки). Это требовало больших средств, времени и трудов, так как материал нужно было найти и обеспечить его достаточное количество, так как в древности свитки старше 200 лет считались большой редкостью и полежали копированию (ведь ими пользовались/читали очень часто (в зависимости от популярности) и износ был заметен уже через несколько лет, не говоря уже о веках), а таких свитков там было, как сказано выше десятки, если не сотни тысяч.
В 48-47 годах до н.э. Гай Юлий Цезарь увяз в египетских дрязгах за власть между Птолемеем XIII и его сестрой, небезызвестной Клеопатрой, на стороне которой, понятное дело, и сражался. В результате боевых действий случился пожар, уничтоживший часть фондов библиотеки, которая к тому времени была не в самом радужном состоянии и требовала капитального обновления. Кто говорит, что сгорело 40 тыс., кто говорит 400 тыс. книг, а кто то и вовсе утверждает, что погибли только копии, предназначенные для отправки в Рим и, таким образом, сама библиотека не пострадала вовсе.
Следующим этапом был некоторый расцвет: Марк Антоний сделал Клеопатре поистине царский подарок, передав Пергамскую Библиотеку в качестве свадебного подарка, объединив в одном месте фонды двух самых крупных библиотек античности, прибавив 200 тыс. книг.
За этим последовал двухсотлетний период затишья и относительного спокойствия, в течение которого римские императоры с горем пополам поддерживали библиотеку и даже строили дополнительные корпуса, а когда сгорела римская библиотека, прислали переписчиков для копирования и её восстановления. В это время Александрийская Библиотека уже потеряла свой религиозный статус и была переориентирована для нужд системы образования.
Во II веке Александрию посетил император Адриан, назначивший в Мусейон нескольких новых членов. Есть основания полагать, что эту политику продолжили его преемники Антонин Пий и Марк Аврелий. Однако, с началом кризиса Римской империи, в 216 году император Каракалла отдал Александрию на разграбление своим солдатам, что также могло повредить сохранности книг. При нём же понизился статус хранителей Музея и библиотеки, они потеряли ряд привилегий, восходящих ещё к эпохе Александра Македонского.
Но главная библиотека, предположительно погибла в 273 году, когда император Аврелиан, подавляя мятеж Зенобии, разрушил и сжёг часть города при взятии Александрии. Как говорится, лес рубят - щепки летят, ибо целью уничтожения библиотеки император вряд ли задавался.
Часть библиотеки, хранившаяся при храме Сераписа, была утрачена, вероятно, позднее. Время окончательной гибели библиотеки точно установит не удалось, так что предположительно, окончательная утрата всех фондов происходила постепенно, но основа погибла именно под сандалиями легионов Аврелина, если позволите так выразиться.
В 391 году в Александрии вспыхнул религиозный конфликт между язычниками и христианами, в результате которого был уничтожен храм Сераписа, где хранились остатки Александрийской Библиотеки (впрочем, достоверно точно не известно сколько там находилось книг, и вообще, находились ли они там), а шкафы из под книг позже использовались в различных храмах Александрии.
Но, даже после этого, Мусейон и библиотека в какой-то форме существовали и позднее событий 391 года.
Есть ничем не подтверждённые сведения того, что уцелевшие после таких суровых испытаний остатки рукописей погибли в VII-VIII веках при господстве мусульман.
Широко известно следующее предание: халиф Умар ибн аль-Хаттаб в 641 году дал повеление полководцу Амру ибн аль-Асу сжечь Александрийскую библиотеку, сказав при этом: «Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране, то они бесполезны. Если же в них говорится что-нибудь другое, то они вредны. Поэтому и в том и в другом случае их надо сжечь».
Но: "Специалисты хорошо знают, что это всего лишь благочестивая легенда, приписывающая Умару «добродетельный» поступок — уничтожение книг, противоречащих Корану, но в популярной литературе эта легенда иногда преподносится как исторический факт. Однако ни Иоанн Никиусский, немало сообщающий о погромах и грабежах во время арабского завоевания, ни какой-либо другой христианский историк, враждебный исламу, не упоминает пожара библиотеки."
Таким образом, сложно приписать утрату библиотеки конкретному событию или же обвинить в ней исключительно язычников, христиан или мусульман. Споры об этом — многовековая традиция. В частности, Плутарх винил Цезаря, Эдуард Гиббон — христиан, Григорий Бар-Эбрей — мусульман, а авторы современной Британской Энциклопедии возложили основную вину на Аврелиана. Но скорее всего, упадок и гибель Александрийской библиотеки было длительным процессом, естественным в своей основе, в который внёс свой "вклад" каждый из вышеперечисленных. С упадком классической филологии и отсутствии интереса у властей, не оказывалось средств для восстановления чудом уцелевших обветшавших свитков, которые требовали постоянного обновления.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте: |
||