Восприятие кинематографа как феномена истории, культуры и технологии
Опубликовано 2020-01-27 22:00
Восприятие кинематографа: стадиальные и культурные факторы.
Речь пойдет о событиях 50-40 летней давности, свидетелем которых стал автор. Так что это воспоминания пожилого человека и размышления культуролога.
Начнем с индийского фильма «Бродяга». Фильм был снят в 1951 году. Главный актер и режиссер Радж Капур. Фильм получил статус блокбастера и на некоторое время становится самым кассовым фильмом в истории Голливуда. В СССР премьера фильма состоялась осенью 1954 года. Повторно «Бродяга» выпушен в прокат в 1959, а затем в 1965 и позже. По итогам выпуска в кинопрокат «Бродяга» занимает третье место среди зарубежных фильмов. За все время его посмотрели 63 миллиона зрителей.
Первый прокат фильма я помню слабо, но начиная с 59 года «Бродяга» становится фактом отечественной культуры и пронизывает собой реальность, по крайней мере, в городах. Десяти-пятнадцатилетние мальчишки из малоблагополучных семей постоянно напевали «Абарагу- бродяга я». Существовал перевод песни главного героя на русский язык. В памяти осталось «Никто-нигде не ждет меня, бродяга я». Объективно, фильм прекрасный. Его можно назвать мелодрамой с высоким гуманистическим содержанием. Однако масштаб воздействия на аудиторию был эпохальным. И это заслуживает внимания.
С чем можно сопоставить реакцию на «Бродягу»? Хронологически ближе всего прокат в СССР, так называемых, трофейных фильмов. После войны, из фильмофонда Третьего рейха было отобрано и включены в список репараций несколько сотен фильмов, которые сочли подходящими для проката в СССР. Помимо собственно немецких, в прокат пошли американские, итальянские английские фильмы. В этом списке был легендарный «Тарзан», классика жанра вестернов «Дилижанс», а также фильм с участием оркестра Гленна Миллера «Серенада Солнечной Долины». Прокат трофейного фонда шел с 1948 до середины 50-х годов.Фильмы «Тарзан», и «Серенада Солнечной Долины», стали культовыми явлениями для послевоенного поколения советской молодежи. Вот что пишет об этом отечественная Википедия: "Трофейное" кино испортило целое поколение советской молодежи, пробудив в ней мечту об иной, не советской жизни. По словам Иосифа Бродского, "одни только четыре серии "Тарзана" способствовали десталинизации больше, чем все речи Хрущева на XX съезде и впоследствии".[1]
Так называемые «стиляги» - молодежная субкультура, появившиеся в конце 40-х годов и существовавшая все пятидесятые были немыслимы без просмотра названных фильмов. Это – поколение моих старших братьев. Я их застал и хорошо помню. Стиляги – декларативно западническая и первая молодежная субкультура советской эпохи. Это о них сказана знаменитая фраза: «Сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст». Попробуем представить себе отечественную кинопанораму конца 40-х – начала 50-х годов: «Волга – Волга», «Цирк», «Чапаев», «Мы из Кронштадта», «Небесный тихоход». На фоне однообразной и бесконечно тоскливой агитки «Серенада Солнечной Долины» стала посланием из другой Вселенной. Кинематограф имеет свойство транслировать целостность жизни. В этом контексте «Песенка водовоза» (фильм «Волга-Волга») как и остальные советские реалии не просто проигрывали, а превращались в труху.
Западничество стиляг было декларативно, но не сущностное. Английского в ту пору они, как правило, не знали. Представление о Западе имели самое поверхностное. Важен сам выбор «иного берега» и знаки этого – брюки дудочкой, особая прическа, сленг, который они использовал в разговорах между собой, новомодные танцы, пристрастие к джазу и т.д. Нам важно показать связь серьезных культурных процессов с практикой кинопроката в послевоенном СССР.
Следующая за «Бродягой» волна связана с итальянским кинематографом. Мы имеем в виду итальянский неореализм (середина 40х– первая половина 50-х годов) и более утонченных режиссеров-модернистов, выраставших из этого пласта: Федерико Феллини, Микельанджело Антониони. Эти фильмы показывали в СССР с середины 50-х годов. Причем, они имели беспрецедентный успех.
Безусловно то был прекрасный кинематограф. Обновление киноязыка. Отказ от постановочности (натурная сьемка, неприукрашенный показ жизни низов, (Рим – открытый город. Росселлини. 1945 г.; Похитители велосипедов. Витторио де Сика 1948 г.; Рим в 11 часов. Джузеппе де Сантис 1952 г.).
Однако, наряду с очевидными и безусловными достоинствами неореализма (Как, впрочем, и фильма Раджа Капура) был еще один фактор, котором не схватывается сознанием, далеким от цивилизационных и историко-культурных штудий и, поэтому, не формулируется. Мы имеем в виду стадиальную и социокультурную близость отечественного зрителя к кино- героям и обстоятельствам их жизни.
Что такое Индия начала пятидесятых годов. Это нищая восточная страна. Голодная жизнь в трущебах, криминальная среда,необходимость воровать – все это реальность бытия миллионов людей. Отсюда судьба главного героя Раджа, и его проблемы, и безнадежная любовь к девочке из состоятельной среды Рите.
Свидетельствую, послевоенная Москва середины -второй половины 50-х годов во многом совпадала с картиной мира, явленной зрителю в фильме «Бродяга». Я – ребенок из благополучной семьи, наблюдал во дворе и общался с нищей безотцовщиной, детьми уголовников, ребятами, осилившими еле-еле шесть классов и т.д. Блатная феня была частью языка подростков. Я прекрасно понимал, что дома и в школе так говорить нельзя, а во дворе – другое дело. Темы разговоров и шутки соответствовали описанному.
Иными словами, фильм «Бродяга» являл послевоенному советскому зрителю понятную и знакомую реальность. Это был их мир, их драмы и их коллизии. Различие в музыкальных ритмах и одежде не имели значения. Срабатывало узнавание и сердечный отклик.
То же самое мы можем сказать и об итальянском неореализме. Италия сороковых-пятидесятых – нищая аграрно-индустриальная страна. Итальянское экономическое чудо начинается во второй половине 50-х и идет до середины 70-х годов. В результате, Италия вошла в число мировых лидеров.
Фильмы неореализма являют зрителю традиционно бедное общество. Подчеркнем, не разоренное войною, а бедное в чреде поколений общество с высоким уровнем традиционного сознания. При этом шумное, экспансивное, не унывающее. Эта картина отсылала к нашему опыту и вызывала сочувствие. Смотреть про это было интересно, и, несмотря на множество частных реалий, узнаваемо. Это вам не Ингвар Бергман, Берталуччи или Кокто, предполагающие сформированный вкус, культуру восприятия, ассоциативное мышление и т.д. Послевоенная Италия гораздо ближе к советской России, чем это может показаться. Помимо безусловных достоинств неореалистического кинематографа здесь также срабатывала как стадиальная, так и культурная близость.
============================================
[1] «Первые трофейные фильмы» .Википедия Словарная статья. e11enai.livejournal.com> 12037 html
Читайте также:
Речь пойдет о восходящем к миру традиционной культуры ненормативном пласте фольклора. Научные судьбы этой сферы отечественной словесности весьма драматичны. Репрессивная православная культура, раздирающая целостный мир на бестелесное, «духовное» должное и низкий профанный мир эмпирического сущего, плюс сакральное отношение к написанному и, особенно, напечатанному тексту задали табуацию к написанию всего того, что было отнесено к сфере ненормативного
Ретроспектива позволяет увидеть моменты неразличимые на малом расстоянии. Прошло тридцать лет, и что-то постепенно проясняется.
вадцатый век продемонстрировал очевидную несостоятельность мифологий Просвещения и Прогресса. Проблема не в том, чтобы изжить мифологическое, и добиться сверкающей чистоты рационального сознания. Это в принципе невозможно, как невозможна любая финалистская утопия. Проблема в том, чтобы поддерживать сознание общества в таком состоянии, когда уровень мифологии (мы имеем в виду как долю, в целостности массового сознания, так и объемные характеристики той части общества, которая пребывает в сумеречном пространстве самой разнообразной мифологии) не превышает некоторых критических пределов, за которыми начинается дестабилизация и дорога в пропасть.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте: |
||