>> << >>
Главная Выпуск 27 Воспоминания об Эпохах
Воспоминания об Эпохах

Греческая цивилизация Олимпиад

Февраль 2020
Опубликовано 2020-02-12 15:00

 Image result for древние олимпийские игры Image result for древние олимпийские игры

Мир честных состязаний

Летоисчесления каждой цивилизации и каждой веры берут начало от самых важных с точки зрения это цивилизации или этой веры событий.

 

 

В древней Греции летоисчисление берет начало не так, как во всех прочих верах и цивилизацих. Летоисчисление греков начиналось с учреждения первых Олимпийских состязаний в 776 году.

Задумаемся, что это означает. А означает начало летоисчисления не от возникновения мира, или от легендарных действий Богов, а от созданного людьми. По инициативе Геракла и Зевса – но людьми. Летоисчисление греков ведется с момента начала первых честных состязаний между людьми. Именно честные состязания греки считали наиболее важным, тем, что их отличало от всех прочих народов. Олимпийские Игры, а не создание театра или изобретение демократии было положено Греками в основу исчисления времени. Говоря о том, что современная цивилизация является наследницей цивилизаций Греции и Рима, это необходимо иметь в виду.

Задумаемся вдругорядь. Герои Илиады и Одиссеи, Ахилл, Язон и Одиссей, жили до начала Греческого Летоисчисления. Они были греками до того, как была изобретена Греция. С Олимпийскими играми, а затем тремя другими агонами. То есть честными состязаниями людей. Не коллективных (город на город к примеру), а соревнованиями гомо сапиенсов. Один на один.

На олимпиадах атлеты состязались голыми. Почему? Не только лишь для того, чтобы насладиться красотой созданного Богами мужского тела и чтобы в состязания, притоврившись мужчинами, не вступали женщины (такие попытки бывали). Но главное – чтобы не зависеть от качества (говоря современным нам языком) спортивного инвентаря. Скажем, сандалий. А в наше время – от качества шеста при прыжках с шестом, лыж, смазки и много еще чего.  Олимпиадах состязались индивидуальные люди в том виде, в каком они сотворены Богами.  Без парикмахеров (куаферов) и шьющих одежду портных (кутюрье). Как это происходит на конкурсах Красавиц и Евровидении.

Во времена Одиссея, Гектора, Ахилла и Менелая были поединки между героями не на жизнь а на смерть, но честных соревнований еще не придумали. Гектор не соревновался с Ахиллом в беге вокруг Трои, а бежал, потому что когда быстроногий герой его догнал, то убил. Таким образом, во Времена Илиады и Одиссеи до начала Греческого Летоисчисления было еще далеко

С честных состязаний между людьми началась История Греции. С Первой Олимпиады. Состоявшейся в 776 году до н.э.  Считая от 2020-го года, 2796 лет назад. Ведя летоисчисление от первой Олимпиады (если бы они не были отменены на целых 1500 лет) мы с Вами живем в первый год 699-ой Олимпиады по ГЛ - Греческому Летоисчислению.

Аго́н (др.-греч. ἀγών) — борьба или состязание у греков и римлян

В греческой мифологии Агон — персонифицированных Бог состязаний. Его статуя, изображающая мужчину с гантелями в руках, находилась в Олимпии.

От «агона» произошло слово агонизм ряда европейских языков, которым называют постоянное соперничество, состязание художников, скульпторов, живописцев, учёных.

Четыре агона Греции: Олимпийские игры проводившиеся с 776), Пифийские игры (с 586), Истмийские игры (с 582) и Немейские игры (с 573) превратились в общенациональные праздненства. Заведовали агоном (то есть организацией игр) коринфяне, но почётное председательство в Играх имели афиняне, в честь героя Тезея. 

Главными из агонов считались ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ, проводившиеся в Олимпии на полуострове Пелопоннес. От которой и происходит название игр. Всего было проведено 293 Олимпиады. Игры проводились с 776 года до н. э. по 393 год н. э., когда после того, как Христианство было сделано государственной Религией Римской Империей, они были запрещены Феодосием.  

Состязания на агонах были гимнастические, конные, поэтические и музыкальные. В конных состязаниях победителем объявлялся не возница, а хозяин лошадей.  Поэтому одним из победителей Олимпиад законно смогла стать женщина, имя которой дошло до нашего времени: её звали Киниска.

 

Олимпийский огонь считался символом похищенного с небес Прометеем для того, чтобы люди обрели разум (преступление, за которое Титан был прикован к скале).  Одиннадцать женщин, представлявших Весталок, зажигали факел от света Солнца с помощью параболического зеркала, концентрировавшего лучи.  На этом священная функция жриц оказывалась исчерпанной, поскольку женщинам присутствовать на Олимпиадах категорически воспрещалось. Огонь в Олимпию доставлялся сорока юношами.

Олимпийские игры начинались объявлением священного перемирия. То есть состязание людей на Агонах считалось священным и выше вражды! Звучит вроде обыденно, тогда как на самом деле, это было совершенно невероятно! И остается таким по сей день. Представить себе, что во время первой или второй мировой войн все воюющие державы прекратили военные действия, чтобы состязаться на стадионе, советские и гитлеровские солдаты вместе пировали и обнимались, и только после окончания Олимпиады войну не на жизнь а на смерть возобновляли. Невероятно до невозможного. И даже потешно.  Олимпийские игры Нового Времени, пришедшиеся на Мировые Войны, 1916 в Берлине, 1940 в Японии и 1944 года в Италии были отменены. В Древней Греции это было абослютно не так! Враждовавшие граждане городов откладывали оружие и мирно смотрели на состязания вместе на одних и тех же трибунах. А атлеты из враждующих городов столь же мирно соревновались. Представить что это произошло в XX веке можно разве только в кинокомедии.

Современные Олимпийские игры были возрождены в конце XIX века Пьером де Кубертеном. Летние Олимпийские Игры  начиная с 1896 года проводятся каждые четыре года,с перерывом на Европейские Войны.

В праздничных состязаниях древности могли участвовать лишь полноправные эллины. Варвары, а также подвергнувшиеся атимии греки, а могли быть только зрителями.

Атимия (греч. ἀτιμία, «бесславие, презрение») 

В Древних Афинах  наказание атимией  состояло из двух частей: лишении гражданского права и общественном презрении. Человек, подвергшийся атимии, не имел права выступать в Народном Собрании, занимать должности, служить в армии и участвовать в Олимпийских играх.  В частности, атимии подвергался затеявший публичный процесс, если его прекращал или при разбирательстве не получал 1/5 голосов судей. Если бы афинская атимия действовала сейчас, нужно было бы лишить права заседать в конгрессе большинство американских сенатов и конгрессменов.

В Спарте полному лишению прав подвергались те, кто убегал с поля боя. Атимии подвергались также постигала также холостяки, остающиеся неженатыми после определенного возраста.

 

Единственными женщинами, допущенными на трибуны зрителями Олимпиад, были жрицы Деметры. При этом женщины имели возможность принять заочное участие в Олимпийских играх, просто прислав свою колесницу (победителем считался владелец лошадей, и первой чемпионкой стала Киниска). Кроме того, специально для спортивных женщин греки сделали исключение и организовали специальные игры, победительница которых получала оливковый венок и еду виде... почетного мяса! Состязались ли женщины обнаженными и присутствовали ли на этих соревнованиях мужчины, история целомудренно не уточняет.

Число зрителей олимпиад исчислялось десятками тысяч. Города Греции на агонах состязались не только в спорте, поэззии, живописи и музыке, но также в обилии приношений.

Праздник происходил в первое полнолуние после летнего солнцестояния, то есть попадал на аттический месяц Гекатомбеон, и длился пять дней, из которых одна часть была посвящена состязаниям, другая часть — религиозным обрядам с жертвоприношениями, процессиями и общественными пирами в честь победителей. По словам Павсания, до 472 до н. э. все состязания происходили в один день, а позднее были распределены на все дни праздника.

В первый день атлеты (участники) клялись и приносили жертвы богам. Судьи тоже клялись, что будут честно судить. Если бы какой нибудь город был уличен в применении того, что в наше время называется допингом, это был бы величайший позор. Однако нечестность на Олимпиадах древности (в отличие от олимпиад Нового Времени) ни разу обнаружена не была.

Следующие 3 дня проходили соревнования. Во время состязаний выявлялся сильнейший (наград за второе и третье места не существовало), при этом числовые результаты и рекорды не устанавливались.

Если бойцы уставали, разрешался перерыв для отдыха (как в наше время в боксе, футболе, хоккее, но не во время бега). Если же и после отдыха победитель не выявлялся, то бойцы обменивались оговорённым числом ударов, не защищаясь. Поединок завершался сдачей соперника: побеждённый поднимал руку, когда был не в силах оказывать сопротивление. Античные лекари считали кулачный бой (с нокдаунами и нокаутами) хорошим средством против хронических головных болей. Что с медицинской точки зрения Нового Времени звучит довольно абсурдно. За исключением того случая, когда удар одного из бойцов приводил к смерти другого.

На 72-й Олимпиаде в 492 до н. э. Клеомед из Астипалеи убил во время поединка Икка из Эпидавра и был лишён титула победителя в кулачном бою. Великим бойцом был Тисандр из Наксоса на Сицилии, победивший в четырёх Олимпиадах. Павсаний замечает, что от Наксоса не осталось даже руин и только благодаря Тисандру сохраняется память о городе.

Филострат заметил: идеальный боец в панкратионе тот, кто борется лучше, чем боксёр, и боксирует лучше, чем борец

Арихион из Фигалеи на 54-й Олимпиаде был задушен и умер, выигрывая панкратион в третий раз. Даже мёртвым он стал победителем, потому что его соперник первым признал поражение, не в силах терпеть боль от сломанного Арихионом большого пальца на ноге[9]. Труп Арихиона увенчали венком под рукоплескания зрителей.

Все виды проводились в один день в определённом порядке, начиная с прыжков. Прыжковая техника отличалась своеобразием: атлет использовал гантели в руках для увеличения дальности прыжка. Максимальная дальность прыжка по античным авторам доходила до 15 м. Неизвестно, было это преувеличением авторов или прыжок состоял из нескольких стадий, подобно современному тройному прыжку.

Сначала на 25-й Олимпиаде (680 до н. э.) были введены гонки квадриг. Затем к ним добавлены на 33-й Олимпиаде (648 до н. э.) скачки на лошадях, и на 93-й Олимпиаде (408 до н. э.) гонки колесниц с двумя лошадьми в упряжке. Аналогично тому как проводились соревнования в категориях между мужчинами и юношами, так и в скачках были две категории: взрослые лошади и жеребцы. Среди победителей в гонках квадриг отмечены македонский царь Филипп II и римские императоры.

На 68-й Олимпиаде (508 до н. э.) лошадь Фейдола из Коринфа в начале бегов скинула седока, но тем не менее прошла всю дистанцию правильно, повернула вокруг столба и остановилась после финиша. Ей присудили победу и увенчали неудачного седока венком.

 

Соревнования трубачей и герольдов

На 96-й Олимпиаде (396 до н. э.) в программу Игр были добавлены состязания между трубачами и герольдами, как логическое следствие соединения спорта и эстетического наслаждения в воззрениях эллинов. Известно, что во время проведения Олимпийских игр писатели и поэты читали вслух свои творения, художники выставляли на агоре свои произведения. После завершения Игр скульпторам заказывали олимпийские статуи победителей, а поэты слагали в их честь хвалебные песни — энкомии.

Геро́льд (от лат. heraldus — глашатай или от нем. «Herald») — глашатай, вестник, церемониймейстер при дворах королей, крупных феодалов; распорядитель на торжествах, рыцарских турнирах. Герольд был также судьёй на турнире (страж турнира): подавал знак к началу турнира, мог остановить слишком ожесточённый бой. Герольд ведал составлением гербов и родословий.

Герольды систематизировали знания о гербах, выработали общие принципы и правила их составления и распознавания и в конечном счёте создали науку «гербоведение» или «геральдику». 

 

Гай Юлий Цезарь построил в честь празднеств по поводу освящения своего форума (форум Цезаря) в 46 г. до н.э. на Марсовом поле первый (временный) стадион для соревнований атлетов. Затем при императоре Домициане в 85 г. он был расширен[3]. Стадион длиной 275 м и шириной 106 м вмещал в себя 10 600 человек (по иным данным до 15 тысяч зрителей).

Однако такого общеимперского значения, как в Греции до ее завоевания Римом, Олимпийские игры более не имели. 

 

 

 

Добавить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте:
Email: Пароль:

напомнить пароль

Регистрация