Советская власть базировалась на мигранте первого поколения
Опубликовано 2020-01-28 00:00
Ретроспектива позволяет увидеть моменты неразличимые на малом расстоянии. Прошло тридцать лет, и что-то постепенно проясняется.
Советская власть базировалась на мигранте первого поколения. Бежавший из умирающей деревни, полуграмотный, не понимавший чуждый ему город, мигрант держался за единственную опору – «нашу власть», свято ей верил, поддерживал и одобрял. Однако, этот ресурс конечен. В 1961 году в РФ сельское и городское население сравнялись. А это означало, что процесс размывания города пошел на убыль. В городах рос объем мигрантов второго поколения. А это уже другая песня. Они родились в городе, у них с 16 лет паспорт. Мигранты второго поколения в той или иной мере включаются в потребительские стандарты и т.д.
Советы осознавали всеобщее образование как важный ресурс в борьбе за мировое господство (тогда это называлось «победа социализма во всем мире»). Помимо приличного среднего образования. была создана мощная система высшего образованияи это – бесспорная заслуга советской власти. А далее мы сталкиваемся с любопытным парадоксом. Власть рассматривала техническую и гуманитарную интеллигенцию как инструмент решения внешне и внутренне политических проблем. За ними очень серьезно присматривали. Цензура, железный занавес и гос-идеология делали свое дело. Однако существуют объективные законы формирования человеческого сознания. Человек включающийся в поток рациональной культуры высокого уровня имеет шанс «заразиться» и стать автономной личностью. И это неизбежно происходило. Причем, шансы на такую метаморфозу у мигранта второго-третьего поколения значительно выше, чем у мигрантов первого поколения.
Как писал Карл Маркс, буржуазия создает и развивает своего могильщика – пролетариат, который рано или поздно свергнет власть капиталистов. Советская власть создавала «нашу», советскую интеллигенцию, верных сынов партии. А интеллигенция эта вначале отчуждалась от всего советского, а потом, при первой возможности похоронила вышеозначенную советскую власть.
Читайте также:
Речь пойдет о восходящем к миру традиционной культуры ненормативном пласте фольклора. Научные судьбы этой сферы отечественной словесности весьма драматичны. Репрессивная православная культура, раздирающая целостный мир на бестелесное, «духовное» должное и низкий профанный мир эмпирического сущего, плюс сакральное отношение к написанному и, особенно, напечатанному тексту задали табуацию к написанию всего того, что было отнесено к сфере ненормативного
Речь пойдет о событиях 50-40 летней давности, свидетелем которых стал автор. Так что это воспоминания о эволюции кинематографа пожилого человека и размышления культуролога.
вадцатый век продемонстрировал очевидную несостоятельность мифологий Просвещения и Прогресса. Проблема не в том, чтобы изжить мифологическое, и добиться сверкающей чистоты рационального сознания. Это в принципе невозможно, как невозможна любая финалистская утопия. Проблема в том, чтобы поддерживать сознание общества в таком состоянии, когда уровень мифологии (мы имеем в виду как долю, в целостности массового сознания, так и объемные характеристики той части общества, которая пребывает в сумеречном пространстве самой разнообразной мифологии) не превышает некоторых критических пределов, за которыми начинается дестабилизация и дорога в пропасть.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте: |
||